Конференции и совещания
К материалам совещанияСуслова Ольга Александровна,
ведущий программист отдела автоматизации
ТОГБУК «ТОУНБ»
Применение цифровых технологий в деятельности библиотек по поддержке чтения.
Сегодня учреждения культуры всех уровней — от областных до сельских филиалов — находятся в противоречивой ситуации, когда руководители отрасли, с одной стороны, настойчиво требуют интенсивного развития информатизации, а, с другой стороны, основными показателями отчетности для всех нас остается количество посещений, книговыдача и прочее, в то время как оценить эффективность не только деятельности учреждения, но и, в особенности, развитие его на пути современных технологий такими показателями можно лишь условно. В итоге мы оказываемся перед дилеммой: стоит ли широко внедрять информационные технологии в процесс функционирования библиотеки или достаточно ограничиться компьютеризацией?
На самом деле, озвученной выше проблемы не существует, как не существует и выбора между информатизацией и традиционными методами работы. Сегодня информатизация и, собственно, применение цифровых технологий в деятельности библиотек является удобным, эффективным и естественным инструментов в любых библиотечных процессах. Если рассматривать современные компьютерные технологии не как самоцель, а именно как средство, инструмент, то снимается много вопросов и исчезает много барьеров, в том числе психологических.
Как мы используем библиографические списки для ориентирования читателя в теме, выставки и экспозиции — для наглядной рекламы и раскрытия фондов, афиши — для привлечения на мероприятия, так и различные компьютерные средства служат для решения той или иной задачи. Удобно и быстро связаться с библиотекой в другом городе помогает электронная почта, оперативно и наглядно сообщить о себе широкой аудитории позволяет веб-сайт, электронный каталог способствует многозадачному поиску в комфортное для читателя время. Именно о таких цифровых технологиях в решении различных задач, стоящих перед библиотекой, пойдет дальше речь.
1. Электронный каталог Российской государственной библиотеки: http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/
и Электронная библиотека РГБ: http://elibrary.rsl.ru/
Электронный каталог — признанный и удобный механизм для навигации по фонду. Данный каталог позволяет осуществлять как поиск по всем внесенным записям, так и по конкретным разделам, например, по каталогу нот или карт. Можно выбрать поля и другие условия. Запрос по слову «Пушкин» выдал 9783 наименований.
Электронная библиотека РГБ — уникальный ресурс, позволяющий находить издания как доступные в стенах библиотеки, так и для всех пользователей Интернета. Найденные записи можно добавлять в подборки, распечатывать и т. д.
2. Корпоративная библиотечная система Брянской области: http://bkbs.scilib.debryansk.ru/
Такая система является примером объединения электронных каталогов нескольких организаций. Здесь доступен как поиск по каждой библиотеке отдельно (всего их 9), так и конкретной книги по всему каталогу. Завершив поиск, вы увидите не просто книжную карточку, но и указание, в какой конкретно библиотеке данное издание находится.
3. Продление книг онлайн: http://www.irklib.ru/readers/on_line_services/index.php
Такую услугу предлагают на сегодня уже многие библиотеки. Примером является Иркутская областная библиотека, на сайте которой для удаленного продления литературы достаточно ввести номер читательского и фамилию, название книги и выбрать отдел, в котором эта книга была взята.
4. Онлайн-заказ книг: http://booksite.ru/LibSearch/default.aspx
На сайте Вологодской областной библиотеки предоставляется следующая услуга — предварительный заказ книг посредством Интернета. После поиска каталог выдаст список всех изданий, удовлетворяющих запросу. Напротив каждой записи увидим две опции: добавить и заказать. Добавление позволяет внести запись в пользовательский список — для памяти или для дальнейшей работы. Заказ позволяет сформировать список необходимых книг, которые будут уже подобраны для читателя ко времени его визита в библиотеку. Также рядом с каждой записей в каталоге есть ссылка на требование, которое выводит на экран уже готовое требование со всеми заполненными полями — читателю останется его только распечатать.
5. «Что почитать?»: http://www.library.vladimir.ru/book_r_all.htm
Среди рекомендательных списков, предлагаемых библиотеками на сайтах и на выставках, интересным выглядит подход Владимирской областной библиотеки. Несмотря на название «Что почитать?» в разделе представлены не только красочные обложки книг, но и материалы фонда, отвечающие на вопрос «Что послушать?» и «Что посмотреть?». Большое количество популярных сегодня аудиокниг должны заинтересовать самую широкую аудиторию. Ведь зачастую читатели и не подозревают о том, что в библиотеке есть что-то кроме книг — карты, пластинки, диски, кассеты, открытки, календари, игры и прочее.
6. Полнотекстовая библиотека: http://booksite.ru/on_line.htm
Еще один прекрасный ресурс Вологодской областной библиотеки — полнотекстовые публикации самой разной литературы. С 1999 по 2011 год в нее было внесено 1672 книги, 3117 статей, 114 нот, 18161 изображение, 291 аудиозапись, 46 видеоклипов. Там представлены следующие рубрики: «Память Вологды», «Краеведческие сборники и альманахи», «Вологда в гравюрах, открытках, фотографиях» и многие другие; можно также воспользоваться алфавитным или систематическим списком. Пеняющие на строгость законодательства об авторском праве, библиотеки часто и не подозревают, как много изданий можно выложить в открытый доступ. Основную ценность коллекции составляют, конечно, краеведческие материалы, которых размещено множество. Причем такие публикации, доступные в Интернете, как показывает практика, не уменьшают количество читателей «реальных», а, напротив, увеличивают. Многие впервые открывают для себя и начинают интересоваться культурой и историей своего края, наткнувшись на такую статью в сети.
7. Справочные базы данных: http://www.lib.tomsk.ru/page/19/
База данных «Персоналии» на сайте Томской областной библиотеки содержит 17 тысяч авторитетных записей, база данных «Организации» — 8 тысяч, «Географические названия» — 2 тысячи записей. После ввода в строку поиска интересующей фамилии, названии реки или учреждения вы увидите полученный результат. Если информация найдена, то можно посмотреть короткую справку на данный объект, источник данных и ссылку на все связанные с этим материалы из фонда библиотеки.
8. Цитаты: http://www.biblio.pskovlib.ru/index.php?option=com_jcomments&Itemid=57
Рубрика «В записную книжку» Псковского регионального центра чтения представляет еще один формат использования различных баз данных. На этом сайте это база данных с цитатами известных людей. Простая в реализации функция тем не менее не очень популярна у библиотек, хотя является наиболее естественной и ожидаемой именно для них. Есть и функция «Добавить цитату» для пользователей сайта.
9. Библиотечный блог: http://kraevushka.livejournal.com/
Не нуждается в представлении такой ресурс Интернета как блоги. Однако библиотеки до сих пор относятся к этой форме общения с читателями, друг другом и вообще миром довольно настороженно. Поэтому стоит еще раз упомянуть о достоинствах виртуальных дневников: они работают на уже созданных площадках; для ведения их не нужны специальные компьютерные знания; они являются частью какого-то ресурса (например, LiveJournal), а потому имеют широкий функционал для социального взаимодействия с разными группами; вследствие своей условной неформальности (не официальный сайт библиотеки) дают возможность для более открытого общения с другими людьми; позволяет оперативно информировать о событиях, публиковать видео и фото, проводить голосования и обсуждения. Все это в итоге меняет образ и отношение к библиотеке, делает самих библиотекарей доступными для диалога, увеличивает авторитет библиотеки как профессионального, современного центра. Полностью соответствует этому признанный и популярный и в библиотечной среде, и среди пользователей блог библиотеки Красноярского края.
10. Библиотечный форум: http://www.nbchr.ru/index.php?option=com_fireboard&Itemid=6560&func=listcat
Своеобразной формой блога является форум — результат коллективного труда разных авторов, создающих темы и комментирующих записи. Я не стала бы относить форум к устаревшему виду Интернет-общения — есть ситуации и темы, обсудить которые удобнее всего именно в режиме форума. Форум Национальной библиотеки Чувашской республики пример того, как можно организовать службу электронной справки на сайте библиотеки. Не в режиме вопрос-ответ, а с возможностью комментировать, добавлять, высказываться по тому или иному вопросу такой формат создает платформу для более содержательного и доверительного общения как с библиотекарем, так и с другими читателями.
В заключение хотелось бы еще раз пригласить библиотекарей в мир Интернета полноправными участниками, которые могут создавать высоко профессиональный контент, вести яркие дискуссии, представлять необычные материалы, общаться, творчески подходить к любой работе, тем самым меняя отношение к библиотеке, к самим себе, к способам получения информации.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: