tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

Тамбовские бабушки современной русской литературы

Она появилась на свет поздней осенью 2022 г. и вскоре оказалась в большом уютном доме, где ей предстояло жить. Туда её принёс один из «родителей», заслуженный художник России Владимир Иванович Колесников. В автографе он назвал себя участником создания книги: «Пушкинской библиотеке от Колесникова В. И., участника создания книги». Да, она — это книга. Книга, принятая, как и все её собратья, с радостью, но то, что книга краеведческого характера, меру радости увеличивает. Её написала Людмила Ивановна Колесникова, наша землячка, которая детство и юность провела в с.  Покрово-Пригородное (Тамбовский район). Волею судьбы Колесникова несколько десятков лет живёт в столице Республики Татарстан, Казани. Сейчас она известный журналист, уважаемый и любимый многими преподаватель Казанского (Приволжского) федерального университета, а первые её публикации появились именно в тамбовской прессе почти полвека назад.

«Если бы я не знала, что Людмила Колесникова, моя коллега по „Вечерней Казани“, написала повесть „Вождь семейного племени“ о своей бабушке, я бы точно подумала, что читаю художественное произведение, написанное от первого лица», — эти слова Любови Владимировны Агеевой, редактора сетевой газеты «Казанские истории», начинают «Жизнь глазами художника», одно из трёх предисловий к книге. Предисловие не очень большое, но ёмкое, выполняющее роль всех предисловий: не только познакомить с автором, но и настроить на восприятие содержания. И содержание, как ни странно, нам, почитателям произведений тамбовских авторов, хорошо знакомо! Какие-то смутные образы возникли уже с первых строк Агеевой, не оставляют тебя, когда читаешь «Добрый фильм» — рассказ об авторе в духе импрессионизма Светланы Каимовны Шайхитдиновой, профессора КФУ. После монолога автора — «Лучший художник» — всё, ты уже знаешь, о чём ты прочитаешь в автобиографической повести «Вождь семейного племени». И да, ты это знаешь, потому что автобиографическая повесть Валентины Тихоновны Дорожкиной «Как говорила моя бабушка...» (Тамбов, 2000) тоже о ней, о Бабушке. И эта повесть Дорожкиной, как и её стихи «А бабушка была ещё жива...», и «Вождь семейного племени» Колесниковой о них, женщинах из глубинки, родившихся на рубеже XIX–XX веков и хлебнувших «столько горя, что хватило бы на несколько жизней» (с. 33). Оба автора постарались выделить типическое и в частностях, и в самих образах главных героинь, стержневых персонажах, которые изображены крайне экономно лексически, без пафоса и морализаторства, но в то же время психологически глубоко. Авторы настолько сосредоточены на главном в их судьбах, что простые женщины становятся обобщённым портретом женщин своего поколения и своего социального положения. При этом писательский взгляд и у Дорожкиной, зрелого мастера, и у Колесниковой, молодого автора художественной формы, начисто лишён сентиментальности, но и до натурализма, набирающего вновь силу в современной прозе, тоже не опускается. Несомненно, повествование Дорожкиной и Колесниковой о своих бабушках вызовут воспоминания и об одной из самых главных бабушек в русской литературе — бабушке Алексея Максимовича Пешкова (Максима Горького).

Каким же языком воссоздаёт Колесникова картины жизни и в повести «Вождь семейного племени», и в частях «Из семейного альбома» и «Ночной хирург», в которых ты попадаешь в мир, где скрупулёзно зафиксирована самая обыденная жизнь? Создавая автофикшн (по крайней мере, первые две части книги соответствуют этому жанру, в котором широта речевого «размаха» может быть в сажень), по словам Агеевой, «Людмила не прибегает к особым художественным средствам русского языка. Тем не менее, она пишет — будто вяжет на спицах многоцветный узор. Слова вроде простые, подробности самые будничные — а не оторваться от чтения».

Книга — это вещь. Вещь, предназначение которой — нести в мир умное, доброе, светлое — одним словом, общечеловеческие ценности. Поэтому внешний вид, всё оформление книги важны. Потому что форма и содержание взаимодействуют. Член Союза художников России В. И. Колесников не просто оформитель книги — он действительно один из участников её создания, ведь он — член того самого племени, о вожде которого рассказывает первая, главная, часть. Всё повествование Колесниковой сопровождается-оттеняется иллюстрациями из серии офортов Колесникова «Уходящие дворики», офортов бархатистых, наполненных игрой светотени — издание по праву отнесено к литературно-художественным!

Следует отметить и высокий уровень предпечатной подготовки книги: виден высокий уровень профессионализма литературного редактора (и корректора) Людмилы Сатрутдиновой, графического дизайнера Олега Маковского, верстальщика Эдуарда Ахмадеева, корректора Миляуши Надыршиной. Не остаётся незамеченным благодарность автора тем, кто также помог в подготовке книги: физику и писателю Ринату Анваровичу Вафину, Илье Колесникову, Антону Курчакову.

Книга Людмилы Ивановны Колесниковой «Вождь семейного племени», выпущенная Издательским домом Маковского (Казань), будет доступна читателям ТОУНБ им. А. С. Пушкина в первом квартале 2023 г.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю