tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Конференции и совещания

К материалам конференции

Белкин Александр Михайлович,
заслуженный работник культуры РФ

П. И. Чайковский и семья Шиловских.

С семьей тамбовских дворян Шиловских связано шестикратное пребывание П. И. Чайковского на тамбовской земле, создание 2-й и 3-й симфоний, фантазии «Буря», опер: «Опричник», «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», фортепианных пьес «Ноктюрн» и «Юмореска» (ор. 10). Государственный архив Тамбовской области содержит сведения о дворянском роде Шиловских: Алексее Константиновиче, его сыне Евгении и дочери Антонине. Сохранились уставные грамоты по имениям в Тамбовской губернии дворян Шиловских: штабс-капитана Иллариона Николаевича, жены поручика Екатерины Ивановны, девицы Варвары Александровны, помещика Владимира Сергеевича Шиловского (имения в Лебедянском уезде: Панино, Богородицкое, Савинки, Теплое), коллежского регистратора Ивана Александровича Шиловского (деревня Александровка Моршанского уезда).

Близким другом П. И. Чайковского была Мария Васильевна Шиловская (1825–1879), урожденная Вердеревская, выдающаяся певица, дочь тамбовского помещика и наша землячка. Один из ее близких родственников, Евграф Иванович Вердеревский, в 1820–1821 годах служил тамбовским губернатором. Как писал в своих воспоминаниях декоратор и машинист сцены Большого театра К. Ф. Вальц, Мария Васильевна «была очень талантливой особой. Артистка-любительница, певица с небольшим, но очень приятным голосом, она умела объединять вокруг себя всю литературно-музыкальную Москву».

Образование она получила в Петербургском Екатерининском институте, давшем ей прекрасную подготовку как пианистке и певице. Выступала в салонах, в благотворительных и университетских концертах. Певец и актер Константин Де-Лазари вспоминал: «М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский не могли ее равнодушно слышать, когда она пела их романсы. Такой фразировки, выражения никто не слышал. Когда певица выходила на эстраду, все приходили в какое-то нервное состояние, ожидая особенного наслаждения».

А. С. Даргомыжский посвятил Шиловской романс «Я сказала, зачем», М. А. Баликирев — романс «Исступление», М. П. Мусоргский — «Что вам слова любви». А. С Даргомыжский и М. А. Балакирев часто аккомпанировали ей в концертах. В ее московском доме постоянно бывали композиторы: А. Серов, А. Рубинштейн, П. Чайковский; писатели: И. Тургенев, А. Островский, А. Чехов; актер П. Садовский. Именно в доме Шиловской П. Чайковский познакомился с А. Даргомыжским.

Мария Васильевна сочиняла романсы на стихи Е. Боратынского, Ф. Тютчева. Особенно часто она обращалась к поэзии М. Лермонтова, на его стихи Шиловская создала романсы: «Волны и люди» (1873), «Метель шумит и снег валит» (1873), «У врат обители святой» (1873, тот же текст положил на музыку 17-летний С. Рахманинов в 1890 году), «Вверху горит одна звезда» (1880), «Расстались мы» (1889). Сборник ее романсов был издан в Москве в 1873 году.

Вторым мужем Марии Васильевны стал Владимир Петрович Бегичев (1838–1891) — драматург, начальник репертуарной части, затем директор московских Императорских театров. Он написал 16 пьес-комедий, водевилей, оперетт, исторических пьес и переводов. Многие из них шли на сцене и имели шумный успех. Некоторые пьесы и переводы Бегичев печатал под псевдонимом «М. Шиловский». Владимир Петрович был одним из авторов либретто балета П. Чайковского «Лебединое озеро». В 1870 году Петр Ильич намеревался свататься к дочери Бегичева — Марии.

У М. В. Шиловской было два сына от первого брака — Константин и Владимир, ставшие близкими людьми для П. Чайковского.

Имение Шиловских было в Глебове, в 60 верстах от Москвы. Здесь, в середине XIX века, в большом барском доме ставились даже оперные спектакли. Сама хозяйка с блеском исполняла партию Вани в «Жизни за царя» М. Глинки. Среди гостей бывали А. Даргомыжский и совсем еще юный М. Мусоргский.

К 1877 году, двадцать лет спустя, когда здесь стал бывать П. Чайковский, от роскошной усадьбы осталось немногое. Теперь Глебово принадлежало Константину Шиловскому. Близкий приятель композитора чутко относился к своему гостю и не стеснял его своим обществом. Именно здесь появились первые страницы оперы «Евгений Онегин».

Глебово — барское поместье с большим комфортабельным домом на горе, среди английского парка. Константин Степанович уговорил П. Чайковского остаться в Глебове для работы над оперой «Евгений Онегин». П. Чайковского поселили во флигеле, куда перенесли фортепиано из большого дома. Гость там оставался один и мог спокойно работать. Все лето 1877 года П. Чайковский прожил в Глебове у Шиловского. Каждое утро купался в реке, много гулял по лесу и очень плодотворно работал.

Константин Степанович сочинил для композитора либретто оперы «Евгений Онегин», но просил композитора не называть в печатном либретто его фамилию: «Если не пожелаешь взять его на себя, то поставь, пожалуйста, К. С. Ш., но не более, или же будет оно под псевдонимом «К. Глебовского». Соавтор П. Чайковского по «Евгению Онегину» родился в ноябре 1848 года в Москве. Потомок старинного дворянского рода, он принадлежал к семье, страстно любившей искусство. С детства участвовал в домашних спектаклях. Его влекли драматическая сцена, музыка, пение, живопись, поэзия, скульптура. Он был беллетрист и художественный критик, написал обстоятельный труд «Опыт театрального грима». Константин Степанович вылепил огромную голову для оперы «Руслан и Людмила», долго украшавшую спектакли Большого театра. Он пять лет служил актером Императорского Малого театра, играя в «Ревизоре», «Женитьбе» и даже «Гамлете». Сочинял романсы, среди которых популярны были «Царица ты или рабыня», «К ней» и, особенно, вальс «Месяц плывет по ночным небесам», который чудесно исполняла впоследствии Надежда Андреевна Обухова.

Современник пишет о Константине Степановиче: «Это был крайне увлекающийся и безалаберный человек. То он погружался в алхимию, занимался черной магией и изучал быт древнего Египта, а то вдруг переносился в допетровскую Русь, начинал ходить летом в своем имении в боярском костюме и налаживать весь свой дневной обиход под древнерусский стиль».

Умер К. С. Шиловский в мае 1893 года в Москве.

В 70-80-е годы село Усово Кирсановского уезда (ныне Бондарский район) было имением младшего сына Марии Васильевны Шиловской — Владимира Степановича (1853–1893). П. Чайковский познакомился с ним в 1867 году, когда давал ему уроки теории музыки. Талант Володи привлекал всеобщее внимание. Произведения 14-летнего мальчика исполнялись в концертах. Близкая дружба соединила двух столь непохожих людей. Шиловскому в ту пору было всего 15 лет, Чайковский был на 12 лет старше. Володя имел яркие музыкальные способности. Будучи весьма состоятельным и не обладая необходимым трудолюбием, он считал музыку лишь развлечением и не стремился стать серьезным музыкантом.

Владимир Степанович сочинил по просьбе П. Чайковского и инструментовал оркестровое выступление ко 2-му действию оперы «Опричник», и оно целиком вошло в оперу. В ответ Петр Ильич посвятил своему другу 3-ю симфонию ре мажор и две пьесы для фортепиано: «Ноктюрн» и «Юмореску» (ор. 10). А на обложке первого издания «Русского скерцо» и «Экспромта» (ор. 1) написал: «Володя! Примите уверения в искреннем почтении, с коим имею честь быть. П. Чайковский». По просьбе семьи Шиловских Чайковский переложил для фортепиано оркестровую фантазию А. С. Даргомыжского «Малороссийский казачок».

Сохранилась и опубликована часть переписки П. Чайковского с В. Шиловским, охватывающая двадцать лет — с 1873 года. До нас дошло 14 писем композитора и 7 писем его друга.

В Государственном архиве Тамбовской области найдены документы о дворянстве коллежского регистратора графа Владимира Степановича Васильева-Шиловского. Там есть формулярный список о его службе и сведения об имуществе. Коллежский регистратор В. С. Васильев-Шиловский получил домашнее воспитание, служил чиновником для особых поручений при совете попечительства о бедных в Москве, не получая оплату за свою службу. Родовое имение у него было в Тамбовской губернии при сельце Усово, соседних селах: Волхонщине, Синявке и деревне Ивановке, а также он владел имениями в Рязанской губернии. Из благоприобретенной недвижимости у Владимира Степановича было еще имение в Тамбовской губернии, тоже в Кирсановском уезде, при селе Старое Кудрино, и три дома в Москве. Также семье Шиловских принадлежали имения в селах Вердеревщина и Шилово, находившиеся по соседству с Усовым. В Усово, у Владимира Степановича, Чайковскому довелось гостить шесть раз, с 1871 по 1876 год, в летние месяцы.

В апреле 1877 года Владимир Шиловский женился на графине Анне Алексеевне Васильевой (1841–1910), бывшей на одиннадцать лет старше жениха, и в результате получил крупное состояние. Император Александр III своим указом повелел Шиловскому принять фамилию жены и графский титул, чтобы не угас графский род — Анна Алексеевна была последней графиней Васильевой. И он стал графом Васильевым-Шиловским.

С годами Васильев-Шиловский становился все более замкнутым и нелюдимым. Он увлекался механическими органами, которые тогда были в ходу в дешевых трактирах, и делал для них музыкальные обработки. П. Чайковский, желая морально поддержать друга, ходил с ним слушать эту музыку. В шумном, прокуренном трактире Петру Ильичу бросилось в глаза, как изменился Шиловский, как болезнь изнурила его лицо, как резко он меняет свое настроение, неожиданно переходя от восторженного возбуждения к угрюмой неподвижности. П. Чайковский был, кажется, в 80-е годы единственным близким ему человеком.

Владимир Степанович жил замкнуто, увлекаясь коллекционированием драгоценных камней, особенно бриллиантов. У него все явственнее проявлялась скупость. И лишь для П. Чайковского он не жалел средств, выступая как богатый кредитор и покровитель своего бывшего учителя. В 60—70-е годы П. Чайковский получал от него довольно крупные денежные суммы. Композитора по-прежнему привлекал этот чудаковатый граф, меценат и помещик, с поразительно чуткой артистической душой музыканта.

Владимир Васильев-Шиловский скончался 25 июня 1893 года, ему был 41 год. Кончина друга глубоко опечалила П. Чайковского. Великий композитор лишь на четыре месяца пережил его: П. Чайковский ушел из жизни 25 октября того же года.

Литература:

1. Государственный архив Тамбовской области. Ф. 26, опись 1, дела 803–808, 859.

2, 8. Вальц, К. 65 лет в театре [Текст] / К. Вальц. – Л. : Академия, 1928. – С. 38–39.

3. Институт Русской Литературы. АН РФ, Ф. 144, тетр. 1, С. 9, 92.

4. Пекелис, М. А. С. Даргомыжский и его окружение [Текст]. т. 2. 1845–1857 / М. А. Пекелис. – М. : Музыка, 1973. – С. 29–37.

5. Пружанский, А. М. Отечественные певцы. 1750–1917 [Текст] : словарь / А. М. Пружанский. – М. : Сов. Композитор, 1991. – С. 97–98.

6, 14. Соколов, В. С. Антонина Чайковская: история забытой жизни [Текст] / В. С. Соколов. – М. : Музыка, 1994. – С. 191, 192.

7. Музыкальное наследие Чайковского: из истории его произведений [Текст]. – М. : АН СССР, 1958. – С. 40.

9. Ежегодник Императорских театров. Сезон 1892–1893. СПб, 1894, С. 508–509.

10. Чайковский, М. Жизнь П. И. Чайковского [Текст]. т. 1 / М. Чайковский. – М. : [б. и.], 1900. – С. 390.

11. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений [Текст]. т. 14. / П. И. Чайковский. – М. [б. и.], 1974. – С. 643.

12. Государственный архив Тамбовской области. Ф. 161, Тамб. дворян. Собр., оп. 1, д. 8088.

13. Мартынов, Б. Чайковский в Усово [Текст] / Б. Мартынов // Лит. Тамбов : альманах. – 1952. – кн. 3. – С. 179–182.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 2
Елена Уколова (Москва)
22.04.2017 01:47
Есть в этих материалах неточности. И не учтена большая обобщающая работа Елены и Валерия Уколовых о семействе Шиловских. опубликованная в 2008 году в авторском альманахе "Очи черные" под названием Романсовое гнездо.
Людмила
10.08.2017 15:18
Я родом из села Куровщино, с детства ходили в барский сад. Он сохранился до сих пор. План сада еще просматривается. Помню где похоронен граф Шиловский В С. Пруд еще жив!

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю