tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10:00 до 19:00
Четверг: с 11:00 до 20:00
Суббота — воскресенье: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Издательская деятельность

Библиомозаика

дайджест
Выпуск 4

ББК 78.3
Б 59

Составитель:
С. В. Истомина, главный библиотекарь научно-методического отдела ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Редактор:
И. С. Мажурова, заведующий научно-методическим отделом ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Библиомозаика [Текст] : дайджест лит. по библ. делу / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, науч.-метод. отд. ; сост. С. В. Истомина ; ред. И. С. Мажурова. – Тамбов, 2015. – Вып. 4. – 2015. – 26 с.

.pdf версия дайджеста

Четвёртый выпуск дайджеста включает в себя обзор актуальных статей из профессиональных периодических изданий 2015 года — «Библиотековедения», «Библиографии», «Информационного бюллетеня РБА», «Научных и технических библиотек», «Библиотечного дела», «Современной библиотеки», «Университетской книги», «Молодых в библиотечном деле».

Содержание
Библиотеки в современном обществе
Информационные технологии
Молодые в библиотечном деле
Из опыта работы российских библиотек
Актуальная информация

Библиотеки в современном обществе

Фирсов, В. Год литературы : подводим итоги, оцениваем перспективы [Текст] / В. Фирсов // Унив. кн. – 2015. – Дек. – С. 20–22.

Год литературы в совокупности с завершившимся ранее Годом культуры должны были оказать на общество долговременное влияние. Они не привели к принципиальным изменениям в механизмах организации культурной деятельности либо её финансирования. Основными результатами должны стать определённые изменения нашей ментальности, как профессиональной, так и в области массового сознания и в идеологии управления.

В настоящее время идёт работа по законодательному обеспечению библиотечной сферы: принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном экземпляре документов“»; в работе проект Федерального закона «О культуре», в котором максимально подробно прописана ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за организацию библиотечного обслуживания. Готовятся предложения в Стратегию реализации государственной культурной политики. После принятия общего законодательства в сфере культуры будет вестись работа над новой редакцией Федерального закона «О библиотечном деле».

В то же время в 2015 году не было принято решений о государственной программе поддержки чтения. Нужна утверждённая на правительственном уровне межведомственная программа, включающая все звенья формирования и пропаганды культуры чтения: поддержку авторов, издателей, книжных магазинов, библиотек и т. д.

Среди проектов, реализованных в 2015 году наиболее крупными были фестиваль «Книги России» на Красной площади и инициированный Российской национальной библиотекой и стартовавший в Год литературы сайт «Литературный мир России» (www.nlr.ru/res/litkarta). Сайт представляет библиотеки всех типов и различной ведомственной принадлежности, музеи, учебные заведения, писательские и краеведческие объединения, туристические и авторские организации — всех, кто генерирует информацию о многообразии литературной культуры Российской Федерации.

Мещерякова, В. В. Юбилейный конгресс : итоги 20 лет [Текст] / В. В. Мещерякова // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 49–53.

В Самаре 17–22 мая 2015 года прошёл Всероссийский библиотечный конгресс. Юбилейная ХХ ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации объединена общей темой «Библиотеки в Год литературы в Российской Федерации» и приурочена к трём юбилеям: 20-летию РБА, 20-летию учреждения Общероссийского дня библиотек и 155-летию Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Основные темы заседаний секций: разнообразные аспекты работы библиотек, носящих имена писателей-земляков; основные проекты Года литературы в контексте взаимодействия библиотек и издателей; трансформация библиотек различных типов в последние годы, их проектная деятельность в Год российской истории, Год культуры и Год литературы; инновационные проекты по продвижению книги и чтения (в том числе в специальных библиотеках для слепых); деятельность мобильных библиотек в сфере продвижения чтения; библиотечная политика и законодательство; формирование библиотечных фондов и др. Работу Конгресса сопровождала XVI Выставка издательской продукции, новых информационных технологий, товаров и услуг, развернувшаяся в Самарской областной универсальной научной библиотеке и открытая для профессионалов и горожан.

ИФЛА подписывает Гаагскую декларацию : немедленная реформа IP-законов! [Текст] // Библиотековедение. – 2015. – № 4. – С. 82–83.

6 мая 2015 года в Брюсселе Лига европейских научных библиотек обнародовала Гаагскую декларацию по открытию знаний в цифровую эпоху. ИФЛА одной из первых подписала этот документ, цель которого — поддержать соглашение о свободном предоставлении доступа к фактам, данным и идеям для открытия знаний в цифровую эпоху. Декларация поддерживает принципы инновационного подхода к получению данных.

1. Интеллектуальная собственность была создана не для регулирования свободного потока фактов, данных и идей, её основная цель — продвижение исследовательской деятельности.

2. Люди должны свободно анализировать факты, не боясь контроля или последствий.

3. Лицензии и условия договоров не должны запрещать людям использовать факты, данные и идеи.

4. Этические ценности при использовании технологии извлечения данных необходимы для развития в соответствии с изменяющимися технологиями.

5. Инновационные и коммерческие исследования, основанные на использовании фактов, данных и идей, не должны запрещаться законом о защите интеллектуальной собственности.

В Гаагской декларации изложен стратегический план (Дорожная карта) в поддержку передовых методов и производственно-технической базы.

Фирсов, В. Р. Сокращение сети государственных и муниципальных библиотек Российской Федерации в 2011–2014 гг. [Текст] / В. Р. Фирсов // Библиография. – 2015. – № 4. – С. 3–18.

Мониторинг состояния сети общедоступных библиотек в стране с 2011 г. осуществляет Российская национальная библиотека (РНБ) в рамках Общероссийского проекта «Корпоративная полнотекстовая база данных „Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации“». В основу наблюдения 2011–2014 гг. положены данные 82 региональных и республиканских библиотек — участниц проекта, а также сведения о сети, представленные центральными библиотеками либо органами управления культурой регионов, не имеющих представительства в проекте. Проведённый мониторинг выявил следующие изменения сети муниципальных библиотек.

Сокращение сети библиотек наблюдается в большинстве субъектов РФ (в 75 регионах). За три года закрыты 1857 библиотек. Причины закрытия библиотек: сокращение бюджетных ассигнований, систематическое недофинансирование областным бюджетом в виде дотаций; оптимизация средств в бюджете сельского поселения; нецелесообразность содержания; исключение из сети малоэффективных, неработающих сельских библиотек; предаварийное состояние зданий и отсутствие финансовых средств на ремонт.

— Разрушение сетевой организации библиотечного обслуживания населения на муниципальном уровне и, как следствие, целостности информационно-библиотечного пространства региона и страны в целом.

— Изменение режима работы библиотек; увеличение количества библиотек, обслуживающих читателей по сокращённому графику, с минимумом услуг.

— Неравномерность распределения сети библиотек по территории страны.

— Возвращение библиотек из культурно-досуговой среды в библиотечную.

— Восстановление системы организации библиотечного обслуживания на принципах централизации (рецентрализация).

— Открытие и строительство новых библиотек.

Процессы оптимизации характерны и для центральных библиотек субъектов Российской Федерации. За последние три года не раз наблюдалось слияние библиотек, а также передача их в муниципальную собственность. Сетевые трансформации привели к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций.

Автор статьи формулирует ряд выводов и предложений.

1. Необходимо наладить на новой основе государственный статистический учёт библиотечной деятельности, перейти к учёту библиотечных услуг, оказываемых различными типами учреждений и организаций.

2. Требуется обеспечить государственный контроль за соблюдением социальных нормативов по обеспечению населения библиотеками.

3. Целесообразно подготовить «Методические рекомендации по вопросам организации библиотечного обслуживания населения» с учётом изменений, внесённых в законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении Федеральным законом 136-ФЗ (от 27.05.2014 г.).

4. Желательно на законодательном уровне закрепить обязанность органов государственной власти субъектов РФ по созданию и содержанию системы государственных общедоступных библиотек региона.

Серов, В. А. Быть или не быть библиотекам? [Текст] / В. А. Серов // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 5. – С. 3–12.

Автор статьи отвечает на вопрос, как библиотека может бороться с засильем электронного чтения, и высказывает свою точку зрения по вопросу о дальнейшем развитии библиотек. Он выделяет следующие перспективные направления.

1. Отказ от противопоставления бумажных книг электронным, использование этого тандема для укрепления позиций библиотечных организаций.

2. Организация мероприятий на качественно ином уровне.

3. Организация зон комфортного чтения. Это направление особенно актуально для сельских библиотек.

4. Обязательная реклама акций и мероприятий библиотек на привычных для данного населённого пункта рекламных местах (видеотабло, рекламный ролик на местном ТВ или радио). В печатных СМИ объявления должны быть крупными и красочными, бросающимися в глаза.

5. Изменение внешнего и внутреннего традиционного вида библиотечного учреждения, разработка с помощью дизайнеров оригинального стиля в зависимости от целевой аудитории.

6. Отказ от стационарного обслуживания. Следует делать упор на пункты книговыдачи в высокопроходимых местах: торговых центрах, развлекательных комплексах и т. п.

7. Развитие информационных технологий, переориентация читателя на использование бесплатной электронной литературы в библиотеках. При этом издания в электронном формате должны быть удобно читаемыми как с монитора стационарного компьютера, так и с мобильного устройства. Каждая библиотечная сеть должна обладать собственным живым сайтом с регулярным обновлением контента с обратной связью с использованием в режиме реального времени, имеющим интерактивные сервисы: электронный каталог, онлайн справки, виртуальные туры, справочная информация об изданиях и др.

8. Сотрудничество с администрацией населённых пунктов.

Анохина, Л. А. Стратегическое управление развитием муниципальных библиотек как ресурс развития региона // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 75 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib75/rba75.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Современное представление о муниципальной библиотеке сильно изменилось в силу того, что в настоящее время происходит эволюция её социальной роли в обществе. К традиционным функциям библиотеки добавляются новые, направленные на изменение внутрибиблиотечных технологий и формирование новых конструктивных отношений с органами местного самоуправления и взаимодействия с различными социальными группами.

От муниципальных библиотек сегодня ожидается активное участие в процессе формирования местных сообществ и развития их социальной активности. Деятельность библиотеки на сегодняшний день разворачивается в двух приоритетных направлениях: в сторону реализации информационных потребностей местного населения и в помощь органам местного самоуправления. Муниципальная библиотека выполняет роль посредника между органами местного самоуправления и местным населением. Именно максимальная приближённость к населению позволяет библиотеке стать центром притяжения для организации работы по выявлению и решению проблем муниципалитета, определению «точек роста» муниципального образования и построению схемы использования тех позитивных ресурсов, которые являются наиболее актуальными и приоритетными в плане дальнейшего развития.

Автором рассматривается опыт работы муниципальных библиотек Самарской области, в которой разработана Концепция развития муниципальных библиотек на 2014–2020 гг. «Многофункциональная библиотека — навигатор социально-экономического развития муниципального образования Самарской области». Концепцией определено, что библиотека начинает выполнять роль навигатора социально-экономической жизни муниципалитета как интегрированного центра услуг, влияющих на жизнеспособность и привлекательность муниципалитета. При этом в каждом муниципальном образовании формируется своя модель муниципальной библиотеки, которая в первую очередь соотносится с особенностями, проблемами и ресурсами каждого муниципалитета.

Несмотря на различие в стратегических направлениях развития муниципальных библиотек, все они решают задачи по выявлению проблем, характерных для конкретного муниципального образования и касающихся каждого его жителя. Библиотека, реализуя роль посредника между жителями и органами местного самоуправления, привлекая свои ресурсы, создаёт пространство включения в решение этих проблем всех жителей муниципалитета. На пассивном уровне посетители библиотеки (жители муниципалитета) смотрят, слушают, выполняют, при желании, определённые задания для реализации какого-либо проекта. На активном уровне в деятельность библиотеки включаются посетители (жители муниципалитета) со своими предложениями, проектами, инициативами, выступая при этом организаторами и исполнителями реализации собственных предложений. В таком формате взаимодействия равноправными партнёрами выступают жители муниципалитета, библиотека, органы местного самоуправления. На интерактивном уровне происходит постоянное активное взаимодействие жителей муниципалитета, органов местного самоуправления, гражданского общества по решению существующих проблем. При этом население способно не только самостоятельно предлагать проекты и инициативы, но и изыскивать ресурсы для их внедрения и дальнейшего развития.

Левин, Г. Л. Ретроспективная национальная библиография : основные тенденции современного развития [Текст] / Г. Л. Левин // Библиотековедение. – 2015. – № 5. – С. 8–14.

Национальная библиография занимает ведущее место в мировой системе библиографии, существует практически во всех современных государствах. Это создание и распространение универсальной по содержанию и целевому назначению библиографической информации о документах по тому или иному признаку связанных с государством и/или народом (этносом), в форме ретроспективных (за прошлые годы) и текущих (о вновь выходящей литературе) библиографических ресурсов. Сложились три основные формы национальной библиографии: 1) территориально-государственная, 2) языковая, 3) комплексная. Основной объект — отечественные документы (выпущенные на территории государства).

В настоящее время ретроспективная национальная библиографическая информация создаётся и распространяется не только в традиционной печатной форме, но и в электронной (сетевые ресурсы, издания на компакт-дисках). Можно выделить семь основных видов: 1) ретроспективные библиографические указатели; 2) кумулятивные библиографические указатели; 3) ретроспективные («репертуарные») базы данных (БД); 4) интегрируемые (кумулятивные) библиографические БД; 5) каталоги национальных библиотек и специализированных фондохранилищ; 6) национальные ретроспективные сводные каталоги (СК); 7) национальные сводные каталоги-репертуары. При этом в электронной форме могут существовать и ретроспективные указатели, и текстовые каталоги (каталоги-описи), в том числе и сводные. Первичной (и основной) становится электронная форма.

Российская книжная палата (РКП) — центр текущей регистрации и учёта отечественных изданий. Ретроспективная составляющая её деятельности заключается в ведении БД на основе кумуляции текущей информации об обязательном экземпляре российских изданий и в формировании БД на основе ретроконверсии печатных источников государственной библиографии за период до начала электронной обработки. Общероссийские национальные библиотеки — Российская государственная библиотека (РГБ) и Российская национальная библиотека (РНБ) — специализируются в области национально-репертуарной библиографии, преимущественно по дореволюционному периоду. Национальные библиотеки и архивы печати (книжные палаты) республик в составе Российской Федерации создают ресурсы по документам своих республик и их титульных народов, включая экстериорику.

В отечественной практике используются все известные в мире признаки учёта документов в национальной библиографии, адаптированные к отечественным условиям: территориальный (территориально-государственный и территориально-республиканский); языковой (на русском или другом языке народа России: во всём мире, на территории Российского государства, за рубежом); страноведческий (россика) или республиковедческий; народоведческий; авторский (по месту рождения или этнической принадлежности); комплексный (в различных комбинациях признаков). Наиболее распространёнными, в равной мере значимыми признаками являются территория и язык.

Создаются различные типы ресурсов ретроспективной национальной библиографической информации. Наиболее распространёнными являются печатный ретроспективный указатель, печатные и электронные СК (ЭСК). Библиографические БД РКП в настоящее время кумулируют сведения о различных видах изданий с различной глубиной ретроспекции.

Существуют определённые проблемы в системе ретроспективной национальной библиографии. В открытом доступе не представлены ретроспективные библиографические БД РКП и кумулятивные ресурсы национальной библиографической информации, созданные на республиканском уровне. Нуждается в серьёзной реорганизации система государственной библиографической информации о периодических и продолжающихся изданиях. Актуальной задачей является формирование и ведение национального электронного каталога-репертуара отечественных диссертаций (на базе Электронной библиотеки диссертаций РГБ).

Теоретико-методическое разнообразие и организационная децентрализация деятельности в области национальной (государственной) библиографии определяют важность координации работы. В 2014 году принята «Программа развития национальной библиографии Российской Федерации на период до 2020 года», охватившая проекты по созданию и распространению текущих, интегрируемых (кумулятивных) и ретроспективных ресурсов общественного и регионального уровня.

Абитова, А. В. «Меритократизация» библиотечной профессии. Библиотекарь в экспертократическом обществе [Текст] / А. В. Абитова // Библ. дело. — 2015. – № 15. – С. 2–5.

В соответствии с основным требованием современной государственной политики (достижение учреждениями уровня, отвечающего нуждам и потребностям общества информационной эпохи), библиотечные работники в будущем должны стать проводниками в коммуникационные технологии, аналитиками информационных ресурсов, веб-архиваторами и инструкторами по освоению инфосреды. Это возможно при изменении отношения к профессии библиотекаря в массовом сознании:

— возвращение ей статуса «элитарной»;

— создание первоначальных условий для объективно одарённых библиотечных специалистов, рассчитывающих занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции;

— обеспечение библиотеками интеллектуального развития информационного общества.

Общественный прогресс сегодня определяется, прежде всего, процессом накопления знаний. Библиотека как субъект управления знаниями имеет определённые отличия от других субъектов:

— познавательная деятельность, ориентированная на творчество и не связанная с определяющей ролью экономических мотиваций;

— инновационная деятельность, не ориентированная на получение экономических прибылей;

— рассмотрение новых коммуникативных сред и ресурсов как условия бескорыстного взаимодействия, основанного на интересе к самому процессу коммуникации, а не как предпосылки предпринимательства.

Но главное — библиотечный институт не идёт по пути коммерциализации процесса передачи знаний в целом, предполагающей в качестве конечной цели любой интеллектуальной деятельности извлечение прибыли, а не создание новых форм самообразования. Библиотеки — это наиболее массовые и общедоступные центры научно-информационной работы. Они знакомят с достижениями науки и культуры, помогают образованию, организации досуга, научного, технического и художественного творчества. Библиотекари как «менеджеры знаний» являются экспертами в области поиска, отбора, приобретения, защиты информации и предоставления её пользователям. Они же создают библиотечные информационные продукты и технологии и через них осуществляют управление информационными ресурсами в библиотеке:

— создание электронных каталогов;

— выполнение сложных информационных запросов;

— поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений об источниках информации в сети Интернет;

— использование современных информационных сервисов для создания проектов исследовательского характера;

— совершенствование методики изучения документального потока.

Библиотекари стали специализироваться в области электронной издательской деятельности, проводить тренинги по Интернету для сотрудников и пользователей библиотеки, организовывать телеконференции. Традиционными формами работы в библиотеке стали: создание аннотированных ссылок на образовательные ресурсы, медиауроки, издание электронных буклетов и справочников по Интернету. Прослеживаются следующие видоизменения деятельности, способствующие развитию творческих начал работника библиотеки: 1) визуализация (работа с трёхмерной и многомерной графикой) и ускорение процесса материализации замысла в виде схемы, таблицы, видеоклипа, буктрейлера; 2) ускорение получения результатов; 3) расширение возможностей осуществления поисковых действий во всем информационном массиве сети. Меняются законы интеллектуального творчества: от создания законченного продукта — к созданию интеллектуальной среды обитания. В результате традиционная модель библиотеки как объекта передачи знаний должна быть переосмыслена и пересмотрена в пользу новой модели, где библиотека — это объект обработки информации и конструирования знаний.

Таким образом, для библиотечной деятельности XXI века сегодня наиболее характерны:

— технологизация,
— социальная направленность,
— интеллектуализация, открытость,
— возросший профессиональный уровень специалиста.

Михнова, И. Б. Библиотекари и пользователи : преодолеть стереотипы восприятия библиотеки можно, лишь научившись слышать друг друга [Текст] / И. Б. Михнова // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 75 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib75/rba75.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Автор размышляет о трёх лицах библиотеки: 1) какой её видим мы сами, библиотекари, 2) какой её видят другие (реальные и потенциальные пользователи, а также СМИ, власти, благотворители и т. п.), 3) какова она есть на самом деле. И далее рассматривает основные стереотипы (исторически сложившиеся и новые, адекватные и ложные, полезные и вредные, навязанные и навязываемые), характерные для работников библиотек и тех, кто не имеет отношения к библиотечной профессии.

Предлагаются пути преодоления стереотипов:

— не стоит пытаться следовать только своим положительным стереотипам, которые возвышают нас в собственных глазах, а нужно проверять их теми, что устойчиво бытуют в сознании наших пользователей и тех, от кого зависит наше существование и развитие;

— нужно следить за тем, чтобы наши профессиональные споры, неосторожные заявления не сформировали у «других» отрицательные стереотипы, ложные или просто вредные для развития библиотек;

— бессмысленно бороться с негативными стереотипами методами их простого отрицания и пафосных заявлений в СМИ, обижаться на высказывающих подобные суждения;

— стоит внимательно и ответственно слушать и слышать своих пользователей; при формировании пространства, ресурсов, технологий, услуг, мероприятий обязательно учитывать позитивные потребности пользователей (реальных и потенциальных) и воспринимать отрицательные стереотипы исключительно как руководство к действию по модернизации библиотеки;

— можно сформулировать (или найти в Сети) некие позитивные суждения о библиотеке, которые хотелось бы услышать от своих пользователей, и продвигаться навстречу им, реально меняя библиотеку.

Молодые пользователи с готовностью придут в библиотеку, если она будет ассоциироваться у них с местом, «где умнеешь», «где тебя понимают», «где встречаются и находятся друзья», «где можно быть самим собой», «где тебя покидают тревоги», «где безопасно», «где ощущаешь душевный и физический комфорт». В качестве основы для формирования позитивных стереотипов можно использовать некоторые высказывания в Сети: «Посещение библиотеки — это стиль жизни», «Библиотека — это образ жизни», «Библиотека — это место, где хочется поселиться», «Библиотека — это стильно», «Библиотека — место, где уважают тебя и твоё мнение».

При этом сверхзадача — добиться того, чтобы у человека сформировался новый стереотип поведения: когда из всех возможных вариантов выбора, куда пойти по любому поводу, он выберет библиотеку. Этот новый стереотип поведения может определить третье лицо библиотеки — какова она есть на самом деле.

Дворкина, М. Я. Дистанционное библиотечное обслуживание : сущность и реализация в современных условиях [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. – 2015. – № 5. – С. 38–43.

Дистанционное обслуживание с использованием современных ИКТ не имеет временных, статусных и территориальных ограничений и обеспечивает возможность круглосуточного использования разнообразных информационных ресурсов библиотек не только её зарегистрированным пользователям, но и любому человеку, независимо от места нахождения. Такое обслуживание позволяет более оперативно удовлетворять запросы пользователей.

Дистанционное обслуживание осуществляется через веб-сайт библиотеки, который соединяет её с внешней средой, федеральный и региональные порталы государственных услуг, социальные сети, а также по телефону. Фонды ведущих библиотек России, входящих в программу Национальной электронной библиотеки (НЭБ), в ближайшем будущем будут доступны на смартфонах и планшетах.

Технические способы осуществления дистанционного обслуживания разнообразны: чат-режим, применяемый в виртуальных справочных службах ряда библиотек; использование сетей обмена сообщениями (Skype, ICQ) для библиографического и библиометрического консультирования; электронная почта. Эти способы содействуют персонализации обслуживания.

В рамках дистанционного обслуживания осуществляются такие виды и формы услуг, которые могут быть названы дистанционными. Большая часть этих услуг являются электронными библиотечными услугами. Документными дистанционными услугами являются: предварительный заказ и бронирование документов; продление срока взятых документов; электронная доставка документов; доступ к полнотекстовым ресурсам, содержащим тексты книг, журналов, газет, нот, фотографий, оцифрованных картин, нормативных и других документов. Справочно-библиографические услуги: доступ к электронному каталогу (ЭК), другим библиографическим, а также реферативным ресурсам, познавательным базам данных (БД); виртуальная справка; дистанционные социокультурные и культурно-просветительские услуги (выставки, презентации, интернет-конференции, показ мероприятий на сайтах библиотек). Новостные услуги информируют о готовящихся и недавно проведённых мероприятиях; ориентирующие – предоставляют консультации, информируют о деятельности библиотеки, расположении помещений и др.

Более разнообразными становятся поисковые сервисы, используемые библиотеками, они расширяют границы и базу поиска документов в библиотечном фонде. Значима услуга, предоставляющая возможность поиска посредством поисковых серверов из одной точки во множестве электронных и печатных ресурсов, включая ЭК, коллекции электронных документов, хранящихся на серверах библиотеки, внешние ресурсы, доступ к которым обеспечивает библиотека. Некоторые библиотеки разработали сервис, позволяющий вести поиск по полным текстам всего массива оцифрованных в библиотеке документов. Все эти поисковые сервисы предоставляются в дистанционном режиме.

Услуги доступа к научным, образовательным ресурсам библиотеки, её социокультурной работе значительно расширились благодаря деятельности Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Она создаёт и выкладывает у себя на сайте фильмы, посвящённые какому-либо историческому событию, памятной дате, исторические фильмы (благодаря особому статусу и финансированию, Президентская библиотека имеет всё необходимое для производства документальных фильмов).

Сочетание многообразных документных, библиографических, культурно-просветительских и других услуг могут предложить только библиотеки. Очень важно, чтобы эти услуги всё активнее предоставлялись в рамках дистанционного обслуживания в целях расширения доступа различных категорий пользователей к оцифрованному наследию прошлого и современному знанию.

Столяров, Ю. Н. Вклад И. Д. Шумахера в развитие русской науки и культуры : (К 325-летию со дня рождения первого российского библиотекаря и библиотековеда) [Текст] / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2015. – № 9. – С. 34–50.

В 2015 году исполняется 325 лет со дня рождения первого профессионального русского библиотекаря германского происхождения Иоганна Даниеля Шумахера (1690–1761). Он первым в России официально получил должность секретаря Академии наук, библиотекаря (1724).

Поскольку Шумахеру было вменено в обязанность вести Кунсткамеру, его правомерно считать и первым официальным музейным работником. Он издал печатные «Каталоги всем вещам находящимся в императорской Кунсткамере (1741–1742)»; в дополнение к нему в 1742–1745 гг. были выпущены книги о Кунсткамере и о самой Академии. Академическая типография, организованная по распоряжению Шумахера в 1727 г., была единственной в Петербурге в первой половине XVIII в. И. Д. Шумахера можно считать и основателем академического архива.

Шумахер руководил Академией, Библиотекой, Кунсткамерой и типографией вплоть до середины XVIII в. Главной своей заботой он считал наилучшую постановку дел в Библиотеке. В течение многих лет он состоял единственным хранителем фондов петровской общедоступной библиотеки и кабинета редкостей, а затем десятилетиями руководил Библиотекой императорской Академии наук и художеств. При организации Библиотеки он перенял всё лучшее из зарубежного опыта и создал библиотеку нового для России типа. Это была публичная библиотека, обслуживавшая всех желающих. Профиль библиотечного фонда был универсальным по содержанию и научным по целевому и читательскому назначению. Шумахер впервые ввёл в библиотечную практику заочный абонемент.

Созданные Шумахером каталоги давали полное представление о местонахождении каждой книги. В библиотеке вели каталог журналов, картотеку дезидерат, международный сводный каталог фондов более десяти крупнейших библиотек Европы (выпущены в 1741–1742 гг. на латинском языке в виде отдельной книги). В 1741–1744 гг. были составлены и изданы систематические каталоги Библиотеки и Кунсткамеры на латинском языке.

Шумахер стремился к полноте и систематичности библиотечного фонда, при покупке книг (в том числе и у зарубежных поставщиков) руководствовался критерием их пользы для русской науки. Он начал практиковать межбиблиотечный обмен дублетными изданиями. Шумахер впервые ввёл в российскую практику форматную расстановку фонда в пределах систематически разделённых его частей.

Есть все основания считать И. Д. Шумахера не только успешным библиотекарем и руководителем библиотеки, но и одним из первых российских библиотековедов. Тщательно изучив постановку библиотечного дела в библиотеках нескольких европейских стран и сделав по каждой из них собственное заключение, он впервые в мировой библиотечной науке выступил экспертом в области сравнительного библиотековедения. Он же разобрался в типологии библиотек своего времени, разделив их на «публичныя», то есть библиотеки общественного пользования, и «приватныя», или частные, выступив в этом отношении как представитель общего библиотековедения.

Кроме того, И. Д. Шумахер — автор первой в нашей стране светской публикации по библиотечному и музейному делу: «Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили, приписанные её имп. Высочеству Анне Леопольдовне, правительнице всея России». Этот путеводитель заложил основу библиотечной литературы, отражающей – базу библиотеки.

Елисеев, В. Человек, возродивший летопись края : жизнь и деятельность известного русского историка П. Н. Черменского [Текст] / В. Елисеев // Библиополе. – 2015. – № 10. – С. 60–62.

Историк, исследователь Тамбовской губернии Пётр Николаевич Черменский (1884–1973) родился в потомственной семье священника в селе Чермное Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Кабошский район Рязанской области). Получал образование в Шацком духовном училище, Тамбовской духовной семинарии, окончил с золотой медалью Борисоглебскую гимназию Тамбовской губернии, Императорский Петербургский историко-филологический институт. Его дипломная работа «Очерки по истории колонизации Тамбовского края», опубликованная в 1911 году, стала заметным вкладом в местную историографию. Занимаясь преподаванием латинского языка и истории в гимназии при оконченном им институте и проходя курс в Императорском Петербургском Археологическом институте, Черменский установил тесные связи с Тамбовской учёной архивной комиссией, став позднее одним из самых активных её членов.

Материалы для своих исследований Пётр Николаевич собирал по городам и селениям Тамбовской губернии. В 1905–1906 годах, в период революционных событий, он проживал в уездном городе Лебедянь (ныне – районный центр Липецкой области) у старшего брата. В 2013 году вышел его научный труд «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке».

В 1920 году Черменский стал научным сотрудником Тамбовского губернского архива, а вскоре был назначен заведующим историко-археологическим отделом Тамбовского губернского музея и избран учёным секретарём Тамбовского общества истории, археологии и этнографии. В 1921–1923 годах Пётр Николаевич возглавлял музей и одновременно Губернское управление по делам музеев, охране памятников искусства, старины и природы. Он преподавал на кафедре русской истории в Тамбовском Государственном университете, в педагогическом техникуме, участвовал в организации краеведческих обществ в городах Тамбовщины. Именно Черменский стал создателем первых сводных работ по истории Тамбовского края, опубликованных в 1925–1928 годах.

В 1931 году П. Н. Черменского арестовали, обвинив в причастности к областной тайной монархической организации «Краеведы», и приговорили к десяти годам заключения, восемь из которых он провёл в лагерях на строительстве Беломоро-Балтийского канала. После досрочного освобождения он поселился в Лебедяни, затем в Курске, где пережил оккупацию.

В послевоенное время учёный продолжал заниматься краеведением, его работы регулярно печатались во многих столичных журналах. В 1956 году Географическое общество СССР избрало его своим действительным членом. В 1961 году вышел его труд «Прошлое Тамбовского края». Позднее опубликованы две книги и более 20 статей по истории, топонимике и исторической географии Центрального Черноземья.

Значение деятельности Петра Николаевича для развития краеведения трудно переоценить. Исследования учёного являются тем фундаментом, на котором строятся все последующие работы местных краеведов. В Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина наследие П. Н. Черменского представлено трудами «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке» (1913), «Донские вотчины бояр Романовых» (1915), «1905. Хроника революционных событий в Тамбовской губернии» (1925), «Культурно-исторический очерк Тамбовской губернии» (1926), «От крепостного права к Октябрю в Тамбовской губернии» (1928), «Прошлое Тамбовского края» (1961), до сих пор не потерявших своего научного значения.

Информационные технологии

Соколов, А. В. НЭБ в постиндустриальной России : обещания и риски [Текст] / А. В. Соколов // Унив. кн. – 2015. – Окт. – С. 68–71; нояб. – С. 54–56.

XXI век — время цивилизационных сдвигов во всех сферах материальной и духовной жизни российского общества. Не может остаться в стороне и библиосфера, образовавшаяся в индустриальной России прошлого столетия.

Библиосфера — это исторически сложившаяся национальная (всероссийская) документально-коммуникационная система, включающая библиотечные, библиографические, книгоиздательские, книготорговые социальные институты и сопутствующие им социальные явления. Библиосферу образуют те области социальной коммуникации, где создаются, обрабатываются, хранятся, распространяются и используются произведения письменности и печати. Отличительной особенностью становления постиндустриальной цивилизации является информатизация общества и формирование инфосферы, кардинально преобразующей производство и образ жизни людей.

Проект Национальной электронной библиотеки (НЭБ) является стратегическим вызовом индустриальной библиосфере со стороны постиндустриальной инфосферы (нацелен на преобразование российской библиосферы). Рассматривая НЭБ с точки зрения системного подхода, правомерно отождествить её с постиндустриальной библиосферой, которая входит в инфосферу в той мере, в какой использует информационные технолгии. Поскольку в книгохранилищах всегда будут представлены произведения письменности и печати прошлых лет и текущего момента, библиосфера и инфосфера будут находиться в отношении взаимодействия, которое получит соответствующее отражение в структуре и технологии НЭБ.

Основными принципами НЭБ являются универсальность и единство. НЭБ — универсальная информационно-поисковая вычислительная сеть, которая взаимодействует с библиотеками всех типов, обрабатывает все виды документов и осуществляет поиск по полным текстам и библиографическим записям распределённого фонда, обслуживает все категории пользователей во всех режимах, как через интернет-портал, так и через мобильные приложения. Другим основополагающим принципом НЭБ является принцип единства: единая точка доступа к ресурсам НЭБ в виде единой интернет-библиотеки России; единый электронный читательский билет и использование единой системы системы идентификации; унификация и стандартизация технологических решений; единые правила и форматы оцифровки, хранения и распространения документов; единые правила каталогизации на основе международных и российских стандартов библиографических метаданных; единая система статистики и отчётности; Единый каталог НЭБ на основе Сводного каталога библиотек России (СКБР). Широко используется принцип «однократный ввод — многократное и многоцелевое использование информации».

Глубинный смысл проекта НЭБ предопределяется перспективами становления в России постиндустриальной цивилизации. Знание и информация становятся ценным экономическим ресурсом, а социально-коммуникационные процессы — необходимым условием как экономического, так и социального прогресса. Проект НЭБ, нацеленный на информатизацию библиосферы, обладает следующими достоинствами.

Идея НЭБ отражает направления государственной социально-культурной политики, способствуя реализации долгосрочной целевой программы «Информационное общество (2011–2020)» и повышению авторитета отрасли культуры.

Оцифрованные библиотечные фонды привлекут в библиотеки молодое поколение, которое утрачивает навыки книжного чтения. НЭБ позволит библиотекам предложить своим читателям высококачественное локальное и дистанционное обслуживание.

Взаимодействие библиосферы с НЭБ потребует модернизации библиотечно-информационной и книговедческой школы и активизирует научно-исследовательскую деятельность.

Появление НЭБ создаёт предпосылки для дальнейших прогрессивных трансформаций в библиосфере.

При реализации проекта НЭБ существуют риски, с которыми могут столкнуться российские библиотеки.

Риски обманутых ожиданий обусловлены тем, что поисковая система НЭБ не даёт возможности уточнить реальные информационные потребности и тем самым уменьшить информационный шум и потери информации.

Технологические риски обусловлены гигантскими количественными масштабами НЭБ.

Полный отрыв от научного багажа библиотековедения, библиографоведения, книговедения обрекает разработку и дальнейшее развитие НЭБ на административно-волевые и коньюнктурные решения. Разработка системы велась не сотрудниками РГБ, а сторонними подрядными организациями. Риск невостребованности. Затраты на создание уникальной Национальной электронной библиотеки могут оказаться неоправданными из-за пассивности потенциальных потребителей.

Зиновьева, Н. Б. Веблиография как современное направление модернизации библиографической деятельности библиотек [Текст] / Н. Б. Зиновьева // Библиотековедение. – 2015. – № 5. – С. 23–30.

Сетевые технологии применительно к сбору и распространению публикаций демонстрируют принципиально новые технологические решения, которые дают большой эффект. Новым направлением, порождённым Сетью, автор считает веблиографию (вебографию), представляющую собой сферу деятельности по подготовке систематизированных аннотированных перечней адресов интернет-сайтов, отобранных по конкретной тематике и ряду других параметров.

Адреса веб-сайтов неразрывно связаны с полным текстом публикации, что в традиционной библиографии отсутствует. Сбор и систематизация электронных адресов сайтов по какому-либо классификационному признаку выступает началом подготовки веблиографического продукта. Такая информационная продукция имеет ряд достоинств в сравнении с традиционной библиографической, давая возможность:

— легко копировать адреса ссылок;

— хранить её в закладках на персональном компьютере и иметь возможность в любой момент обратиться к полному тексту;

— делать массовую рассылку таких адресов в автоматическом режиме по электронной почте;

— выставлять адреса ссылок на страницах в социальных сетях;

— пополнять уже имеющийся ресурс новыми адресами и таким образом делать его по-настоящему кумулятивным;

— группировать ссылки по различным признакам, создавая массив, обладающий дополнительными характеристиками и поисковыми возможностями.

Анализ ресурсов Интернета позволяет выделить два основных вида электронных источников: 1) электронный документ как аналог традиционного письменного источника (электронные версии печатных изданий, оцифрованные источники и другие отдельные документы, размещённые в Интернете); 2) веб-сайт, специализированный на размещении публикаций, рассматриваемый как самостоятельный электронный источник.

При разработке веблиографической продукции библиотеки и библиографические службы должны опираться на теоретические основы библиографоведения, в частности, видовую классификацию библиографической продукции, электронным аналогом которой является веблиография. Поэтому веблиографические указатели могут составляться в чистом виде (только ссылки на ресурсы Интернета) и симбиозные, включающие элементы библиографии (библиографические данные, аналитическую информацию, оцифрованные части книги, ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или Интернете).

Веблиографические указатели могут различаться читательским и целевым назначением (рекомендательные, научно-вспомогательные, профессионально-производственные), объёмом, формой представления, временными характеристиками и многими другими параметрами. Они могут быть как структурно сложными (указатели), так и простыми (списки, обзоры); по содержанию отражаемых источников — систематическими, тематическими, проблемно-тематическими, персональными, жанровыми; различаться по языковому и географическому (страноведческому) признакам; быть ретроспективными и текущими.

Работа по созданию веблиографических продуктов в масштабе страны должна быть систематизирована, необходим веб-каталог (сводный пополняемый ресурс) и ответственное за него учреждение. Усиление внимания библиотечно-библиографического сообщества к систематизации ресурсов Интернета, наполнению его качественным контентом позволит вывести информационные технологии на качественно новый уровень.

Кислицина, Е. Н. Виртуальная экскурсия : технология создания [Текст] / Е. Н. Кислицина, Д. Ю. Кислицин // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 40–44.

Виртуальные экскурсии — одна из современных форм работы библиотеки по привлечению читателей. Их наличие на веб-сайте позволяет библиотеке стать видимой и узнаваемой для потенциальных пользователей. Каждая библиотека подходит к их разработке исходя из собственных технических и финансовых возможностей.

На сайтах библиотек различных типов и видов виртуальная экскурсия представлена в разных визуальных формах.

1. Фотоэкскурсия является самой доступной формой представительства библиотеки в интернет-пространстве.

2. Слайдовые презентации знакомят читателя со структурой библиотеки, её сотрудниками и ресурсами. Авторы используют анимацию и звуковое сопровождение. В основе технологии создания подобных экскурсий лежит программа Microsoft PowerPoint, может использоваться программа Prezi.

3. Видеоролик состоит из нескольких видеофрагментов, снятых с определённой частотой кадров и смонтированных между собой по смыслу. Он может содержать музыку, текст, анимацию. Этот формат выгодно отличается своей наглядностью и удобством просмотра. Может быть сделан даже небольшой сельской библиотекой.

4. 3D-тур — способ реалистичного отображения трёхмерного многоэлементного пространства на экране. Элементами виртуального тура, как правило, являются сферические панорамы, соединённые между собой интерактивными ссылками-переходами. Часто в виртуальный тур включают цилиндрические панорамы, всплывающие информационные окна, поясняющие надписи, графически оформленные клавиши управления и т. д. Иными словами, виртуальный тур является общим обозначением для нескольких объединённых сферических панорам, между которыми можно «перемещаться» в процессе просмотра. Для создания сферических панорам и объединения их в туры используются программы PTGui, PanoramaStudio Pro, Easypano Panoweaver, Tourweaver.

Все виды виртуальных экскурсий имеют право на своё существование и представление на сайте. Не следует останавливаться только на одном из них, лучше отображать библиотеку во всём многообразии форматов. Пользователь сам сможет выбрать наиболее удобный для себя вариант знакомства с библиотекой.

Молодые в библиотечном деле

Баранова, Д. В. Молодёжная ассоциация сотрудников библиотек Самарской области, или зачем наша библиотечная молодёжь объединилась [Текст] / Д. В. Баранова // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 4. – С. 3–9.

Молодёжная ассоциация сотрудников библиотек Самарской области действует с 2014 года. Её цель — объединение независимых, творческих, инициативных сотрудников библиотек и библиотечных локальных советов для достижения конкретных результатов и использование своих ресурсов для их реализации. Способом воплощения этой идеи был выбран краудсорсинг. Были созданы коммуникационные виртуальные площадки (группа «ВКонтакте» — vk.com/masb_so; электронная почта — masbsamara2014@gmail.com), для обмена информацией используются также портал библиотек Самарской области и сайт Самарской областной юношеской библиотеки, google-disc. Организуются регулярные встречи, в рамках которых проводятся мастер-классы молодых специалистов по работе в социальных сетях, облачных технологиях и т. д. Используя интернет-технологии, областная молодёжная ассоциация разрабатывает и реализует различные проекты: «Подари книгу» (сбор литературы для сельской библиотеки), «Школа молодого библиотекаря» (обучение новым интернет-возможностям, вебинары, прямые включения с зарубежными библиотеками и др.), «Познакомься с городом», интернет-проект «Библиотека в тренде!» (представление современных библиотек и их услуг).

Чуваева, В. А. Встань у руля! [Текст] / В. А. Чуваева // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 4. – С. 17–22.

В Самарской муниципальной информационно-библиотечной системе с 2014 года действует Молодёжный Совет Библиотекарей «СМИБС», в задачи которого входит создание условий для реализации творческих проектов молодых людей, содействие профессиональному росту молодых специалистов, популяризация библиотечной деятельности и чтения. В числе мероприятий Совета:

— акция «100 любимых книг Самары» — опрос жителей города о любимых книгах, проведённый на улицах города и направленный на рекламу библиотек;

— фотосет «Бабье Лето», в ходе которого молодым людям предлагалось оставить в библиотеке свои комментарии о предложенных на улице книгах самого разного жанра — от детективов до сборников полезных советов;

— «Поэтический Батл» (битва) на открытой площадке (в рамках проекта «Читай город»), давший возможность блеснуть эрудицией знатокам поэтического творчества А. С. Пушкина, Б. Пастернака, А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, М. Ю. Лермонтова;

— «Литературный Забег» (в рамках «Недели Библиотек») с привлечением спортивной молодёжи Самары и СМИ с целью пополнения рядов постоянных читателей библиотеки;

— акция «Библиотекарь на час» (в рамках проекта «Летние Чтения»), предлагающая молодым читателям попробовать себя в роли библиотекаря.

Видова, Т. А. Молодёжное библиотечное объединение как стимул профессионального роста [Текст] / Т. А. Видова // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 8. – С. 24–34.

С целью развития библиотечного дела в Сургутском районе с использованием социальной активности, профессионального и творческого потенциала молодых специалистов библиотек, их самореализации библиотекарями Сургутской районной ЦБС создано молодёжное библиотечное общественное объединение «БАМ — библиотечная активная молодёжь». Основные направления деятельности «БАМа»:

Регулярное повышение квалификации молодых сотрудников в Школе молодого библиотекаря (система тренингов, семинаров, обзоров методической периодики, консультаций по адаптации молодых специалистов, работающих в библиотеке менее двух лет).

Участие в управленческих процессах учреждения.

Реализация проектов, разработанных молодыми библиотекарями. Разработаны и реализованы или находятся на стадии реализации проекты:

— «Молодёжь выбирает книгу» (продвижение книги и чтения среди молодёжи);

— «Литературный десант — цикл встреч с самобытными поэтами, прозаиками Сургутского района»;

— «Уроки счастья: территория добра, любви, радости и счастья» (психологические тренинги для подростков);

— «Формула успеха — встречи с перспективной молодёжью Сургутского района».

Участие в молодёжных мероприятиях Сургутского района и российских профессиональных мероприятиях.

Разработка и проведение досуговых мероприятий.

Рекламно-имиджевая деятельность (рубрика в газете Сургутской районной ЦБС, статьи в местных изданиях, окружных и российских профессиональных изданиях, сайт Сургутской ЦБС (www.raionka.ru), страница в социальной сети «ВКонтакте» «ПРОкнигу».

Агарина, Е. М. Культурно-образовательные проекты гильдии молодых библиотекарей [Текст] / Е. М. Агарина // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 8. – С. 35–42.

Работа над проектами – это особый вид профессиональной деятельности, позволяющий привлечь в организацию необходимые дополнительные ресурсы, поэтому в рамках деятельности Гильдии молодых библиотекарей (г. Новосибирск) особое внимание уделяется проектной деятельности. Автор выделяет ряд принципов, позволяющих организовать успешную работу проектной команды: наличие опытного лидера, высокая личная мотивация, нацеленность на результат, эффективное распределение ролей и обязанностей, наличие кадрового резерва, отлаженные механизмы коммуникации, постоянное развитие навыков и умений.

В 2015 году Гильдией запущены следующие проекты:

литературно-просветительский марафон «Сибирскую книгу — молодёжи села», цель которого — поддержка и стимулирование читательской активности молодёжи Новосибирской области, знакомство с произведениями сибирских авторов и другой социально ценной книжной продукцией, выпускаемой региональными издательствами;

— проект «Я в профессии», направленный на развитие интереса к профессии библиотекаря, формирование положительного отношения к труду в библиотеке, быструю адаптацию к профессиональной деятельности, формирование организационной культуры у молодых специалистов.

Из опыта работы российских библиотек

Сыромятникова, С. С. Самарский литературный фестиваль [Текст] / С. С. Сыромятникова // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 54–55.

В рамках ХХ конференции РБА прошёл Литературный фестиваль. На протяжении нескольких дней на волнах сетевой радиостанции «Время Звучать!» транслировалась серия передач «Наши поэты». Это часть большого проекта «Читай и слушай, слушай и читай!», подготовленного радиостанцией совместно с Самарской областной универсальной научной библиотекой с целью познакомить самарцев с творчеством местных литераторов.

В ходе фестиваля при участии спортивно-туристического клуба «Вело-Самара» состоялась велосипедная экскурсия «Литературное движение» по литературным местам Самары. В вузах и библиотеках области проходили чтения монопьес самарских и тольяттинских авторов актёрами самарских театров под общим названием «Большая читка» с их последующим обсуждением. Кульминацией программы Литературного фестиваля стал организованный Самарской областной организацией молодых литераторов «Большой поэтический ринг», с участием финалистов и полуфиналистов семи областных литературных турниров «Библиотека открывает таланты».

Сорокина, Н. В. Стихоклипы? Это вызвало интерес [Текст] / Н. В. Сорокина // Соврем. б-ка. – 2015. – № 8. – С. 72–75.

В Централизованной библиотечной системе города Тамбова на протяжении десяти лет отмечают Всемирный День книги и авторского права. Ещё в 2005 году была разработана программа «Читающий город» и стартовал фестиваль чтения «Книги открывают мир». С тех пор в роли фестивальной площадки побывала каждая библиотека тамбовской ЦБС. Партнёрами проекта стали редакция областной газеты, банк, строительная и правовая компании, компьютерная фирма, мебельный салон и завод железобетонных изделий. В 2015 году десятый фестиваль дал возможность библиотекам познакомить горожан с творчеством писателей и поэтов — земляков, открыл новые имена.

Литературное ревю, мастер-класс с писателем, литературный подиум, моноспектакль, литературно-музыкальная композиция, творческие вечера, турниры и занимательные игры — разнообразные мероприятия на любой вкус собирали горожан в библиотеках. Стихоклипы как новый способ презентации пришлись по вкусу и подросткам, и взрослым (этот жанр активно поддерживается пользователями социальной сети «ВКонтакте»). Удачными находками в продвижении чтения стали Центр быстрой информации о новых изданиях «Книга ищет читателя» и сектор впечатлений «Перекрёсток мнений». Новшеством фестиваля 2015 года стала совместная PR-акция детских библиотек «Библиосквер».

Ахмадиева, Л. В. История в лицах [Текст] / Л. В. Ахмадиева // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 58–59.

Централизованная библиотечная система города Нефтекамска в рамках проекта «История города в лицах» выпускает альманахи о жителях города. Необычность проекта в том, что, во-первых, на его страницы может попасть любой достойный нефтекамец. А во-вторых, истории о жителях города пишут студенты гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, обучающиеся по специальностям «филология», «история», «журналистика» и проходящие преддипломную практику в ЦБС. Уже создано 42 альманаха, фигурантами которых стали в числе прочих и работники библиотек. Электронные версии альманахов выложены на сайте (www.mirbiblio.ru) в разделе «Краеведение».

Попова, М. Н. Проект «Книга в кадре» [Текст] /М. Н. Попова // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 93–95.

Астраханская библиотека для молодёжи им. Б. Шаховского разработала проект «Книга в кадре», реализуемый совместно с автономным учреждением культуры Астраханской области «Астракино». Теперь все посетители библиотеки могут стать зрителями различных фильмов, снятых по мотивам любимых произведений художественной литературы, а также видеороликов, рассказывающих о работе библиотеки. Кроме того, зрителей и участников ждут необычные тематические презентации, выставки, киновикторины и творческие встречи с мастерами киноиндустрии. Каждый месяц посвящён какой-либо известной книге и её экранизации. Главная цель проекта – популяризация произведений художественной литературы и возрождение интереса к чтению у молодёжи.

Узнай писателей по портретам [Текст] // Молодые в библ. деле. – 2015. – № 6. – С. 3–4.

Молодые библиотекари творческого объединения «МАЯК» г. Архангельска провели уличную акцию «Литмоб» с целью выяснить, насколько хорошо современные молодые люди знают и помнят русских и зарубежных писателей. На улицах города прохожим предложили назвать известные имена по портретам поэтов и писателей. По итогам опроса наиболее узнаваемыми у горожан стали: М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой. Далеко не все смогли определить, что перед ними портреты А. Линдгрен, Ю. Друниной, Н. Рубцова и Ф. Тютчева.

Участникам акции библиотекари раздавали листовки с краткой биографией писателей-юбиляров. По мнению организаторов, акция поможет привлечь внимание молодых людей к чтению.

Беленко, К. И. Мастерская литературного перфоманса / К. И. Беленко // Соврем. б-ка. – 2015. – № 7. – С. 8–9.

В Самарской областной универсальной научной библиотеке работает мастерская литературного перфоманса «Грани», целью которой является продвижение литературы, расширение литературных познаний у посетителей библиотеки и жителей Самары и Самарской области. Её авторами и кураторами стали сотрудники Центра поддержки и развития чтения. Перфоманс — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Литературные перфомансы, создаваемые мастерской «Грани», представляют собой театрализованные, интерактивные постановки, в основе которых лежат литературные произведения молодых самарских поэтов. В качестве декораций используются картины и инсталляции самарских художников.

Актуальная информация

Новое издание таблиц ББК (в одном томе с алфавитно-предметным указателем) [Текст] // Науч. и техн. б-ки. – 2015. – № 9. – С. 78–79.

Вышли в свет сокращённые таблицы ББК — книга для библиотек и издательств, учебных заведений, готовящих библиотекарей, а также для учителей, родителей и школьников. В библиотеках таблицы используются для организации систематической расстановки фондов свободного доступа и должны помочь читателям разобраться в логической структуре фондов и каталогов. Издательства и издающие организации страны получают возможность самостоятельно определять по сокращённым таблицам индекс ББК для указания его на обороте титульного листа в соответствии с ГОСТом 7.0.4–2006. Учебные заведения всех уровней образования, подготавливающие профессиональные библиотечные кадры, получают возможность проводить практические занятия по таблицам ББК.

Сокращённые таблицы ББК заменят Рабочие таблицы ББК для массовых библиотек, опубликованные в 1997–1999 гг. Они полностью соответствуют Средним таблицам ББК, отличаясь от них только глубиной детализации. С учётом широкого круга пользователей в издании публикуется развёрнутая методика систематизации.

Информация о системе заказов и подписки — на веб-сайте РГБ (www.rsl.ru).


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю