tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Статьи и литература

Клуб любителей книги
16-е заседание

Шестнадцатое заседание клуба любителей книги

Шестнадцатое заседание клуба любителей книги

О некоторых изданиях стихотворений В.Г. Рубана
Сообщение А.И. Сапогова

В областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина хранятся три редких издания отдельных стихотворений Василия Григорьевича Рубана (1742-1795). Поэт, журналист, переводчик и издатель Рубан не пользовался особым успехом у читателей. Его журналы «Ни то ни се» (1769), «Трудолюбивый муравей» (1771), альманах «Старина и новизна» (1772-1773) были бесцветными, далекими от русской действительности изданиями. Некоторое значение имели выпущенные Рубаном «Любопытные месяцесловы», историко-географические описания Украины, Москвы, Петербурга и др. книги.

Как поэт он более всего известен сочинениями многочисленных похвальных од, посланий, надписей, отличавшихся тяжеловестностью слога, риторичностью и угодничеством.

Именно к такого рода «прославлениям» и относятся надписи Рубана, сохранившиеся в ТОНБ.

«Надпись на завоевание крымских городов...», воспроизводимая в памятке, отличается от зарегистрированной под № 6144 в «Сводном каталоге русской книги гражданской печати XVIII в.». 1725-1800 (в дальнейшем СК) следующим:

В конце текста не указан автор, 2) в заголовке после римской II стоит точка, 3) после слова предводитель - запятая.

Можно предположить поэтому, что экз. ТОНБ является другим изданием надписи или по крайней мере третьим вариантом номера 6144.

«Надпись на прибытие е.с. графа Алексея Григорьевича Орлова из Архипелага в Санктпетербург. Марта дня, 1771 года»., напечатанная как и предыдущая на 1 с. в наборной рамке в типографии Акад. наук, обнаружена пока только в ТОНБ.

«Письмо поздравительное князь Семену Борисовичу Мещерскому...» (М., Унив. тип., 1771. 2 с.) кроме ТОНБ имеется лишь в библиотеке ЦГАДА.

Перечисленные издания были напечатаны небольшими тиражами и дошли до нашего времени в единичных экземплярах, представляющих, таким образом, большой интерес.

Второе издание «Краткого справочника книголюба»
Сообщение А.П. Рязанцева

Первая встреча с новым изданием - всегда праздник для книголюба, встреча с давно ожидаемым и широко рекламируемым - праздник вдвойне.

Оправдались ли ожидания, несет ли издание нечто новое, насколько полно раскрыта тема, что привлекает в книге и что вызывает возражения, удобна ли и логична структура книги - вот вопросы, которые возникают в первую очередь. Затем к ним прибавляются итоговые: какие задачи ставил автор и справился ли он с ними, на кого рассчитана книга, найдет ли она читателей, нужно ли было ее издавать? Такие или примерно такие вопросы встают и при знакомстве с «Кратким справочником книголюба». М., 1976. /КСК/. К сожалению, ответы на них большей частью не в пользу справочника. Перечислим их. КСК не имеет четкого читательского адреса. Для начинающих книголюбов сведения слишком кратки, чтобы служить практическим пособием, для опытных - они элементарны. Несоразмерны разделы КСК. Например, перечень издательств, имеющий сомнительную практическую ценность, занимает столько же места, сколько все разделы, относящиеся к домашней библиотеке, в которых сведения настолько скупы, что затруднения в их использовании очевидны. Ода

Не понятны принципы, которыми руководствовался составитель раздела «Что читать о художниках», не включив в него материалы о Н.Н. Жукове, Кукрыниксах и других современных графиках, в частности, прибалтийских.

Разделы «Библиотечные каталоги» и «Как описывать книгу...», в которых много повторных сведений, надо было объединить. Строго говоря, совет автора «книголюбу в картотечке своего каталога целесообразно описывать произведения печати по ГОСТу 7.1-69» ошибочен, так как карточки для каталога оформляются по правилам, указанным на с. 50. Дезориентируют читателя образцы полного и сокращенного описания (с.71), содержащие опечатки.

В разделе «Книжный знак» основное внимание уделено констатации общеизвестного факта - существованию экслибриса. И ничего о том, как книголюбу обзавестись знаком своей библиотеки, к кому обратиться за миниатюрой, где напечатать? Недопустимая для справочника ошибка на с. 100, приписывающая авторство одного художника другому, запутывает читателя.

Не совсем понятна цель публикации списка дезидерат ГБЛ. Например, включенная в список ода Державина (фрагмент воспроизводится по экз. ТОНБ), зарегистрирована в БАН, ГПБ, ГПИБ, не считая ТОНБ. Большее значение имел бы список изданий, не числящихся ни в одной из крупнейших библиотек.

Досаден пропуск в «Деятелях книги» имени И.Г. Рахманинова.

Заключающий КСК словарь переполнен полиграфическими, часто незначительными терминами, вероятно, необходимыми профессионалу, но бесполезными книголюбу.

Разумеется, КСК содержит целый ряд сведений, имеющих самостоятельную ценность, но в целом он не может ответить и на малую долю тех вопросов, с которыми постоянно сталкиваются книголюбы.

Праздника не получилось.

Экслибрисы наших земляков в Москве
Сообщение А.С. Чернова

Трех энтузиастов экслибриса Б.А. Левшина, В.А. Кирина и А.С. Чернова многое объединяет. Они родились в Тамбове, живут в Москве, но не порывают своих связей с городом своей юности. Этих людей одного поколения роднит большая любовь к книге и книжному знаку. Их работы много раз были на выставках и у нас, и за рубежом. Экслибрис Ю.Б. Шмарова в Тамбове

Борис Алексеевич Левшин начал делать знаки в 1964 году. Сейчас - автор более 150 экслибрисов, большей частью выполненных в линогравюре. Излюбленный сюжет Левшина - архитектура. Причина этого не только в профессии автора знаков, но и в большой любви его к старине. Художник умело и лаконично решает композиции книжных знаков.

Вадим Алексеевич Кирин родился в 1924 году. Экслибрисы делает с 1963 года (около 100). Кандидат юридических наук. Кирин известен не только как юрист. Он участник 26 выставок экслибриса, в том числе 6 международных.

Аполлон Степанович Чернов родился в 1928 году. Первый знак сделал в 1964 году. Теперь на его счету около 150 работ. Чернов - кандидат химических наук и постоянно ищущий художник. Подтверждается это и разнообразием техник исполнения (более 10) и тем большим творческим ростом от первых, порой неуверенных, до таких эмоционально нагруженных и графичных работ как, например, знак библиотеки тамбовского хирурга В.Д. Бабенко.

Художники сделали ряд знаков для тамбовских книжных собраний, знание этих экслибрисов необходимо нашим книголюбам при определении судьбы книги или истории книжного собрания.

Экслибрис В.Д.Бабенко

Шестнадцатое заседание клуба любителей книги

Комментарии читателей

Всего комментариев: 2
Турандот (Тамбов)
29.10.2009 16:14
Эти мини-сочинения вполне могли бы пригодиться сегодня учащимся гуманитарных специальностей, вот только когда ищешь информ. в интерн., то они не показываются, наверное, ссылок на них нет.
Ростислав (Тамбов)
29.10.2009 16:31
Страницы были добавлены "на днях", так что их еще не успели проиндексировать основные поисковики (к примеру, Яндекс). Со временем, ссылки обязательно появятся в поисковых системах.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю