tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам совещания

Ушакова Татьяна Павловна,
директор
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»

Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми.

Согласно официальным данным в России проживает 22,8 млн. детей, что составляет 16,1 % от общего населения. Количество детей в Тамбовской области на 1.01. 2010 года — от 0 до 14 лет — 141 тыс. 991 чел., от 0 до 17 лет — 177 тыс. 293 чел. Это тот самый человеческий, потенциал, который будет «создавать умную экономику» XXI века.

В 2010 году всеми общедоступными библиотеками (региональными и муниципальными) пользовалось 76 % всего детского населения России в возрасте до 14 лет, что составило 31,2 % от общего числа пользователей общедоступных библиотек. Им было выдано 34,4 % от общего количества литературы, выданной в сети всех общедоступных библиотек. Большая часть читателей-детей (52 % от их общего количества) пользовались детскими библиотеками.

На уровне средних показателей по России находится Тамбовская область. 109807 тыс. читателей пользуются детскими муниципальными библиотеками области (на 1.01.2011 г.). Кол-во посещений-987363; книговыдача — 2583457.

В условиях развития глобального информационного общества особенно необходима грамотная политика культурного развития подрастающего поколения.

Детские библиотеки — специализированные библиотечные учреждения, входящие в систему общедоступных библиотек, могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества благоприятную и безопасную среду, лучшие информационные ресурсы, новые информационные технологии для развития личности ребенка.

Их главная цель — создание максимально комфортных условий для привлечения к чтению детей до 14 лет, организация осмысленного досуга с помощью книги и чтения, помощь в воспитании и обучении.

Уникальная система самостоятельных детских библиотек была создана в России в прошлом веке. Началом создания сети послужила первая общедоступная детская библиотека, открытая в 1878 году известным библиографом и книговедом А. Д. Тороповым в Москве. К 1914 году их число достигло 20. В резолюции «О работе детских библиотек» I Всероссийского библиотечного съезда 1911 года подчеркивалась важность привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг. Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительными учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными библиотеками. Таким образом, детские библиотеки в России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более пристального внимания к детству и приобщению детей к книге и чтению. В последующие годы сеть детских библиотек укреплялась и развивалась, особенно бурно процессы создания детских библиотек происходили в 60-ые годы прошлого столетия. Их тогда насчитывалось около 5,0 тыс.

Права детей на информационно-библиотечное обслуживание защищены следующими законодательными документами:

Конституция РФ

ФЗ «О библиотечном деле» (2004)

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (1998)

ФЗ «Об образовании» (1992)

«Руководство для детских библиотек России»

Декларация ООН и Конвенция ООН «О правах ребёнка»

Конвенция закрепляет права детей

на получение образования и развитие личности (Ст. 28, 29); это право должно обеспечиваться доступностью информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (Ст. 28, п. d).

право свободно выражать свое мнение (Ст. 12, п. 1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Конвенция также определяет обязанность государства, а именно:

уважать и поощрять «права ребенка на участие в культурной и творческой жизни», содействовать «предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга, отдыха» (Ст. 31).

обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст. 17).

В настоящее время в России продолжает совершенствоваться законодательная база по правам ребенка. Так, 02 июня 2008 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых была представлена «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».

Напомню, главное внимание в своём Послании Федеральному собранию (2010) президент РФ уделил детям. «Забота о будущих поколениях — это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Слова первых лиц государства внушают оптимизм, поскольку впервые на таком уровне были озвучены актуальные проблемы детства и даны конкретные поручения по их решению. Наша задача, чтобы их услышали и приняли представители органов власти на местах.

Каковы основные тенденции в информационно-библиотечном обслуживании детей России на современном этапе и как они соотносятся с общемировыми тенденциями?

Библиотеки особенно высоко ценятся в демократических обществах, поскольку являются базовыми социальными институтами, гарантирующими бесплатное предоставление информации всем гражданам независимо от уровня их дохода, образования, места проживания и прочее. Для детей библиотеки компенсируют «неравный старт» — неравенство стартовых возможностей для детей из малообеспеченных семей, из семей, проживающих в сельской местности, находящихся в различных неблагоприятных условиях и др.

В России общедоступная библиотека, обслуживающая детей, помимо своих главных информационно-библиотечных функций, взяла на себя роль своеобразного интегратора работы с детьми. Библиотеки можно рассматривать как общественные площадки, соединяющие социальные институты в сфере детства. Рассмотрим самые важные тенденции, связанные с библиотечным обслуживанием детей.

Чтение

Чтение является основой любого вида деятельности ребенка в библиотечной среде.

Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности приобретает для общества чрезвычайно большое значение. Однако, до тех пор, пока поддержка чтения не стала делом всего общества и государства, опасность ухудшения его состояния остается. В области чтения существуют два международных мониторинговых педагогических исследования чтения школьников 10 и 15 лет, в которых участвовала Россия (PIRLS и PISA). Результаты исследований показали функциональную неграмотность детей.

Библиотекари, работающие с детьми, пытаются остановить падение читательской грамотности детей, отторжение от чтения. Библиотеки становятся последним форпостом на пути усеченного, упрощенного варианта детского чтения.

Самый главный вопрос последних лет, это — не вопрос о том, сколько читают дети и подростки, но — как и что они читают? Ведь даже одна книга, прочитанная в детстве, может оставить след на всю жизнь.

Ослабевание традиции передачи литературной культуры и ухудшение читательской культуры, «качества» чтения — сегодня самые главные проблемы в сфере детского и семейного чтения.

Следует отметить, что именно падение читательской культуры и развивающаяся (как следствие) функциональная неграмотность, привели к тому, что в ряде зарубежных стран:

были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Южная Корея);

появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «пара-национальные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);

стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Франция, Италия, Нидерланды);

открываются небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, Бенине);

стали строиться новые, хорошо оснащенные библиотеки для детей и подростков.

Совместная реализация с социальными партнёрами крупномасштабных проектов — одна из эффективных форм продвижения книги и чтения. (Библиотечные крупные массовые программы, фестивали чтения).Последние годы, при мощной поддержке управления культуры и архивного дела области мы — областные библиотеки — активно занимаемся такой деятельностью.

Областная акция «Детство-территория закона»

По инициативе Тамбовской областной детской библиотеки и Прокуратуры Тамбовской области, при поддержке управления культуры и архивного дела области Тамбовской области и управления образования и науки Тамбовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тамбовской области 7 октября 2011 года в 12.00 во всех городах и районных центрах Тамбовского региона прошла акция «Детство — территория закона».

Цель этой акции — не только просвещение детей и подростков в области их гражданских прав и обязанностей, но и установка на уважительное отношение к законности и правопорядку, соблюдение норм общественной жизни, предупреждение противозаконных деяний и поступков.

Фестиваль книги и чтения в Тамбовской области

«Книжная радуга над Цной»

(15-18 ноября 2011 г.)

1. В рамках Фестиваля состоялись 42 мероприятия, в том числе:

Профессиональные мероприятия:

Пресс-конференция по случаю открытия Фестиваля

Литературный конкурс для читателей библиотек Тамбовской области «Читать — это модно!»

Социальная акция «Читай, а не кури!»

Автограф-сессия писателей — В. Дорожкиной и Н. Наседкина в книжном магазине «Тамбовкнига»

Круглый стол для библиотекарей, журналистов, работников образования и других представителей культурной общественности города «Современная литература: тенденции, проблемы, перспективы».

Авторская программа:

Авторские встречи с писателями: Сергеем Седовым, Виктором Луниным, Мариной Кудимовой, Николаем Наседкиным, Валентиной Дорожкиной, Татьяной Маликовой, Мариной Гусевой, Еленой Луканкиной, Ириной Антоновой и редакцией журнала «Мурзилка» прошли в библиотеках области, а так же в Татановском детском доме, детских садах № 12 «Звездный» и № 46 г. Тамбова, Центре психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» г. Тамбова.

Состоялось 37 авторских встреч, на которых присутствовало 2536 человека.

2. В Фестивале приняли участие 8 городов и 22 района.

Общее количество участников Фестиваля 3320 человек.

3. Информация о Фестивале была представлена в СМИ:

Телеканал Олимп (5 сюжетов)

ТГРК (2 сюжета)

Телеканал Полис (1 сюжет)

Радио (7 сюжетов)

На многих встречах в районах присутствовали местные СМИ.

Информация о Фестивале помещена на сайтах управления пресс службы администрации области, ТОДБ, ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Библиотечном портале библиотек Тамбовской области, интернет-изданиях телекомпании ВДВ, информационном агентстве On-lain-Тамбов

Благодарность всем вам за проведение авторских встреч с читателями на очень высоком уровне.

Фонды

Несмотря на то, что дети (так же, как и многие взрослые), стали читать меньше, они остаются одной из самых читающих категорий пользователей общедоступных библиотек. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам читателей, зависит их отношение к библиотеке, её востребованность. Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны материалы здесь и сейчас. Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом. Отсюда главное требование к фонду детской библиотеки — достаточность, современность и качество документов, предназначенных детям. В соответствии с Международным и Модельным стандартами публичных библиотек доля фонда документов, предназначенных для выдачи детям, должна составлять не менее 30 % от фонда общедоступной библиотеки. К сожалению, эти нормы в России не выдерживаются даже в благополучных регионах. Фонд детских изданий составляет в среднем не более 10 % от совокупных фондов общедоступных библиотек.

В комплектовании ДБ области отмечено увеличение новых поступлений — на 9057 экз. больше, чем в 2009 году; % обновления фондов составил — 3,8 %. На 1.01.2011 г. фонды ДБ области насчитывают 1 млн. 372 тыс. 230 книг, электронных изданий и аудиовизуальных материалов.

Нехватку детской литературы в какой-то мере компенсирует подписка на периодические издания для детей и подростков. Но, несмотря на рост цен, суммы, выделяемые на подписку, остаются неизменными. В связи с этим сокращается количество экземпляров и названий подписных изданий, а это, в свою очередь, приводит к росту неудовлетворенных читательских запросов в оперативной информации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Особое значение дети придают уровню оснащенности библиотек современной техникой, возможности пользоваться компьютерными технологиями и правом свободного доступа в Интернет. Несмотря на активную работу и стремление детских библиотек работать в развивающемся информационном пространстве, в целом уровень включенности в него, также как и уровень сервисов библиотек, обслуживающих детей, недостаточен. Эта ситуация крайне негативно отражается как на библиотеках, так и на их юных пользователях.

Стремительно увеличивается информационный «разрыв» между детьми и библиотекарями, между оснащенностью школ и библиотек, между малыми, средними и крупными городами, между городом и селом.

Чтение подрастающего поколения в контексте новой медиасреды

По мере развития ИКТ дети и подростки всё больше перемещаются в киберпространство, и использование возможностей этой среды для развития и поддержки чтения детей и юношества в ближайшей перспективе станет особенно важным.

В последние годы специалистами РГДБ был проведен ряд исследований, в которых изучалось поведение детей, подростков, юношества в киберпространстве. Основные выводы представлены на слайде.

Интернет — это мощный инструмент, который можно использовать как для развития личности, так и для ее деградации.

Кто и как может помочь детям и подросткам? Сегодня ответом на «вызовы» Интернета является выстраивание новых структур, механизмов и сервисов, которые берут на себя роль помощников по популяризации литературы и конкретных авторов. Это — сайты библиотек, журналов, персональные сайты писателей.

Привлечение к чтению в киберпространстве является одним из сравнительно новых направлений работы библиотек. Постепенно сайты библиотек, как «площадки общения» с детьми становятся развитыми ресурсами по поддержке чтения в электронной среде. Так, популярный среди родителей и детей сайт РГДБ «Библиогид», имеет развитую структуру, которая позволяет прочитать краткие и развернутые аннотации новых книг для детей и подростков, получить советы, узнать о наиболее интересных и качественных детских книгах, а также и о том, что лучше детям не читать. На сайте работают квалифицированные библиографы, сеть также форум и гостевая книга для посетителей. Главное назначение этого сайта — рекомендации именно для родителей. Другой сайт РГДБ — клуба «Dialogos» — ресурс и площадка для подростков, юношества и молодежи.

В числе других интересных ресурсов — рекомендательные сервисы ряда центральных детских библиотек в России (в т.ч. сайт ТОДБ). Эти варианты показывают, какие возможности есть у библиотек, работающих с подростками и юношеством.

Свидетельствами внедрения новой парадигмы обслуживания детей в нашем регионе являются инициативные проекты ТОДБ и центральной детской библиотеки г.Мичуринска по:

развитию коллективных ресурсов рекомендательной библиографии;

развитию коллективной виртуальной справки для детей;

отбору лучших Интернет-ресурсов для детей;

деятельности в области безопасного Интернета и др.

Не все ДБ области имеют свои странички и на сайтах центральных городских и районных библиотек области, хотя информацию о проведённых массовых мероприятиях в детской читательской аудитории, помещают все муниципальные библиотеки области. Отмечу ЦДБ Рассказовского района, Староюрьевскую ДБ, ДБ Ржаксинского, Сампурского, Сосновского, Первомайского, Мордовского, Петровского, Умётского районов. Созданные ими рубрики и странички «В гостях у детской библиотеки», «Детская библиотека» ярко представляют работу библиотек. Общая тенденция для ДБ — отсутствие рекомендательной библиографии для детей на страницах ДБ в Интернете. Об этом позаботились только ЦГДБ г. Мичуринска, ЦДБ Рассказовского района («Библиограф советует», «Советуем почитать»).

Кадровое обеспечение библиотечного обслуживания детей

Главным ресурсом библиотечного обслуживания детей были, есть и будут люди, работающие в библиотеках. От библиотекаря зависит, насколько ребенку будет интересно и тепло в библиотеке, что и как быстро он может найти в ней для учебы, досуга, собственною развития. Большинство — квалифицированные кадры. ТОДБ выполняет функции научно-исследовательского и научно-методического центра по работе с детьми. Семинары, совещания, конференции, практикумы, тренинги, акции — все это способствует профессиональному росту библиотекарей, работающих с детьми.

Работа ТОДБ по повышению профессиональной квалификации и профессиональному образованию в 2011г.: Выездные семинары.

Участие в Форуме молодых библиотекарей ЦФО «Библиотека XXI века. Стратегия молодых», 24-26 февраля , г.Рязань;

Участие в проектно-аналитическом семинаре «Новая роль библиотек в образовании»;

Участие в организации и выступление на круглом столе «Духовно- нравственные проблемы современного детства» с участием председателя «Российского детского фонда», известного детского писателя А.А.Лиханова в рамках Малых Лихановских чтений, 31 марта;

Участие и выступление на круглом столе "Тамбовская литературоведческая школа в культурном пространстве региона«,18 марта;

«Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала библиотеки» — лекция—тренинг для детских библиотекарей Т.А.Неверовой, кандидата педагогических наук, доцента ТГУ им. Г.Р.Державина, 1 марта;

Практикумы «Порядок учета пользователей по единой регистрационной картотеке, работа с персональными данными читателей» для библиотекарей Бондарского и Пичаевского районов;

«Развитие гуманистической миссии детской библиотеки в условиях информационного общества» — межрегиональная научно-практическая конференция с участием ученых и специалистов из Тамбовской области и 8 регионов России;

Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения и воспитания читателей« — 4 выездных семинара-тренинга на базе МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Ржаксинского района, МУК Бондарского района «Бондарская межпоселенческая библиотека», МУК «Центральная библиотека Токарёвского района; „Центральная библиотека Токарёвского района, МУК „Межпоселенческая библиотека Тамбовского района“;

Участие и выступление на Круглом столе „Проблемы законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав несовершеннолетних“ организованного Тамбовским региональным отделением Общероссийской организации „Ассоциация юристов России“;

„Информационная культура специалиста“ — библиотечное исследование библиотекарей области“

Участие во всероссийском семинаре библиографов „Библиография как средство освоения детьми современного информационного пространства“ в РГДБ, г.Москва;

Аттестация сотрудников ТОДБ на соответствие квалификационным требованиям;

Издательская деятельность(30-35 ед. методических пособий ежегодно):

Список 2011г.

„Современные тенденции информационно-библиографической работы детских библиотек области“ — аналитический обзор;

„Ты нас гуманно мыслить научил...“ — памятка для читателей к 200-летию со дня рождения В.Г.Белинского;

„Чернобыль: преступление без наказания“- библиодайджест;

„Краеведение — познание Родины“ — методические рекомендации;

» Тамбовский литературный календарь −2011;

«Тамбовская областная детская библиотека.55 лет» — буклет;

«Космос удивительный и загадочный» — рекомендательный указатель литературы для уч-ся 5-7 кл.;

«Детские библиотеки Тамбовской области в 2010 году»: информационно-аналитический обзор;

«Григорий Исаакович Сельцер»: памятка читателям;

«Книги для сыновей и пап»: 90-летию со дня рождения А. М. Маркуши -

памятка читателям;

«Единица доброты — Юрий Никулин»: к 90-летию со дня рождения -. памятка читателям;

«Уолт Дисней и его герои»: к 110-летию со дня рождения — памятка читателям;

«Побуждая к творчеству»: современные формы и методы в системе повышения квалификации библиотекарей. — библиодайджест;

«Душа любить мой город не устанет...» ( 375- летию Тамбова посвящается) — методико-библиографические материалы;

«Озера — голубые очи Тамбовщины» — памятка читателям;

«Расти здоровым, малыш!» — памятка читателям;

«Ваш ребенок идет в школу» — памятка читателям;

«В гости к Вежливому Гному» — рекомендательный указатель и др.).

Библиотечная среда развития личности ребенка

Общая площадь детских библиотек области составляет 10 222,6 кв. м

Современный ребенок развивается в ситуации существования различных культур. В процессе роста он строит модель собственной индивидуальной культуры и решает сложную задачу освоения современного информационно насыщенного мира, развития способностей и стремления к творчеству, непрерывному самообразованию, которое протекает в соответствии с возрастными, психологическими и иными особенностями личности. Эти особенности и определяют необходимость построения специализированной среды развития, отличающейся от условий существования взрослого человека.

18. Опасные тенденции :

1.Проблемы помещений, комплектования фондов и других материальных ресурсов решаются за счёт именно детских библиотек. (Нарушается Конвенция ООН о правах ребёнка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).

2.Объединение детских и взрослых библиотек в одном помещении приводит к лишению детей своего пространства.

3.Перевод детских библиотек из обособленных помещений, на которые дети имеют право по всем международным Конвенциям, в положение отделов взрослых библиотек.

Эти, вызывающие настороженность, тенденции связаны со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания.

Результатом является нарушение прав ребенка, поскольку сокращаются возможности пользователей на получение информации в соответствии с их возрастными потребностями.

Непродуманная политика власти на местах в отношении детей и детских библиотек может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовать свой досуг.

В условиях снижения статуса и уровня чтения больших социальных групп населения библиотеки продолжают оставаться фундаментом поддержки детского чтения в стране, и сегодня значимость библиотек в решении этой задачи только возрастает.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю