tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Новости


23-04-2019

В Тамбове прошёл межрегиональный научно-практический семинар

В Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина 17–18 апреля 2019 г. прошёл межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение чтения и медийно-информационной грамотности в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы». Организаторами семинара стали Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В семинаре приняли участие более ста библиотечных работников областных, муниципальных, школьных, вузовских библиотек Тамбова и области, библиотечные работники Липецка и Липецкой области. Цель семинара — обсуждение широкого круга проблем совершенствования национальной и региональной политики в сфере чтения, поддержки русского языка, развития медийно-информационной грамотности. В роли модератора выступила директор Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина, доктор философских наук, профессор Людмила Алексеевна Пронина. От имени Управления культуры и архивного дела Тамбовской области собравшихся поприветствовала Наталия Дмитриевна Громова, начальник отдела по делам архивов и библиотек. Она предложила участникам семинара совместно выработать пути и решения проблем продвижения чтения в библиотеках Тамбовской области и пожелала успешной работы.

Выступление Евгения Ивановича Кузьмина, заместителя председателя Межправительственного совета и председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, было посвящено обсуждению проблем поддержки и развития детского и юношеского чтения в России. По словам докладчика, чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, формирования общекультурного потенциала страны путём повышения образованности, культурных и профессиональных компетенций. Человек, который постоянно получает информацию в электронном формате, постепенно утрачивает возможность рефлексировать по поводу увиденного, самостоятельно мыслить, излагать мысли в устной и письменной форме. Основная проблема современных читателей-детей заключается в том, что они не умеют проводить критический анализ, отсутствует соотношение с жизненной практикой, а её решение заключается в приобщении детей к письменной культуре.

О развитии креативного мышления школьников в рамках всероссийского проекта по чтению школьных библиотекарей России «Читающая школа» говорила Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА). Представленный ею Всероссийский Фестиваль-смотр «Пять шагов к читающей школе: стратегии роста» направлен на активизацию усилий школы в решении проблем развития и сохранения культуры детского и юношеского чтения.

Альбина Сергеевна Борисенко, участница программы «Учитель для России», учитель английского языка Глазковского филиала им. Н. Н. Шерстова Кочетовской сельской общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области, в своём докладе «Влияние школы на развитие читательской и медийно-информационной грамотности» призывала добавить осознанности в чтении. Для формирования читательской грамотности детей она предложила библиотекарям использовать в работе такие приёмы как «инсерт», «чтение с остановками», «таблица „тонких“ и „толстых“ вопросов», «двухчастный дневник».

С итогами социологического исследования «Чтение юных в новой информационной среде» познакомила участников семинара Наталия Александровна Стефановская, директор Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, доктор социологических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Одним из выводов опроса стало то, что в информационном поведении подростков библиотека и Интернет перестают быть конкурентами и перевоплощаются во взаимодополняющих партнёров.

Проблемы формирования и перспективы развития медийно-информационной грамотности личности рассмотрела Ирина Владимировна Жилавская, заведующая кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан. Были рассмотрены такие понятия как «виртуализация личности», «медиаграмотность и информационная грамотность». По её убеждению библиотеки могут стать драйверами в области принципиального нового, свободного и чрезвычайно актуального образования.

Галина Николаевна Шеламова, ведущий методист, член Союза журналистов России, член Союза писателей «Воинское содружество» поделилась опытом Центральной городской библиотеки им. М. Горького МБУК «ЦБС г. Ельца» для продвижения чтения и ресурсов библиотеки с использованием возможностей сайта. Ведущий библиотекарь сектора абонемента отдела обслуживания Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Оксана Юрьевна Макарова познакомила с новыми форматами работы по продвижению семейного чтения в научной библиотеке. Новый проект «Родительский интенсив», который стартовал в 2019 г., с успехом реализуется и включает практикумы, беседы и мастер-классы.

Как донести правильно информацию до читателя на сайте детской библиотеки рассказал Денис Сергеевич Богрянцев, заместитель директора по новым информационным технологиям Тамбовской областной детской библиотеки. Доклад прозвучал в формате анализа статистики сайта ТОДБ, в ходе которого были изучены источники трафика, поисковые запросы, популярные страницы и т. д.).

О направлениях работы Централизованной библиотечной системы г. Тамбова по продвижению чтения, которые на данный момент определяют стратегию её развития слушатели узнали от заместителя директора Ольги Вадимовны Знобищевой. В числе успешных проектов были названы Агентство книжной моды «Признание», Центр творческого развития детей «Мир слова», детская поэтическая студия «Ступени», школа юного журналиста, детский театр книги, дискуссионный читательский клуб «Поговорим о книге», межрегиональный фестиваль детского литературного творчества «Признание», акция «Читающая парикмахерская», «Библиотека + аптека = РАДОСТЬ!» и многие другие.

Второй день семинара был проведён в формате круглого стола и посвящён вопросам формирования медийно-информационной грамотности. Евгений Иванович Кузьмин в своём докладе познакомил собравшихся с новой информационной средой в условиях глобальных трансформаций. Он обратил внимание на стремительный рост виртуального контента (и текстового, и аудиовизуального), сделав акцент на сохранение роли текстовой информации в общем её объёме. Мастер-класс «Технологии формирования медийно-информационной грамотности» провела Ирина Владимировна Жилавская. В формате групповой работы были рассмотрены способы коммуникации (нейрокоммуникации), история развития медиа, классификация медиа по критериям, проблемы продвижения медийно-информационной грамотности, виртуальная среда как новая реальность.

По итогам семинара слушатели получили разнообразные актуальные умения и навыки для продвижения чтения и медийно-информационной грамотности в своих библиотеках. Одним из основных итогов профессиональной встречи стало согласование позиций федеральных экспертов, библиотечных работников культуры и образования по обсуждаемой проблематике.


Поделиться новостью:

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю