tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Дьяконова В.П.,
зам.директора по библиотечной работе областной детской библиотеки

Детские библиотеки: новации и проблемы

Несмотря на все кризисные явления нашего времени развивается и утверждается статус детской библиотеки как социального института по воспитанию творческого читателя, гуманной личности, ибо третье тысячелетие заявлено как эра Человека.

Вся работа детских библиотек области во главе с ТОДБ строится на педагогике сотрудничества и сотворчества. Приоритетна прежде всего личность ребенка. Задача детского библиотекаря поддержать слово ребенка о самом себе, развить творческое «Я» как читающего, так и малочитающего ребенка, создать в библиотеке комфортную среду, где ребенок может реализовать свои способности, насытить свои потребности.

Для того, чтобы держать руку постоянно на"пульсе времени«, быть осведомленным о читательских приоритетах наших пользователей, детские библиотеки области, под методическим руководством ТОДБ, постоянно проводят социологические исследования. Эти исследования являются своеобразным ключом к взаимопониманию, помогают строить свою работу с учетом пожеланий наших пользователей, как детей, так и руководителей детского чтения, т.н. в последние годы были проведены исследования областного масштаба »Что читают наши дети?", «Для чего ты читаешь?», «Б-ка в твоей жизни», всероссийская анкета — конкурс читательских симпатий «Золотой ключик».
Эти исследования показали в каком направлении следует работать детским библиотекам, во-первых — это создание комфортной информационной среды.

Исследования показали, что «деловое» чтение доминирует над чтением "по интересам« и не всегда пользователи правильно ориентируются в потоке информации, а иногда и раздобыв ее, не умеют профессионально ею воспользоваться. Именно исходя из результатов этих исследований была изменена структура ТОДБ, которая стала более гибкой, мобильной и комфортной для юных пользователей. Был создан, к примеру, отдел информации и делового чтения. В этом отделе теперь пользователи могут более полно реализовать свои потребности в самообразовании, получить квалифицированную помощь в подготовке к различным школьным предметам. При отделе работает »Школа информационного комфорта«, где более целенаправленно ведется работа по обучению формам и методам поиска и потребления нужной информации.

Исследования показали, что дети испытывают острый дефицит в рекомендательных библиографических пособиях определенного направления, а именно краеведческой библиографии. Библиографами этого отдела были созданы такие пособия как «Тамбовщина на весах экологии», "Ратная слава России«. Возрождены и формы »малой« библиографии, т.н.памятки » Ф. Ушаков«, »С. Милосердов«, »В. Дорожкина«.

Опыт ТОДБ по формированию комфортной информационной среды используют Моршанская, Сампурская, Никифоровская районные детские библиотеки, а также детские библиотеки г.Тамбова, Кирсановская ЦДБ.

Судя по ответам наших респондентов по области в целом 46 % детей любит проводить свой досуг в библиотеке. Это дало толчок к созданию в ТОДБ отдела творческой работы и досуга детей (при нем работает 12 клубов и кружков по интересам, в т.ч. знаменитое литературно-творческое объединение «Тропинка») и усилению досуговой деятельности в детской библиотеках области, т.н. городских библиотеках г. Тамбова, Котовска, Моршанска, районных детских библиотек Пичаево, Мордово (Об опыте работы некоторых из них подробно написано в методическом пособии "Приходите играть в библиотеку«).

Стимулирует досуговую деятельность и проведение различных конкурсов, встреч с интересными людьми, праздников книги таких например, как ежегодные праздники «Лучший читатель года», проходящих в ТОДБ.

Исследования показывают, что наших пользователей-детей, в век новейших электронных технологий, в век информационной революции, подстерегает страшный враг — вторичная неграмотность, когда ребенок, свободно перемещающийся в Интернете, не может осмыслить самую простую фразу, прочитанную в книге.

Вот тут бы и карты в руки детской библиотеке! Но… Библиотека, при всей ее видимой самодостаточности, в одиночку мало что может сделать. Только в союзе со школой, семьей, прежде всего семьей, детские библиотеки могут противостоять и этому злу, и засилию бездуховности и безнравственности.

Работа с семьей — является одним из приоритетных направлений в деятельности детских библиотек на современном этапе.

Создание центра опережающего литературного развития дошкольников «Филиппок», "Школы родительской грамотности«, областного »родительского радиолектория« при ТОДБ — помогают решению этих важных проблем. ТОДБ, как методический центр, разработала также целостную программу »Семья. Книга. Библиотека«, которая апробирована и внедрена в практику работы детских библиотек области. Во многих библиотеках действуют семейные клубы, проводятся семейные конкурсы, праздники. Примером может стать работа Жердевской районной детской библиотеки, которая совместно с массовой библиотекой проводит конкурсы под девизом »Крепка семья — крепка держава«, вечера семейного отдыха, семейные праздники. В библиотеке работает »малый музей« старины, созданный руками детей и родителей.

Разнообразные формы работы с семьей используют также Мичуринская и Мордовская районные детские библиотеки, детские библиотеки г. Тамбова, Уварова.

Детские библиотеки открыты для сотрудничества. Мы сотрудничаем со всеми организациями, занимающимися образованием и воспитанием детей. Это многолетнее плодотворное сотрудничество немало способствовало тому, что в прошлом году была проведена научно-практическая конференция «Краеведение как одно из важнейших направлений воспитательной работы с детьми». В работе конференции приняли участие ученые — краеведы ТГУ им. Г.Р. Державина, госархива Тамбовской области, краеведческого музея, ведущие специалисты ИПКРО, областной станции юных туристов, музейных комплексов.

Можно с уверенностью сказать, что ТОДБ принимает деятельное участие в культурной и образовательной жизни области. Только в 2000 году ведущие специалисты ТОДБ выступили с докладами на межрегиональных научно-практических конференциях «2000-летие Рождества Христова», "Современная семья и подросток: проблемы, поиски, решения«, а также в трех международных конференциях, проходивших в г. Тамбове: »Подросток, социальная активность«, »200-летие Е. Баратынского«, »125-летие С. Сергеева-Ценского«, в рамках Замятинских чтений.

На базе ТОДБ и детских библиотек области регулярно проходят Дни информации, Дни специалиста, «Круглые столы», методические объединения учителей, воспитателей, преподавателей учреждений дополнительного образования.

Расширяются грани сотрудничества ТОДБ с комитетом по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова и городским центром по работе с детьми и молодежью. Уже традиционными стали совместные Родительские ассамблеи. При нашей информационной и методической поддержке с блеском проводят интеллектуальные игры для старшеклассников в рамках городского игрового интеллектуального клуба.

Немало способствует созданию положительного имиджа Детской библиотеки как Центра детского досуга и самообразования, нужного не только детям, но и тем, кто работает с детьми, проведение областных смотров-конкурсов и викторин, т.н. в 2000 г. были проведены: областная детская экологическая викторина «Тебе и мне нужна Тамбовская земля», организованная Государственным комитетом по охране окружающей среды (нашим давним другом и спонсором), ТОДБ и областной экологической газетой "Зеркало природы« и областной конкурс творческих работ детей »Я читаю книги о войне«, посвященный 55-летию Победы.

Подобные конкурсы не только стимулируют читательскую активность, но и дают работникам детских библиотек возможность заявить о себе, как о творческих личностях, истинных руководителях детским чтением, позволяют посмотреть на детские библиотеки как на социальный институт, способствующий самовыражению и самореализации детской личности.

В 2001–2002 годах - планируется совместно с органами образования провести областную краеведческую литературно-поисковую экспедицию школьников «Земля отцов — земля детей».

Мы вполне осознаем какая мера ответственности лежит на детском библиотекаре, стоящем на пороге третьего тысячелетия. Поэтому большое внимание уделяется работе по повышению квалификации библиотечных кадров, обслуживающих детей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Несмотря на определенные финансовые трудности регулярно проводятся семинары, практикумы, осуществляются бригадные выезды с оказанием методической помощи.

ТОДБ — своеобразная творческая лаборатория. Благодаря многолетней практике работы всех ее сотрудников по индивидуальным творческим планам — накапливается интересный опыт работы, формируются инновационные подходы к руководству чтением детей. Поэтому ведущие специалисты областной детской библиотеки в любой момент могут оказать индивидуальную адресную методическую и практическую помощь детским библиотекам области по интересующей их проблеме работы с детьми. Стала более адресной и методическая помощь в плане разработки методических материалов. Они теперь готовятся только по социальным заказам библиотек. В год, примерно, выпускается 15–18 таких материалов. Причем в конце года библиотеки присылают в адрес методической службы ТОДБ карточку обратной связи, где указывают как был использован тот или иной материал, указывают на его достоинства и недостатки, а также делают новый «социальный заказ».

В 2000 г. с особым интересом были восприняты такие методические материалы как «Дни величальные», "Звезда разрозненной плеяды«, »Наука древняя и молодая« (математика), »Забытая проза о войне«, »Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться« (русский язык).

Освободив инновационно-методический отдел от рутинной работы по обслуживанию РДЧ, мы полностью предоставили им возможность прогнозирования процессов, происходящих в нашей библиотечной среде и поисков путей для совершенствования методической службы в помощь выполнению главной цели детских библиотек — воспитанию творческого читателя.

Отраден и тот факт, что детские библиотеки часто стали заявлять о себе в СМИ — это немаловажный импульс для создания положительного имиджа библиотеки как важного и нужного социального института.

Таковы некоторые аспекты деятельности детских библиотек на пороге третьего тысячелетия.


Но наряду с положительными моментами нашей работы есть и архисложные проблемы, проистекающие из экономических и политических условий жизни нашей страны, ее социальной политики в области культуры:
1. Критическая демографическая ситуация в области и стране в целом, ставящая под вопрос вообще существование детских библиотек, как социального института.
2. Просто патовая ситуация с финансированием библиотек. Речь не идет о компьютеризации (что крайне важно), а об элементарном поддержании зданий, оборудования в приличном виде. А главное — комплектование. Библиотека без новых поступлений — это нонсенс.

И ситуация эта осложняется, образуется все более глубокая пропасть между глобальными задачами, которые ставят перед собой библиотеки и материально-техническим обеспечением.
Поиск выхода в условиях ограниченности ресурсов — не плакаться, а ставить и решать проблемы.
Поэтому общими усилиями надо требовать от правительства пересмотра их взглядов на финансирование культуры, ведь в конечном итоге речь идет о духовном здоровье нации, государства, если мы хотим видеть его сильным и процветающим.

Любящее общество, как и любящие родители, должны гарантировать достоинство своих детей, создав условия, при которых они могут состояться как личности, как граждане, обеспечить предпосылки для свободной творческой жизни.
Дьяконова В.П., зам. директора ТОДБ по библиотечной работе.

Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина 170 лет (1830-2000): науч.-практ. конф. «Библиотека на рубеже веков: состояние, перспективы развития», 20 дек. 2000 г. — Тамбов, 2000.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю