Статьи
Тамбовские бабушки современной русской литературы
Она появилась на свет поздней осенью 2022 г. и вскоре оказалась в большом уютном доме, где ей предстояло жить. Туда её принёс один из «родителей», заслуженный художник России Владимир Иванович Колесников. В автографе он назвал себя участником создания книги: «Пушкинской библиотеке от Колесникова В. И., участника создания книги». Да, она — это книга. Книга, принятая, как и все её собратья, с радостью, но то, что книга краеведческого характера, меру радости увеличивает. Её написала Людмила Ивановна Колесникова, наша землячка, которая детство и юность провела в с.
«Если бы я не знала, что Людмила Колесникова, моя коллега по „Вечерней Казани“, написала повесть „Вождь семейного племени“ о своей бабушке, я бы точно подумала, что читаю художественное произведение, написанное от первого лица», — эти слова Любови Владимировны Агеевой, редактора сетевой газеты «Казанские истории», начинают «Жизнь глазами художника», одно из трёх предисловий к книге. Предисловие не очень большое, но ёмкое, выполняющее роль всех предисловий: не только познакомить с автором, но и настроить на восприятие содержания. И содержание, как ни странно, нам, почитателям произведений тамбовских авторов, хорошо знакомо! Какие-то смутные образы возникли уже с первых строк Агеевой, не оставляют тебя, когда читаешь «Добрый фильм» — рассказ об авторе в духе импрессионизма Светланы Каимовны Шайхитдиновой, профессора КФУ. После монолога автора — «Лучший художник» — всё, ты уже знаешь, о чём ты прочитаешь в автобиографической повести «Вождь семейного племени». И да, ты это знаешь, потому что автобиографическая повесть Валентины Тихоновны Дорожкиной «Как говорила моя бабушка...» (Тамбов, 2000) тоже о ней, о Бабушке. И эта повесть Дорожкиной, как и её стихи «А бабушка была ещё жива...», и «Вождь семейного племени» Колесниковой о них, женщинах из глубинки, родившихся на рубеже
Каким же языком воссоздаёт Колесникова картины жизни и в повести «Вождь семейного племени», и в частях «Из семейного альбома» и «Ночной хирург», в которых ты попадаешь в мир, где скрупулёзно зафиксирована самая обыденная жизнь? Создавая автофикшн (по крайней мере, первые две части книги соответствуют этому жанру, в котором широта речевого «размаха» может быть в сажень), по словам Агеевой, «Людмила не прибегает к особым художественным средствам русского языка. Тем не менее, она пишет — будто вяжет на спицах многоцветный узор. Слова вроде простые, подробности самые будничные — а не оторваться от чтения».
Книга — это вещь. Вещь, предназначение которой — нести в мир умное, доброе, светлое — одним словом, общечеловеческие ценности. Поэтому внешний вид, всё оформление книги важны. Потому что форма и содержание взаимодействуют. Член Союза художников России В. И. Колесников не просто оформитель книги — он действительно один из участников её создания, ведь он — член того самого племени, о вожде которого рассказывает первая, главная, часть. Всё повествование Колесниковой
Следует отметить и высокий уровень предпечатной подготовки книги: виден высокий уровень профессионализма литературного редактора (и корректора) Людмилы Сатрутдиновой, графического дизайнера Олега Маковского, верстальщика Эдуарда Ахмадеева, корректора Миляуши Надыршиной. Не остаётся незамеченным благодарность автора тем, кто также помог в подготовке книги: физику и писателю Ринату Анваровичу Вафину, Илье Колесникову, Антону Курчакову.
Книга Людмилы Ивановны Колесниковой «Вождь семейного племени», выпущенная Издательским домом Маковского (Казань), будет доступна читателям ТОУНБ им. А. С. Пушкина в первом квартале 2023 г.
ведущий библиограф
Центра библиотечного краеведения