tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам совещания

Балашова Елена Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»

Чтение художественной литературы в молодежной аудитории.

В настоящее время во всем мире осознана важность поддержки чтения на государственном уровне, поскольку в условиях развития информационного общества, общества знаний «человек читающий» всё более осознается как национальная ценность. Особую роль играет чтение в жизни молодежной аудитории, людей, находящихся на одной из важнейших ступеней социализации, принимающих решения, которые окажут влияние на всю дальнейшую жизнь, и порой не имеющих достаточного опыта, чтобы справиться с встречающимися трудностями. Молодые люди, нередко даже не осознавая этого, нуждающихся в квалифицированной информационной поддержке. К сожалению, сегодня модно искать эту поддержку не в чтении книги, например, психолога, врача, юриста и т. д., а на форуме в Интернете, что означает, по сути, не обретение выхода из трудной ситуации, а повторение чужих ошибок. Кроме того, юность — возраст самопознания, постижения мира и своего места в нем, формирования нравственной «системы координат», от которой будет зависеть и жизнь самого человека, и тех, кто находится рядом с ним. Как и во все времена, сегодня в юности человек, может быть впервые, ощущает «духовную жажду», которую не способны удовлетворить ни комфорт, ни развлечения. И нередко молодой человек со своей склонностью видеть жизнь только в черно-белых красках попадает в «тупиковые» (как ему кажется) ситуации, встречает «неразрешимые» вопросы, не осознавая, что миллионы людей во все времена задавали себе те же вопросы; не веря, что ответ на них дан задолго до его рождения. Книга — это школа, которую душе необходимо пройти.

Вместе с тем, социологи всё более настойчиво констатируют падение читаемости, в частности, в молодежной аудитории. Люди сегодня выбирают другие формы проведения досуга, даже не осознавая, что фактически обкрадывают себя, не уделяя времени на общение с книгой.

Известно, что особую важность для приобщения человека к книге имеет опыт чтения его родителей, наличие пусть небольшой домашней библиотеки, собранной не одним поколением данной семьи. Представляется интересным выяснить, как относятся, во-первых, к чтению, а во-вторых, к факту падения читаемости, родители современных подростков и юношества. Л. Борусяк, сотрудник Центра Ю. Левады, провела интересное исследование, проанализировав высказывания посетительниц форума популярного Интернет-портала, представительниц среднего класса, высокообразованных, обеспеченных, в возрасте 30-40 лет, преимущественно проживающих в Москве. Можно предположить, что они должны в полной мере осознавать важность чтения и в своей жизни и для своих детей. Однако исследование дало несколько иные результаты. Выяснилось, что чтение не является существенной частью жизни представительниц среднего класса. Они часто еще позиционируют себя как читающих, но уже не обсуждают книги, не просят совета о чтении, за исключением чего-то легкого, расслабляющего.

Выяснилось, что матери современных подростков, образованные представительницы среднего класса, сами находятся в двойственной ситуации. Первая группа — хранители старой интеллигентской системы ценностей, которая предполагает интерес к чтению у них самих и у их детей, вторая — это женщины новой формации, для которых чтение утратило сверхценность, а порой и ценность вообще. Представители первой группы изредка обращаются к участникам форума с вопросом: «Ребенок не читает. Что делать?». Наиболее частый ответ звучал следующим образом: «Ничего страшного, ему не попалась ТА книга; как попадется начнет читать». Правда на резонный вопрос: «Как же она попадется, если ребенок вообще не читает?», ответа не следует, предлагается просто подождать. Некоторые приводят примеры из собственной жизни: «Мой тоже не читал, но попались комиксы интересные, теперь не успеваю покупать». Принципиально важно, что практически не имеет значение, что именно будет читать ребенок, лишь бы читал — это ценность сама по себе.

Более прагматичный и более «современный» вариант — предложения заменить книги их аудио- и видеоаналогами. Но в большом количестве ответов заметна уже ценностно противоположная позиция, в них открыто постулируется, что книги не вносят особого вклада в общую культуру: «А что в нечтении такого трагичного?».

Есть и третья группа, которую составляют те, кто придерживается демонстративно-негативной позиции: ценность чтения — это наследие советского воспитания и советской (устаревшей) системы ценностей.

Таким образом, практически все представительницы среднего класса, участвующие в интернет-форумах, единодушны: школа не прививает интереса к чтению, а скорее вызывает отвращение к нему. Русская классика оценивается как устаревшая, неинтересная и недоступная современным детям и подросткам. Книга в их восприятии напоминает горькое лекарство: пить тяжело, а иногда и противно, но лечиться-то, то есть учиться, надо. Поэтому одни матери заставляют детей и подростков читать, применяя различные санкции, другие рассказывают детям, о чем та или иная книга, зачитывают вслух короткие тексты, покупают фильмы-экранизации, а также сборники, где школьная программа представлена в коротком изложении. Пользоваться такого рода суррогатами русской классики стало уже нормой. Иными словами, существует литература доя удовольствия и школьная литература — классическая, скучная, непонятная и ненужная. Художественная литературы в массовом сознании всё более становится необязательной частью культуры.

Возникает вопрос: какие слои общества сохранили понимание высокой ценности книги и чтения. Видимо к таким группам можно отнести представителей высокоинтеллектуальной молодежи. Было проведено исследование на базе популярной социальной сети «В Контакте», участники которой заполняют «визитную карточку», включающую, в частности, графу о любимых книгах. В группу респондентов вошли молодые люди от 18 до 28 лет, 53% — мужчины, 47% — женщины. Все они либо имеют высшее образование, либо учатся в ВУЗе, причем более трети уже продолжают свое образование — учатся в аспирантуре или получают второе высшее образование. Практически все они студенты либо выпускники престижных московских (небольшая часть — санкт-петербургских) ВУЗов: МГУ, Финансовый университет, МГИМО и др. Лишь менее 10% получили или получают гуманитарное образование (историческое, филологическое, философское), остальные — физико-математическое, психологическое, лингвистическое. Все они так или иначе принадлежат к группе наиболее продвинутых молодых интеллектуалов, не относящихся к молодой гуманитарной элите (у филологов всё-таки профессионально специфическая структура читательских предпочтений). Для них характерен выраженный интерес к своей работе или учебе, серьезная мотивированность в этой области.

Абсолютное большинство этих молодых людей выросло в семьях советской интеллигенции, у всех родители имеют высшее образование, естественно, существует домашняя библиотека, собранная не одним поколением, и традиции семейного чтения.

К числу непристижных в данной среде относится принадлежность к телезрителям («не смотрю зомбоящик»). Молодые люди гораздо больше времени уделяют внедомашнему досугу, а также Интернету. Одним из наиболее важных и престижных занятий является чтение («мне нужны книги, чтобы можно было задуматься, пофантазировать, узнать, подняться выше»). В отличие от среднего класса, находящегося в ситуации ухода старых ценностей, здесь этого ценностного слома пока не происходит. В этом кругу принято говорить о книгах, спрашивать совета, что почитать, да и сама информация участников о любимых авторах учитывается другими как руководство для чтения.

Если сравнивать структуру читательских предпочтений молодых интеллектуалов с предпочтениями россиян в целом, то можно увидеть коренные отличия. «Низкие» жанры («женский детектив», боевик, любовные романы и т.д.), лидирующие в чтении россиян, в интернет-анкетах молодых интеллектуалов практически отсутствуют. Даже популярный детективный жанр получил всего лишь 15 упоминаний, причем 11 из них относится к классикам жанра — А. Конан Дойлу и А. Кристи. В этом смысле представления молодых интеллектуалов вполне соответствуют представлениям интеллектуалов XIX в., поддержанным и продолженным советской интеллигенцией. Их система ценностей предполагает, что серьезную литературу читать надо, иначе человека нельзя назвать культурным.

Если говорить о структуре названных писательских имен, то по числу авторов русская классика составляет лишь 4%. Часто назывались только два писателя — Ф. Достоевский и Л. Толстой, за ними с большим отрывом следуют А. Чехов и И. Бунин. Читать Ф. Достоевского или говорить, что читаешь его, считается в этой среде очень «круто».

Гораздо большим разнообразием имен представлена русская литература XX в.: здесь названо уже 51 имя. При этом существует очень мало писателей, которых «нужно прочесть обязательно». Фактически таких имен только три: М. Булгаков, В. Набоков, С. Довлатов. Практически ушел из чтения данной группы весь массив советской литературы, от М. Зощенко до Ю. Трифонова. Что касается современной русской прозы, то в среде молодых интеллектуалов достаточно массовый интерес вызывает только В. Пелевин. Назывались самые разные его произведения, то есть их действительно знают и читают. На второй позиции оказался Б. Акунин, далее идут книги Е. Гришковца.

В целом гораздо более активно представители молодежной интеллектуальной элиты читают зарубежную литературу. При этом зарубежная классика мало привлекает молодых интеллектуалов, наиболее востребована в их среде зарубежная литература XX в. При этом роман Дж. Оруэлла «1984» , написанный более 60 лет назад, является почти обязательным в списке любимых книг. Произведения У.Эко маркируются как символ современной интеллектуальной литературы.

Не обходят вниманием молодые интеллектуалы и развлекательную литературу. При этом, если детектив маркируется как низкий жанр, то фантастика (и фэнтези) воспринимаются как вполне приемлемая и даже позитивно окрашенная литература. Среди авторов, пишущих в этом жанре, с большим отрывом лидируют братья А. и Б. Стругацкие. Они значительно опередили по числу упоминаний даже Д. Толкиена. У Стругацких особенно часто называют «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу», которые пользовались популярностью у технической интеллигенции в 1960-е гг. У современных молодых интеллектуалов отмечается также успех произведений Г. Маркеса, Д. Сэлинджера, Э. Хемингуэя, А. де Сент-Экзюпери, Ричарда Баха (особенно «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»), Г. Гессе (прежде всего, «Игра в бисер») — все они пользовались огромным успехом у советских читателей, главным образом в среде технической интеллигенции в 1950-1970-е гг. то есть литературные предпочтения данной группы «уходят корнями» в домашние библиотеки, собранные их отцами и дедами, представителями советской интеллигенции.

Таким образом, в среде молодых интеллектуалов, которые работают в экономике, бизнесе, IT-технологиях сохранились интеллигентские ценности. Для данной категории молодежи неизменна ценность литературы, причем той самой, которой зачитывалась советская интеллигенция 1950-70-х гг. Она утратила свое влияние в обществе, но востребована в элитарной молодежной среде.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю