tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Ю. Петровская,
студентка I курса ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

«Голос души мира (искусство Ф.И. Шаляпина)». (О новой книге А.И. Демченко)

Личность Шаляпина привлекала и до сих пор привлекает внимание многих деятелей музыкальной науки и искусства. Только на русском языке о нем написано около полутора тысяч разного рода публикаций - от газетных статей до многотомных изданий. Естественно, что публицистические подъемы особенно характерны для юбилейных дат. Так было и в 1998 году, когда отмечались сразу две шаляпинские даты - 125 лет со дня рождения и 100 лет его исполнительской деятельности. Среди изданий прошедшего юбилея - эссе - исследование доктора искусствоведения, профессора Саратовской консерватории А.И. Демченко «Голос души мира (искусство Ф.И. Шаляпина)». Автор предпринимает попытку дать в сжатом, лаконичном виде представление о комплексе взаимосвязанных качеств личности великого русского певца, которые и определили сущность его исполнительского творчества.

Начало исследования посвящено тем событиям в жизни Шаляпина, которые все больше убеждали будущего артиста выбрать именно путь в искусство, к музыке. Автор исследования высказывает мысль о том, что «благодаря интуитивной тяге к искусству, Шаляпин, в сущности, избежал неизбежных потерь времени в движении к «главному делу» его жизни, хотя довольно длительный период жизни многое не благоприятствовало его развитию в художественном направлении».

Повествование о пути Шаляпина в искусство, об осознании им особенностей вокального мастерства пронизано цитатами современников (Горького, Рахманинова, Кашкина), содержит высказывания музыкальных критиков того времени и что особенно ценно, - выдержки из 2-х томных мемуаров самого Шаляпина («Страницы из моей жизни», «Маска и душа»). Благодаря этому ярко чувствуется эпоха, живое ощущение жизни, творчества, облика певца.

Характеристику различных сторон Шаляпина как исполнителя автор дает, основываясь, главным образом, на записях, сделанных самим певцом. Исследователь описывает, как постепенно, не сразу, Шаляпин сам стал чувствовать (почти интуитивно), как раскрыть образ того или иного героя через песню. Прежде, чем исполнить какую-либо роль, Шаляпин глубоко вживался в образ, страдал и радовался вместе с ним, сочувствовал и сопереживал своему герою, философски проникал в основную идею произведения, пытался осмыслить, понять душу русского человека. Вот его слова: «Вдумываясь в образы, которые мне приходилось создавать на русской сцене, я вижу безмерность русского чувства вообще - какое оно ни было...» «Рядом с поэзией и красотой в русской душе живут тяжкие, удручающие грехи...», «...действительно, ни в чем, ни в хорошем, ни в дурном не знает середины русский человек».

Автор эссе проводит красной нитью мысль о том, что сущность гения Шаляпина составляют разные стороны его личности: исключительное актерское дарование, чуткость к смене настроений и удивительное искусство перевоплощения. Он мог заставить зал рыдать или, наоборот, вызвать к себе отвращение или даже страх (достаточно вспомнить роль Мефистофеля в операх Бойто, Гуно или оперу «Демон» Рубинштейна).

Исследователь особо подчеркивает, что наряду с вокальным мастерством «ключом» к сущности певца является богатство интонационных оттенков, т.е. музыкально-певческая выразительность. Музыкальный критик Кашкин сказал о Шаляпине: «это великий художник музыкальной речи». Сам Шаляпин сравнивал себя с Рембрандтом, проводя мысль о тончайшей работе со звуковыми красками, способными так сильно воздействовать на слушателя.

По свидетельству современников, Шаляпин, благодаря искусству перевоплощения и умению вибрировать оттенками тембра мог исполнить одновременно партию баритона, тенора, контральто и даже сопрано. В каждой роли Шаляпин стремился найти что-то свое, найти в ней созвучность современности, вжиться в нее и донести до слушателя средствами голоса, мимики, жестов, делающих образ ярким, значительным. Своим дарованием Шаляпин давал героям новую жизнь. В рассуждении об этом автор эссе приводит слова из прессы русской эмиграции во Франции: «Смешно говорить о «коронной роли» Шаляпина. По-моему, он «коронует» всякую роль, за какую ни возьмется».

Однако, главным достоинством этой работы, на наш взгляд, является обращение автора к граммофонным записям Шаляпина.

На примере некоторых из них он дает полный и глубокий анализ того, как вышеназванные стороны гения проявляются в интерпретации каждой роли и образа.

В целом книга адресована широкому кругу ценителей вокального искусства, а также профессиональным музыкантам.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю