tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Ковалишина Е.О.,
студентка 2-го курса филологического факультета МГПИ.


К вопросу о жанре «Слова о полку Игореве». Фольклорные мотивы.

К числу выдающихся научных открытий академика Дмитрия Сергеевича Лихачева принадлежат исследования «Слова о полку Игореве»: «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы», «Слово о полку Игореве» и культура его времени», переводы, комментарии.

Цель настоящего сообщения — рассмотреть трактовку ученым жанровой природы «Слова о полку Игореве» и связей с русским устным народным поэтическим творчеством.

Образцово это исследование и в книге Д.С. Лихачева «Великое наследие» (1975, 368 с.)

Условность и подвижность жанровых границ в наши дни настолько очевидна, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся, не требующее доказательств. Произведение одновременно может быть и тем, и другим, и третьим. Художественное создание может быть неисчерпаемо не только по собственному содержанию, но и по эстетической значимости формы. На примере Игоревой песни это особенно очевидно.

В «Слове» ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной речи. Оно чувствуется и в выборе выражений — обычных, употреблявшихся в устной речи, терминов военных и феодальных; оно чувствуется и в выборе художественных образов, лишенных литературной изысканности; оно чувствуется и в самой ритмике языка, как бы рассчитанного на произнесение вслух. Автор «Слова» постоянно обращается к своим читателям, точно он видит их перед собой. Он называет их всех вместе "братия« и обращается то к одному, то к другому поименно. Он обращается к Бояну: » О Бояне, соловию старого времени! А бы ты сия плъки ущекоталъ." Он обращается к Буй Туру Всеволоду: «Яръ Туре Всеволодъ! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрьлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными!» Он обращается к Игорю, к Всеволоду Суздальскому, к Рюрику и Даывыду Ростиславичам и др. Автор обращается с лирическими вопросами и к себе самому: «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?» Он прерывает самого себя восклицаниями скорби. Все это создает впечатление непосредственной близости автора «Слова» к тем, к кому он обращается. Эта близость переходит грань близости писателя к своему читателю — это близость скорее оратора к своим слушателям. Автор ощущает себя говорящим, а не пишущим.

Однако было бы ошибочным считать, что перед нами типичное ораторское произведение, предполагать, что в «Слове о полку Игореве» соединены жанровые признаки ораторского слова. Не исключена возможность, что автор «Слова» предназначал свое произведение для пения. Во всяком случае, лирики, непосредственной передачи чувств и настроений в "Слове« больше, чем это можно было бы ожидать в произведении ораторском. Следует обратить внимание на то, что автор »Слова" хотя и называет свое произведение очень неопределенно — то «словом», то «песнью», то «повестью», однако выбирая свою поэтическую манеру, рассматривает как своего предшественника не какого-либо из известных ораторов XI - XII вв., а Бояна - певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент какого-то струнного инструмента, по-видимому гуслей. Автор «Слова» до известной степени противопоставляет свою манеру поэтической манере Бояна (автор обещает начать свою «песнь» "по былинам своего времени, а не по замышлению Бояню"), Однако это противопоставление потому-то и возможно, что он считает Бояна своим предшественником в том же роде поэзии, в каком творит и сам. Ораторские приемы мы можем найти в любом произведении древнерусской литературы. Их может быть больше или меньше, но они присутствуют всюду. Вот почему, размышляя над жанровой природой «Слова», важно обратиться к народной поэзии. «Слово» — не произведение народной поэзии, но народная поэзия имеет все же прямое отношение к вопросу о его жанре.

А.Н. Веселовский увидел в авторе «Слова» родоначальника русской социальной сатиры, обличителя, нарисовавшего портреты князей, не уступающие по направленности сатирам Кантемира.

Академик М.В. Истрин пришел к выводу, что «автор не пел, но писал, что »Слово« — соединение книжности и импровизации.»

В.Н. Перетц, отстаивал книжное происхождение «Слова», писал, что не народная поэзия влияла на Автора, а наоборот, народные певцы многое заимствовали из Игоревой песни.

Н.М. Карамзин в III томе «Истории Государства Российского» заявил, что «Слово» — "в рассуждении слога, оборотов, сравнений есть подражание древнейшим русским сказкам«.

Связь «Слова» с произведениями устной народной поэзии яснее всего ощущается в пределах двух жанров, чаще всего упоминаемых в «Слове»: плачей и песенных прославлений — слав, хотя далеко не ограничивается ими. Плачи и славы автор "Слова« буквально приводит в своем произведении. Их эмоциональная противоположность дает ему тот обширный диапазон чувств и смен настроений, который так характерен для »Слова" и который сам по себе отделяет его от произведений устной народной словесности, где каждое произведение подчинено в основном одному жанру и одному настроению.

Плачи автор «Слова» упоминает не менее пяти раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря, плач матери Ростислава. Плачи же имеет в виду автор «Слова» и тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей русской земли после похода Игоря.

Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове» песенные славы. С упоминания о славах, которые пел Боян «Слово» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине — заключается. Ее поют Святославу немцы и венедици, греки и Морава. Слава звенит в Киеве, ее поют девицы на Дунае. Она вьется через море, пробегает пространство от Дуная до Киева. Отдельные отрывки из слав как бы звучат в "Слове«: и там, где автор говорит о Бояне, и там, где он слагает примерную песнь в честь похода Игоря, и в конце »Слова", где он провозглашает здравицу князьям и дружине.

Итак, «Слово» очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи, и славы очень часто упоминаются в летописях XII — XIII вв. «Слово» близко к ним и по своей форме, и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава. Народная поэзия не допускает смешения жанров. "Слово« - произведение книжное, но близкое к этим жанрам народной поэзии. Это, по-видимому, особый род книжной поэзии, может быть, еще не успевший окончательно сложиться.

Лихачев, Д.С. Великое наследие. М., «Современник», 1975, 336 с.

Материалы региональной конференции молодых исследователей «Уроки Дмитрия Сергеевича Лихачева». Тамбов, 28 ноября 2006 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю