Статьи и литература
Первые полеты над Тамбовом
К
В текущем году весь мир отмечает
Чуть позже, в мае 1911 г. самый первый полет над нашим городом совершил замечательный авиатор Александр Алексеевич Васильев, уроженец Тамбовской губернии. Показательный полет был организован над г. Тамбовом в районе Варваринской площади (ныне Первомайская площадь). Аэроплан конструкции Луи Блерио был доставлен по железной дороге, а с вокзала его везли на лошадях. Десятки тамбовцев сопровождали невиданный аппарат. К этому дню на зеленом поле Варваринской площади были построены трибуны. 8 мая после полудня к площади стали подходить празднично одетые горожане. Несмотря на высокие цены билетов, все места на трибуне были заняты. Авиатора Васильева встречали бурными аплодисментами, криками и музыкой. Сотни тамбовчан пытались получше разглядеть аэроплан и пилота. Тот самолет не сравнить с современным. Колеса велосипедные, кабины не было. На небольшой высоте
В этом же году в июле А. А. Васильев участвовал в первом русском однодневном перелете Петербург-Москва и занял первое место. Александру Алексеевичу было 28 лет. Он закончил юридический факультет Казанского университета, но отказался от открывшейся карьеры юриста и всецело посвятил себя авиации. Звание пилота-авиатора получил в 1910 году.
Попытки полетов на Тамбовщине совершались и ранее. Оказывается, тамбовский крестьянин Никита Миронович Митрейкин 2 сентября 1899 года обратился с предложением в штаб Московского военного округа с просьбой рассмотреть изобретенный им «воздушный велосипед». Известно, что сконструированный им аппарат мог подниматься в воздух и пролетать над землей до 12 метров, неся груз в 10 пудов. Уникальное изобретение не было поддержано и крестьянин никуда больше не обращался.
Можно вспомнить и нашего земляка, уроженца с. Стеньшино Тамбовской губернии изобретателя Александра Николаевича Лодыгина. Всё свободное время он занимался разработкой проекта летательного аппарата — электролёта. Эта работа натолкнула Лодыгина на мысль об изобретении электрической лампочки накаливания. В 1889 году потомственный дворянин и отставной поручик русской армии обратился в Главное инженерное управление военного министерства Российской империи с проектом электролета — летательного аппарата на электротяге. Это был прообраз
первого в мире вертолета (геликоптера). Однако, ценное изобретение нашего земляка не заинтересовало военное ведомство России, и схемы электролета остаются в истории зарождающейся авиации.
Полет над Козловским уездом также был осуществлен 6 мая 1912 г. близ Шехмани. Совершил его местный землевладелец Н. Саков. Наш земляк был состоятельным человеком и прошел курс в Парижской авиационной школе. Купил там за 24 тыс. франков аэроплан системы «Анзани». Прилетел в Россию и решил потешить земляков. По воспоминаниям современников при подъеме пропеллер аэроплана работал исправно, но на высоте 20 сажень у него вдруг сломалось одно колесо и машина рухнула на землю. К счастью, летчик остался жив.
Среди мичуринских пионеров воздухоплавания известен и студент К. К. Мягков. Благодаря построенному с помощью слесаря аэроплану собственной конструкции, он был популярен среди населения.
Хорошо запомнился горожанам полет над г. Козловом, который совершил известный в России авиатор Я. И. Седов летом 1912 года. К разочарованию жителей пассажиров на борт не брали. Полет длился несколько минут под крики «Ура» и ликование земляков, а вот стадо коров, пасшееся недалеко, при виде «невиданной птицы» внезапно обратилось в паническое бегство.
Для городского хозяйства самолет для борьбы с лесными пожарами и вредителями был впервые приобретен в 1923 году. В 1930 году в Тамбове открывается авиационная школа по подготовке пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота, а через два года создается аэроклуб.
Первые полеты над городами Тамбовом и Мичуринском стали знаковым событием в жизни горожан Тамбовской губернии. Многие наши земляки стремились к освоению воздушного пространства и достигли больших успехов. А в годы Великой Отечественной войны, один из первых таранов вражеского самолета совершил наш земляк младший лейтенант Петр Тимофеевич Харитонов, уроженец с. Княжево Моршанского района. В историю войны он вошел как человек, совершивший один из первых воздушных таранов и первый Герой Советского Союза, получивший это звание в годы Великой Отечественной войны. В г. Тамбове в железнодорожном техникуме учился Игорь Андреевич Ментюков, военный летчик сверхзвукового истребителя «Су-9», сбивший 1 мая 1960 г. на своем самолете американского летчика Пауэрса. В
Юрий Петрович Артюхин, а в г. Мичуринске служил летчик-космонавт СССР Владимир Александрович Шаталов. Первым почетным гражданином г. Тамбова стал летчик-космонавт, Герой Советского Союза Лев Степанович Демин, с отличием окончивший Тамбовское военное авиационное техническое училище им. Ф. Э. Дзержинского. В нашем городе, в Тамбовском высшем военном авиационном училище летчиков учился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Евгеньевич Меницкий. В г. Тамбов, к родителям, приезжает космонавт Павел Владимирович Виноградов.
Особое почтение женщинам, связавшим свою жизнь с полетами. Это Наталья Абрамовна Глотова (Проханова), выпускница и инструктор Тамбовского аэроклуба (ныне Тамбовский авиационно-спортивный клуб РОСТО), лётчик-испытатель, спортсменка, дублёр В. Т. Терешковой в отряде космонавтов, Антонина Кабанкова, Людмила Семеновна Смирнова, Виктория Михайловна Козадаева, которые летали на самолетах Ан-2 и выполняли транспортные рейсы и санитарные задания, а А. Кабанкова была даже вторым пилотом на пассажирском самолете Ан-24.
И это далеко не все имена, связанные с Тамбовщиной. А сколько юных тамбовчан мечтает стать летчиками и космонавтами! В 1987 г. в областном Дворце творчества детей и юношества была открыта «Школа юных летчиков».
Мы можем гордиться именами наших земляков — теми, кто стоял у истоков зарождения авиации и кто в настоящее время продолжает осваивать космическое пространство, пополняя список достижений российской авиации!
Список источников:
1. Демонстрационные полеты А. А. Васильева в Тамбове и Козлове [Текст] // Тамбовские даты, 2011 год : календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области. – Тамбов, 2010. – С.
2. Исследовательская работа на тему: «Выдающиеся летчики-испытатели авиационной техники. Преодоление.» [Текст] // Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания [электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.olimp.as-club.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Просм.
3. Козловские авиаторы [Текст] // Белых, М. Привет из Козлова. – Мичуринск, 2005. – С.
4. Левченко, С. Земля и небо : [о В. М. Козадаевой] [Текст] / Софья Левченко // Тамб. меридиан. – 2003. – 24 июня (№ 22). – С. 5 : фот.
5. Лодыгин Александр Николаевич [Текст] // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 307.
6. [О первом полете над г. Тамбовом] [Текст] // Чернов А. С. Нобели: взгляд из старого Тамбова. – Тамбов – Москва – С.-Петербург – Баку – Вена, 2005. – С.
7. Первые люди над землей [Текст] // 150 лет вокруг света [электронный ресурс] : офиц. сайт изд-ва «Вокруг света». – Режим доступа http://www.vokrugsveta.ru, свободный – Загл. с экрана. – Просм. 8.04.2011.
8. Тамбовскому объединенному авиаотряду – 40 лет [Текст] : хроника, цифры, факты. – Тамбов, 1989. – 14 с.
Комментарии читателей
10.03.2012 19:48
25.03.2012 01:06
есть возможность БОЛЕЕ подробно узнать и увидеть документ о подготовке пилота на право полетов в России ?
имею такой документ на одного из первых пилотов России за 1911 год * выданное в Берлине - могу прислать файл
30.03.2012 14:46
30.07.2012 12:30
У меня просба
Мой дядя Кирил Александров Кирилов (Бенковски)был лётчик в Томбовское авиационное училище во время Великая Отечественая война и в Испании. Прошу вас посылат мне если ест документы, снёмки и спомены про него.
СПОСИБО БАЛШОЕ!
Васил Кирилов
v.kirilov@parliament.bg
23.08.2012 10:45
22.07.2013 10:33
11.03.2015 19:17
02.01.2018 16:08
19.01.2021 12:59
22.01.2021 15:38
В Мичуринске (до 1932 – Козлов) Тамбовской области базировалось Качинское авиаучилище (сейчас – Качинское ордена Ленина Краснознамённое высшее военное авиационное училищу лётчиков имени А.Ф. Мясникова). Своё начало оно берёт с Севастопольской офицерской школы авиации Отдела воздушного флота, открытой в ноябре 1910 г. Училище несколько раз меняло своё название, базировалось в разных городах. С 1947 по 1954 г. оно располагалось на территории Тамбовской области: первый авиаполк – в Моршанске, второй и третий – в Мичуринске. На территории Козловского уезда, по печатным источникам нашего фонда, в 1931 г. авиационные школы не действовали.
Вероятно, в Вашем случае следует обратиться в Государственный архив Тамбовской области или в Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области.
Приносим свои извинения за то, что мы не смогли Вам помочь.
Вы можете оставить свой комментарий: