tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Н. Е. Козельцева

Публичные центры правовой информации в системе информационной деятельности библиотек

По инициативе Министерства культуры Российской Федерации, Российского фонда правовых реформ (РФПР) и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) в стране с 1998 года реализуется программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общественных библиотек». Главная цель программы — обеспечение доступа граждан к официальной правовой информации, налаживание полнокровного ее обращения в обществе: от власти к населению и от населения к власти.
Библиотечная сеть Министерства культуры РФ была выбрана в качестве экспериментальной площадки с учетом двух важнейших факторов:
— ее структура позволяла быстро и достаточно экономно развернуть ПЦПИ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- библиотеки, входящие в есть, являются хранителями богатейших фондов официальных документов, используемых в информационно-библиотечном обслуживании населения.

Именно это способствовало тому, что Центры, оказывающие правовую помощь населению, органично вписались в структуры библиотек, несмотря на то, что по некоторым параметрам их деятельность выходит за рамки привычно сложившихся библиотечных обязанностей.

Разработчики программы, не регламентируя библиотеки в решении организационных вопросов, взяв на себя обеспечение открывающихся ПЦПИ программно-техническими комплексами и доступом к информационно-правовому комплексу «Банк правовых актов» НТЦ «Система» ФАПСИ, сформулировали основные принципы функционирования Центров:
— общедоступность и открытость для пользователей;
— полнота и достоверность информации;
— регулярность и оперативность поступления информации не только из центральных, но и региональных источников.

Подводя итоги первого этапа программы, коллегия Министерства культуры РФ в феврале 2000 года отметила, что благодаря совместным усилиям МК РФ, РФПР и ФАПСИ начали работать 17 ПЦПИ на базе региональных и федеральных библиотек. В дальнейшем планировалось:
— открыть 16 ПЦПИ в региональных библиотеках;
— создать полномасштабную региональную сеть ПЦПИ на базе центральных библиотек муниципальных образований Ставропольского края;
— сформировать интегрированную сеть ПЦПИ регионов, входящих в ассоциацию «Центральная Россия».

В целях расширения процесса формирования сети ПЦПИ, обеспечения устойчивого финансирования и укрепления информационных ресурсов исполнители программы вышли в Правительство РФ с предложением о придании ей статуса федеральной. Ими же был инициирован проект Указа Президента РФ «О Концепции совершенствования государственной политики в области распространения официальных текстов правовых актов через систему общедоступных библиотек и Типовом положении о публичном центре правовой информации».

В апреле 2000 года участники Всероссийского совещания руководителей центров правовой информации в г. Туле констатировали, что ПЦПИ, как наиболее демократичные каналы распространения официальной правовой информации, востребованы жителями регионов. Идет постоянный рост числа посетителей и количества поступающих запросов, растет объем документовыдачи. Подтверждением этого например является тот факт, что в ПЦПИ ТОУНБ им. А.С. Пушкина среднемесячная посещаемость и документовыдача по сравнению с 1999 годом возросли в 1,5 раза, а количество запросов — в 2,5 раза.

Анализ функционирования ПЦПИ позволяет сделать вывод, что к настоящему времени сложилось две модели организации их деятельности:
первая - это по существу создание в рамках библиотек новых отраслевых отделов, располагающих не только электронными базами данных, но и обширными фондами печатной продукции, осуществляющих комплексное библиотечно-библиографическое обслуживание населения (Смоленск, Тула);
вторая - это справочно-информационные службы, призванные удовлетворять информационно-правовые запросы всех заинтересованных физических и юридических лиц на базе фонда официальных документов с использованием современных информационных технологий (Тамбов, Рязань).

На наш взгляд, задачи поставленные перед ПЦПИ, наиболее эффективно реализуются в рамках второй модели, обеспечивающей доступ к официальной правовой информации через:
- оперативное предоставление информации о федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актах на основе электронных правовых баз данных;
— оказание правовой помощи населению, направленной на разъяснение и толкование законодательства.

Особенностью данных служб является то, что их работа — это по существу совместный труд библиотекаря, консультанта и клиента по разрешению правовых проблем. В процессе этой деятельности, при непосредственном участии специалистов посетители:
— получают не только библиографическую информацию о документе, но и имеют возможность ознакомиться с его текстом и при необходимости приобрести копию;
- овладевают навыками самостоятельного поиска нормативно-правовых актов, знакомясь с системой распространения официальной правовой информации как в печатном, так и электронном виде;
— осваивает язык права, усваивают определенную сумму правовых знаний и учатся их применению на практике.

Как показывает опыт нашей работы подобная организация ПЦПИ наиболее адекватна интересам специалистов и лиц, нуждающихся в правовой защите.

Так, в Центре правовой информации ТОУНБ имени А.С. Пушкина:
- 44,8 % посетителей — люди, профессионально ориентированные на официальную правовую информацию, нуждающиеся в эффективных каналах ее поиска и предъявляющие высокие требования к ее качеству и оперативности;
- 43 % — граждане не регулярно обращающиеся к правовым актам, но в силу объективности необходимости испытывающие потребность в эффективном доступе к правовой информации с целью защиты личных интересов;
-19 % — студенты высших и средних специальных учебных заведений, использующих правовую информацию в учебных целях.

Данная дифференциация лежит в основе разработки перечня услуг предполагаемых нашим Центром:
для специалистов - поиск, просмотр и копирование нормативно-правовых актов;
для студентов - тематический подбор нормативно-правовых актов и комментариев к законодательству;
для граждан, нуждающихся в правовой защите — возможность обсудить свои проблемы со специалистами общественной юридической приемной при ПЦПИ.

Таким образом, реализуемый в рамках второй модели индивидуальный подход к проблемам и нуждам конкретного человека, способствует, на наш взгляд, не только повышению правовой осведомленности и правовой грамотности населения, но и формированию информационной культуры граждан.

В своем коротком выступлении мы попытались представить наше видение проблем организации деятельности ПЦПИ. Более детальный анализ двух моделей Центров — это дело будущего, так как ПЦПИ еще в процессе становления и поиска оптимальных форм и методов работы с населением.

Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина 170 лет (1830-2000): науч.-практ. конф. «Библиотека на рубеже веков: состояние, перспективы развития», 20 дек. 2000 г. — Тамбов, 2000.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю