tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Статьи и литература

Сергей Рахманинов и Соломон Стариков, пересечение судеб.

Тамбовский край навеки в сердцеСтатья опубликована в книге Андрея Белкина «Тамбовский край навеки в сердце»: Белкин, А. Тамбовский край навеки в сердце [Текст] : краеведческие очерки / Андрей Белкин. – Тамбов : Тамбополиграфиздат, 2007. – 157 с. : ил.

Соломону Моисеевичу Старикову — пианисту, дирижеру, педагогу, музыкальному просветителю — принадлежит выдающаяся роль в развитии музыкальной культуры Тамбовской губернии, в подготовке музыкальных кадров, в организации концертов и формировании эстетических вкусов тамбовских любителей музыки.

Стариков родился 1 сентября 1869 года в Одессе, в семье учителя новых и древних языков. В 1885 году 16-летний юноша приезжает в Москву и поступает в консерваторию. В том же году в Московскую консерваторию из Петербурга был переведен 12-летний Сергей Рахманинов, зачисленный на младшее отделение. Рахманинов и Стариков познакомились и постоянно встречались на занятиях. Оба они учились в фортепианном классе.

Через три года Рахманинов переходит на старшее отделение и становится учеником профессора Александра Ильича Зилоти, который был двоюродным братом Сергея Васильевича: мать Зилоти Юлия Аркадьевна — родная сестра отца Рахманинова Василия Аркадьевича. Вместе ним в класс Зилоти переходит и Стариков. Впоследствии Соломон Моисеевич рассказывал: «Я учился в Московской консерватории с Рахманиновым и Гольденвейзером у Зилоти».

Вот что вспоминал о Соломоне Моисеевиче выдающийся пианист, впоследствии директор Московской консерватории Александр Гольденвейзер: «При мне в классе Зилоти училось несколько весьма даровитых юношей: Рахманинов, Игумнов, Максимов. Среди учеников класса выделялся большой зрелостью и сознательностью бывший старше других Соломон Моисеевич Стариков. Он обладал крепкой техникой и вдумчивостью исполнения». Стариков был на четыре года старше Рахманинова.

Оба они учились у Зилоти до 1891 года, после чего профессор оставил педагогическую работу в консерватории и надолго уехал за границу. Стариков продолжил учебу у профессора Павла Юльевича Шлецера, ученика Ференца Листа. А Рахманинов предпочел самостоятельно подготовиться и сдать выпускной экзамен по фортепиано. Позже они встречались нечасто, но отношения у них всегда оставались дружескими.

Сергей РахманиновВ мае 1891 года Рахманинов сдал экзамен по фортепиано и получил диплом об окончании консерватории как пианист, продолжив учебу на композиторском отделении. В мае 1892 года Сергей Васильевич сдает выпускной экзамен по композиции, ему присуждают Большую золотую медаль за оперу «Алеко». Одновременно с ним завершает учебу и Стариков, сдав экзамен на фортепианном отделении у профессора Шлёцера. Оба получают дипломы свободных художников, оба начинают концертную деятельность. Рахманинов выезжает на свои первые гастроли: он дает концерты в Харькове со своим другом, певцом Михаилом Слоновым. Стариков совершает концертную поездку по провинциальным городам, эта поездка длилась два года.

1 мая 1894 года Соломон Моисеевич получил приглашение дирекции Императорского Русского музыкального общества на должность преподавателя и директора Тамбовских музыкальных классов и приступил к этой работе с 1 сентября. Приезд в Тамбов стал для музыканта судьбоносным: вся его дальнейшая жизнь и деятельность будут связаны с этим городом. А Рахманинов с 1890 года, еще будучи студентом, полюбил тамбовское село Ивановку, принадлежавшую его родственникам Сатиным, и с тех пор каждый год приезжал сюда для летнего отдыха и работы. Ивановка стала для Рахманинова подлинной творческой лабораторией.

Тамбовские музыкальные классы, открытые за 12 лет до приезда Старикова, влачили жалкое существование. Весь их штат состоял из двух преподавателей: пианиста и скрипача. Новый директор открыл классы духовых инструментов, сольного пения, виолончели. Это помогло организовать в дальнейшем симфонический оркестр, хор, исполнять квартетную музыку.

С 1900 года классы были преобразованы в музыкальное училище, поскольку резко возрос приток учащихся. В 1902 году по инициативе Старикова и при его личном участии для училища было построено собственное здание, и отпала необходимость снимать для занятий комнаты в различных домах.

Стариков проявил огромные организаторские способности, недюжинный педагогический талант, а вскоре и выдающееся дарование симфонического дирижера.

Соломон СтариковПо инициативе Старикова в Тамбове регулярно проходят концерты симфонической и камерной музыки с участием выдающихся исполнителей: Александра Скрябина, Леопольда Ауэра, Сергея Кусевицкого, Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Дмитрия Смирнова, Анатолия Брандукова, Ванды Ландовской, Исая Добровейна. В Тамбове охотно гастролируют друзья и знакомые Рахманинова и Старикова: Федор Шаляпин, Александр Зилоти, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов, Терезина Туа. Вся концертная работа ведется в рамках Императорского Русского музыкального общества, местное отделение которого также возглавляет Стариков. В концертах вместе со знаменитыми гастролерами постоянно играют педагоги и учащиеся музыкального училища, а оркестр под управлением Старикова успешно сопровождает солистов такого ранга, как Зилоти и Гольденвейзер, Шаляпин и Собинов. Стараниями Соломона Моисеевича Тамбов превращается в один из музыкальных центров России.

К этому времени Рахманинов становится в России и за рубежом широко известным композитором, концертирующим пианистом и дирижером. Он выступает в Лондоне, Вене, Праге, Париже, городах Германии, Нидерландов, Канады, США. Три фортепианных концерта, три оперы, кантата «Весна», две симфонии, «Литургия Иоанна Златоуста», Вариации на тему Шопена, фантазия «Утёс», 1-я фортепианная соната, романсы — таковы итоги творчества композитора за первое десятилетие нового века. Дважды ему присуждается почетная Глинкинская премия.

В 1909 году Сергей Васильевич избирается членом дирекции Московского отделения Императорского Русского музыкального общества и назначается на должность помощника председателя по музыкальной части Главной дирекции ИРМО. Пути музыканта снова пересеклись, в мае 1909 года Рахманинов проводил проверку деятельности Тамбовского музыкального училища. История этого события такова.

С осени 1906 года тамбовским губернатором был назначен Николай Павлович Муратов, юрист по образованию, человек энергичный и жесткий. Новый губернатор не скрывал своих антисемитских взглядов и сразу невзлюбил директора музучилища Старикова. В апреле 1909 года Муратов написал жалобу в Главную дирекцию Императорского Русского музыкального общества, требуя сместить Соломона Моисеевича как неспособного возглавлять училище.

Рахманинову было поручено проверить жалобу и дать квалифицированную оценку работе училища. С этой целью композитор и приехал в Тамбов в начале мая, приехал неожиданно, предупредив Старикова лишь за один день. Заехав к губернатору, Рахманинов его не застал. Сказали, что он выехал из Тамбова по делам. Вероятнее всего, Муратов просто не захотел встретиться с Рахманиновым.

Сергей Васильевич посетил уроки преподавателей, побывал на экзаменах и прослушал большую концертную программу учащихся. Оркестр под управлением Старикова сыграл 1-ю часть Неоконченной симфонии Шуберта. В отчете Рахманинов сообщил: «Обрадовал меня и оркестр учащихся (около 30 человек), т. е. вернее самый факт возможности организовать такой оркестр в Тамб. уч-ще, который может сносно сыграть хотя бы Симфонию Шуберта, которую мне удалось слышать».

В концерте играли также ученики Старикова и его жены Софьи Стариковой: Критская, Розанова, Диффрине, Банович, Барчан и дочь Стариковых Александра. «Все оставили благоприятное впечатление, — пишет Рахманинов, — а одна из них, дочь директора Старикова, сыгравшая мне, с оркестром, концерт Чайковского, исключительно [подчеркнуто Рахманиновым] талантливая и может быть сейчас же принята на 8-ой или 9-ый курс наших консерваторий, что я и посоветовал сделать». она получала раньше«.

Рахманинов отмечает «недурных скрипачей, из которых один, самый младший, очень талантливый». Сергей Васильевич похвалили вокалистов: «недурные голоса и поют недурно». В концерте также участвовали три ученика духового класса.

«Общее впечатление отрадное», — делает вывод композитор. Но при этом он удручен качеством музыкальных инструментов. «Худшее в оркестре — это духовые инструменты, т. е. именно сами инструменты, а не играющие на них». Рахманинов просил директоров Тамбовского отделения ИРМО помочь училищу в приобретении инструментов, что и было исполнено.

Уезжая из Тамбова, Рахманинов дал интервью журналисту газеты «Тамбовский вестник», в котором сказал: «Раз училище стоит правильно, то публично высказанное о нем положительное мнение может принести ему скорее пользу, чем вред».

Губернатор Муратов был недоволен и результатом проверки, и публикацией мнения Рахманинова в местной газете. Он продолжал писать жалобы на Старикова, а теперь заодно и на Рахманинова. Так, в одном из писем Муратов даже угрожает: «Лично я, конечно, не предприниму против Старикова никаких, не указанных в законе, мер выживания или стеснения его прав как гражданина и музыкального деятеля, но, конечно, не дам ему и никакого сочувствия, никакой помощи и не сделаю ровно ничего, чтобы привлечь к делам музыкального училища сочувствие общества». А весной 1911 года Муратов информирует Главную дирекцию ИРМО, что Тамбовская городская дума «решила лишить музыкальное училище той субсидии, которую оно получало раньше».

Николай Павлович Муратов был избран почетным гражданином города Тамбова, в средних учебных заведениях города была установлена стипендия его имени. При многих его положительных качествах как администратора, поддержке важных общественных начинаний, в том числе певческого общества в Тамбове, Муратов, тем не менее, придерживался реакционных взглядов и навсегда сохранил неприязнь к Старикову и Рахманинову. Он прослужил в Тамбове до 1912 года, а затем переведен губернатором в Курск. Служебную карьеру он закончил в должности члена государственного совета.

Рахманинов, бывая довольно часто в Тамбове, проездом в Ивановку и обратно, мог встречаться со Стариковым. Сергей Васильевич считал, что музыкальное училище в Тамбове «стоит правильно» и производит «отрадное впечатление». Однако великий пианист так ни разу, и не выступил в Тамбове с концертом. Горечь от несправедливых нападок на Старикова и на него самого со стороны тамбовского губернатора на многие годы отравила впечатления от нашего города. Великий композитор опасался в Тамбове какой-нибудь дикой и оскорбительной выходки со стороны всесильного вельможи. Ведь был же случай, когда Муратов лично запретил одному гастролирующему певцу исполнять романс Рахманинова «Христос воскрес». А у приехавшего на концерт в Тамбов друга Рахманинова — Федора Шаляпина потребовал для контроля все ноты исполняемых произведений.

Судьба дочери Соломона Моисеевича Александры, отмеченной Рахманиновым как исключительно талантливая пианистка, сложилась несчастливо. По совету Сергея Васильевича она поступила в Московскую консерваторию и за полтора года блестяще закончила ее по классу А. Б. Гольденвейзера. Начав успешную творческую карьеру, она вскоре трагически погибла, покончив с собой.

Соломон Моисеевич проработал в Тамбове 38 лет. В 1924 году ой получил высокое звание Героя труда, а через два года был избран членом городского Совета рабочих и крестьянских депутатов.

В том же году Рахманинов, живший в США, вернулся после долгого перерыва к композиторскому творчеству, завершив 4-й Концерт для фортепиано с оркестром си минор.

В 30-е годы под управлением Старикова в Тамбове исполнялись оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Демон» Рубинштейна, «Евгений Онегин» Чайковского и другие. Исполнителями выступали учащиеся музыкального училища. Соломон Моисеевич участвовал в концертах и как пианист. Сохранилась программа юбилейного концерта к 35-летию артистической, музыкально-педагогической и общественной деятельности Старикова в Тамбове, который состоялся 26 декабря 1929 года. Юбиляр исполнил Концерт Листа ми бемоль мажор, оркестром дирижировал сын Старикова Евгений Соломонович, в то время преподаватель государственного московского областного музыкального техникума. В тот же вечер под управлением Соломона Моисеевича прозвучали увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера и сюита из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

А через три месяца, в марте 1930 года состоялся концерт из произведений Грига, играли Соломон Моисеевич Стариков и скрипач Марк Наумович Реентович.

Рахманинов в это время развернул широкую концертную деятельность. За четыре месяца 1929 года он осуществил 31 выступление в городах США, а затем начал гастроли по Европе, выступил в Германии, Англии, Нидерландах, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Франции. Рахманинов завоевал славу величайшего пианиста XX века. Стариков посвятил себя скромной работе в русской провинции. Но оба они служили великому делу развития русской музыки.

Стариков стремился, насколько это было возможно, пропагандировать в Тамбове музыку Рахманинова. Так, 31 марта 1930 года исполнялся 1-й Концерт Рахманинова (1-я часть). Солистом выступил Георгий Мушель, ставший впоследствии видным пианистом и композитором, а в то время учащийся класса Соломона Моисеевича. Сам Стариков дирижировал оркестром.

Стариков скончался в Тамбове в 1932 году, до конца дней сохранив уважение к Рахманинову и гордость за то, что ему довелось учиться вместе с великим композитором и пианистом, дружески общаться с ним. А тамбовская интеллигенция с благодарностью оценила поддержку Рахманиновым музыкального училища, благодаря которой удалось сохранить этот замечательный очаг тамбовской культуры.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 1
Валентина Павловна (г.Тамбов)
04.06.2017 22:41
"Благодаря Старикову С.М. г.Тамбов превращается в один из музыкальных центров России",а его могила на Воздвиженском кладбище находится в очень запущенном состоянии!Отделу культуры и руководству музыкально-педагогического института необходимо обратить на этот факт внимание и привести могилу в порядок.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю