tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Праздников Д.В.,
студент 2-го курса института естествознания ТГУ им. Г.Р. Державина.


Нравственный резонанс жизни и деятельности Д.С. Лихачева

«Совесть, благородство и достоинство —
вот оно, святое наше воинство»
Булат Окуджава

Этими словами Б. Окуджавы можно охарактеризовать внутренний облик академика Лихачева. Дмитрия Сергеевича всегда отличала четкая гражданская позиция во всех его деяниях.

"У него не было никакой разницы между нравственными принципами и его поведением. Одно дело — пропагандировать, говорить о милосердии, бескорыстии, доброте, другое дело — вести себя так, — заметил писатель Даниил Гранин.- Велика была его (Лихачева) нравственная сила . И нравственный его вызов. …С годами значение Лихачева и его величина вырастают именно потому, что мы живем все в более безнравственное время. Нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично. Честность, порядочность, бескорыстие, милосердие, отвращение ко всякого рода сделкам, взяткам — все уходит. На этом фоне нравственные принципы Лихачева растут в цене".

Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он фактически стал светлым символом, идеалом современника для миллионов россиян. Воспоминания современников, людей, знавших академика Лихачева лично, позволяют нам постигать личность Дмитрия Сергеевича. Из воспоминаний В.А.Гусева, директора государственного русского музея: "Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство".

"Это неправда, что незаменимых людей нет. Есть незаменимые люди! Никто не заменил Шостаковича, никто не заменил Сахарова, никто не заменил и Дмитрия Сергеевича Лихачева… Он спас своим духом многих людей от безверия, пошлости, цинизма»,- пишет режиссер и журналист, наша современница И.Е. Тайманова.

Эти высказывания из воспоминаний о Д.С. Лихачеве известного писателя и журналистки, подтверждают мысль о том, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был олицетворением света, нравственности, доброты, уважения и понимания для многих людей.

Обаяние Дмитрия Сергеевича было именно в спокойной человеческой порядочности.

Книги Д.С. Лихачева "О добром и прекрасном", «Поэзия садов и парков», «Раздумья о России», публицистические статьи из журналов о России, ее истории очень актуальны сегодня и читаются с особым интересом.

"Мало кто знает о десяти заповедях Лихачева и о том морально — нравственном климате, который он порождал вокруг себя,- вспоминает В. Е. Триодин ,доктор педагогических наук, профессор, в течение многих лет сотрудничавший с Дмитрием Сергеевичем. — Дмитрий Сергеевич — это совершенно особый тип личности, я бы сказал — концентрированная совесть России. Это выражалось как в большом, так и в мелочах. Его кабинет в Пушкинском Доме всегда был открыт. Позвонить ему — он всегда брал трубку. О чем — либо договориться с ним — не имело значения, Президент ты, Римский Папа или рядовой человек, — он всегда очень ответственно относился к своему слову… У него был дар вести беседу. Дмитрий Сергеевич никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека. Лихачев мог быть с вами принципиально не согласен, но он никогда никого не принижал. Он всегда говорил тихим, добрым, уважительным тоном, так, что, это было не обидно, человек не чувствовал себя униженным".И далее автор воспоминаний В. Триодин пишет:
…Я убежден, что тип личности человека определяет и концепцию его науки, его философии. Демократическая сущность Дмитрия Сергеевича породила своеобразную гуманистическую философию . Он нас гуманно мыслить научил«,- сказал Некрасов о Белинском. Это абсолютно точные слова, которые можно было бы применить и к Лихачеву.

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков также появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям . По Лихачеву эти заповеди человечности звучали примерно так.
*Не убий и не начинай войны.
*Не помысли народ свой врагом других народов
*Не укради и не присваивай труда брата своего.
*Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
*Уважай мысли и чувства братьев своих.
*Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
*Чти природу как матерь свою и помощницу.
*Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
*Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
*Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей были завещанием Лихачева и его автопортретом. У него было ярко выражено совмещение ума и добра.

Д. И. Менделеев сказал, что знания без нравственности — меч в руках сумасшедшего. Сегодня это особенно остро чувствуется. Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости.

Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Что меня всегда поражало в Дмитрии Сергеевиче, -вспоминает В.Е.Триодин,- власть и сила его авторитета. Ведь говорил он вещи совершенно обыкновенные… Но у него была такая сила духовного авторитета и обаяния, что люди слушали, как впервые, как божественную истину, и под впечатлением этой истины ходили очень долго, вспоминали и размышляли. …Он всей своей жизнью пробуждал в людях добрые чувства. Рядом с ним неприлично было громко разговаривать. А он говорил очень тихо, но его тихий голос слышала вся страна.

Дмитрий Сергеевич всегда отстаивал свои убеждения, принципы в искусстве, в литературе, в жизни. Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же , как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.- писал Д.С. Лихачев. — Я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет. К сожалению, нас постоянно приучают к тому, что мы не вольны управлять ни собой, ни нашим обществом Может быть именно в этом причина роста преступности в нашей стране. Возьмите хотя бы следующее: в газетах часто печатаются астрологические предсказания… Человек, выходя из дому, смотрит в астрологический прогноз и решает, будет ли он сегодня что-либо делать или не будет…Это лишает человека свободы воли.

В настоящее время Россия переживает многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно- политический строй, экономический уклад. Но это еще кризис культуры, происходящий в душах людей. Распространяется система ложных ценностей массовой культуры: развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.

Особенно настораживает то, что в последние годы появилась тенденция к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь именно такие знания способствуют становлению и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, взаимопониманию людей разных культурных традиций.

Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, …. так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память — основа совести и нравственности…

Сейчас много стали говорить о воспитании национальной гордости, о патриотизме, но эти слова лишь тогда обретут смысл, если каждый из нас постарается узнать историю своей семьи (какой бы тяжелой она ни была), начнет участвовать в очищении загрязненной речки, текущей мимо дома ,станет сознательным потребителем, ориентирующимся в новом мире разных предложений и возможностей. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат слова: Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати — поле.

Дмитрий Сергеевич прожил долгую и трудную жизнь. В какое необыкновенное время я посетил« свою страну. Я застал все роковые ее годы». На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря». Доброта — это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки«.

Давно известно, что общение с природой благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеют большое нравственное значение. С любви к природе начинается любовь к родному краю, к Родине.

Природа,, не являясь носителем общественной морали,, в то же время учит нравственному поведению благодаря гармонии,, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков.

В своей работе Заметки о русском Дмитрий Сергеевич Лихачев размышляет о том, «как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека» и о том, «как в свою очередь воздействует человек на природу».

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушал человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим« пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали человечность и приволье.

Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему социальна… И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним развитием — недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.

Пейзаж страны — это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу — это то же, что не хранить родную культуру.

Пейзаж — выражение души народа . Природа — поразительной одаренности художник, — пишет Дмитрий Сергеевич. — Стоит оставить ее без человеческого вмешательства на десяток лет, и она создает красивый пейзаж. Посаженные в «коробочном» городе деревья быстро его облагораживают.

Для меня загадка в природе — это эстетическая согласованность цветов: например, цвет цветка и его листвы, цвета полевых цветов, растущих на одной поляне, цвет осенних листьев… Природа — великий пейзажист. (Заметки и наблюдения С.408)

В другой своей работе "Письма о добром и прекрасном", адресованной прежде всего — молодым, « кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями». Д.С .Лихачев на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой». С присущим ему педагогическим тактом Дмитрий Сергеевич учит мудрости.

« …Вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды — поляны, боскеты, аллеи… Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издалека и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создает особую "симфонию" — красок, объемов, звучаний и даже ощущение, которое приносит вам воздух, ветер, туман, роса…

Сады и парки — это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа… Исторические воспоминания и поэтические ассоциации — это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах… Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива…не менее важна, чем перспектива зрительная. »Воспоминания в Царском Селе» — так назвал Пушкин лучшее из ранних своих стихотворений« .

Читая Лихачева, постепенно приходишь к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатств, в том числе — красоты.

"Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи…Одним из первых должна быть взята на учет вся зона города Плес на Волге….Другой охраняемый пейзаж — это от земляного вала Новгорода к югу… Бородинское поле…, Куликово поле, заливные луга по Десне Новгорода — Северского и многое другое. Пейзажи России должны быть учтены.

Соловецкий архипелаг интересен тем, что в нем каждый остров имеет свой климат и свой тип растительности… Кий — остров целиком искусственный, ибо богомольцы в мешках привозили с собой лучшую землю, и на этой привезенной земле выросли целые леса. Земля завозилась богомольцами и на Валаам". (Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения.: Из записных книжек разных лет — Л.: Сов. писатель,1989. С404)

Одна из самых типичных черт русских городов — их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Это традиции Древней Руси — Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском… Город на высоком берегу в вечном движении. Он проплывает« мимо реки И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

В стране существует единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие — одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна — это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе — воспитывает человека его страна в целом. Сейчас люди живут не только в своем "пункте", но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории«. Чарльз Дарвин в поисках коренного различия между людьми и животными остановился на таком качестве как нравственность. »Нравственным существом — писал он .- мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять одни и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным«. Дмитрий Сергеевич Лихачев как бы продолжает мысль: »В мире живых существ, а их миллионы, только человек обладает речью, словом может выражать свои мысли. Поэтому человек, если он действительно Человек, должен являться защитником всего живого на земле, говорить за все живое во вселенной".

На московском интернациональном Форуме за безъядерное человечество Дмитрий Сергеевич Лихачев развивает эту мысль: "Человек единственное живое существо в мире, которое может говорить. Весь остальной живой мир лишен возможности выразить свои нужды, требования, свое отношение к происходящему. Весь живой мир в этом смысле беззащитен. Человек должен защищать словом не только самого себя, но и говорить за все живое вокруг него". А затем перешел к той мысли, что должен быть составлен кодекс прав животных. Ибо живое обладает своими правами. «Человек должен защищать права животных, независимо от того, нужны они ему в его хозяйстве или нет. Дельфины, киты, слоны, собаки — мыслящие, но бессловесные существа. За них человек обязан говорить, писать, даже судиться. Потребительское отношение к живому в мире безнравственно». Д. С. Лихачев ввел в обращение термин «экология культуры»,

"В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой".

В своих работах Д.С. Лихачев неоднократно подчеркивал:
« …Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная , чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной , нравственной жизни, для его » духовной оседлости«, для его привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности..

А между тем вопрос о нравственной экологии не изучается…, не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложен талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать". "Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах — традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями являются язык, накопленные литературные произведения«. »Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением.

Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание , поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.".

«Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов, а поддерживать его и творчески развивать.

…Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту. …Новые здания не должны заслонять собой исторические памятники. Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Рассуждая о различии между экологией природы и экологией культуры, Дмитрий Сергеевич отмечает, что природа обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами. До известных пределов утраты в природе восстановимы.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно".

"Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить "свое творение« на выигрышном месте. Иногда это реставраторы… Иногда же это совсем случайные люди: туристы, разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы »на память«. И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было,, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культу ре, их чувству ответственности перед будущим.»

Дмитрий Сергеевич подчеркивает, что одних запрещений , инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно.

"Совершенно необходимо, — пишет он, — в программу средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать".

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для нравственной оседлости« людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры".

Дмитрий Сергеевич неоднократно подчеркивал: "Мы не должны надеяться, что сохранение культуры прошлого — дело государственных и общественных организаций Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры".

Хочется верить, что слова Дмитрия Сергеевича Лихачева будут услышаны, ибо "понять Лихачева — означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих".

В одном из последних интервью Дмитрий Сергеевич обращается с напутствием к молодому поколению: "Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира".

2006 год объявлен годом Лихачева. Как почтить его память? Хочется почтить особым образом, в его духе. Дмитрий Сергеевич говорил, что памятью обладает все: животные, деревья, даже камни… Садово — парковые зоны — одна из самых любимых его идей, у него есть замечательная книга "Поэзия садов". В нашем городе в год 100- летнего юбилея Дмитрия Сергеевича Лихачева могла бы быть посажена аллея в память об ученом и патриоте.

Литература:
1. Земля родная / Д.С. Лихачёв. — М.: Просвещение, 1983.
2. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. — М.: Дет. лит., 1988.
3. Раздумья о России / Д.С. Лихачёв. — СПб.: Логос, 1999.
4. Избранные труды по русской и мировой культуре./ Д.С. Лихачёв. — СПб, 2006.
5. Д.С. Лихачёв — университетские встречи. 16 текстов. СПб., 2006.

Материалы региональной конференции молодых исследователей «Уроки Дмитрия Сергеевича Лихачева». Тамбов, 28 ноября 2006 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю