tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Новости


25-08-2017

Певец — воистину народный

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя Алексея Толстого. В областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина открылась уникальная выставка, посвященная этой дате. В экспозиции — прижизненные публикации А. К. Толстого в периодических изданиях XIX века.

Толстой, бесспорно — самая литературная фамилия России. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носящих её: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Алексей Константинович Толстой — граф, русский писатель, поэт, прозаик, драматург родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. в С.-Петербурге, в состоятельной дворянской семье. Мать — Анна Алексеевна Перовская (Разумовская), отец — граф Константин Петрович Толстой.

Когда будущему поэту исполнилось шесть недель, Анна Алексеевна оставила своего мужа и уехала с сыном на Черниговщину(Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области) Там, в имении своего брата Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антония Погорельского), человека всесторонне образованного и бескорыстно преданного искусству, семья жила до 1826 г.

Литературные наклонности проявились у Алексея довольно рано. «С шестилетнего возраста,– отмечал он впоследствии,– я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили моё воображение некоторые произведения наших лучших поэтов...» (Н. Ф. Денисюк. Гр. А. К. Толстой. – М., 1907. – С. 44)

В 1834 г. юноша был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных дел. Импозантный молодой аристократ, представитель старинного дворянского рода, получивший великолепное образование, ещё в юные годы много путешествующий, Толстой имел все основания рассчитывать на блестящую карьеру. Он служил в русской миссии в Германии, редактировал законы в императорской канцелярии, а в 1843 г. получил придворное звание камер-юнкера.

Чиновная, светская карьера складывалась отлично. Но она не привлекала его. Литература становится не только страстью, но и главным занятием молодого Толстого. Он приобретает широкие литературные связи, близко знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым; о его стихотворных опытах одобрительно отзывался А. С. Пушкин. Он пишет, и пишет много: лирические стихи, баллады, фантастические повести на французском языке «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Однако из написанного мало что попадает в печать. Повесть А. К. Толстого «Упырь» (1841) — наиболее значительное прозаическое произведение раннего периода, появившееся под псевдонимом «Краснорогский». Великий В. Г. Белинский заметил её, указав, что «в ком есть талант, в том жизнь и наука сделают своё дело, а в авторе „Упыря“ есть решительное дарование». (А. В. Круглов. Друзья-поэты. – М.,1914. – С.18) Вся любовная лирика А. К. Толстого, начиная с 1851 года, адресована Софье Андреевне Миллер (Бахметевой), его будущей жене — «Средь шумного бала, случайно...» («Отечественные записки», 1856, № 5):

«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...»

Каждое из стихотворений — целое открытие для любящего Толстого — «Коль любить, так без рассудку...» («Современник», 1854, № 4):

«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча ..!»

А великолепные «Сочинения Козьмы Пруткова»! Написанные А. К. Толстым в соавторстве со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми, они по сей день помогают «выкорчёвывать» многоликую, поразительно живучую пошлость.

В 50-60-е годы лирические стихотворения Алексея Константиновича стали регулярно печататься на страницах «Современника» — «Колокольчики мои...» (1854, № 4), «Ты знаешь край, где всё обильем дышит...» (1854, № 4). А «Край ты мой, родимый край...» (1856) — всего восемь строчек, но как велика их поэтическая выразительность!

«Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле..!»

Позже новые стихи и поэмы А. К. Толстого были опубликованы в «Русской беседе» — «Грешница» (1858, № 1), «Иоанн Дамаскин» (1859, № 1).

Заняв видное место при дворе Александра II, связанный личной дружбой с ним, Алексей Константинович совершает непонятный для «высшего общества» поступок — подаёт в отставку. «Я всегда буду плохим администратором, плохим чиновником, — писал он императору, но думаю, что без самообольщения могу сказать, что я хороший писатель». (Н. Ф. Денисюк. Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения. – М., 1907. – С.79)

Отставка была принята и писатель смог безраздельно посвятить себя любимому делу. Оставив царскую службу, Алексей Константинович не примкнул ни к одной из существующих в России литературных группировок:

«Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч...»

(Н. Ф. Денисюк. Критическая литература о произведениях гр. А. К. Толстого. – М., 1907. – С.124).

Творчество А. К. Толстого чрезвычайно богато жанрами — лирические стихотворения, поэмы, баллады, драмы, романы, басни, песни.

Более полное представление о творческом наследии А. К. Толстого дает юбилейная выставка, оформленная сотрудниками отдела основного книгохранения областной Пушкинской библиотеки, на которой представлены периодические издания XIX века с прижизненными публикациями его произведений.

Что же привлекает нас в Алексее Константиновиче Толстом? Что же не позволяет забыть его? Ну, конечно, прежде всего — талант! Многосторонне и полно развернулся он в драматической поэме «Дон Жуан» («Русский вестник», 1862, Т. 38). После этой поэмы писатель почувствовал себя готовым к созданию крупных произведений.

Широкое признание получил А. К. Толстой благодаря драматической трилогии:
— «Смерть Иоанна Грозного» («Отечественные записки», 1866, № 1)
— «Царь Федор Иоаннович» («Вестник Европы», 1868, № 5)
— «Царь Борис» («Вестник Европы», 1870, № 3).

Высшим достижением Толстого в прозе является роман об эпохе опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» («Русский вестник», 1862, Т. 40 – 41).

Весьма интересным представляется знакомство с образом Козьмы Пруткова в «Литературном Ералаше». Досуги Кузьмы Пруткова («Современник», 1854, № 10).

Номера 4 и 10 журнала «Современник» за 1854 год в составе экспозиции отличает наклеенный на их форзацах экслибрис великого князя наследника — цесаревича Николая Александровича (1843–1865) — старшего сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Он представляет собой изображение на белой тонкой бумаге вензеля «Н А» под императорской короной, окруженной сиянием на фоне облака.

Литературное наследие А. К. Толстого представляет собой яркое и незаурядное явление в литературе 2-ой половины XIX века, которому суждена долгая и благородная жизнь. «Его все любили за ум, за талант, но всего более за его добрый, открытый, честный и всегда веселый характер». (И. А. Гончаров об А. К. Толстом). Познакомиться с творчеством замечательного русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого по материалам выставки «Певец — воистину народный» можно в отделе редких книг библиотеки.


Поделиться новостью:

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю