tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Конференции и совещания

Праздникова Г.З.,
гл. методист — зав. кабинетом
передового педагогического опыта ТОИПКРО.


Праздникова Г.З.

Формирование духовно-нравственных представлений молодёжи на идеях академика Лихачева

«Память о великих людях не менее благотворна,
чем их присутствие» (Сенека).

Дорогие друзья!

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева — символ интеллигентности и порядочности.

Ровесник века, он прошел путь от заключенного до академика, «разделил с Россией все испытания, сохранив при этом абсолютную порядочность, природное человеческое достоинство». В самых разных жизненных обстоятельствах Д.С.Лихачев являлся образцом подлинной гражданственности.

По словам писателя Даниила Гранина, близко знакомого с Дмитрием Сергеевичем, «политическая составляющая его жизни была небольшой. Велика была его нравственная сила. И нравственный его вызов. У него не было никакой разницы между нравственными принципами и его поведением».

Академик Лихачев высоко ценил не только свою свободу, включая свободу мысли, слова, творчества, но и свободу других людей, свободу общества.

«С годами значение Лихачева и его величина вырастают именно потому, что мы живем все в более безнравственное время. Нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично. Честность, порядочность, бескорыстие, милосердие, отвращение ко всякого рода сделкам, взяткам — все уходит». (Д.Гранин)

«Обаяние Дмитрия Сергеевича было именно в спокойной человеческой порядочности» (Я.Гордин). Он всей своей жизнью пробуждал в людях добрые чувства. Рядом с ним человек становился лучше. Рядом с ним неприлично было громко разговаривать. А он говорил очень тихо, но его тихий голос слышала вся страна. Может быть, это и есть главный урок академика Лихачева. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие всегда отличают носителей высокой культуры.

Встреча с Д.С. Лихачевым в Останкино во второй половине 1980-х годов запомнилась многим современникам. Академику был задан вопрос: В чем Вы видите смысл жизни? Он ответил так:

«Жизнь — это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели. Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжать эту созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях, в очень престижных и не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. …Жить нужно, созидая»

«Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художником, балериной, или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. …В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого — то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Творчество — оно беспрерывно».

Книги Д.С. Лихачева, обращенные к молодежи — нравственный компас, который так всем нам нужен, чтобы не заблудиться в поисках пути и истины: «Письма о добром», «Раздумья о России», «Заметки о русском», «О русской интеллигенции». Это своего рода программа по самовоспитанию для молодого человека, вступающего в жизнь.

Простота высказываний и текстов Лихачева содержит в себе удивительную глубину.

«Человек должен быть интеллигентен! …Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью. Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все — таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового».

«Лишите подлинного интеллигента всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье,… если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, … не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого…. - вот это и будет интеллигентный человек».

«Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. ..Это залог его личного счастья.»

В последние годы жизни Дмитрий Сергеевич часто бывал в Гуманитарном университете профсоюзов, охотно встречался со студентами. С большим интересом он отнесся к идее формирования нового поколения российских интеллигентов.

Он видел в этих молодых людях уже другую Россию, новых российских интеллигентов, и очень надеялся на то, что сформируются новые люди новой России.

Обращаясь к студентам, Д.С. Лихачев говорил: Я хочу, чтобы вы не теряли связи друг с другом и по окончании университета. Чтобы свой профессионализм, вы сохраняли и развивали в будущем. …И чтобы вы обращали больше внимания на знание иностранных языков и на совершенствование своего родного, русского языка — благодаря хорошему знанию иностранных языков. Чтобы вы не допускали в свою речь ужасные ошибки, которые сейчас просто гнетут, когда вы смотрите телевизор, слышите речи наших депутатов и журналистов. Чтобы все это успешно преодолевалось вами в вашем профессионализме и хорошем академизме!

В одном из последних интервью Дмитрий Сергеевич обращается к молодому поколению с напутствием: Спешите учиться, спешите получать образование. При этом уточняет, «что всякая образованность создается чтением и книгами, а не телевизором». Академик Лихачев напоминает, что «образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира». Эти слова звучат как определение человеческой жизни вообще. Хочется верить, что слова Д.С. Лихачева будут услышаны всеми гражданами России, особенно молодыми людьми, вступающими в жизнь.

Дмитрий Сергеевич говорил, что памятью обладает все: животные, деревья, даже камни… Если бы удалось создать содружество людей, которое старалось бы приблизиться к духовному уровню Дмитрия Сергеевича…

Спасибо за внимание.

Материалы региональной конференции молодых исследователей «Уроки Дмитрия Сергеевича Лихачева». Тамбов, 28 ноября 2006 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю