tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Стефановская Н.А.,
зав. отделом информационного и методического обеспечения юношества областной юношеской библиотеки им. С.-Ценского

Просветительские традиции в деятельности юношеской библиотеки

Возможно я нарушаю сложившийся стереотип выступлений, но вначале хотелось бы обратиться к философии и истории, и уточнить что же такое «просвещение» и «просветительские традиции».

Просвещение представляет собой органичную часть нашей культурной, духовной жизни. Глубинная сущность его заключена не только в распространении знаний. Как отмечал русский философ XIX в. А.С.Хомяков «знание не есть истинное просвещение. Знание есть рас ширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх зна ния, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных». По словарю В.И.Даля «просвещать» — значит «даровать свет умственный, научный и нравственный поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце». Таким образом, подлинный смысл просвещения заключается в органическом единстве науки, разума и нравствен ности, а не только интеллектуальном развитии человека.

В библиотеке являющейся посредником в распространении духовных ценностей в масштабах всего общества, просвещение обрело черты относительно устойчивой формы социальной практики, цели, содержание и организация которой в то же время менялись на разных исторических этапах в зависимости от характера общественных потребностей господствующих духовных идей, направленности гос.деятельности в области просвещения. Наиболее сильны традиции просве-тительства были в отечественных библиотеках в конце 19 — начале XX века, когда на основе гуманистического подхода провозглашалась идея о том, что общество не должно поглощать личность, оно должно помогать ее развитию.

Агрессивно-пропагандистский характер библиотечной деятельности в советский период во многом послужил основой для отказа библиотек в современных условиях от функций просвещения и перехода к выполнению чисто информационных задач, что на наш взгляд, является не вполне обоснованным. Подтверждением этому стало проведенное ОЮБ в августе 2000 г. исследование об отношении к просвещению и просветительской деятельности пользователей б-к г.Тамбова. Достаточно неожиданным стало то, что идея необходимости просвещения получила абсолютную безоговорочную поддержку. Из 300 участников опроса ни один не дал отрицательного ответа, 91% активно высказались «за». На вопрос о том, для кого нужно проводить просветительские мероприятия, 86% ответили, что для всех и 13% — для детей и молодежи.

Просветительская деятельность, по мнению респондентов, является безусловной прерогативой школы (79%) и библиотек (62%).
Среди наиболее эффективных каналов просвещения первые пять мест заняли: книги; ТВ и радио; библиотеки; газеты и журналы; личное общение.

В качестве содержательных приоритетов просветительской работы участники опроса хотели бы видеть, в первую очередь, выработку самостоятельности суждений, мышления; далее — практические необходимые в повседневной жизни знания; развитие нравственных качеств, духовного мира личности; затем знакомство с интересным, любопытным и знакомство с мировым культурным наследием.

Значительно меньший интерес для респондентов представляет популяризация достижений науки, приобщение к искусству, к религии и классической литературе.
Каковы же должны быть, по мнению респондентов, формы участия б-к в просвещении:
1) — рекомендовать читателям наиболее интересные книги по различным отраслям знания (31%).
2) — устраивать встречи с интересными людьми (учеными, творческими работниками) (29%).
3) — информировать читателей о новой литературе (26%).
4) — давать информацию о наиболее значимых книгах в прессе и на радио (25%).
5) — организовывать специальные вечера, беседы (25%).
6) — проводить выставки книг по разным темам (14%).
7) — проводить обзоры литературы (14%).
8) — просто выдавать книги по запросам читателей (9%)
9) — все вместе (2%).

Таким образом, респонденты позитивно относятся к активным формам просветительской деятельности библиотек. При этом формы, подразумевающие ценностную ориентацию, положительно воспринимают около 30%, а сугубо информационные формы — около 1/4 опрошенных.

Это исследование еще раз подтвердило правоту сотрудников ОКБ, занимающихся просвещением юношества. Конкретная работы б-ки в настоящее время строится именно с учетом лучших отечественных просветительских, а не пропагандисты традиций.

Не превращая выступление в самоотчет с подробным перечислением мероприятий, хотелось бы только обозначить основные принципы и направления этой деятельности. Во-первых, приоритет читательских интересов и запросов при планировании работы. Но это не значит идти на поводу у читателей, а строить мероприятия исходя из реального спроса и вводить в них некоторые развивающие элементы, стимулирующие дальнейшее интеллектуальное и духовное развитие. Во-вторых, опора не столько на информирование, сколько на ценностную ориентацию читателей в мире культуры, что особенно важно при расширении влияния далеко не лучших образцов «массовой культуры».

В-третьих, обращение именно к духовно-нравственным аспектам становления личности молодого человека, развитию таких качеств как патриотизм, милосердие, доброта, культура общения.

Значительному укреплению и систематизации этой работы помогло организационное выделение в структуре ОКБ сектора массовой работы и организации досуга молодежи. Реальным показателем успешности его деятельности является количество проводимых мероприятий по заявкам учебных заведений. В среднем еженедельно сектор проводит не менее 3-х мероприятий, значительному успеху которых способствует использование современной техники (муз. сопровождения, видеофильмов) .

В заключении, хотелось бы отметить, что условия, в которых сегодня существуют библиотеки Тамбовщины не позволяют нам качественно выполнить информационные функции, но у нас еще сохранился значительный потенциал библиотеки как культурного центра и содействие духовному развитию наших читателей должно оставаться для нас одной из главных задач.

Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина 170 лет (1830-2000): науч.-практ. конф. «Библиотека на рубеже веков: состояние, перспективы развития», 20 дек. 2000 г. — Тамбов, 2000.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю