tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Т.А. Аршинова,
доцент ТГУ им. Г.Р. Державина, почетный работник высшего образования РФ
М.В. Домарева,
соискатель ТГУ им. Г.Р. Державина

Национальные черты стиля С.В. Рахманинова

Бесконечно широк и чрезвычайно выразителен мир музыки СВ. Рахманинова. Размах спектра эмоций огромен - от тончайших нюансов лирического чувства до драматических напряженно-экспрессивных состояний. При этом определяющей стилистической чертой и особенностью рахманиновской музыки является ведущая роль в ней мелодического начала. Для Рахманинова «мелодическое в музыке и было всем в музыке, ключом к человечнейшему в звуках» (1,296). Мелодические законы в музыке Рахманинова преобладают как в принципах организации самой мелодической линии, так и в организации вертикали (гармонии и фактуры) и формы в целом.

Среди различных типов мелодики, встречающихся у Рахманинова - широкой песенной кантилены, лаконичных попевок из круга знаменных распевов, ариозных и романсовых декламационных оборотов, остродраматических мотивов - наиболее типична сфера плавной протяженно-распевной мелодии. По словам Б.В. Асафьева «напевность, текучесть, плавность, широкая протяженность лучших мелодий Рахманинова - все эти свойства свидетельствуют о глубокой и коренной первооснове его творчества - о равниной песеннос-ти» (2, 178). На рахманиновской лирической мелодике более всего сказалось влияние русской народной протяжной лирической песни. От нее восприняты безбрежная широта и непрерывность развития, плавность переходов, глубокая, чисто русская мягкость и задушевность.

Характерным для композиторского стиля СВ. Рахманинова является претворение свойств русской народной лирической протяжной песни не только в вокальных, но и в инструментальных жанрах. В инструментальной музыке Рахманинов выработал свой неповторимо-индивидуальный певучий стиль.

Он трактует мелодическое начало как важнейший логический принцип, определяющий тип сопряжения всех звучащих элементов, составляющих музыкальную ткань. От протяжной песни идет свободное вариантное развертывание из одного интонационного зерна, развертывание, постепенно выявляющее лад и последовательно раздвигающее диапазон и «дыхание» мелодии - ведущий принцип сложения «бесконечной» мелодии Рахманинова.

От протяжной песни идет и такая трактовка лада, в которой связь созвучий уступает место определяющей роли связи тонов, т.е. мелодическому фактору ладообразования. Свойственная мелодии широта дыхания, проникая в гармонию, выражается в развитых мелодических связях аккордов, в нейтрализации функциональных тяготений, широте использования переменных функций. Применение всех ступеней лада в равных значениях создает ту певучесть гармонии, которая позволяет включать тематические элементы в самый фон.

Особое значение имеет в музыке Рахманинова организация музыкальной ткани в целом. Чрезвычайно велика у него активность процесса мелодизации всех линий фактуры. Конструируя музыкальную ткань, Рахманинов стремится максимально сократить число мелодически нейтральных голосов. Каждый голос в его музыке наполняется текучестью, мелодической пластикой, интонационной весомостью. Дублирование мелодического рельефа наделяется самостоятельной мелодической функцией.

Тенденция к полифонической трактовке каждого аккомпанирующего компонента велика. Для Рахманинова характерно отражение в фоне и отдельной краткой попевки солирующего голоса, и развернутого его участка или даже всей его интонационной структуры.

В музыкальной ткани мелодический рисунок всех фактурных пластов часто строится из одних и тех же интонационных оборотов. Аккомпанирующий пласт предстает как своего рода интонационная среда для ведущей мелодии. Выразительность ее дается как бы в «разбавленном» виде, обобщенно, схематизировано, в то время как рельеф содержит более концентрированный, более индивидуализированный вариант темы. Использование одних и тех же мелодических оборотов в разных уровнях музыкальной ткани определяет особо «богатое» ее звучание (4, 381).

Развернутые песенные мелодии вызывают и специфический тип развития - вариантное развертывание, в котором каждый появляющийся мелодический (равно как и гармонический) оборот рождается в результате «уточнения» музыкальной мысли. Вариантное развертывание приводит к увеличению объема по горизонтали. Заполнение пространства по горизонтали и вертикали придает особенную глубину выражению музыкальной мысли. Более того, вариантное развертывание в стадии экспонирования темы у Рахманинова обуславливает и волновой тип развития в последующих раздела музыкальной формы.

Все эти этапы развития музыкальной мысли суть естественный процесс рождения живой «дышащей» музыкальной ткани. Оттого так совершенны по форме, филигранны по отделке деталей, глубоки и значительны по претворению содержания произведет СВ. Рахманинова.

Итак, для стиля Рахманинова характерно преобладание мелодических законов как в принципах организации мелодии, в принципах ладообразования, так и в принципах организации вертикали формы в целом.

Обращение к фольклору - постоянно действующая тенденция профессионального искусства. Наивысшие достижения русское классической музыки возникли не в отрыве от фольклорных истоков, а опираются на разные типы фольклора, по-разному претворяют его.

В книге «Великорусские песни в народной гармонизации» фольклорист Е.Э. Линева говорит: «Своеобразной форме многоголосное народной песни предстоит еще сыграть большую и важную роль музыке будущего. Песня народная со своей подвижной мелодией вольным ритмом, свободным голосоведением, т.е. такой гибкой богатой музыкальной организацией, которая носит в себе зачатки бесконечного развития, не может исчезнуть бесследно. Потому-то вероятно, несмотря на многие неблагоприятные условия, песня народная, исчезая в деревне, возрождается, претворенная в музыкальных произведениях наших композиторов. Возрождается она не только в смысле заимствования у народа мелодии..., нет, она возрождается в смысле стиля, свободного, певучего и широкого, в смысле смелого и сложного голосоведения, со сплетающимися и расходящимися голосами, то слитыми с главной мелодий, то далеко отходящими от нее...» (3,75). И музыка СВ. Рахманинова блестящее тому подтверждение.

Глубоко ощущая свои русские начала, в интервью американскому корреспонденту Девиду Юэну для журнала «Etude» за 1941 год сам СВ. Рахманинов сказал: «Я заношу на бумагу ту музыку, которую слышу внутри себя, и делаю это возможно естественнее... Я русский композитор, и моя родина воздействовала на мой темперамент и мои взгляды. Моя музыка - продукт моего темперамента и потому она русская музыка» (5, 156).

Список литературы:
Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 2. - М., 1968.
Асафьев Б.В. Русская музыка. - М., 1968.
Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. - СПб., 1909.
Смирнова Е.М. Музыкальная фактура Рахманинова в контексте общих тенденций фактурообразований рубежа XX века. Материалы Международной научно-практической конференции «Рахманинов и мировое музыкальное искусство». - Тамбов, 1993.
Рахманинов СВ. Литературное наследие. Т.1. - М., 1978.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю