tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Вишнякова Ирина Сергеевна,
преподаватель
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

Чайковский — Рахманинов — Зилоти. Творческие и дружеские связи.

П. И. Чайковский (1840–1893) и С. В. Рахманинов (1873–1943) — два гения русской музыки, ее гордость и слава. Знакомство Сережи Рахманинова с Петром Ильичом Чайковским произошло в годы его учебы на младшем отделении Московской консерватории в классе Н. С. Зверева, у которого Сережа жил на полном пансионе. П. И. Чайковский, в январе 1866 года приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна, переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории, в которой он преподавал в течение почти 12-ти лет, ведя курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Н. С. Зверев учился у П. И. Чайковского по теории музыки, будучи уже сам преподавателем по классу фортепиано. П. И. Чайковский запросто заходил к Н. С. Звереву, даже в его отсутствие: поговорить с его сестрой Анной Сергеевной, приходил на обед, поиграть в винт, а мог репетировать с А. И. Зилоти перед выступлением свой Первый концерт. Его всегда ждали.

Александр Ильич Зилоти (1863–1945) — двоюродный брат С. В. Рахманинова, замечательный пианист, общественный деятель, дирижер был учеником Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна. В доме Зверева Зилоти жил все восемь лет своего пребывания в Московской консерватории. У Петра Ильича Чайковского Зилоти проходил курс гармонии. Волею судьбы А. И. Зилоти оказался и родственником П. И. Чайковского. Женой Зилоти была старшая дочь П. М. Третьякова — основателя знаменитой картинной галереи — Вера Павловна Третьякова, а родной брат Чайковского — Анатолий Ильич — был женат на племяннице П. М. Третьякова Прасковье Коншиной. Знакомство Чайковского и Третьякова, состоявшееся перед свадьбой брата Анатолия в 1882 году, быстро переросло в дружбу. Бывая в Москве, Петр Ильич часто заходил к Третьяковым на обеды.

В начале 80-х годов 19 века А. И. Зилоти был одним из перспективных молодых пианистов. Он много концертировал в России, успешно выступал в Западной Европе, совершенствовал свое мастерство у Ф. Листа (1883–1886).

Александр Ильич прекрасно владел инструментом, имел виртуозную технику. По воспоминаниям М. Л. Пресмана, «его изумительная виртуозность и блеск ослепляли, необыкновенная красота и сочность его звука, интересная, полная самых тончайших нюансов трактовка лучших произведений фортепианной литературы очаровывали... обаятельная внешность А. И. Зилоти и его исключительное пианистическое мастерство делали его положительно кумиром публики». А. И. Зилоти привлекал своим человеческим обаянием, добротой, отзывчивостью, живостью темперамента, доходившей, бывало, и до вспыльчивости.

П. И. Чайковский и А. И. Зилоти часто бывали у Н. С. Зверева. У Петра Ильича была традиция после спектакля ужинать в недорогом ресторане, беря с собой студентов и своих музыкальных друзей. Чайковский был необыкновенно чутким, добрым и отзывчивым, никому не мог отказать в просьбе. Он очаровывал своим мягким обращением. Будучи высокообразованным и начитанным, он отличался необыкновенной скромностью, хотя отлично знал себе цену. Так, однажды, в разговоре с Владимиром Направником (сыном Э. Ф. Направника), когда речь зашла об Александре III, Петр Ильич сказал: «Что мне царь! Я сам в музыке царь».

С большой теплотой и симпатией относился Чайковский к Саше Зилоти. Их связывали творческие и дружеские отношения. А. И. Зилоти неоднократно исполнял 1-й концерт для фортепиано с оркестром под управлением автора, фантазию П. А. Пабста на темы из «Евгения Онегина», «Мазепы», партию фортепиано в трио «Памяти великого художника» с разными исполнителями, Баркаролу из «Времен года», Вариации и Ноктюрн ор.19 в Москве, Тифлисе, Лейпциге, Берлине, Праге. «А. И. Зилоти превосходно играл мой концерт и имел блестящий успех», — пишет П. И. Чайковский о концерте в Берлинской филармонии. А вот запись о концерте в Лейпциге: «Исполнение (трио) (К. Галир, К. Шредер, А. Зилоти) было образцовое... общество поднесло мне венок. Во все время концерта я сидел... на эстраде, имея соседями Э. Грига и его жену». 6 ноября в Москве Петр Ильич дирижировал в концерте А. И. Зилоти «Славянским маршем», антрактом и танцем сенных девушек из оперы «Воевода». Этот концерт имел блестящий успех и рецензенты, в частности Н. Д. Кашкин, восторженно отзывались в прессе о новом произведении композитора. Однако П. И. Чайковский был недоволен своим сочинением. 8 ноября 1891 года он писал А. И. Чайковскому: «Овации были горячие. Новая вещь „Воевода“ оказалась, в сущности, очень неудачной, так что я ее уничтожу». 11 ноября 1891 года он писал Э. Ф. Направнику «...моя баллада „Воевода“ оказалась такой пакостью, что я на другой день после концерта разодрал ее на клочки. Она более не существует». Однако, А. И. Зилоти будучи собственником оркестровых голосов «Воеводы» заботливо спрятал их. После кончины Петра Ильича партитура была восстановлена и издана фирмой М. Беляева в Лейпциге.

П. И. Чайковский доверял Александру Зилоти корректуру и переложения для фортепиано своих произведений. «Ради бога, каждую мою вещь, в каком бы виде она не издавалась, отдавай на просмотр Зилоти», — просит композитор издателя П. Юргенсона (письмо от 15 ноября 1890 года). А. И. Зилоти читал корректуру всех трех изданий клавираусцуга «Пиковой дамы». Чайковский благодарит «милого Сашу» за превосходную корректуру оперы, однако, замечает, что он слишком педантичен в своих корректорских принципах и Петр Ильич не во всем с ним согласен, хотя и добавляет, но «ты чудный корректор». По поводу нового, второго издания симфонической фантазии «Буря» в письмах к А. И.Зилоти от 11-го и 14-го июня 1891 года П. И. Чайковский сокрушается, что «нашел большое количество грубых ошибок... Между тем, оказывается, что ты велел печатать... Очень может быть, что среди волнений, сопряженных с экзаменами и ссорой, ты не имел возможности с полным вниманием предаваться скучной и тягостной процедуре корректирования. Но мне даже совестно думать, какую обузу ты взял на себя корректурами моих сочинений, и я нисколько не удивлюсь, если под конец учебного года твоя энергия в отыскании ошибок несколько ослабла». И в следующем письме добавляет: «Я бы пришел в отчаяние, если б партитура „Бури“ появилась в продаже в том виде, в каком ты разрешил ее печатать.... Ты не обратил внимания на знаки, на нюансы! Они то совсем не выставлялись, то выставлялись не так и не там, где следует. Ведь это новое, второе издание!.. Сделай милость, голубчик, посмотри внимательно, не осталось ли еще ошибок. Уж очень я... страдаю, когда вижу мои вещи, выпущенные с ошибками». Симфоническая фантазия «Буря» была написана П. И. Чайковским за десять дней в деревне Усово Тамбовской губернии в имении своего ученика и друга В. С. Шиловского.

Занимался А. И. Зилоти и корректурой фортепианных концертов П. И. Чайковского. Из переписки видно, что композитор не соглашался со всеми изменениями пианиста, касающимися 1-го концерта. Решительное несогласие с сокращениями и перетасовкой первой части 2-го концерта высказывает Петр Ильич в письме к А. И. Зилоти от 27 декабря 1888 года, объясняя ему: «...мое авторское чувство сильно возмущается перемещениями и переменами твоими и согласиться на них свыше сил моих...». Работа над переделкой нотного текста 2-го концерта продолжалась в 1981–1983 годах, т. к. концерт, по мнению автора, все-таки «страдает длиннотою», и он жалеет: «что те люди, коим два года тому назад было вверено практическое рассмотрение его, своевременно не указали этого недостатка».

П. И. Юргенсон, в издательстве которого были опубликованы все произведения П. И. Чайковского, также обсуждал с композитором все проблемы, возникающие в ходе подготовки к выходу из печати или переизданию его сочинений. В письме к Петру Ильичу от 16 августа 1893 года он высказывает свое мнение о жалобе А. И. Зилоти, по поводу несогласия перемен во втором концерте, и, обращаясь к Петру Ильичу, пишет: «Не соглашайся, если твое художественное чутье тут рутину виртуоза чует, может быть, практичность за Зилоти, но ведь он молод... !» В ответном письме к П. И. Юргенсону, от 20-го августа 1893 года П. И. Чайковский пишет: " На некоторые перемены Зилоти я согласился, на другие решительно не могу. Он пересаливает в желании сделать этот концерт легким и хочет, чтобы ради легкости я буквально изуродовал его. Достаточно, совершенно, тех уступок, которые я сделал, и тех сокращений, которые и я, и он придумали. Ужасно благодарен тебе за желание переиздать этот концерт«. Однако А. И. Зилоти все-таки значительно переделал концерт, внеся ряд сокращений и перестановок. В редакции А. И. Зилоти 2-й концерт был издан П. И. Юргенсоном в 1987 году в партитуре, оркестровых голосах и переложении для двух фортепиано уже после смерти композитора. Творческие разногласия при работе над корректурой сочинений П. И. Чайковского не отражались на личных взаимоотношениях гениального композитора и талантливого пианиста.

Петр Ильич был тронут дружеским вниманием и заботой со стороны А. И. Зилоти, когда находился в артистическом турне за границей в 1888 году. Делясь впечатлениями о пребывании в Германии с управляющим Петербургскими Императорскими театрами В. П. Погожевым, П. И. Чайковский писал, что в начале своего странствования он безумно, отчаянно тосковал и едва было не решился бросить все и уехать. Но, «к счастью, в Лейпциге нашлись два близких мне человека с русскими добрейшими женами и у них я нашел нужную нравственную поддержку. Я как ребенок, нуждаюсь в ласке и без нее ничего не могу предпринять. Эту ласку я нашел у них в преизобилии». В это время А. И. Зилоти с семьей жил в Лейпциге. Петр Ильич делился с А. И. Зилоти своими творческими радостями: «Я блаженствую, работа идет хорошо. Главное, приятно сознание, что «Иоланту» я, наверное, не раздеру на клочки, как «Воеводу». П. И. Чайковский посвятил А. И. Зилоти Скерцо-фантазию для фортепиано оп. 72 № 10.

В период подготовки второго издания «Бури» А. И. Зилоти покинул Московскую консерваторию, в которой проработал несколько лет (1888–1891) из-за конфликта с тогдашним директором В. И. Сафоновым. Обращаясь к «голубчику Саше», находящемуся в это время с Сережей Рахманиновым в имении Сатиных Ивановке Тамбовской губернии, Петр Ильич пишет, что он радуется уходу А. И. Зилоти из консерватории и считает, что ему, при большом виртуозном таланте, следует повсюду ездить и играть.

Летом 1891 года С. В. Рахманинов с помощью А. И. Зилоти занимался переделыванием четырехручного переложения балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». А. И. Зилоти делал переложение балета для фортепиано в две руки, а также занимался подбором номеров для двух сюит (1889–1890). Когда П. И. Чайковский обратился к П. И. Юргенсону с просьбой устроить переложение «Спящая красавица» в 4 руки «настоящим музыкантам», переложение было заказано ученику консерватории Сергею Рахманинову. Петр Ильич писал Зилоти «Я ровно ничего не имею против того, чтобы Рахманинов делал четырехручное переложение балета, и уверен, что под твоим руководством это выйдет весьма хорошо, но не отнимет ли это у него времени от упражнений? Впрочем, как знаешь, повторяю, что я весьма рад...».

П. И. Чайковский был кумиром С. В. Рахманинова и А. И. Зилоти. Исключительна была его роль в формировании художественного мировоззрения музыкальной молодежи. Его заветы жили в классах С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова. Благодаря ему в Московской консерватории был высокий профессиональный уровень теоретического образования учащихся специальных и исполнительских классов. Петр Ильич уже мог оценить дарование С. В. Рахманинова, т. к. слышал его игру, навещая Н. С. Зверева, а на экзамене по курсу второй гармонии весной 1889 года, будучи почетным членом экзаменационной комиссии, он к высшей оценке пять с плюсом прибавил еще три плюса: сверху, сбоку и снизу.

Но переложение балета, сделанное Сергеем Рахманиновым, П. И. Чайковскому не понравилось. Он считал ошибкой, что поручили работу мальчику, хотя и очень талантливому, и отмечал в переложении «два ужасных недостатка», а именно: «отсутствие смелости, мастерства, инициативы; слишком рабское подчинение авторитету композитора, вследствие чего нет силы и блеска», а во-вторых — «слишком заметно, что автор переложения в четыре руки делал его с двухручного клавираусцуга, а не с партитуры. Многих подробностей, поневоле пропущенных в клавираусцуге, но совершенно удобных и возможных для четырех рук нет!..».

Петр Ильич просил А. И. Зилоти оказать ему дружбу и заняться «обстоятельным пересмотром и корректированием балета».

Сергей Рахманинов, отвечая на вопрос Н. Скалон о выходе из печати балета, писал из Ивановки, что балет выйдет к осени, т. к. он с Сашей его немного переделывает, потому что П. И. Чайковский ругает его страшным образом за переложение. «И совершенно резонно и правильно». А в письме к Н. Скалон от 14 августа 1891 года С. В. Рахманинов сообщает, что «балет уже весь переправлен». Переложение балета «Спящая красавица», сделанное С. В. Рахманиновым, вышло из печати в издательстве П. И. Юргенсона в октябре 1891 года. П. И. Чайковский считал балет едва ли не лучшим из всех своих сочинений. К начинающему композитору Сергею Рахманинову П. И. Чайковский проявлял неослабевающий интерес. В октябре 1891 года он получает письмо от А. И. Зилоти с просьбой прослушать Первый фортепианный концерт С. Рахманинова.

На выпускном экзамене по композиции (май 1892 года) одноактная опера «Алеко» 19-летнего композитора получает блестящую оценку членов комиссии во главе с А. С. Аренским, С. И. Танеевым и И. К. Альтани. Интерес к опере проявило руководство Большого театра, и было решено ее поставить в следующем сезоне. Издатель А. Б. Гутхейль обратился к Н. С. Звереву с предложением купить оперу, а тот отправил его к автору. С. В. Рахманинов же обратился за советом к Петру Ильичу. Чайковский посоветовал взять за оперу столько, сколько предложит сам А. Б. Гутхейль, и, улыбаясь, добавил: «В какие счастливые времена вы живете, Сережа, не так, как мы. Мы искали издателей и отдавали им даром свои сочинения».

В октябре 1892 года П. И. Чайковский приобрел вышедший из печати клавир «Алеко», о чем сообщил в письме А. И. Зилоти: «Опера Рахманинова, которую я приобрел, мне очень нравится. У него есть настоящая композиторская жилка». Петр Ильич посещал репетиции, присутствовал на премьере «Алеко» в Большом театре 27 апреля 1893 года и своими впечатлениями поделился с А. И. Зилоти в письме от 3 мая 1893 года: «Последнюю неделю провел в Москве. Слышал консерваторский спектакль (очень удачный) и Сережину оперу. Она прелестна». 18 сентября 1893 года на вечере у С. И. Танеева, на котором присутствовали П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов, Л. Э. Конюс, С. В. Рахманинов исполнил свое новое сочинение — симфоническую поэму «Утес». «Поэма всем очень понравилась и, в особенности, Петру Ильичу, восхищавшемуся ее колоритностью», — вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов. Воспоминания об этой встрече оставил и С. В. Рахманинов: «Хорошо помню, как встретился в последний раз с П. И. Чайковским, которому показывал «Утес» и который со своей милой усмешкой сказал: «Чего только Сережа не написал за это лето! И поэму, и концерт, и сюиту и т. д.! Я же написал только одну симфонию». П. И. Чайковский намеревался исполнить «Утес» в одном из своих симфонических концертов в Петербурге в 1894 году. Познакомившись со статьей музыкального критика А. В. Амфитеатрова «Многообещающий», о пьесах С. В. Рахманинова, которые критик назвал шедеврами, П. И. Чайковский, встретившись с С. В. Рахманиновым, отметил эту статью, сказав с улыбкой: «А вы, Сережа, уже шедевры пишете».

С. В. Рахманинов боготворил П. И. Чайковского. Постоянно играл его произведения, удивляя метким анализом того или иного сочинения композитора. Смерть П. И. Чайковского потрясла его, и спустя время, С. В. Рахманиновым написано трио памяти П. И. Чайковского, первое исполнение которого при участии автора, Ю. Конюса и А. Брандукова состоялось 31 января 1894 года в Москве.

Любовь к музыке П. И. Чайковского С. В. Рахманинов пронес через всю свою жизнь. Мелодические сокровища, найденные С. В. Рахманиновым, роднят его с П. И. Чайковским, которому композитор посвятил Фантазию для двух фортепиано в четыре руки, оп. 5, впервые прозвучавшей 30 ноября 1893 года, когда П. И. Чайковского уже не стало. В период работы в Большом театре (1904–1906) под управлением С. В. Рахманинова-дирижера засверкали новыми красками оперы: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Опричник»; балеты П. И. Чайковского. Современники отмечали глубочайшее постижение самого духа музыки П. И. Чайковского, правдивость толкования замысла композитора, новизну и свежесть трактовок. Потрясающим по душевному подъему и пластической завершенности формы было исполнение Пятой симфонии. Поражала яркая, необычная интерпретация Первого фортепианного концерта, волевая, мужественно-выразительная, графически четкая по звучанию. С юношеских лет в исполнении С. В. Рахманинова звучали пьесы «На тройке» и «Баркарола» из цикла «Времена года». «Никогда не представлял себе, что эту пьесу можно так сыграть», — писал В. Р. Вилыпау С. В. Рахманинову, потрясенный исполнением пьесы «На тройке».

С. В. Рахманинов, живя в Америке, при встречах с друзьями, любил вспоминать время работы в Большом театре, играл любимые места из разных опер. Почти целиком исполнял «Пиковую даму», притом в его импровизированном переложении она звучала так, точно давно была «аранжирована и выучена». С душевным волнением С. В. Рахманинов рассказывал о трогательном внимании П. И. Чайковского к его первым композиторским опытам, искренней радости его успехам в стремлении выдвинуть его юношескую оперу «Алеко».

В лето 1941 года С. В. Рахманинов вновь обратился к кумиру юности и сделал транскрипцию для фортепиано его «Колыбельной» из серии романсов. В своих немногочисленных интервью и статьях, говоря о П. И. Чайковском, подчеркивал востребованность музыки композитора во всем мире и ее влиянии на слушателей, называя П. И. Чайковского великим национальным гением.

Литература:

1. Воспоминания о Рахманинове [Текст]. В 2 т. – Изд. 5-е. – М. : Музыка, 1988.

2. Воспоминания о Чайковском [Текст] / сост. Е. Е. Ботникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.

3. Домбаев, Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах [Текст] / Г. Домбаев ; под ред. Г. Бернандта. – М. : Музгиз, 1958.

4. Рахманинов, С. Литературное наследие [Текст]. В 3 т. т. 1 : Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / С. Рахманинов. – М. : Советский композитор, 1978.

5. Рахманинов в Ивановке [Текст] : сборник материалов и документов / сост. Н. Н. Емельянова. – Воронеж : Книжное изд-во, 1971.

6. Розанова, Ю. История русской музыки [Текст] : вторая половина XIX века : т. 2. кн 3 : П. И. Чайковский / Ю. Розанова. – Изд. 2-е. – М. : Музыка, 1986.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю