tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Митрофанова Т.В.,
зав. отделом обработки литературы и организации каталогов ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Электронные каталоги: тенденции и практика

За последние годы все мы стали свидетелями больших изменений в представлениях о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре.

Это происходит одновременно на профессиональном, правительственном и обывательском уровне.

Библиотекаря все чаще называют не хранителем и организатором. пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, которая удваивается каждые 5 лет.

Входящая в 3-е тысячелетие, современная библиотека уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив», т.е. это единственное место на земле, где предоставлен доступ к информации как в традиционном виде (библиотечные каталоги, книжные фонды), так и в электронном.

В настоящее время в России складывается новая информационная инфраструктура и библиотеки являются ее составляющей.

Введение новых учебных программ в вузах, необходимость повышения квалификации, высокие цены на издательскую продукцию, невозможность для большинства людей приобрести книги, выписать газеты и журналы — все это привело к увеличению посещаемости библиотек (от 700–1000 — вых. дни).

И как это ни удивительно, но именно в эти непростые в экономическом плане годы, на фоне ухудшения комплектования, в России начинается активная работа по автоматизации библиотечных процессов.

Если в зарубежных странах «великая электронная революция» охватила 3 десятилетия: 70 г. — создание Э.К., 80 — внедрение в процессы обслуживания баз данных на СД.РОМах, 90 — развитие телекоммуникаций и распространение Интернета.

То в России этот путь пройдет в 3 раза быстрее, процесс был инициирован сверху, т.к. одним из факторов ускоренной автоматизации стал политический.

Отставание в сфере новых информационных технологий создавало угрозу изоляции страны в мировом информационном пространстве.

Введение новых информационных технологий кардинально изменило основные функции многих видов библиотечной работы.

Компьютеризация подлежит каждый процесс, входящий в основные направления библиотечной работы: комплектование, учет, библиографическая обработка документа, информационно-библиографическая работа, работа с читателями.

Другое дело, что некоторые библиотеки в ней не нуждаются, большинству достаточно компьютеризовать отдельные процессы, а лишь крупным библиотекам стоит стремиться к максимальной компьютеризации. Это зависит прежде всего от объема книжного фонда, количества читателей, специфики их информационных потребностей.

Почему компьютеризация необходима крупным библиотекам? — Дело в том, что PC позволяют библиотекам лучше выполнить свою главную функцию — быстрый, исчерпывающий поиск информации.

Следующий вопрос. С чего начать? — Учет фонда, учет читателей, комплектование … Опыт показывает — только приступив к ведению Э.К. книг, можно считать, что компьютеризация началась. Почему? — Часть процессов библиотечной работы — любые виды поиска по каталогам и картотекам, книжную выдачу невозможно компьютеризовать без Э.К. Автоматизация других процессов: учет читателей и т.д. практически ничего не дает для решения главной задачи библиотеки — эффективность поиска и скорейшего представления информации. Таким образом, начинать компьютеризацию необходимо с создания Э.К.

Хороший Э.К. полностью выполняет функции ГАК, АК, СК, ПК. Кроме того, он предоставляет много новых возможностей для библиографического поиска, поэтому сравнение Э.К. с любым каталогом - велосипед-самолет. Для получения нужных результатов от Э.К. необходимы 3 условия:
1. — Правильный выбор формата библиографической записи.
2. — Использование хорошего программного обеспечения.
3. — Профессиональная работа с поисковым аппаратом Э.К.

Что такое формат? — Это правила записи в PC. Он выполняет те же функции, что и ГОСТ 7.1–84 по отношению к каталожной картотеке, но устроен сложнее.

Сегодня большинство информационно-библиографических центров работают в формате МАРС, разработанному 30 лет назад библиотекой Конгресса США. Создание большинства справочно-библиографических центров ничего, кроме вреда не принесет. Разработка и принятие в качестве стандарта отечественного формата — это дело крупных библиотек и Правительства России. В отличии от формата, изменить который очень сложно, создание программного обеспечения вопрос менее принципиальный, так сказать решаемый.

Чтобы не тратить деньги впустую, надо покупать или делать программу, которая соответствует целому ряду критериев и, главное, создавая Э.К. нужно понимать, что важен не только объем Э.К., но его качество и работоспособность. Нельзя ждать от Э.К. сиюминутной отдачи, должен пройти процесс накопления информации, и только затем, накопив 10–15 т. записей, открывать Э.К. для читателей.

Для того, чтобы Э.К. стал доступным читателям и читатели могли самостоятельно работать с ним, сотрудники отдела обработки должны постоянно повышать качество библиографического описания, прежде всего при предметизациии документов и росписи их содержания набором ПР и КС. Никакая машина выполнить эту работу не в состоянии.

От сотрудников отдела обработки требуется умение четко структурировать Б.З. Знать особенности и уметь пользоваться системой классификации, формулировать ПР. И, наконец, сам ввод в ЭВМ требует элементарной внимательности и аккуратности.

По каким признакам осуществляется поиск в Э.К.?
1 — IBSN (или алтол)
2 — Многоаспектовый поиск
— автор (расширенное значение — ред…)
— заглавие
— издательство
— название серии
— предмет. Ключевые слова. ББК.
— контекст (только для уточнения)

Основными инф.-поисковыми языками для Э.К. являются
2 — 1. — Вербальный (словесный)
2. Табл. ББК.

Совокупность содержащаяся в ЭК — БО, ПР, КС, ББК со всеми их взаимосвязями называется поисковым аппаратом ЭК.

ЭК предполагает все варианты поиска, отвечает на все типы вопросов, обеспечивает быстрый, удобный доступ к информатизации.

Каталог явно теряет свою обособленность, превращается в «ворота», открывающие читателям мировое информационное пространство, Э.К. приближает к себе удаленные базы данных и каталоги других библиотек.

Доступ к информационным сетям означает для пользователей принципиально иные объемы информации и средства ее получения.

Но и тут требуется помощь квалифицированного, знающего и доброжелательного посредника, им должен стать библиотекарь, ибо успех компьютеризации определяется не только наличием техники, а присутствием доброжелательных, творчески мыслящих людей, а они в наших библиотеках есть.

Анализ организации предметного и систематического поиска — сложная и пока малоисследованная задача.

В России нет компьютерных списков ПР и Классифицированных индексов, также как и нет Единого словаря ключевых слов, без которых в поисковом аппарате Э.К. не обойтись. Это наши трудности — решаем самостоятельно, разработана методика составления ПР. Идеальный вариант — иметь постоянно пополняемый государственный стандарт словаря. Но увы… Мечты…

Начинать Э.К. нужно безусловно с новых поступлений. Однозначно определяется момент начала ввода документов.

В Э.К. должны вводиться книги, начиная с какого-то года издания, а не книги, поступившие в библиотеку с января какого-то года. Иначе не будет точной границы начала каталога. Мы начали с литературы, изданной в 1995 г. Организовав работу с новыми поступлениями, можно подумать о пополнении каталога ретроспективной информацией.

Общемировой тенденцией развития Э.К. становится их постепенное расширение за счет ретроконверсии.

Под ретроконверсией мы понимаем процесс переноса библиографического описания из существующего карточного каталога в электронную базу данных. Цель ретроконверсии — создание полной базы данных, включающей библиографическое описание всех книг.

Ясно, что автоматизированная информационная система только тогда станет таковой, когда ее инфорсистемное обеспечение, т.е. Э.К. будет строго соответствовать всему книжному фонду, к чему мы и стремимся. Таким образом создается основа будущего Э.К. на весь библиотечный фонд.

Способы организации ретроконверсии зависят от объема и качества традиционных каталогов, а также от объема финансирования.

Наиболее часто применяются 2 подхода: 1 — неизбират. (сплошная) переработка библиографических записей по Г.К. и 2 — приоритетная, основная на выделении приоритетных тематических разделов С.К.

Основное достоинство 1 подхода — относительная простота, позволяющая быстро получить «черновую версию» Э.К.

Но у этого подхода целый ряд недостатков -
1 — высокая стоимость (нужен большой парк PC)
2 — трудоемкость высокая (долго вводить при малом количестве PC)
3 — т.к. професс формальный, перерабатывается все издание подряд, даже малоценные, морально устаревшие, но не исключенные из Г.К.
Более эффективным является 2 подход, основанный на приоритетных направлениях ретроконверсии.
ТОУНБ выбрала 2 вариант как наиболее соответствующий нашим задачам и возможностям.
Учитывая постоянно растущий читательский спрос на литературу по гуманитарным и общественным наукам (Тамбов — универсальный город), мы определили следующие направления ретроконверсии:
1. — Гуманитарные и общественные науки
2. — Вычислительная техника и информатика.

Глубина ретроконверсии — 1987 г. (ББК — 1987 г. новый ряд С.К., а теперь 1987 г. — граница ретроконверсии).

На сегодняшний день введены:
— Общественные науки в целом
— Социология
— Статистика
— Демография
— История. Исторические науки
— Экономика. Экономические науки
— Право. Юридические науки
— Культура. Наука. Просвещение.
— Религия
— Философия
— Психология
— Филология
— Вычислительная техника и информатика.

Таким образом мы создали гуманитарный блок Э.К., на сегодняшний день 32.5 т. Б.З., который активно используется сотрудниками, а с февраля 2000 открыт читателям библиотеки.

Создавая Э.К. книг мы выполняем долг перед потомками и получаем хорошую программу с неограниченными возможностями поиска.

Создавая Э.К. книг мы выполняем долг перед потомками и получаем хорошую программу с неограниченными возможностями поиска.

Создание компьютерной библиотечной сети в России способствует формированию единого информационного и культурного пространства страны, интеграции российских информационных ресурсов в международный информационный обмен. Работы по созданию общероссийской компьютерной библиотечной сети рассчитаны на решение следующих задач -
1 — создание единой телекоммуникационной среды для обеспечения взаимного доступа и использования распределенных информационных ресурсов библиотек различного уровня.
2. координация в процессах каталогизации и обработки изданий.
3. доступ к Интернет. Использовать фонды других библиотек, отразить свои.
Для решения этих задач создан Центр корпоративной каталогизации.
Общая схема работы центра построена так, чтобы библиографическое описание в электронной форме делается только один раз библиотекой, которая первой получила данную книгу. Остальные библиотеки для формирования своих собственных Э.К. используют уже готовую запись. Главное — библиотеки помогают друг другу в создании своих собственных Э.К., и все вместе мы создаем Единый Э.К. России — доступ к которому имеют все библиотеки.

Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина 170 лет (1830-2000): науч.-практ. конф. «Библиотека на рубеже веков: состояние, перспективы развития», 20 дек. 2000 г. — Тамбов, 2000.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю