tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Конференции и совещания

А.М. Белкин,
заслуженный работник культуры России

Россия в творчестве Ф. Шаляпина и С. Рахманинова

В истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века выделяются две гигантские фигуры, с чьими именами связываются высшие достижения искусства минувшего века, - Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Рахманинов соединял в себе дар творца и интерпретатора-композитора, пианиста и дирижера. Шаляпин поднялся до вершин толкователя музыки, сумевшего в своем исполнении передать глубинные, многоплановые, тончайшие оттенки образной системы, заложенной композиторами.

Несомненно, гениальное творчество Рахманинова и Шаляпина не достигло бы такой потрясающей силы и высокой красоты без связи этих художников с русской культурой, русской жизнью, русской духовностью. Опираясь на лучшие традиции предшественников, творчески воспринимая их, Рахманинов и Шаляпин смело шагнули вперед и проложили новые пути в искусстве, внесли духовное обновление в жизнь России.

Творчеством Рахманинова завершился вековой путь русской классической музыки, начатый в 1836 году М. Глинкой, его первой оперой «Жизнь за царя». Также и Шаляпин, художник-новатор, возник не на пустом месте. Он творчески освоил все жанры русского искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу, драму, балет и на этой основе создал невиданный прежде синтетический театр. И Рахманинов, и Шаляпин восприняли, впитали национальный дух России и самым решительным образом повлияли на его сохранение, обновление и дальнейшее развитие. Шел процесс взаимовлияния.

Шаляпин первым вынес на концертную эстраду русские народные песни, предварительно глубоко освоив их музыкальный и духовный строй. Он вернул народу его песни, сохранил их красоту и величие, а затем показал всему миру русскую песню - источник, памятник, сокровищницу народного искусства России. Особенно выразительно, с подлинным вдохновением пел Шаляпин волжские песни. Певец и вокальный педагог Анатолий Доливо вспоминал: «В исполнении Шаляпина в звуках бурлацких песен мы видим не только ясный и верный образ создателей этих песен, более того, перед нами возникают просторы Волги, мы чувствуем бесконечное дыхание и слышим богатырскую поступь народа, перед нами не только прошлое, но через певца и песню, созданную народом, мы угадываем ее великое будущее...»

Русская песня находит место и в музыке Рахманинова. Вспомним его «Бурлацкую», «Полюбила я на печаль свою», «Белилицы, румяницы вы мои». Поражает проникновение Рахманинова в сокровенную суть, музыкальный строй народной музыки. Более опосредовано интонации народной песни звучат и в концертах Рахманинова, и в его этюдах-картинах, в прелюдиях, и, конечно, в гениальных «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощном бдении». Только русский художник мог так воплотить высоту, просветленность духа, как это сделал Рахманинов.

Сергей Васильевич оказался блестящим толкователем русской музыкальной классики, дирижируя операми и симфоническими произведениями Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского или играя в концертах фортепианные пьесы Бородина, Чайковского, Скрябина.

Столь же глубоким интерпретатором русской оперы выступил и Шаляпин. Им была воплощена на оперной сцене целая галерея русских персонажей, поражающая правдивостью, глубиной и разнообразием. Правители России Борис Годунов и Иван Грозный, крестьяне Иван Сусанин и безумный, несчастный мельник, бродяга-монах Варлаам, благородный князь Гремин, русский витязь Руслан, кузнец Еремка, вождь раскольников Досифей, одинокий и страдающий Алеко, жестокий опричник Вязьминский, циничный князь-босяк Владимир Галицкий, гордый старик Дубровский, светский бонвиван граф Томский - это не только реалистические, психологически точные, вдохновенные образы, но и правдивые страницы русской истории, воплощение русского быта, русского характера.

То же воспроизведение русских образов в концертном репертуаре Шаляпина - от замерзающего в поле крестьянина в «Трепаке» Мусоргского до бредущего с сумой пилигрима в романсе Чайковского «Благословляю вас, леса». В пении артиста встает многоликая и непостижимая Русь, забитая и не сломленная, униженная и гордая, бродяжная и святая.

Ираклий Андроников писал: «Гений русский, художник глубоко национальный, Шаляпин обладает чертой, возвышающей людей искусства именно русского, оставаясь русским, он умеет тончайшим образом постигать дух и характер других народов». Когда Шаляпин обращается к иностранным персонажам, созданным русскими композиторами, он рисует своих героев, увиденных глазами русского человека и остается в сфере русского мировосприятия. Вспомним хотя бы его варяжского витязя в «Садко», половецкого хана Конча-ка, итальянского композитора Сальери или трусливого Фарлафа в «Руслане и Людмиле».

Шаляпина и Рахманинова на протяжении всей творческой жизни соединяло общение с лучшими людьми России. Не отсюда ли исходит понимание ими исторических судеб народа, осознание путей России в будущее? Ведь демократические взгляды, общественные позиции композитора и певца формировались под мощным влиянием таких гигантов России, как Лев Толстой и Чехов, Римский-Корсаков и Чайковский, Горький и Репин, Левитан и Бунин, Мамонтов и Куприн, Станиславский и Ермолова, Серов и Коровин, Комис-саржевская и Зилоти. Общение с ними несло Рахманинову и Шаляпину нравственное очищение, духовное обогащение, эстетическое развитие. Именно в творческом содружестве с корифеями культуры приходило восприятие русской души и осознание своего места в ряду деятелей России. «Русское в музыке Рахманинова, то, что было ее мелодическим становлением, впитано было им из всего любимого им русского окружения, из русской действительности», - отмечал академик Б. Асафьев.

Мощное воздействие Шаляпин воспринял от Пушкина - боготворимого им поэта. Пушкин дал Шаляпину богатейший материал для творчества, в котором тоже отчетливо звучала тема России. Обращение к Пушкину не случайно - ведь поэт, как никто из писателей, знал Россию и умел воплотить ее в разнообразных художественных образах. Рахманинов создал две пушкинские оперы - «Алеко» и «Скупой рыцарь», начинал работать над операми «Борис Годунов» и «Полтава», на основе стихов Пушкина им рождены шедевры камерной вокальной музыки «Не пой, красавица», «Арион», «Буря», «Муза».

В творчестве Федора Шаляпина впервые искусство певца приобретает общественное значение, концертное исполнение сближается с выступлением оратора, трибуна. Вспомним, например, «Дубинушку» или «Пророка» Римского-Корсакова. Песня становилась частью общественной манифестации, порой превращаясь в элемент митинга, сплачивала воедино массу слушателей. Песня стала отражать многообразие жизни.

Такой же общественный резонанс вызывала и музыка Рахманинова. Идеи свободы, обновления несли, например, Прелюдия до диез минор или романс «Весенние воды» с его бодрым устремлением к расцвету и радости.

Тема родины особенно ярко и объемно воплощена во 2-м и 3-м Концертах для фортепиано с оркестром Рахманинова. Вспомним начало 2-го Концерта. Оно захватывает своей значительностью: как размеренные удары далекого колокола звучат вступительные аккорды фортепиано. И вот на фоне мощных звуков фортепиано вырастает властная, энергичная тема оркестра. Композитор и пианист Николай Метнер писал: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская... Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».

У Рахманинова Россия предстает прежде всего в мелодическом богатстве его музыки, в передаче старинных колокольных звонов Руси, в широком размахе оркестровых звучаний, дающих представление о русских необъятных просторах. «Великая заслуга Рахманинова - в его напевнейшей мелодии, - пишет академик Б. Асафьев. - Здесь он упорно утверждал свою линию. Мелодика Рахманинова всегда стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она стихом, внушена ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней чувствуется плавное дыхание и естественность рисунка, рожденные сильным, но глубоко дисциплинированным чувством».

Русская тема у Рахманинова часто несет ощущение трагического разлада, неустроенности жизни, безысходного чувства. Такое настроение вызывали у композитора и политические бури в России XX века, и его личная судьба, жизненные перипетии, отнюдь не дававшие Сергею Васильевичу покоя, умиротворения, ощущения стабильности.

Глубокая связь с народом, гражданская позиция великих русских музыкантов отчетливо проявилась не только в творчестве, но и общественном служении. Сергей Рахманинов на протяжении многих лет в России участвовал в благотворительных концертах: в пользу бедных студентов Московской консерватории и Московского университета, в фонд пособий Русского музыкального общества нуждающимся музыкантам и их семьям, в пользу Дамского тюремного комитета, давал средства в помощь раненым воинам и пострадавшим от войны 1914 года. Жертвуя Союзу артистов-воинов тысячу рублей от концерта после февральской революции, Рахманинов писал: «Свой гонорар от первого выступления в стране, отныне свободной, на нужды армии свободной при сем прилагает свободный художник С. Рахманинов». За пять с половиной месяцев до своей кончины Сергей Васильевич в октябре 1942 года направляет на нужды Красной Армии, сражающейся с фашистами, 4046 долларов.

Широчайший размах приобрела и благотворительная деятельность Федора Шаляпина. Многие тысячи рублей отдавал артист на нужды бастующих рабочих в 1905 году, на строительство и содержание сельской школы в Нижегородской губернии, на оборудование двух лазаретов для раненых солдат в 1914 году, на помощь голодающим губерниям России, бедным студентам Московского университета, на поддержку и развитие медицины, просвещения. Делая добрые дела, великие музыканты России ощущали себя частью своей страны, помогали ее развитию и процветанию.

Совершенно уникальна по значимости и размаху пропаганда русского искусства за рубежом, которую десятки лет вели Рахманинов и Шаляпин. Именно они помогали зарубежным слушателям узнать и полюбить русскую музыку, раскрыли перед Европой и Америкой ее художественную неповторимость и неувядаемую красоту.

Концерты Рахманинова и Шаляпина в России выполняли высокую миссию: приобщали народ к художественным ценностям, формировали его нравственные идеалы, утверждали национальное самосознание русских людей.

Творческая деятельность двух музыкальных гениев России несла утверждение добра, гуманизма, справедливости, высоких общечеловеческих ценностей. Россия дала миру Рахманинова и Шаляпина, и они всей своей жизнью послужили славе России.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю