Вступительная статья к серии ксилографий Калашникова по мотивам романа Льва Толстого "Война и мир"
Один из критиков полвека назад писал, что «истинно добросовестный читатель не должен быть в смятении историческими эссе, разбросанными по всей книге… Они не столь инородны, как это может показаться». И, действительно, это именно так, именно этими эссе и вызвана к жизни серия гравюр А.И. Калашникова.
Анатолий Иванович Калашников давно известен современным знатокам этого жанра изобразительного искусства. Первый русский, избранный почетным членом Королевского общества художников-графиков Великобритании, Заслуженный художник РСФСР, он родился в Москве 5 апреля 1930 г. Основам гравюры на дереве его обучали Д.Г. Соболев, академик И.Н. Павлов (1872–1951) и профессор М.В. Маторин (1901–1975).
В 1949 году Калашников получил диплом Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Его учителя, особенно Павлов, были выдающимися мастерами репродуктивной школы гравюры на дереве. Великолепно освоив эту технику, Калашников создавал обложки музыкальных изданий, почтовые открытки, марки, занимался работой в аналогичных областях.
Примерно в 1957 г. он решил уйти с постоянной работы на разовые договоры с почтовым и другими ведомостями. В начале 60-х гг. он порвал с репродуктивной школой, создав ошеломляющую серию абстрактных иллюстраций для коллекционного издания произведений Ф.М. Достоевского. Эти работы Калашникова вызвали всеобщее восхищение, но были признаны издательством как опережающие время, и поэтому не были использованы, что напоминает реакцию современников Толстого на его творчество. На эзоповом языке начала 60-х гг. определение «опережающие время» означало, что работы Калашникова не соответствуют указаниям политического руководства искусством, и, что Калашников, нарушив каноны утвержденного стиля, выразил то, что хотел выразить, и был в состоянии сделать это, продолжая работать в четко определившейся, мощной контрастной графической технике. До некоторой степени свободная графика, в особенности книжные знаки, стали основными средствами художественного выражения наряду с эпическими сериями тематических гравюр. «Война и мир» одна из таких серий. За ней последовало «Золотое кольцо России», включающее более 100 гравюр на дереве, посвященных старинным городам и селам, окружающим Москву. И все же серия «Война и мир», законченная в начале 80-х гг., остается наиболее яркой заявкой художника на достойное Толстого толкование исторической правды. Здесь Калашников абстрагировал темы, волновавшие Толстого, и в исключительных по силе гравюрах выразил последовательность исторических событий не как повод для иллюстрации романа, а как глубоко художественное постижение замыслов Толстого, и создал серию гравюр, достойную великой книги, вызвавшей ее к жизни.
См.: Книжные дары библиотеке.
Всего комментариев: 0
Вы можете оставить свой комментарий: