tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Иванникова Надежда Евгеньевна,
Тамбовская областная детская библиотека

Проектная деятельность — основа развития творческого потенциала детских библиотек

Важность и необходимость организации процесса чтения признаётся во всём мире Сотрудники Тамбовской областной детской библиотеки ищут новые формы общения с читателями и обратной связи с ними. Одним из стратегических направлений в работе библиотеки стала проектная деятельность. Как показывает опыт библиотек России, программно — целевое планирование позволяет изменить роль и место библиотеки в обществе, привлечь к библиотечным проблемам внимание общественности и административных структур. Работа по программам и проектам позволяет сделать библиотеку более социально значимым учреждением. Участие в проекте даёт библиотекарю возможность раскрыть свой творческий потенциал, повысить интеллектуальный уровень, установить партнёрские отношения за пределами библиотечного сообщества. У детей, в свою очередь, активизируется интерес к книге, развиваются творческие способности.

Приоритетные направления деятельности Тамбовской областной детской библиотеки получают своё отражение в различных проектах: «Детям о российской государственной символике», литературно — поисковая экспедиция «Тамбовский край, ты — часть моей России», «С книгой в XXI век», «Тамбовской области — 70 лет», «В гармонии с природой», «Для славы всероссийской», «Тамбовский автограф».

Одним из проектов Тамбовской областной детской библиотеки стал проект, посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Нам дорого всё, что связано с именем А.С. Пушкина. Интересна каждая деталь биографии поэта, каждая строка, написанная им; места, где он бывал; люди, соприкасавшиеся с ним. В связи с этим был разработан и реализован информационно — образовательный проект «Пушкин — наше всё».

Образовательная программа проекта построена на основе модульной системы. Каждый модуль включал в себя теоретические занятия, экскурсионную программу, литературно — исследовательскую деятельность, интеллектуальные игры. Над воплощением проекта в течение полугода работали учащиеся Тамбовского юридического лицея № 21. Содержание и темы занятий определились в процессе работы с детьми и преподавателями лицея. Они были выбраны не случайно. На протяжении нескольких лет ребята принимали участие в работе литературного клуба «Путеводная звезда», стали победителями в программе «Секреты книжного лета», поэтому они были подготовлены к восприятию данной темы.

Мы хорошо понимаем, что без координации своей деятельности, установлении партнёрских отношений за пределами библиотечного сообщества невозможно качественно осуществить любые мероприятия по поддержке и развитию чтения. Нашими социальными партнёрами в реализации этого проекта стали: девятиклассники и педагоги лицея № 21, Тамбовский областной краеведческий музей, школа искусств № 3 г. Тамбова, Тамбовский государственный музыкально — педагогический институт им. С. В. Рахманинова, областная организация «Общество любителей книги», СМИ.

Для более полного раскрытия фонда литературы по этой теме были разработаны книжно — иллюстративные выставки: «Отечество нам — Царское Село», «Я лиру посвятил народу своему», «Болдинская осень», «Чистейшей прелести чистейший образец».

Член Союза писателей и Союза журналистов России, поэт В.Т. Дорожкина провела для ребят цикл литературных часов о Пушкине: «Родословная А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и лицей», «Друзья А. С. Пушкина».

Ребята посетили бывшую усадьбу Загряжских в Знаменке, где родилась Н.Н. Гончарова, областной краеведческий музей; приняли активное участие в проведении читательской конференции «Прекрасен наш союз», в заочном путешествии по книге Н. Гордеева, В. Пешкова «Тамбовская тропинка к Пушкину». Благодаря этим программам и экскурсиям, учащиеся получили подробные сведения о родословной А.С. Пушкина, о его связи с Тамбовским краем.

Для детей были показаны видеофильмы: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», «Тамбовская тропинка к А.С. Пушкину», «Венчает время след…», «Капитанская дочка». Проведён цикл уроков по русскому искусству XVIII — 1 — й половины XIX веков. Ребята приняли участие в историко — литературной интеллектуальной игре «Наш Пушкин», активно отвечали на вопросы викторины «Самый умный». Для них были проведены занятия по обучению танцам XIX века. Все выше названные программы позволили глубже проникнуть и понять феномен, название которому — «Пушкинская эпоха».

Интересными находками в работе над этой темой стали такие программы, как День Лицея и День памяти А.С. Пушкина. День «Лицея дружная семья» был посвящён лицейским годам А.С. Пушкина, этому периоду было уделено особое внимание, так как ребятам было интересно сравнить жизнь лицеистов пушкинского времени и свою, ведь они тоже лицеисты.

День памяти А.С. Пушкина учащиеся лицея провели в областной детской библиотеке, принимая участие в разнообразных программах: презентации выставки «Я лиру посвятил народу своему», прослушали лекцию «Адресаты лирики А.С. Пушкина», для них был проведён вечер — портрет «Портретное искусство 1-й половины XIX века».

Апофеозом проекта стал пушкинский бал, который состоялся в дни весенних каникул во время проведения Недели детской книги.

Праздник проходил в необычайной атмосфере бала пушкинской поры. Он так и назывался: «И грянул бал…». Мы попытались создать для посетителей атмосферу пушкинской эпохи, ненавязчиво и только формами, присущими балу, познакомить их с жизнью, бытом и творчеством поэта. Участие в бале предполагало знание этикета и соблюдение его на балу, а также наличие бального, стилизованного под XIX век, платья. Бал был открыт полонезом в исполнении лицеистов, для которых проводился хореографический мастер — класс «Танцы начала XIX века». На бал были приглашены 50 лучших читателей Тамбовской областной детской библиотеки и 20 лучших читателей из области; члены клубов «Истоки», «Путеводная звезда», «Эрудит».

Прозвучали романсы на стихи А.С. Пушкина в исполнении студентов музыкально — педагогического института им. С. В. Рахманинова, были разыграны сценки, игры , забавы из светской жизни того времени. Участники бала увидели танцы XIX века в профессиональном исполнении ансамбля классического танца «Вдохновение».

Одной из главных задач проекта было развитие навыков к литературно — исследовательской деятельности у учащихся. Руководителями детских литературно — исследовательских работ стали преподаватели лицея № 21.

Существенную помощь в поиске документов для написания рефератов оказали работники всех отделов библиотеки. Презентация рефератов состоялась на научно — практической конференции «Он — наш поэт, он — наша слава». Лучшими были признаны работы по следующим темам: «Тамбов Пушкинского времени», «Театр Пушкинской поры», «Пушкинский лицей в именах и цифрах», «Танцевальная эпоха XIX века». Руководителем этих работ была преподаватель русского языка и литературы Гаранина Е.А. Интересными и неожиданными были рефераты «Пушкин и математика», «Химические открытия в Пушкинскую эпоху», «Пушкин и география», «Мой верный друг…». Последний на английском языке. Эта первая исследовательская работа под руководством педагогов и библиотекарей помогла детям не только более глубоко проникнуть в эпоху Пушкина, но научила самостоятельной работе с текстами, обработке полученной информации, работе над композицией научных исследований, культуре выступления. Большинство выступлений сопровождалось медиапрезентацией. Как результат, необходимо отметить, что у учащихся значительно повысилось качество знаний по гуманитарным предметам, в частности, по литературе качество знаний составило 80%.

В начале работы над проектом всем участникам было предложено заполнить «Лист ожидания», где дети должны были поделиться своими мыслями о том, что они ждут от проекта. Общее мнение детей сводилось к тому, что они хотят более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.

Но более интересные сведения мы получили из «Листов подтверждения ожидания» уже после окончания работы над проектом. С некоторыми из них вы можете познакомиться : «Мои ожидания оправдались, потому что мне очень понравились конференции, которые проводились по прочитанным книгам»; «…я узнала о книгах, которые сама бы не нашла»; « я прочитала много интересных книг, узнала много о театре Пушкинской поры, участвовала в обсуждении и могла высказать свою точку зрения»; «…было интересно узнавать что — то новое и сознавать, что знаешь больше, чем, например, ученики параллельного класса».

В результате работы над проектом мы приобрели творческих читателей, умеющих свободно говорить о прочитанных книгах, грамотно излагать свои мысли письменно.
Работа над проектом была полезна и библиотекарям, так как мы заинтересованы в приобщении детей и подростков к чтению, в воспитании любви к родному языку и литературе, в гармоничном духовном развитии личности.
Мы надеемся, что и наши будущие проекты будут способствовать этой благородной цели.

Материалы научно-практической конференции «Библиотека в истории региона» (к 70-летию образования Тамбовской области). Тамбов, 26 сентября 2007 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю