Конференции и совещания
Ивлиева В.И.,
зам. начальника управления культуры
и архивного дела Тамбовской области.
О ходе реализации Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Наша область в ряду 46 регионов страны с начала этого года приступила к реализации практически в полном объеме положений Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Более 9 месяцев прошло со дня его вступления. Подошло время, когда органами управления необходимо подвести первые итоги исполнения полномочий в сфере культуры в муниципальных образованиях. Наиболее эффективным методом исследования хода реформ являются мониторинг. Опросные листы вам розданы. Срок представления их в управлении культуры — 15 ноября т.г.
Анализ ситуации на сегодняшний день основан пока на вашей информации, на материалах по результатам выездов сотрудников управления, работников областных учреждений в территории.
По данным на 01.10.06г. в 12 районах отделы культуры сохранились в прежнем виде. В восьми районах к отделам культуры добавили еще полномочия по молодежной политике и спорту, в 2 районах (Умет и Пичаево) — отдел культуры и архивных дел.
К сожалению, в Мордовском районе отдела культуры нет.
Вопрос рассматривался на коллегии управления культуры и архивного дела области. Со стороны руководства района даны заверения, что в структуре администрации отдел культуры есть, но пока его функции выполняет культурно-досуговый центр.
С января т.г. отделы культуры потеряли статус самостоятельного органа местного самоуправления и стали структурными подразделениями администрации района.
Повсеместно произошла оптимизация и реструктуризация учреждений культуры.
По предварительным данным на 01.10.06г. в области работает 600 учреждений культурно-досугового типа (на 01.01.06г. 673), 650 библиотек 92005г.-657), музыкальных художественных школ, школ искусств, музеев.
В течение этого года ликвидировано 13 клубных учреждений, 7 библиотек, 8 автоклубов.
34 автоклуба реорганизованы в отделы нестационарного обслуживания районных Домов культуры, 20 сельских клубов — в отделы сельских Домов культуры.
В 13 районах созданы муниципальные межпоселенческие библиотеки — правопреемницы ЦБС, в которых сельские библиотеки являются структурными подразделениями данных учреждений.
В 9 районах области произошла децентрализация (Инжавинский, Кирсановский, Мордовский, Моршанский. Петровский. Рассказовский, Тамбовский, Токаревский, Уваровский районы). Сельские библиотеки переданы в сельские поселения районов. В Мордовском и Петровском районах они включены в досуговые центры. Кстати, наибольшее сокращение цифровых показателей наблюдается именно в этих районах.
В г. Мичуринске, Моршанске, Рассказове, Тамбове централизованная библиотечная система сохранена. В г. Котовске и Уварово организованы централизованные библиотечные системы.
Изменился статус у ряда центральных детских библиотек.
В Жердевском районе районная и городская детские библиотеки стали городскими филиалами с сокращением штата на 3 человека.
В Пиаевском районе районную детскую библиотеку присоединили к Центру досуговой деятельности (бывший ДК) и сократили 1 библиотекаря. Но вопрос до конца не решен и возможно, что детская библиотека будет закрыта.
В Моршанском районе на базе 4-х взрослых библиотек, которые располагались на территории Устьинского с/совета и районной детской библиотеки образовано МУК «Устьинская библиотека» и в ней образован отдел по обслуживанию детей и юношества. Но очевидно, что это не окончательный вариант, т.к. с/совет не заинтересован финансировать вновь образованное МУК.
Ликвидирована городская детская библиотека в г. Кирсанове. Создан отдел по обслуживанию детей в МУК «Районная библиотека Кирсановского района».
Лишилась самостоятельно статуса городская детская библиотека в г. Котовске, став филиалом взрослой.
В г. Уварово районная детская библиотека стала городским филиалом, а городской детский филиал объединили с взрослым филиалом.
Две музыкальные школы поменяли в ведомственную принадлежность:
Уметская и Ивановская школы подчиняются отделами образования.
За истекшее время утверждены Уставы практически всех муниципальных учреждений (за исключением Знаменского района).
Анализ статистической отчетности за 9 месяцев показывает, что проведение реформ существенно не сказалось на уровне и качестве услуг, оказываемых учреждениями культуры.
Число читателей в библиотеках и число массовых мероприятий культурно-досуговых учреждений уменьшилось по области на 3%.
Начавшийся учебный год показал позитивные тенденции в детском художественном образовании: по сравнению с 2005г. прием в 1 класс детских музыкальных, художественных, хореографической школ, школ искусств по области увеличился на 200 чел. (197), число учащихся детских школ искусств увеличилось на 482 чел. расширился спектр образовательных услуг: в Никифоровской ДШИ открыт класс компьютерной графики. В Мичуринской ДШИ - театральное, в ряде школ - вокальные отделения.
Плата за обучение в детских школах обеспечивает доступность художественного образования всем слоям населения, в т.ч. социально незащищенным и составляет от 80 до 200 руб. в месяц.
Вместе с тем отдельные факты вызывают серьезную тревогу.
Так, организация деятельности учреждений дополнительного образования в Тамбовском районе не выдерживает никакой критики.
Непонятна логика решений о сокращении Новгородской, Богословской, Октябрьской сельских библиотек в Рассказовском районе и передаче библиотечных фондов и оборудования в школьные библиотеки (число жителей в данных населенных пунктах от 600 до 900 человек).
Как обслуживается взрослое население?
Сокращение штатов и введение в сельских библиотеках по 0.5ставки работников привело к сокращению числа читателей на 22%.
Аналогичная ситуация сложилась в Уваровском районе с Энгурасовской и Александровскими библиотеками.
Наиболее кардинальные изменения происходят в вопросах оплаты труда:
—наметилась тенденция по задержке заработной платы в сельских учреждениях культуры;
—в ряде территорий работников культуры перевели на 0.5 ставки (вышеназванные Уваровский район-библиотекарей, худруков сельских культурно-досуговых учреждений в Мордовский, Сосновский, Тамбовский, Рассказовский районы), основание, что во многих поселениях доходы от налогов очень малы, следовательно, уменьшается зарплата клубных работников.
Многие учреждения переведены на более низкую группу по оплате труда.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: