tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник – суббота: с 10:00 до 18:00
Выходной день: воскресенье

Статьи и литература

Музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года

В этом году Россия отмечает исторический юбилей — 200-летие Отечественной войны 1812 года, войны, которая изменила не только мир, но и сознание людей, которая пробудила осознание перемен в обществе, открыла всем знание о том, что есть русский человек и русский солдат. Эта война показала чудеса героизма и патриотической преданности Родине, примеры высочайшего мужества и необыкновенной человечности, явила образцы удивительного благородства и поразительной стойкости.

Борьба с наполеоновским нашествием глубоко проникла в сознание русских людей, так как война эта была общенародной — в разгроме и изгнании иноплеменной армии принимало участие всё население страны. Один из непосредственных участников войны, Фёдор Глинка, так описывал всеобщий душевный подъём того времени: «Солдаты будут драться ужасно! Поселяне готовы сделать то же. Только и говорят о поголовном наборе, о всеобщем восстании. „Повели, государь! Все до одного идём!“ Дух пробуждается, души готовы»1.

«При чём же тут музыка?» — спросите вы. Ответим словами выдающегося полководца, не потерпевшего ни одного поражения в своей военной карьере, одного из основателей русского военного искусства — Александра Васильевича Суворова: «Нет, музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет его шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении. Под её звуки старик в сражении бросается на смерть, молокосос, стирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и с громогласною музыкою взял я Измаил»2.

Хорошая военная музыка, военная песня, да и просто походная песня помогают солдату и в походе и в бою. Ф. Глинка писал в своих письмах, что когда в армию главнокомандующим приехал М. Кутузов, то «у всех лица сделались светлее, и военные беседы вокруг огней радостнее», а костры у биваков начали «оглашаться песнями»... И даже при отступлении, движении армии к Тарутино, замечает Ф. Глинка, «весёлые клики, повсеместное пение и музыка, в разных местах игравшая, ясно доказывали, что дух войск не был ещё удручён печалью»3.

Народный дух прежде всего отражается в народных песнях того времени. Песня играет не последнюю роль в жизни человека, а особенно в жизни походного офицера или солдата. Она является таким же оружием на войне, как граната или ружьё, также необходима воину, как еда или сухие портянки (хорошо написал об этом Дмитрий Панкратов здесь).

Иоганн Фридрих Беллерман в своей книге о русской музыке и музыкальной жизни в России замечал, что русский человек поёт всегда, и что «солдаты на марше поют так же хорошо, как и в лагере»4. Декабрист А. И. Тютчев с большой теплотой и проникновенностью рассказывал М. Бестужеву о пении солдат в полку, где он служил: «У нас в Семёновском полку был великолепный хор песельников. Как пели русские песни! После разгрома полка нашего мне уже никогда не удавалось слышать ничего подобного. А управлял хором я; ни я, ни кто из моих молодцов, мы нотки не знали, а как пели, мон шер! Душа замирает. Сладко, согласно. Никто на волос не сфальшивил; а ежели и случался такой грех, то весь хор так и набросится на несчастного». На удивленную реплику М. Бестужева по поводу чистоты и слаженности хорового пения солдат, совершенно не обученных музыкальной грамоте, А. Тютчев отвечал: «У меня, как и у каждого их них, камертон был в душе, а ухо — в сердце»5.

Как живо отражают песни исторические события, передают любовь к родине, уважение и восхищение великими полководцами, героями войны. По текстам исторических песен можно проследить весь ход войны. Нашествие французов, судьба Смоленска и пожар Москвы, Бородинское сражение, бесславное бегство неприятеля — все они отражены в песенном фольклоре. Многие из этих песен были созданы непосредственно в пору самих событий и бытовали в устной традиции всего XIX века. Значительная часть их до нас не дошла. Некоторые исследователи считают, что возможно в этом повинны собиратели песен, пренебрегавшие в своей деятельности солдатской, военно-исторической песней, недооценивая её художественно-познавательное значение 6.

Сочинителей песен «народных» установить невозможно. Но были популярны и авторские песни, написанные в подражание народным или певшиеся на мотивы известных народных песен. Так, Фёдор Глинка сочинял свои патриотические песни «на голос» известных, распространённых в народе песен: «Многие из переложенных военно-исторических песен старался я приспособить к любимым песням народным», — сообщал он в предисловии к своему сборнику «Подарок русскому солдату». Такова популярная в своё время песня «Вспомним, братцы, россов славу», которая пелась «на голос» — «Веселися в чистом поле» 7.

О популярности и значимости песен, относящихся ко времени Отечественной войны 1812 года, можно судить ещё и потому, что некоторые образцы дожили и до середины XX века. Собиратели народных песен даже в 40–60-х годах XX века записывали песни времен войны 1812 года, которые исполняли сказители и певцы в деревнях и сёлах. Так, интересные тексты встречаются в сборниках «Старинные исторические песни» (М., 1971), «Песни казаков-некрасовцев» (Ростов-на-Дону, 1947), «Воронежские народные песни» (Воронеж, 1962). В частности, обращает на себя внимание текст, записанный в 1960 году в с. Девица Воронежской области от исполнительницы А. М. Зачеславской. Своеобразное, несколько сумбурное повествование охватывает всю войну — от формирования французского войска до взятия Парижа русскими войсками в 1814 году.

Ой да раскострышный был мальчишка
Да самому черту прикашшик,
Ветряной француз. (2 р.)
— Уж вы, турки, англичане!
Злато серебро давал,
Уж драться нанимал, (2 р.)
Стакан спирту наливал,
Денег не жалел. (2 р.)
Вышло дело наконец.
Съел картошку, огурец.
За что получил (2 р.)
Волгу-Волжицу
И что старую старицу
В прекрасной Москве, (2 р.)
Он недолго в Москве жил,
Он из ризы платье шил,
Войску снарядил, (2 р.)
Ободрал церкви, иконы,
Позаполнил свои взводы:
Разжиться хотел. (2 р.)
Через месяц миновалси,
По-старому одевалси,
Из Москвы бежал, (2 р.)
Он бежал, бежал без шляпы,
Ноги голы, как у собаки.
Рад бы кто прикрыл. (2 р.)
Вот шкадроны шли штыками,
Охвицеры с тесаками
Стали провожать. (2 р.)
Они стали провожать,
Путь-дорожку очищать
До самой Париж. (2 р.) и т. д.

Песня отражает и особенности русской разговорной речи и передает исторические события, переосмысленные народным сознанием. В ней присутствует и сатирический элемент, и справедливое негодование: «Мы загоним лиходея да вот стадо свиней пасть. Чтоб хранцузу запропасть!», и в конце песни есть слова, которые невольно вызывают жалость к побеждённым: «Перяход и нашел...сам заплакал и пошел».

Нотные образцы русских народных песен времён войны 1812 года можно найти в таких сборниках, как «Русские народные песни Астраханской области» (М., 1978, авт. В. Самаренко, М. Этингер), «Русские народные песни Оренбургской области» (М., 1980, авт. П. Малый), «Народные песни Псковской области» (М., 1966, авт. Н. Котикова), «Песни донских казаков, напетые А. И. Каргальским» (Л., 1979, сост. А. Мехнецова, В. Бахтина), «Русские народные песни Тамбовской и Читинской областей» (Тамбов, 2007, сост. Н. Лисин).

Общие сведения о военных исторических песнях представлены в таких изданиях, как «Русское народное музыкальное творчество» (М., 1962, авт. Т. Попова), «Россия в песне» (М., 1980, авт. Т. Соболева), «Русская народная песня» (М.- Л., 1964 , авт. И. Земцовский). Частично интересные сведения о тех или иных песенных образцах можно почерпнуть в предисловиях и комментариях к фольклорным сборникам, в изданиях, посвящённых исследованию народного песенного мелоса.

Во время войны не затихала и музыкальная жизнь в обществе. Наряду с песнями, как народными, так и авторскими, сочинялись патриотические оратории, кантаты и марши (например М. Бортнянский создает на слова В. Жуковского песню для хора, солиста и оркестра «Певец во стане русских воинов», пишет «Марш всеобщего ополчения» и «Песнь ратников» («Песнь воинов») на стихи Н. Карамзина), театральные пьесы и даже балетные дивертисменты, в которых отразились события Отечественной войны 1812 года: например «Ополчение, или Любовь к Отечеству» К. А. Кавоса (1812), его же «Торжество России, или Русские в Париже» (1814) (ссылка 8). Для фортепианного творчества этого периода характерно расширение круга образов и жанровой сферы. В связи с событиями Отечественной войны появляется большое количество патриотических сочинений: «Марш на смерть генерал-майора Кульнёва, павшего со славой за отечество в сражении против французов 20 июля 1812 года», «Марш на смерть генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона, посвящённый Большой действующей армии», «Марш на вшествие российской гвардии в Вильну 5 декабря 1812 года» И. П. Долгорукова, «Триумфальный марш» Д. Салтыкова и другие. Лучшие из этих сочинений завоевали любовь слушателей и исполнялись в течение длительного времени после окончания войны, преимущественно в виде переложений для духового оркестра 8.

Все эти сочинения были посвящены победам русской армии, мужеству и героизму русских солдат и офицеров, сражавшихся или уже павших смертью героев. Война 1812 года оказала широкое воздействие даже на такую далекую от героических событий область искусства, как концертная деятельность, что сказалось в репертуаре концертов и осознании их социально-общественной значимости. Сведения о том, как протекала музыкальная жизнь в России периода Отечественной войны 1812 года, раскрывают книги «История русской музыки» (М., 1983), «Музыкальный театр в России» (Л., 1959, авт. А. Гозенпуд), «Русское народное музыкальное творчество» (М., 1962, авт. Т. Попова).

Тема Отечественной войны еще долго будет возникать в творчестве писателей и композиторов последующего времени. Так, в связи с освящением храма Христа Спасителя в Москве будет написана торжественная увертюра П. И. Чайковского «1812 год», к 100-летнему юбилею победы будут созданы торжественные хоры «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А. Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля и др. Наконец, Сергей Прокофьев напишет одноимённую оперу по роману Л. Толстого «Война и мир» — монументальное произведение, поражающее глубиной и размахом замысла, правдиво раскрывающее душевную драму героев и исторические события, которые сыграли огромную роль в жизни русского народа.

Война 1812 года показала нам примеры истинного патриотизма, пробудила в народе чувство единения, любви к Родине. Какие чувства пробуждает она в современном обществе? Что знаем о ней мы и наши дети? Смогут ли они, как 17-летний князь Н. Голицын, оставить деревню, где жил, и поспешить на защиту Отечества, в Петербург, в действующую армию, «вовсе не думая о выгодах и невыгодах», которые ему предстоят 9 или как Александр Пушкин, не участвовавший в этой войне, написать:

...На юных ратников завистливо взирали,
Ловили с жадностью мы брани дальный звук,
И, негодуя, мы и детство проклинали,
И узы строгие наук (ссылка 11).

«Воспитывать — значит решать судьбу, но не только судьбу одного человека, но и державы в целом» — так говорил В. Белинский. Патриотическое воспитание должно быть неотъемлемой частью воспитательного процесса. Для работников дошкольных и школьных образовательных и культурно-просветительных учреждений, работников самодеятельных театров, будут интересны сборники сценариев и пьес, тематические разработки для классных часов и постановки детских праздников, посвящённые событиям и героям войны 1812 года. Для сольного или хорового исполнения можно подобрать русские народные песни, хоровые сочинения, касающиеся войны 1812 года (напр. хор на слова М. Ю. Лермонтова «Бородино» в обработке М. Иорданского из сборника «Белеет парус одинокий», сочинение Д. Бортнянского «Марш всеобщего ополчения», написанный по случаю созыва народного ополчения, или интересный пример народного духовного творчества в композиторской обработке: Херувимская песнь «На разорение Москвы» в гармонизации А. Кастальского). Надо вспомнить и про романсы А. Алябьева, непосредственного участника войны 1812 года, или про великолепную музыку А. Петрова к кинофильму «Гусарская баллада», трогательные песни, написанные А. Верстовским к пьесам «Рославлев, или Русские в 1812 году» и «Кремнёв, русский солдат», сочиненную И. Скобелевым, героем войны 1812 года, командовавшим Рязанским полком и состоявшим адъютантом М. И. Кутузова (интересно о нём написано здесь http://www.history-ryazan.ru/node/4458). Так в музыке отражается история.

1Глинка, Ф. Н. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год : [Электронный ресурс] // Военная Литература: сайт. – Б. м., [2001]– . – (Библиотеки). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/db/glinka1/index.html, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.09.2012.

2Анекдоты Князя Италийского, Графа Суворова Рымникского изданные Е. Фуксом : [Электронный ресурс] // Адъютант : сайт. – Б. м., [2003]-. – (Библиотеки). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.adjudant.ru/suvorov/fuks00.htm. – Просм. 20.09.2012.

3Глинка, Ф. Н. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год : [Электронный ресурс] // Военная Литература: сайт. – Б. м., [2001]- . – (Библиотеки). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/db/glinka1/index.html, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.09.2012.

4Bellermann, J. J. Bemerkungen über Rußland in Rücksicht auf Wissenschaft, Kunst, Religion und andere merkwürdige Verhältnisse : in Briefen, Tagebuchauszügen und einem kurzen Abriß der russischen Kirche nach ihrer Geschichte, Glaubenslehren und Kirchengebräuchen : [Электронный ресурс] // Allgemeine Literaturzeitung : сайт. – Б. м., Б. г. – (Библиотеки). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://zs.thulb.uni-jena.de/receive/jportal_jparticle_00003136. – Просм. 2.10.2012.

5Воспоминания Бестужевых [Текст] / ред., ст. и коммент. М. К. Азадовского. – Репр. воспроизведение изд. 1951 г. – Санкт-Петербург : Наука , 2005 (СПб.: Первая Академическая типография «Наука» – 891 с. – (Литературные памятники : ЛП / Рос. акад. наук).

6Очерки по истории русской музыки. 1790–1825. [Текст] / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. – Л. : Гос. муз. изд-во, 1956. – 457 с.

7Очерки по истории русской музыки. 1790–1825. [Текст] / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. – Л. : Гос. муз. изд-во, 1956. – 457 с.

8Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства [Текст] : часть 2 / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1967. – 288 с. – (Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Кафедра специального фортепиано).

9Deja-vu. Энциклопедия культуры [Электронный ресурс] // Александр Бокшицкий, [2002] – .– (Энциклопедии). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://deja-vu4.narod.ru/War_XIX.html. – Просм. 10.10.2012.

Библиография:

Малый, П. Русские народные песни Оренбургской области [Текст] / П. П. Малый. – М. : Всесоюзное издательство Сов. Композитор, 1980. – 104 с.

Котикова, Н. Народные песни Псковской области [Текст] / Н. Л. Котикова; под общ. ред. С. В. Аксюка. – М. : Музыка, 1966. – 371 с.

Соболева, Г. Россия в песне [Текст] : Музыкальные страницы истории для детей сред. и старш. школьного возраста / Г. Г. Соболева. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1980. – 207 с.

Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: Сводный каталог / Рос. нац. б-ка ; сост. Н. А. Рыжкова. – Спб : Рос. нац. б-ка, 2001. – 96 с., ил. – (К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского).

История русской музыки: В 10 т. / ВНИИ искусствознания. – М. : Музыка, 1983 –. Т. 4 : 1800–1825 / [Л. М. Бутир, Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц и др.; редкол.: Ю. В. Келдыш и др.]. – 1986. – 413 с., [4] л. ил. : нот. ил.

Гозенпуд, А. Музыкальный театр в России [Текст] : от истоков до Глинки : очерк / А. А. Гозенпуд. – Л. : Госуд. муз. изд-во, 1959. – 781 с.

Самаренко В. П., Этингер, М. А. Русские народные песни Астраханской области [Текст] / В. П. Самаренко, М. А. Этингер. – М. : Сов. Композитор, 1978. – 142 с.

Земцовский И. Русская протяжная песня [Текст] : опыт исследования / И. И. Земцовский. – Л. : Музыка, 1967. – 195 с.

Земцовский И. Русская народная песня [Текст] : научно-популярный очерк / И. И. Земцовский. – М.- Л. : Музыка, 1964. – 66 с.

Песни казаков-некрасовцев [Текст] : запись песен, вступ. статья и сведения о сказителях Ф. В. Тумилевича ; под общ.ред проф. П. Г. Богатырева. – Ростов н/Д : Ростовское областное книгоиздательство, 1947. – 174 с.

Воронежские народные песни [Текст] : сб. фольклорных записей студентов под ред. доц. С. Г. Лазутина. – Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1962. – 152 с.

Старинные исторические песни [Текст] : сб. для восьмилетней и средней школы. – М. : Детская литература, 1971. – 63 с.

Песни донских казаков, напетые А. И. Каргальским [Текст] / запись и сост. А. Мехнецова и В. Бахтина. – Л. : Сов. Композитор, 1979. – 72 с.

Тутунов, В. И. История военной музыки России [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Тутунов; под. ред. Е. С. Аксенова. – М. : Музыка, 2005. – 490 с. : ил., нот.

История русской музыки в нотных образцах [Текст]. Т. I / сост. и ред. проф. С. Л. Гинсбурга. – М. : Музыка, 1968 г. – 499 с. – (Ленинградская ордена Ленина Государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова).

Музыка в школе [Текст] : науч.-метод. журн. – 2012. – № 1.

«Недаром помнит вся Россия...» : лит. вечер : к 175-летию Бородин. сражения : [сборник / сост. Ю. М. Ильчук]. – М. : Искусство, 1978. – 127, [1] с. : нот. – (Самодеят. театр. репертуар и методика; 6/87).

Очерки по истории русской музыки. 1790–1825. [Текст] : / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. – Л. : Гос. муз. изд-во, 1956. – 457 с.

Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество [Текст] : Т. 1 ; изд. 2-е, перераб. – М. : Гос.муз. изд-во, 1962. – 384 с.

25 оперных шедевров [Текст] / авт. очерков: Т. С. Крунтяева, А. С. Розанов : худож. оформление и макет А. И. Приймака. – Л. : Музыка, 1980. – 191 с.

Ноты:

Чайковский, П. И. Торжественная увертюра «1812 год» [Ноты] / П. И. Чайковский ; ред. В. Я. Шебалина. – Партитура. – М. : Музыка, 1983. – 94 с.

Военная музыка России [Ноты] : сб. всех Русских гвардейских полковых маршей / сост. для фп. В. В. Вурм ; проект А. Веселовой ; вступ. ст. О. П. Ковалевской. – СПб : Союз художников, 2006. – 224 с.

Кастальский, А. Херувимская песнь «На разоренiе Москвы» [Ноты] / Кастальский А. ; репринтное изд-е. – М. : Российское муз. изд-во, 1996. – 4 с.

Лисин Н. Г. Русские народные песни Тамбовской и Читинской областей [Ноты] / Н. Лисин ; сост., подготовка текста, вступ. статья Н. Г. Лисина. – Тамбов : ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2007. – 124 с.

Верстовский, А. Романсы, песни, куплеты из музыки к водевилям и пьесам : для голоса с ф-но [Ноты] / Верстовский А. ; сост., вступ. статья и комментарии А. В. Войновой. – М. : Музыка, 1971. – 132 с.

Белеет парус одинокий [Ноты] : хоры, дуэты, романсы и песни на стихи М. Лермонтова : в сопровождении ф-но / сост. А. Луканин ; вступ. статья Е. Канн-Новиковой. – М. : Музыка, 1975, – 64 с.

Выставка литературы на эту тему доступна в нашем виртуальном выставочном зале: «Музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года: ноты», «Музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года: книги», «Музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года: сценарии», «Музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года: грампластинки».

Комментарии читателей

Всего комментариев: 1
Сергей (Одинцово)
24.07.2016 22:21
А вот моя радиопередача 2008 года на Народном радио. Я оцифровал комплект пластинок ещё в 2004 году. Альбом мне подарил автор-А.В. Горбунов. Пластники хранились на веранде его дома:) А в киоске на Бородинском поле до сих пор продаётся ПОСЛЕДНЯЯ пластинка фирмы "Мелодия", посвященная войне 1812 г. Цена-2 руб. 15 коп.!

Ссылка на радиопередачу

http://www.imha.ru/1144537898-muzyka-posvyaschennaya-otechestvennoy-voyne-1812-g.html#.V5UGrvmLTIW

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю