tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

«Сверчоккала», или талант интересно жить (к 90-летию со дня рождения В. А.Свирщевского)

О жизни Владимира Антоновича Свирщевского (1932-2012) можно было бы написать очень просто и коротко: родился в Ленинграде в начале 1930-х годов; всё детство и юность переезжал с места на место, подчиняясь военной службе отца; во время Великой Отечественной войны был в эвакуации, затем учился и работал в подсобном хозяйстве фронта на освобожденных территориях Украины; два года после Победы провёл в Австрии при Штабе Центральной группы войск, позже проходил срочную службу в армии десантником, радистом и сапёром-минёром; семилётку закончил во Львове, а вечернюю среднюю школу − уже в Тамбове, где работал слесарем и аппаратчиком на заводах «Электроприбор» и «Пигмент» без малого полвека.

Казалось бы, самая обыкновенная жизнь хорошего человека предвоенного поколения, но это только на первый взгляд. В многочисленных историях Владимира Антоновича, а рассказчиком он был удивительным, представал целый мир не ограниченный ни во времени, ни в пространстве, полный интересных встреч с самыми разными знаменитыми и удивительными людьми, и невероятными, как правило, случайными находками. Каждый предмет в его руках становился свидетелем эпохи: будь то топор времён основания крепости Тамбов, или кусочек янтаря со стены Янтарной комнаты в Петергофе, который он ещё мальчиком подобрал и вернул хранительнице, или настольный бювар (папка для хранения бумаги и почтовых принадлежностей) владельца старинного австрийского замка с фрагментами старинной рукописи внутри, или фигурка А. С. Пушкина с первой в России выставки, посвящённой декабристам, из павловского имения дворян Волконских в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии. В 1970-х гг. ему посчастливилось отыскать в фойе Котовского кинотеатра знаменитую картину Петра Петровича Кочаловского «Где здесь сдают кровь?», написанную в годы войны (1942 г.). Полотно оказалось подлинным и было передано Тамбовской областной картинной галерее.

Особенно Владимир Антонович гордился своей «семейной» историей, настоящей фамилией предков Сверчевских, боевым путём отца полковника Антона Григорьевича Свирщевского, ветерана Великой Отечественной войны, отмеченного не только государственными наградами CCCР (орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.» и другими), но и знаками отличия зарубежных стран. Владимир Антонович вспоминал, что Великая Отечественная война застала его семью в Латвии, там под Бауской стоял танковый полк, где служил его отец. Они чуть было не попали в плен, но вышли из окружения в районе Великих Лук Псковской области. Позже Владимир вместе с мамой Анной Кузьминичной оказался в п. Белая Холуница (ныне одноимённый город) в Кировской области, куда эвакуировали также несколько десятков детей из блокадного Ленинграда. В мае 1943г. он с мамой покинул Кировскую область, чтобы через Москву и Орёл перебраться в Киев, а затем в Бердичев, где на уже освобождённой территории Житомирской области подросток работал в подсобном хозяйстве для снабжения продовольствием полевых кухонь. Уже после Победы Владимир с мамой два года провели недалёко от Вены, столицы Австрийской республики, поскольку Антон Григорьевич служил в штабе Центральной группы войск и его семье разрешили туда переехать. Владимир стал инициатором изготовления памятной открытки с изображением памятника воинам-освободителям, советским офицерам и солдатам, установленного на венской площади Шварценбергплатц (архитектор С. Г. Яковлев, скульптор М. А. Интезарьян).

Вернувшись на Родину, Владимир Антонович учился и работал во Львове, в Риге, в Воронеже, во время срочной службы в армии участвовал в разминировании местности в районе реки Мги в п. Синявино (ныне Кировский район) Ленинградской области, а в 1955г. обосновался в Тамбове, где прожил до конца своих дней более пятидесяти лет. За многолетний добросовестный труд аппаратчиком и слесарем по ремонту оборудования на заводе (ныне ПАО) «Пигмент» он был удостоен звания «Ударник коммунистического труда» и награждён медалью «Ветеран труда».

В. А. Свирщевский был хорошо известен в тамбовских библиотеках, краеведческом музее и картинной галерее, поскольку он не только подолгу задерживался в этих стенах, но и активно участвовал в работе, организуя самые разные оригинальные выставки и творческие встречи. Среди краеведов-любителей Владимир Антонович выделялся «книжным», библиофильским уклоном, не просто любовью, а буквально трепетным отношением к печатному слову во всех его проявлениях и формах. Он собирал редкие малотиражные книги, путеводители по разным российским городам («от Калининграда до Тихого океана») и другим странам; письма, автографы знаменитых людей и их пометки на полях (nota bene); экслибрисы и другие владельческие знаки; шаржи, авторские открытки-поздравления (per felice), календари и т. д., и т. п. Всё это было с большой тщательностью атрибутировано и оформлено в коллекции и неоднократно экспонировалось для широкой публики в том числе и в Тамбовской областной библиотеке им. А. С. Пушкина.

Много лет В. А. Свирщевский был председателем весьма необычного клуба под названием «Тамбовский вторник экслибрисистов» (1966−1982). Деятельность этого общественного объединения в течение шестнадцати лет активно поддерживали самые известные на Тамбовщине художники и коллекционеры Алексей Иванович Лёвшин, Аркадий Васильевич Платицин, Вдадимир Васильевич Беркетов, Семён Аркадьевич Гринберг, Николай Алексеевич Никифоров, Александр Степанович Чернов, журналисты Георгий Дмитриевич Ремизов, Евгений Николаевич Писарев и многие другие. В почётные члены этого клуба были приняты и зарубежные именитые хужожники-графики, в том Алексей Иларионович Юпатов, которого с Владимиром Антоновичем связывали долгие дружеские отношения. Накануне 100-летнего юбилея художника Владимир Антонович подготовил и издал оригинальный альбом-посвящение «Библиофильский венок Алексею Юпатову» (Тамбов, 2010). В этот сборник вошли воспоминания и переписка А. И. Юпатова и В. А. Свирщевского, подлинные оттиски гравюр и экслибрисов, редкие фотографии, а также очерки и высказывания тамбовских почитателей его таланта: краеведа и коллекционера Н. А. Никифорова, художника Ап. С. Чернова, поэта Е.  И. Немтинова, фотографа и журналиста В. А. Ермакова и многих других. В Тамбове неоднократно проходили выставки художественных произведений Алексея Юпатова и его последователей, на страницах областных и городских газет была опубликована целая серия статей, посвящённых его жизни и творчеству, в том числе и написанных В. А. Свирщевским.

Владимир Антонович был активным внештатным корреспондентом как областных, так и тамбовских городских газет. В начале 2000-х годов он вёл целую литературно-краеведческую страничку под названием «Сверчоккала» в газетах «Химик» (ПАО «Пигмент»), «Голос Притамбовья» (ныне «Притамбовье») и «Наедине», а несколько его заметок были напечатаны и в центральной прессе (в «Российской газете», в «Книжном обозрении» и в других). Статьи были посвящены как краеведческим находкам и книжным редкостям, так и воспоминаниям о минувшей войне и её героях. Например, знаменитому советскому лётчику Михаилу Петровичу Девятаеву, уроженцу Тамбовской губернии, совершившему побег из немецкого плена на угнанном немецком самолете-бомбардировщике «Хенкель−111». С ним Владимир Антонович был лично знаком и его книгу «Побег из ада» (Саранск, 1963) с автографом бережно хранил в своей личной библиотеке.

Круг интересов В. А. Свирщевского как читателя был также широк и разнообразен: события военной истории России и всего мира; военные приключения (преимущественно одноименная советская серия художественных произведений); краеведение, причем не только тамбовское; история литературы, особенно в скульптуре и книжной графике («Пушкиниана», «Лермонтовиана» и др.) и многое другое. Помимо всего прочего, он регулярно принимал участие в заседаниях Клуба садоводов и огородников (ныне Клуб экологического земледелия), действующего в Пушкинской библиотеке.

Жить интересно и творчески можно в любом месте, в маленьком или большом городе, селе, посёлке, нужно только научиться видеть хорошее, доброе, ценное вокруг себя и в людях, с которыми связывает тебя судьба. У Владимира Антоновича Свирщевского был настоящий талант собирать и рассказывать разные удивительные истории, он видел красоту не просто в каждой книге, экслибрисе, гравюре, автографе, а, прежде всего, в каждом человеке, с которым встречался на своём жизненном пути.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю