tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Статьи и литература

В память Рэя Брэдбери

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».

Р. Брэдбери

Фантастика важна как для молодого, так и для взрослого человека. Она расширяет кругозор, помогает познать окружающий мир и себя, наводит на размышления и позволяет заглянуть в будущее, подготовиться к нему. Фантастика присутствует рядом с человеком с давних пор, и загадки окружающего мира — ее источник. На разных этапах человеческой эволюции фантастические границы менялись. Люди наполняли чудесным, фантастическим сначала соседний лес или скалы, затем дальние страны и океаны, и, наконец, Космос, параллельные миры. Это чудесное и стало основным элементом жанра, фантастическим допущением, с помощью которого решаются основные задачи произведений: от создания экзотического антуража до психологической характеристики персонажей.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку фантастических книг из абонемента нашей библиотеки.

Эдгар Райс Берроуз (1875–1950) — один из основоположников современной фантастики, такой, какой мы привыкли ее читать. Берроуз известен прежде всего своим 27-романным циклом о Тарзане. Многие произведения этого автора своего рода мостик от приключенческого жанра, золотой век которого приходится на XIX в., к научной фантастике XX в. В его фантастических романах есть все, что традиционно соотносят с этим жанром: запоминающиеся пейзажи других планет, удивительные и не всегда безопасные встречи с их обитателями, захватывающие приключения, и, конечно же, благородный герой, которому по плечу любые трудности. Первым романом Э. Берроуза стала «Принцесса Марса», открывшая цикл о приключениях землянина Джона Картера на Марсе-Барсуме, который мы и предлагаем вашему вниманию.

«Открыв глаза, я увидел странный ландшафт. Я знал, что нахожусь на Марсе. Я ничуть не сомневался, что пребываю в здравом уме, а также и в том, что все происходит наяву. Я не спал. Мое внутреннее сознание с такой же уверенностью говорило мне, что я на Марсе, с какой ваше говорит вам, что вы на Земле».

Рэй Дуглас Брэдбери (1920–2012) — классик фантастической литературы ХХ столетия. Широкую известность и многочисленные награды и премии принесли ему повести и романы: «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Что-то страшное грядет» и др. Кроме того, Брэдбери — признанный мастер короткой формы. Его рассказы составили несколько тематических циклов и сборников.

В предлагаемый вашему вниманию сборник «Кошкина пижама» вошли рассказы разных годов, от написанных в начале творческого пути автора, который приходится на первую треть XX в., до нового тысячелетия. Таким образом, охвачен промежуток в 60 лет. Сборник дает представление о том, как менялся Брэдбери как писатель, как складывалось его мастерство, какие темы и проблемы волновали его на протяжении этих 60 лет. Рассказы разные: романтичный «Кошкина пижама», сатиричный «Слава вождю», пугающий «Смерть осторожного человека». Зачастую фантастичное в рассказах этого сборника присутствует как маленькое обыденное чудо, меняющее людей незаметно для них самих, после они уже никогда не станут прежними. Автор затрагивает важные проблемы — как общечеловеческие, так и личные. В предисловии Брэдбери делится воспоминаниями о том, как он писал свои рассказы: «В общем, большинство этих рассказов захватывали меня в различные моменты моей жизни и не отпускали до тех пор, пока я не закреплял их на бумаге. Это говорит мой демон. Надеюсь, вы его послушаете».

«Это был фантастический, безумный, старый дом, дико глядящий на город немигающими глазами. Под его высокими сводами птицы свили гнезда, так что сам дом уже скорее походил на тощую старуху-привидение с растрепанной шевелюрой». («Дом»)

Многие из фантастических допущений в рассказах Брэдбери представляют собой маленькие чудеса, которые, в общем-то, могут произойти с каждым из нас.

«Сквозь розовое стекло мир внизу стал радостным и теплым. Запустелая округа, убогие домишки, сгрудившиеся на краю пропасти, окрасились в розовые закатные тона. Мэг посмотрела сквозь желтое стекло. И мир наполнился солнечным светом, ярким, сверкающим и чистым. Она посмотрела сквозь фиолетовое стекло. И мир накрыла туча, он стал болезненно-тоскливым, и люди в нем выглядели прокаженными, падшими духом и покинутыми. Дома казались почерневшими и безобразными. Как будто все покрылось синяками. Она снова посмотрела сквозь желтое стекло. И снова засветило солнце. Любая дворняжка казалась умным и милым псом. Самый грязный мальчишка казался чистюлей. Обветшавшие дома как будто засверкали новенькой краской...Ты можешь выбирать, сквозь какое стекло смотреть на мир. Сквозь темное или светлое».

Роберт Энсон Хайнлайн (1907–1988) — один из столпов научной фантастики — сменил множество профессий, занимался политикой. Его взгляды и убеждения отразились и на произведениях. Интересный факт из биографии: во время войны Хайнлайн работал вместе с Айзеком Азимовым и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВМФ в Филадельфии.

Четвертый том серии «Миры Роберта Хайнлайна» включает в себя 2 романа «Свободное владение Фарнхэма» и «Пасынки Вселенной».

Первый повествует о семье, попавшей из-за разрушения пространственно-временных связей во время ядерной бомбардировки то ли в параллельный мир, то ли в прошлое Земли.

«Поэтому они построили на крыше убежища нечто вроде сарайчика с соломенной крышей. Теперь, при поднятой лестнице, медведь, пришедший померится с нами силами, встретит на своем пути двенадцатифутовую стену. Не будучи вполне уверенным, что стена отпугнет всех визитеров, Хью устроил нечто вроде сигнализации вдоль края крыши. Его старания оказались не напрасными: в первую же неделю сигнализация сработала, отпугнув непрошенного гостя. Причем Хью утверждал, что тот был напуган сверх всякой меры».

Действие романа «Пасынки Вселенной» происходит на затерянном в космосе гигантском транспортном звездолете «Авангард», обитатели которого через многие поколения после старта поделились на два противоборствующих лагеря — одичавших мутантов и «команду», превратившую научные знания в религиозное учение.

«Экспедиция к Проксиме Центавра, организованная Фондом Джордана в 2119 году, была первой в истории попыткой достичь ближайших звезд нашей Галактики. О судьбе, постигшей экспедицию, можно только догадываться...».

Артур Чарльз Кларк (1917–2008) — английский писатель, ученый, футуролог и изобретатель, внес огромный вклад в развитие научной фантастики. Будущий писатель с детства интересовался палеонтологией, астрономией, затем научно-техническими вопросами. Некоторые из его идей были воплощены в жизнь. Например, он предложил создать систему спутников на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована, а геостационарную орбиту почетно назвали орбитой Кларка. Также Кларк предложил с помощью орбитальных спутников предсказывать погоду, способствовал популяризации идеи космического лифта.

В сборник «Свидание с Рамой» вошли 2 романа, которые ярко характеризуют два основных направления в творчестве этого писателя: создание вариантов будущего человеческого общества («Город и звезды») и контакт с внеземной цивилизацией («Свидание с Рамой»). Оба этих романа, без сомнения, входят в золотой фонд научной фантастики.

«Сверкающий драгоценностью лежал этот город среди пустыни. Когда-то он знавал перемены, перестраивался, однако теперь время обходило его стороной. Над пустыней ночь и день быстролетно сменяли друг друга, но улицы Диаспара не ведали тьмы — они постоянно были озарены полднем. И пусть долгие зимние ночи припорашивали пустыню инеем — это вымерзала последняя влага, еще остававшаяся в разреженном воздухе Земли, — город не знал ни жары, ни холода. Он не соприкасался с внешним миром: он сам был Вселенная, замкнутая в себе самой». («Город и звезды»)

«Лето 2077 года выдалось исключительно теплым и ласковым. Утром 11 сентября, в 9 часов 46 минут по Гринвичу, жители Европы поневоле обратили внимание на ослепительный огненный шар, появившийся на восточном небосклоне. За считанные секунды он затмил своим сиянием Солнце и, бесшумно перечеркнув небо, оставил за собой клубящийся дымный след». («Свидание с Рамой»).

Альфред Бестер (1913–1987) — американский журналист, редактор и писатель-фантаст. «Строгая „научная“ фантастика, — говорил о себе А. Бестер, — нагоняет на меня отчаянную тоску. Не могу без содрогания читать рассказы о тяжелой воде или о том, как заставить циклон вращаться против часовой стрелки. Меня не интересует экстраполяция науки и техники. Я пишу о Человеке, современном человеке, подверженном самым необычным, диким стрессам и раздираемом противоречиями». Альфред Бестер начал свой творческий путь с рассказов, первый из которых был опубликован в 1939 году. Некоторое время писал сценарии для комиксов и телевидения. А в 1953 году вышел его роман «Человек без лица», который стал первым лауреатом премии Хьюго. Бестера нельзя назвать плодовитым писателем, за 40 лет он выпустил всего с десяток книг, но каждая из них стала весомым вкладом в жанр фантастики.

«То был Золотой Век, время накала страстей и приключений, бурной жизни и трудной смерти...но никто этого не замечал. ...Солнечная система бурлила жизнью... сражаясь, издыхая, пожирая все на своем пути, схватывая новые науки прежде, чем познавались старые, вырываясь к звездам, в глубокий космос, и все же ... „Где новые границы?“... Телепортация...перемещение в пространстве усилием воли...давняя теоретическая концепция. ... И вот впервые это произошло на глазах у профессиональных наблюдателей» («Тигр! Тигр!»).

Страница нашей библиотеки, посвященная «Марсианским хроникам» Рэя Брэдбери, созданная в рамках акции «Флешбук».

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю