tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Новости


26-07-2018

Местное самоуправление в России — платформа гражданского общества

2018 год для муниципального сообщества проходит под знаком важнейших юбилеев: 25-летия Конституции России, 20-летия ратификации Европейской хартии местного самоуправления, 15-летия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление занимает и занимало особое место в сложноорганизованной и этнотерриториальной системе российского государства. Местные сообщества, образующие базу гражданского общества, служат основой для возникновения и реализации различных гражданских прав и внегосударственных проявлений общественной жизни.

Прообразом самоуправления в России считается организация власти в древнерусских городах таких как, Новгород, Псков и др. В то время значительными правами обладало городское вече (сход жителей), в том числе правом приглашения князя. На территории сельских поселений издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли. Члены общины обладали правом перераспределять эти земли между собой.

Период царствования Ивана Грозного можно назвать начальным этапом становления российского самоуправления. В соответствии с Указом «Приговор царской о кормлениях и о службах» (1555–1556) была начата земская реформа. Когда на трон взошёл Пётр I, реформированию подверглась вся административно-территориальная структура России. Самым важным в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» (1708). Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город, и уездов. Дальнейшему развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864) и городская (1870) реформы, главной целью которых стали децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России.

После установления советской власти идея местного самоуправления была отодвинута на второй план, так как вступала в противоречие с задачами коммунистического государства. Только во второй половине 80-х гг. XX века возникла необходимость в преобразовании системы местной власти в связи с развитием малого предпринимательства и расширением местной инициативы в сфере экономики. В 1990 году был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», положивший начало реформированию системы местного самоуправления в России.

В настоящее время правовое регулирование органов местного самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3, 12 и гл. 8), согласно которой местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Ядром реформы местного самоуправления является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Тамбовская область принимает активное участие в проводимой в Российской Федерации реформе местной власти. В соответствии с законами Тамбовской области установлены границы и определены места нахождения органов местного самоуправления, наделены соответствующими статусами 352 муниципальных образования области. Начата работа по составлению областного регистра муниципальных нормативно-правовых актов. Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ принято 39 законов Тамбовской области. Кроме того, в рамках разграничения имущества между муниципальными образованиями разных уровней принято 9 законов области и ещё 14 находятся в различных стадиях разработки. Готовятся нормативные правовые акты, регулирующие организацию муниципальной службы, систему взаимоотношений федеральных, государственных и муниципальных органов власти. Местное самоуправление рассматривается руководством области, как мощный фактор поступательного движения в регионе, как дополнительный ресурс социально-экономического развития территорий (omsu.tmbadm.ru/).

Одной из важнейших составляющих реформы местного самоуправления является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления. Сегодня необходимо создание такой модели функционирования органов местного самоуправления, которая будет максимально приближена к интересам населения.

В отделе правовой информации ТОУНБ им. А. С. Пушкина представлена выставка «Местное самоуправление в России — платформа гражданского общества». Среди вопросов, рассматриваемых в публикациях — правовые проблемы развития форм регулярной публичной самоорганизации местного населения в России, создание территориальной модели эффективной организации местной власти, территориальные уровни местного самоуправления, институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой!


Поделиться новостью:

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю