Конференции и совещания
К материалам совещанияБалашова Елена Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»
Чтение художественной литературы в молодежной аудитории.
В настоящее время во всем мире осознана важность поддержки чтения на государственном уровне, поскольку в условиях развития информационного общества, общества знаний «человек читающий» всё более осознается как национальная ценность. Особую роль играет чтение в жизни молодежной аудитории, людей, находящихся на одной из важнейших ступеней социализации, принимающих решения, которые окажут влияние на всю дальнейшую жизнь, и порой не имеющих достаточного опыта, чтобы справиться с встречающимися трудностями. Молодые люди, нередко даже не осознавая этого, нуждающихся в квалифицированной информационной поддержке. К сожалению, сегодня модно искать эту поддержку не в чтении книги, например, психолога, врача, юриста и т. д., а на форуме в Интернете, что означает, по сути, не обретение выхода из трудной ситуации, а повторение чужих ошибок. Кроме того, юность — возраст самопознания, постижения мира и своего места в нем, формирования нравственной «системы координат», от которой будет зависеть и жизнь самого человека, и тех, кто находится рядом с ним. Как и во все времена, сегодня в юности человек, может быть впервые, ощущает «духовную жажду», которую не способны удовлетворить ни комфорт, ни развлечения. И нередко молодой человек со своей склонностью видеть жизнь только в черно-белых красках попадает в «тупиковые» (как ему кажется) ситуации, встречает «неразрешимые» вопросы, не осознавая, что миллионы людей во все времена задавали себе те же вопросы; не веря, что ответ на них дан задолго до его рождения. Книга — это школа, которую душе необходимо пройти.
Вместе с тем, социологи всё более настойчиво констатируют падение читаемости, в частности, в молодежной аудитории. Люди сегодня выбирают другие формы проведения досуга, даже не осознавая, что фактически обкрадывают себя, не уделяя времени на общение с книгой.
Известно, что особую важность для приобщения человека к книге имеет опыт чтения его родителей, наличие пусть небольшой домашней библиотеки, собранной не одним поколением данной семьи. Представляется интересным выяснить, как относятся, во-первых, к чтению, а во-вторых, к факту падения читаемости, родители современных подростков и юношества. Л. Борусяк, сотрудник Центра Ю. Левады, провела интересное исследование, проанализировав высказывания посетительниц форума популярного Интернет-портала, представительниц среднего класса, высокообразованных, обеспеченных, в возрасте
Выяснилось, что матери современных подростков, образованные представительницы среднего класса, сами находятся в двойственной ситуации. Первая группа — хранители старой интеллигентской системы ценностей, которая предполагает интерес к чтению у них самих и у их детей, вторая — это женщины новой формации, для которых чтение утратило сверхценность, а порой и ценность вообще. Представители первой группы изредка обращаются к участникам форума с вопросом: «Ребенок не читает. Что делать?». Наиболее частый ответ звучал следующим образом: «Ничего страшного, ему не попалась ТА книга; как попадется начнет читать». Правда на резонный вопрос: «Как же она попадется, если ребенок вообще не читает?», ответа не следует, предлагается просто подождать. Некоторые приводят примеры из собственной жизни: «Мой тоже не читал, но попались комиксы интересные, теперь не успеваю покупать». Принципиально важно, что практически не имеет значение, что именно будет читать ребенок, лишь бы читал — это ценность сама по себе.
Более прагматичный и более «современный» вариант — предложения заменить книги их аудио- и видеоаналогами. Но в большом количестве ответов заметна уже ценностно противоположная позиция, в них открыто постулируется, что книги не вносят особого вклада в общую культуру: «А что в нечтении такого трагичного?».
Есть и третья группа, которую составляют те, кто придерживается демонстративно-негативной позиции: ценность чтения — это наследие советского воспитания и советской (устаревшей) системы ценностей.
Таким образом, практически все представительницы среднего класса, участвующие в интернет-форумах, единодушны: школа не прививает интереса к чтению, а скорее вызывает отвращение к нему. Русская классика оценивается как устаревшая, неинтересная и недоступная современным детям и подросткам. Книга в их восприятии напоминает горькое лекарство: пить тяжело, а иногда и противно, но лечиться-то, то есть учиться, надо. Поэтому одни матери заставляют детей и подростков читать, применяя различные санкции, другие рассказывают детям, о чем та или иная книга, зачитывают вслух короткие тексты, покупают фильмы-экранизации, а также сборники, где школьная программа представлена в коротком изложении. Пользоваться такого рода суррогатами русской классики стало уже нормой. Иными словами, существует литература доя удовольствия и школьная литература — классическая, скучная, непонятная и ненужная. Художественная литературы в массовом сознании всё более становится необязательной частью культуры.
Возникает вопрос: какие слои общества сохранили понимание высокой ценности книги и чтения. Видимо к таким группам можно отнести представителей высокоинтеллектуальной молодежи. Было проведено исследование на базе популярной социальной сети «В Контакте», участники которой заполняют «визитную карточку», включающую, в частности, графу о любимых книгах. В группу респондентов вошли молодые люди от 18 до 28 лет, 53% — мужчины, 47% — женщины. Все они либо имеют высшее образование, либо учатся в ВУЗе, причем более трети уже продолжают свое образование — учатся в аспирантуре или получают второе высшее образование. Практически все они студенты либо выпускники престижных московских (небольшая часть — санкт-петербургских) ВУЗов: МГУ, Финансовый университет, МГИМО и др. Лишь менее 10% получили или получают гуманитарное образование (историческое, филологическое, философское), остальные — физико-математическое, психологическое, лингвистическое. Все они так или иначе принадлежат к группе наиболее продвинутых молодых интеллектуалов, не относящихся к молодой гуманитарной элите (у филологов всё-таки профессионально специфическая структура читательских предпочтений). Для них характерен выраженный интерес к своей работе или учебе, серьезная мотивированность в этой области.
Абсолютное большинство этих молодых людей выросло в семьях советской интеллигенции, у всех родители имеют высшее образование, естественно, существует домашняя библиотека, собранная не одним поколением, и традиции семейного чтения.
К числу непристижных в данной среде относится принадлежность к телезрителям («не смотрю зомбоящик»). Молодые люди гораздо больше времени уделяют внедомашнему досугу, а также Интернету. Одним из наиболее важных и престижных занятий является чтение («мне нужны книги, чтобы можно было задуматься, пофантазировать, узнать, подняться выше»). В отличие от среднего класса, находящегося в ситуации ухода старых ценностей, здесь этого ценностного слома пока не происходит. В этом кругу принято говорить о книгах, спрашивать совета, что почитать, да и сама информация участников о любимых авторах учитывается другими как руководство для чтения.
Если сравнивать структуру читательских предпочтений молодых интеллектуалов с предпочтениями россиян в целом, то можно увидеть коренные отличия. «Низкие» жанры («женский детектив», боевик, любовные романы и т.д.), лидирующие в чтении россиян, в интернет-анкетах молодых интеллектуалов практически отсутствуют. Даже популярный детективный жанр получил всего лишь 15 упоминаний, причем 11 из них относится к классикам жанра — А. Конан Дойлу и А. Кристи. В этом смысле представления молодых интеллектуалов вполне соответствуют представлениям интеллектуалов XIX в., поддержанным и продолженным советской интеллигенцией. Их система ценностей предполагает, что серьезную литературу читать надо, иначе человека нельзя назвать культурным.
Если говорить о структуре названных писательских имен, то по числу авторов русская классика составляет лишь 4%. Часто назывались только два писателя — Ф. Достоевский и Л. Толстой, за ними с большим отрывом следуют А. Чехов и И. Бунин. Читать Ф. Достоевского или говорить, что читаешь его, считается в этой среде очень «круто».
Гораздо большим разнообразием имен представлена русская литература XX в.: здесь названо уже 51 имя. При этом существует очень мало писателей, которых «нужно прочесть обязательно». Фактически таких имен только три: М. Булгаков, В. Набоков, С. Довлатов. Практически ушел из чтения данной группы весь массив советской литературы, от М. Зощенко до Ю. Трифонова. Что касается современной русской прозы, то в среде молодых интеллектуалов достаточно массовый интерес вызывает только В. Пелевин. Назывались самые разные его произведения, то есть их действительно знают и читают. На второй позиции оказался Б. Акунин, далее идут книги Е. Гришковца.
В целом гораздо более активно представители молодежной интеллектуальной элиты читают зарубежную литературу. При этом зарубежная классика мало привлекает молодых интеллектуалов, наиболее востребована в их среде зарубежная литература XX в. При этом роман Дж. Оруэлла «1984» , написанный более 60 лет назад, является почти обязательным в списке любимых книг. Произведения У.Эко маркируются как символ современной интеллектуальной литературы.
Не обходят вниманием молодые интеллектуалы и развлекательную литературу. При этом, если детектив маркируется как низкий жанр, то фантастика (и фэнтези) воспринимаются как вполне приемлемая и даже позитивно окрашенная литература. Среди авторов, пишущих в этом жанре, с большим отрывом лидируют братья А. и Б. Стругацкие. Они значительно опередили по числу упоминаний даже Д. Толкиена. У Стругацких особенно часто называют «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу», которые пользовались популярностью у технической интеллигенции в
Таким образом, в среде молодых интеллектуалов, которые работают в экономике, бизнесе, IT-технологиях сохранились интеллигентские ценности. Для данной категории молодежи неизменна ценность литературы, причем той самой, которой зачитывалась советская интеллигенция 1950-70-х гг. Она утратила свое влияние в обществе, но востребована в элитарной молодежной среде.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: