Статьи
Масленица на Тамбовщине
«Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!»
Праздничная традиционная культура сложилась в Тамбовской области на основе древнеславянских календарных праздников, которые с принятием христианства слились с церковным календарем. Особенно это актуально для Масленицы — праздника проводов зимы и встречи весны, совпадающего с «сырной неделей» православного месяцеслова.
Также Масленице предшествует и первая родительская суббота в наступившем году, день особого поминания усопших родственников. По традиции первый блин обычно клали родителям «на помин», хотя в некоторых местах отдавали кошке или собаке.
Масленицу всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Масленичная неделя начиналась с Узкой Масленицы, когда ещё можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. Характерной особенностью недели было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи — сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник — «встреча».
Первый день назывался «Чистая Масленица — широкая боярыня». Начинали «встречу» ребята. С первым проблеском зорьки они высыпали толпой строить снежные горы, а старшие готовили Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское. Потом, возили их на санях по всей округе и с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как в последствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром».
В этот день часто совершались предсвадебные ритуалы. Например, катание совершеннолетней девицы на санках или в корыте по селу, во время которого предлагали ее в жены желающим (особенно из богатых домов). Отголосок этих действий звучит в тамбовском обычае утром в понедельник масленичной недели везти
Вторник — «заигрыши».
В этот день начинали собираться масляничные игрища, не знавшие удержу. Повсюду ставились качели, воздвигались «снежные городки». Вокруг чучела Масленицы устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Среди песен, сопровождавших хороводы, были «страдания» и другие лирические песни, прочно вошедшие в свадебный репертуар южнорусских земель, а также множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные Масленице и масленичному гулянью. На улицах появлялись скоморохи. В балаганах во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. Мелькали и группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Среда — «лакомка».
В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.
Четверг — «разгул».
В четверг повсеместно «запивались блины», шёл самый широкий разгул. Название говорит само за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одной из любимых народных забав было поджигание тележных колес. По улице возили
С четверга до воскресенья на территории Тамбовской губернии повсеместно проходили и кулачные бои. Они входили в обязательные элементы масленичных гуляний. Кулачные бои связывали с торжественными поминками в честь умерших. Смерть в таких поединках рассматривалась как жертва, и поэтому, по нормам обычного права, не являлась поводом для судебного разбирательства. Именно такое отношение к увечьям и даже смерти мы видим в тамбовских описаниях кулачек. Кулачки «начинались после
Пятница — «тещины вечерки».
В этот день зятьям полагалось навещать тещ. Молодожены ездили к родителям молодой, родственникам и ко всем кто гулял у них на свадьбе. В сёлах Пичаевского района молодую отводили к её родителям, а забирали в воскресенье. В Гавриловском районе было принято крёстным ходить с гостинцами к крестникам. Холостая молодёжь и молодожёны катались на лошадях. Также было принято в сопровождении гармонистов и ряженых водить по селу «верблюда» или «коня», которых изображали двое накрытых торбищем мужчин, третий нёс впереди на шесте лошадиную голову.
Суббота — «золовкины посиделки».
Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок (сестер мужа) подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.
Воскресенье — «проводы, прощеный день».
Целую неделю
Празднование Масленицы, ведущей за собой Великий Пост, не ограничивалось в старину только разгульным весельем. Вместе с ним шли рука об руку и дела милосердия, устраивались кормления нищих и убогих.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — «Чистый понедельник». В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару масленице». После бани опять «полоскали рот». Кое-где ещё устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» или «блины вытрясать». Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды...
Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Многие из них сейчас возрождаются. Но самое главное, что Масленица остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.
Литература:
1. Дубасов, Иван Иванович (1843–1913). Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов ; [авт. вступ. ст. Ю. А. Мизис, Г. И. Ходякова]. – Тамбов : Юлис, 2006. – 786 с. : ил.
2. Коринфский, А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Коринфский. – Смоленск : Русич, 1995. – 656 с.
3. Милованов, М. Масленица. Рассказ из сельского быта / М. Милованов // Тамбовские епархиальные ведомости. – Тамбов. – 1900. – № 8. – С. 239-249; № 9. – С. 263-272.
4. Поповичева, И. В. Межобрядовые параллели в Тамбовской Масленице / И. В. Поповичева, П. Н. Алпатова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2002. – № 1. – С. 59-65.
5. Шмелев, И. С. Лето Господне; Праздники; Радости; Скорби / И. С. Шмелев. – СПб. : ОЮ-92, 1996. – 480 с.