tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

Журналу «Крестьянка» — 95 лет

В нашем детстве и юности Интернета не было. Всё самое интересное мы узнавали из телепередач, книг, газет, журналов. Каждая советская семья выписывала несколько наименований газет, журналов. Выхода их ждали с нетерпением. Так было и с журналом «Крестьянка». Особенно он пользовался популярностью в сёлах и деревнях...

Первый номер журнала вышел в свет 95 лет назад, в 1922 году. В советский период своего существования «Крестьянка» рассказывала о трудовой деятельности женщин села, воспитании детей, о новом быте и культуре. Равноправие сельской женщины, путём вовлечения её в трудовую деятельность в 20-е годы проходило сложно — она и так трудилась наравне с мужчинами. Крестьянка выполняла «мужской труд» и «женские тяготы» по хозяйству и уходу за детьми: «Ты работала, а решал всё он, хозяин, — твой муж, отец, брат. Смиренно, как что-то нужное, несла ты и побои, и пьяную брань».

Медленно стала крестьянка привыкать к тому что женщина, «баба» мужику ровня, что она не рабочая скотина, а строительница жизни, наравне с ним. Счёт мужскому полу предъявлялся серьёзный: рукоприкладство, пьянство, непосильная работа, превращение в «рабынь». А чем баба хуже? Противопоставляется этой тяжкой доле такое наблюдение «поумневшей бабы»: «Мужики дерутся вроде бы меньше, мой-то кобель, так бывало, наскакивает, так и наскакивает, а теперь нет. Я сама скалку в руки, смотри, так вот и тресну!». Обо всём этом и печаталось в журнале «Крестьянка», но однако он создавал иллюзию, что везде бабы поднимаются, по «новой дорожке идут», нужно им только не бояться и включиться в борьбу за новую долю. Так по рассказам в «Крестьянке», мужики присмирели перед угрозой скалки и женотдела. В реальности же изменения происходили очень медленно, были случаи убийства «бунтовавших» женщин их мужьями. Какой путь предлагал журнал читательницам? Стать делегатками, председательницами сельсоветов, записаться в кружок ликбеза, ехать в город учиться.

«....Крестьянка, без тебя хозяйство не восстановить! Везде ты нужна: и в кооперации, и совете... везде ты своим словом можешь и должна сказать и про нужды хозяйства, и про свои „бабьи нужды“, и про нужды ребят твоих». Журнал в 20-е годы обращается ко всем крестьянкам, не делит их на «кулачек», «середнячек», «беднячек».

Кохозницы, батрачки,
беднячки и середнячки —
Чтоб крепла колхозная ваша семья
Читай журнал свой «Крестьянка».

Но одной из важных проблем женщин сёл и деревень являлось то, что они бедны и не могли собрать деньги на подписку журнала даже вскладчину, поэтому писали в редакцию о том, чтобы им выслали его бесплатно. Редакция отвечала: «Пишите нам о своей жизни и работе и за это будете получать журнал».За опубликованные заметки читательниц «Крестьянка» платила им гонорар.

На страницах журнала выступали М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. Для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, Александр Твардовский.

В первых номерах журнала рубрик не было, позже они появились и стали постоянными. Основные: «Статийный отдел» — статьи о политике партии по отношению к деревне селу, «Крестьянка и кооперация» — заметки о кооперативах, «Наука, жизнь, работа» — научные статьи, аннотации новых книг, «Для детей» — статьи и рассказы для чтения вслух, «Крестьянка в домашнем хозяйстве» — материалы по домоводству, как хранить продукты, готовить различные блюда и т. д.

В 30-е годы на страницах журнала рассматривались политические, экономические процессы, коллективизация была одной из главных тем. Так же стали печататься советы по уходу за собой, выкройки модных платьев.

Во время Великой Отечественной войны основной функцией «Крестьянки» стала мобилизация трудящихся женщин на выполнение задач, обеспечивающих успешную деятельность армии и тыла. Для этого в программу журнала были включены передовые статьи о ходе войны и об участии в ней женского населения, военные очерки о женщинах-фронтовиках, был открыт раздел «В помощь фронту», где публиковались материалы о выполнении планов крестьянами находившиеся в тылу и обеспечивающие фронт продовольствием. Появились рубрики «Обеспечим бойцов тёплыми вещами», «Колхоз — фронту».

В послевоенном периоде больше упор делался на содержание журнала «Крестьянка», который подбирался с целью «лучшего устроения женской жизни», «форм женского быта». По тематике он освещал вопросы любви, семейных кризисов, прав женщин, воспитание детей, публиковались странички кулинарных рецептов, страничка моды.

В 50-е годы журнал характеризуется яркими иллюстрациями, как правило, репродукции известных «проверенных» художников. Читательницы вырезают и украшают ими свои дома. Таким образом украшал собственную дачу даже Сталин. Почему-то больше всего он любил репродукцию картины «Девочка с ягнёнком». Увидев как-то в журнале «Крестьянка», Сталин собственноручно вырезал её и поручил поместить в рамку. Потом всюду возил «картину с собой».

После смерти Сталина журнал поместил его портрет на обложке в траурной рамке.

60-70-е годы словно возврат на машине времени в старые времена. На обложках журналов «Крестьянка» в эти годы девушки изящны, красивы, грациозны и обязательно нарядны. Им подражали, на них равнялись. Советские женщины умудрялись красиво одеваться и модно выглядеть в эпоху дефицита именно благодаря этому журналу.

Следующие годы — годы, когда в «Крестьянке» на первых страницах печатаются делегаты очередного съезда, спортсмены, лётчики, космонавты, ударницы труда. Так же это время характеризуется особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя. В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны. Журнал писал о том, что нужно «обживать пугающих всех рынок и учиться предпринимательству». В нём появилась реклама, детективы, гороскопы. Красота и правильное поведение, по версии журнала, — главный актив современной женщины. Диеты здесь подаются, как путь к возможности «гордо щеголять в мини».

Сегодня «Крестьянка» продолжает оставаться любимым журналом для многих россиянок. Его читают, как молодые, так и пожилые женщины. Здесь публикуются литературные произведения, интервью известных женщин, советы по уходу за домом и семьёй, ведению хозяйства, кулинарные рецепты и другая информация для женской читательской аудитории. По популярности «Крестьянка» входит в пятёрку ведущих глянцевых журналов для женщин, приобретаемые в России.

Среди тамбовчан печатавшихся в журнале был известный карикатурист, графический дизайнер, Лауреат Международных конкурсов в Токио (1982 год), в Габрове (1983 год) Владимир Сергеевич Коноплянский. Родился он в Тамбове в 1933 году в семье дизайнера Сергея Петровича и архитектора Нины Михайловны. Проиллюстрировал 6 научно-популярных книг. Участник более, чем 20-и всесоюзных и международных конкурсов карикатуры. Почётный член Академии художеств России в 2014 году.

В журнале «Крестьянка» за 1985 год печаталась статья А. Васильева «Как это делали на Тамбовщине». В ней можно почитать о женщинах, которые трудились в колхозе, работали доярками, но не забывали, что они — женщины.

Собирались вместе за самоваром: всё это было красиво и удобно, снимало массу насущных и ещё недавно так тяжело разрешаемых вопросов. Например, библиотекарь Таисия Михайловна Рекутина просто приходила на чашку чая обсудить последние сельские новости. Потом разговор заходил о недавних интересных поступлениях в библиотеку.

И сегодня журнал «Крестьянка» можно найти в областной библиотеке имени А. С. А. Пушкина. Здесь подготовлена выставка, посвященная этому юбилею.

«Крестьянке» — 95
На ниве просвещенья.
Она готовить, шить, вязать
Нас учит, без сомненья.

Про живопись и про кино
Расскажет просто, ярко,
Как будто в целый мир окно
Колхозниц и доярок,

Врачей, учительниц и всех,
Кто был женой и мамой...
И ждал заслуженный успех
Журнал прекрасный самый!

А. Николаева

Список литературы:
1. Минаева О. Д. «Может ли баба справить мужичью работу?» // Вестник МГУ. Серия: журналистика. – 2014. – № 5. – С. 112-119.
2. Минаева О. Д. Содержание и формы военной пропаганды в советской печати для женщин (1920-1930-е г.г) // Вестник МГУ. Серия: журналистика. –2013. – № 4. – С 6-21.
3.  Крестьянка. – 1985. – № 5. – С. 19
4. Крестьянка. – 1984. – № 11. – С. 8


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю