tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Статьи

Новогодние открытки старого Тамбова

К концу 19-го века в Европе и России возникла традиция дарения открыток. Первая в мире почтовая карточка — открытое письмо, получившее название «открытка», появилась 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии. Она была выпущена Почтовым управлением под названием «корреспондентская карточка». А в январе 1872 года с разрешения министра внутренних дел выпускается первое русское открытое письмо с чистой лицевой стороной и оборотом для адреса. С течением времени открытые письма завоевывали все большую и большую популярность. На них стали появляться разного рода изображения, виньетки, рисунки. Они украшали открытку и привлекали к ней еще большее внимание.

В начале 1890-х годов в Европе появляются открытки с изображением достопримечательностей города. Рига, Петербург, Москва сначала заказывают в Европе такие же открытки со своими достопримечательностями, а с 1895 года начинают издавать самостоятельно. К началу столетия выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Пользуясь популярностью у покупателей, открытки стали выпускать очень многие — от крупных типолитографических фирм до владельцев писчебумажных магазинов, аптек и мелочных лавок.

В самом начале XX столетия на почтовых бланках появились фотоснимки Тамбова. Все видовые открытки Тамбова — черно-белые, тоновые и многокрасочные напечатаны способом фототипии. В дооктябрьский период выпуск открыток в Тамбове, как и в других городах, был рассчитан, главным образом, на приезжих. В связи с этим, значительная часть открыток издавалась с наиболее популярными сюжетами. По перечням открыток основных издателей можно выделить несколько таких сюжетов: Набережная, Дворянская улица, Трегуляевский монастырь, общий вид города, Гимназическая улица, Цна, Большая улица, Казанский монастырь, Духовная семинария, Музыкальное училище, Нарышкинская читальня, Дом Асеева, Женская гимназия, Государственный банк. Среди издателей тамбовских открыток фигурируют и крупные московские, петербургские фирмы, но большую часть видовых открыток Тамбова выпустили местные издатели: типография П. Москалева, торговый дом Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, книжный магазин И. Ф. Зотова, аптекарский магазин Б. С. Боровского, магазин А. Н. Васильева, М. А. Шераношера, В. Ф. Смурыгина, аптеки А. А. Лана. Открытки эти сразу же стали использовать как поздравительные — по любым случаям.

Первые тематические художественные поздравительные открытки появились в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. Изданные в большинстве своем литографским способом, часто присыпанные блестками или давленые, открытки сразу же стали привлекательны для желающих найти не слишком дорогой подарок. Открытые письма или открытки были сразу же предназначены для пересылки по почте без конверта, что не остановило издателей в выборе способов их оформления. В давленые цветы вживлялся шелк, кошкам вставлялись стеклянные глазки и вклеивались шелковые бантики, красавицам приклеивались настоящие локоны и причудливые шляпки с перьями, платья или делались из ткани, или вышивались по изображению, люди и звери вклеивались из бархатной бумаги, у объемных плюшевых медвежат шевелились лапки, птицы вклеивались из настоящих перьев, печать покрывалась глянцем, посыпалась толченым стеклом. Несмотря на запреты на пересылку подобных изданий, они путешествовали по почте в открытом виде и, как ни удивительно, невредимыми доходили до адресата.

К зимним праздникам открытки печатались с тремя типами надписей: «С Рождеством Христовым», «С Новым годом» и «С Рождеством Христовым! С Новым годом». Русские сюжеты были крайне разнообразны: очаровательные детишки Бем, Лебедевой-Анохиной и Лаврова с текстами из русских пословиц, шутливые деревенские сценки Зворыкина и Верова, крестьяне Каразина, барышни XVIII века Плошинского, а в период войны 1914–1917 годов появились сцены из жизни солдат и детей в солдатской форме.

На рождественских открытках в изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, лапки елок, Дед Мороз и олени. Кстати, Дед Мороз был ввезен к нам из Германии, но быстро обрел русский зипун, валенки, шапку, спутниками его стали деревенские детишки. Очевидно, в Германии его прототипом и был святой Николай, но в России мы можем связать его с Морозом из сказок и Дедом с бородой из мочала, зазывавшим в ярмарочные балаганы на Масленицу.

Сюжеты новогодних открыток изобилуют цветами, бокалами с шампанским и листками четырехлистного клевера. В России переняли австрийскую традицию изображать на новогодних открытках символы благополучия — подковы, незабудки, розы и необычные листки клевера. Его 4 листочка символизируют веру, надежду, любовь и счастье.

За двадцать лет существования поздравительной открытки в дореволюционной России было создано около двадцати тысяч разнообразных изображений: это и работы отечественных художников, и европейские открытки с русскими надписями, и работы типографов. Последние поздравительные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918–1919 годах. Все это продавалось открыто еще несколько лет параллельно с активной атеистической борьбой. К моменту отмены празднования Нового года в 1931 году подобные открытки можно было найти только у букинистов. Только в период Великой Отечественной войны были разработаны основы той поздравительной советской открытки, которой мы пользовались вторую половину двадцатого века.

С 1989 года неоднократно на территории России были попытки переизданий пасхальных и рождественских открыток начала XX века и издания новых. Но в период плохо работающей почты мы уже привыкли к телефонным поздравлениям и чаще всего вкладываем открытки в подарок, даже не сопроводив их текстом.

Список литературы:

Чапкина, Мария Яковлевна. Москвичи поздравляют! [Текст] : рус. поздравительная открытка, 1897–1917 гг. / Мария Чапкина. – М. : Контакт-Культура, 2009. – 255 с.

Лаврентьева, Елена Владимировна. Детство мое... [Текст] : Дети в русской фотографии второй половины XIX – начала XX вв. / Е. Лаврентьева, В. Штульман. – М. : Белый город, 2008. – 357 с. : ил.

Большая книга Рождества [Текст] / Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 863 с.

Культура русской провинции: новые исследования [Текст] : Материалы науч.-практ. конф. / Тамб. обл. краевед. музей ; Отв. ред. В. П. Кудинов. – Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2002. – 119 с.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю