tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

Масленица на Тамбовщине

«Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!»

Праздничная традиционная культура сложилась в Тамбовской области на основе древнеславянских календарных праздников, которые с принятием христианства слились с церковным календарем. Особенно это актуально для Масленицы — праздника проводов зимы и встречи весны, совпадающего с «сырной неделей» православного месяцеслова.

Также Масленице предшествует и первая родительская суббота в наступившем году, день особого поминания усопших родственников. По традиции первый блин обычно клали родителям «на помин», хотя в некоторых местах отдавали кошке или собаке.

Масленицу всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Масленичная неделя начиналась с Узкой Масленицы, когда ещё можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. Характерной особенностью недели было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи — сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.

В народе каждый день Масленицы имел своё название.

Понедельник — «встреча».

Первый день назывался «Чистая Масленица — широкая боярыня». Начинали «встречу» ребята. С первым проблеском зорьки они высыпали толпой строить снежные горы, а старшие готовили Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское. Потом, возили их на санях по всей округе и с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как в последствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром».

В этот день часто совершались предсвадебные ритуалы. Например, катание совершеннолетней девицы на санках или в корыте по селу, во время которого предлагали ее в жены желающим (особенно из богатых домов). Отголосок этих действий звучит в тамбовском обычае утром в понедельник масленичной недели везти девку-засиделку тайком на лошади в лес и оставлять ее там на пеньке. Через некоторое время за ней возвращались и забирали девушку домой; говорили, что после этого ее скоро брали замуж. Обычай приобрел символический характер и в то же время сблизился с магическими действиями, обеспечивающими замужество.

Вторник — «заигрыши».

В этот день начинали собираться масляничные игрища, не знавшие удержу. Повсюду ставились качели, воздвигались «снежные городки». Вокруг чучела Масленицы устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Среди песен, сопровождавших хороводы, были «страдания» и другие лирические песни, прочно вошедшие в свадебный репертуар южнорусских земель, а также множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные Масленице и масленичному гулянью. На улицах появлялись скоморохи. В балаганах во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. Мелькали и группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда — «лакомка».

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.

Четверг — «разгул».

В четверг повсеместно «запивались блины», шёл самый широкий разгул. Название говорит само за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одной из любимых народных забав было поджигание тележных колес. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой была борьба с медведем. Самым распространенным действом на масленичной неделе было катание в санях, запряженных лошадьми, украшенными лентами и бубенцами. На Тамбовщине во время масленичных катаний в сани стелили тулупы, в гривы лошадям вплетали разноцветные ленты, на дугу вешали ленты, полотенца, колокольчики, лошадей покрывали нарядной самотканой накидкой. Ездили вокруг села, а иногда и в соседнее. Парни обязательно катали приглянувшихся девушек.

С четверга до воскресенья на территории Тамбовской губернии повсеместно проходили и кулачные бои. Они входили в обязательные элементы масленичных гуляний. Кулачные бои связывали с торжественными поминками в честь умерших. Смерть в таких поединках рассматривалась как жертва, и поэтому, по нормам обычного права, не являлась поводом для судебного разбирательства. Именно такое отношение к увечьям и даже смерти мы видим в тамбовских описаниях кулачек. Кулачки «начинались после 4–5 часов вечера. На площади возле церкви или на реке выстраивались две стенки бойцов: одно село (или один конец села) выступало против другого села (или другого конца села). Дрались в верхней одежде. Здесь были свои правила: строго запрещалось пользоваться в драке какими-либо твердыми предметами, бить лежачего, бить окровавленного, преследовать за определенной до начала боя границей. Нарушителя правил тотчас изгоняли из рядов и часто избивали. Бой начинали подростки, затем в драку вступали взрослые. Каждый боец мерился силой с равным себе по возрасту: старики выступали всегда только против стариков, подростки — против подростков. Смотреть на кулачные бои приходило почти все село. Зрители подбадривали дерущихся, в случае необходимости оказывали им первую помощь. Нередко бои кончались увечьями и даже смертельными случаями».

Пятница — «тещины вечерки».

В этот день зятьям полагалось навещать тещ. Молодожены ездили к родителям молодой, родственникам и ко всем кто гулял у них на свадьбе. В сёлах Пичаевского района молодую отводили к её родителям, а забирали в воскресенье. В Гавриловском районе было принято крёстным ходить с гостинцами к крестникам. Холостая молодёжь и молодожёны катались на лошадях. Также было принято в сопровождении гармонистов и ряженых водить по селу «верблюда» или «коня», которых изображали двое накрытых торбищем мужчин, третий нёс впереди на шесте лошадиную голову.

Суббота — «золовкины посиделки».

Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок (сестер мужа) подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье — «проводы, прощеный день».

Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещёная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но «не всё коту масленица»: на восьмой день наступали проводы. Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Поджигалась и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой. Рушились снежные городки. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Справив все обряды, народ расходился по домам. И начиналось «прощанье», повсюду уцелевшее до нашего времени. Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит».

Празднование Масленицы, ведущей за собой Великий Пост, не ограничивалось в старину только разгульным весельем. Вместе с ним шли рука об руку и дела милосердия, устраивались кормления нищих и убогих.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — «Чистый понедельник». В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару масленице». После бани опять «полоскали рот». Кое-где ещё устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» или «блины вытрясать». Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды...

Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Многие из них сейчас возрождаются. Но самое главное, что Масленица остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.

Литература:

1. Дубасов, Иван Иванович (1843–1913). Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов ; [авт. вступ. ст. Ю. А. Мизис, Г. И. Ходякова]. – Тамбов : Юлис, 2006. – 786 с. : ил.
2. Коринфский, А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Коринфский. – Смоленск : Русич, 1995. – 656 с.
3. Милованов, М. Масленица. Рассказ из сельского быта / М. Милованов // Тамбовские епархиальные ведомости. – Тамбов. – 1900. – № 8. – С. 239-249; № 9. – С. 263-272.
4. Поповичева, И. В. Межобрядовые параллели в Тамбовской Масленице / И. В. Поповичева, П. Н. Алпатова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2002. – № 1. – С. 59-65.
5. Шмелев, И. С. Лето Господне; Праздники; Радости; Скорби / И. С. Шмелев. – СПб. : ОЮ-92, 1996. – 480 с.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю