tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Казьмин Олег Алексеевич,
заслуженный работник культуры РФ

П. И. Чайковский и тамбовский песенный фольклор.

Касаясь вопроса Чайковский и тамбовский песенный фольклор, уместно вспомнить об отношении великого композитора к народному творчеству.

Петр Ильич очень интересовался фольклором, исходя, подчеркнем, из национальной сущности своей натуры. Он говорил в письме к Н. Ф. фон Мекк от 5 марта 1878 года: «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». И, конечно, добавим мы, русскую природу, о чем нередко поется в песнях. Все это находило отражение в творчестве композитора и об этом также читаем в указанном письме к фон Мекк: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, т. е. родственных с народною песнею приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Известны также восторженные мысли Чайковского о красоте, богатстве содержания песенного фольклора: «Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая смысла и духа... Художник-музыкант... есть по отношению к русской народной песне садовник, который знает, в какую почву, в какое время и при каких условиях температуры должен посадить свое драгоценное семя... Никто не может безнаказанно прикоснуться святотатственною рукою к такой художественной святыне, как русская народная песня, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным» [Цит. по: 3, с. 19]. В этом высказывании звучит и та мысль, что народная песня может интересовать композиторов «как оригинальный продукт творческой индивидуальности народа...». Иначе говоря, народная песня рассматривается Чайковским, как тема для обработки чутким музыкантом и в то же время может интересовать нас и сама по себе, как самостоятельный художественный образец творчества народа. Этому подтверждение мы находим у самого Петра Ильича.

Широкую популярность приобрел его труд, изданный в двух тетрадях, сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки» (1868–1869). Известно также использование композитором несколько десятков раз народной песни в своем оригинальном творчестве. В этом отношении особенно внимательным был Петр Ильич Чайковский к тамбовскому фольклору, ибо тамбовская песня рождалась и живет в самой сердцевине просторов России. К тому же красивы и выразительны тамбовские народные песни. Их прелесть, ощутили многие выдающиеся русские композиторы — М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Н. Серов, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, И. Ф. Стравинский, целый ряд советских создателей музыкальных произведений. Они использовали эти песни в своем творчестве. Одна из причин обращения Чайковского к тамбовской народной песне состоит в том, что он стал редактором сборника песен Тамбовского края своего ученика В. П. Прокунина.

В 1871 году Петр Ильич должен был участвовать в экспедиции по сбору фольклора. Он готовился к ней, отложил реализацию творческих планов. К сожалению, экспедиция не состоялась по причинам от Чайковского независящим, но идею собирания фольклора Чайковский реализовал. Он предложил своему консерваторскому ученику Василию Павловичу Прокунину отправиться на Тамбовщину и собрать народные песни в родном селе и округе. Сам же Петр Ильич воспользовался приглашением другого своего ученика и друга Владимира Степановича Шиловского погостить в его тамбовском имении Усово.

Прокунин прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Он записал в двух селах Моршанского уезда, Сосновке и Кулеватове, 65 песен: 19 протяжно-лирических, 16 уличных, 15 хороводных, 2 плясовых, 9 свадебных, 2 солдатских и одну рекрутскую и фабричную. В 1872 и 1873 годах эти песни в двух выпусках в издании П. Юргенсона с названием «Русские народные песни для голоса с сопровождением фортепиано, собранные и переложенные В. Прокуниным, под редакцией профессора П. Чайковского» увидели свет.

Оценивая труд ученика, Чайковский в письме к Л. Н. Толстому от 24 декабря 1876 года писал: «Кроме Балакирева и отчасти Прокунина, я не знаю ни одного человека сумевшего быть на высоте задачи». А в послании (7 сентября 1876 года) к Н. А. Римскому-Корсакову, работавшему над своей антологией народных песен, советовал: «Обратите внимание на сборник Прокунина — он едва ли не богаче всех по выбору».

Шестикратное пребывание Чайковского на тамбовской земле, в селе Усово, впечатления от наблюдения быта тамбовских крестьян, его песенного творчества и редактирование сборника тамбовских народных песен, собранных Прокуниным, определили использование композитором тамбовского фольклора в музыке к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского. Ее музыкальные страницы вобрали в себя девятнадцать номеров. Шесть из них построены на песнях, собранных Прокуниным.

В указанном выше письме к Н. А. Римскому-Корсакову Чайковский отметил, что конкретно создал в «Снегурочке» на основе материалов прокунинского сборника: 1) мотив пляски птиц; 2) хор провожания масленицы; 3) теноровое соло в том же хоре; 4) аллегро из первой песни Леля; 5) песню Брусилы; 6) вторую песню Леля.

Какие же здесь использованы тамбовские песни?

В Танцах птиц (Пролог № 2) слышны интонации песни «Вот сизой орел по горам летал».

В Проводах масленицы, в хоре «Раным-рано куры запели» (№ 4) звучит хороводная «Давно сказано, давно баяно». Здесь же (на словах «Веселенько нам тебя встречать-провожать») использован напев лирической песни «У князя, у князя Волхонского».

В Мелодраме (№ 5-а) быстрая часть повторяет мелодию песни «Давно сказано, давно баяно».

Выразительны и красивы три песни Леля. Основой второй — «Как по лесу, лес шумит» из первого действия — стала хороводная «У ворот, ворот батюшкиных». А в третьей песне Леля — «Туча со громом сговаривалась» — нашла преломление прокунинская запись «Я по бережку похаживала».

Песенка Брусилы «Купался бобер» построена на материале уличной разгульно-веселой песни «Где ж ты была своя, не чужая».

В Марше Берендея (№ 18), во втором проведении темы звучит тамбовская «Ой, утушка моя луговая», которая имеет место как в сборнике Прокунина, так и в сборнике Балакирева.

К тамбовскому фольклору Чайковский обращался при создании и других произведений. Так, тамбовская хороводная «Я посею ли, млада-младенька» стала темой финала первой симфонии «Зимние грезы».

Думаем, не без влияния быта тамбовских крестьян Чайковский, работая на Тамбовщине над оперой «Кузнец Вакула» («Черевички»), ввел в третье действие «Русскую пляску» и выстроил ее вторую тему на прокунинской записи свадебной «Не летай же ты, сокол».

Сегодня довольно часто звучит торжественная увертюра «1812 год». Те, кто знаком с тамбовским фольклором, могут легко уловить здесь напев популярной песни «У ворот, ворот батюшкиных». Возможно, это повторное обращение Петра Ильича к полюбившейся ему песне было музыкальным приветом своему ученику Прокунину, который в год премьеры Увертюры (1883) работал над капитальным трудом — сводом русских народных лирических песен.

Выскажем еще одно предположение. Отдыхая в имении Шиловских на Тамбовщине в первый раз, композитор, очевидно, обдумывал дальнейшую работу над оперой «Опричник», которую начал в конце 1870 года. В ней на основе фольклора (правда, не тамбовского) написаны «Пляска опричников и женщин» и песня Насти — героини оперы. Однако, если бы к этому времени появился сборник Прокунина, возможно, эти номера «Опричника» были бы созданы на его основе. Тем не менее, это еще один пример обращения Чайковского к народному творчеству

Широкое использование Чайковским тамбовской народной песни в разных жанрах своего творчества, несомненно, подтверждает ее высокую художественную ценность и внимание к ней великого композитора.

Литература:

1. Бачинская, Н. Народные песни в творчестве русских композиторов [Текст] / Н. Бачинская ; под ред. проф. Е. В. Гиппиуса. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.

2. Демьянова, О. А. 50 русских народных песен в обработке Чайковского [Текст]. Сообщения института истории искусств. Вып. 15. – М. : Изд-во АН СССР, 1959.

3. Евсеев, С. В. Народные песни в обработке П. И.Чайковского [Текст] / С. В. Евсеев ; ред., предисл. и коммент. Б. И. Рабиновича. – М. : Музыка, 1973.

4. П. И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей [Текст] / сост., ред., примеч. и коммент. Б. И. Рабиновича. – М. : Музгиз, 1963.

5. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка [Текст]. Т. VII. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю