tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник – суббота: с 10:00 до 18:00
Выходной день: воскресенье

Конференции и совещания

К материалам совещания

Аверьянова Наталия Владимировна,
гл. библиотекарь научно-методического отдела
ТОГБУК «ТОУНБ им. А. С. Пушкина»

Кадровый потенциал библиотек Тамбовской области: современное состояние и тенденции.

В последние годы в профессиональном библиотечном сообществе и в профессиональной печати выражается беспокойство, связанное с нарастанием кризиса в профессии. Ситуация обостряется сокращением числа студентов библиотечно-информационного профиля в образовательных учреждениях, старением кадров библиотек, пополнением их штатов специалистами из смежных сфер деятельности. В связи с этим, с целью определения тенденций и перспектив развития кадровой политики общедоступных (публичных) муниципальных библиотек области научно-методическим отделом областной библиотеки им. А. С. Пушкина проведён социологический опрос «Кадровый потенциал общедоступных (публичных) муниципальных библиотек Тамбовской области». Предлагаем вам познакомиться с результатами опроса.

В опросе приняли участие 792 библиотекаря из общедоступных (публичных) муниципальных библиотек области. (76,4 % от общего числа библиотечных работников). Опрос осуществлялся методом анкетирования. В ходе анкетирования были поставлены такие задачи:

— определить отношение к профессии самих библиотекарей и факторы, определяющие её общественный статус;

— выявить степень притока и возможные причины привлечения молодых кадров в профессию;

— изучить профессиональную и творческую активность специалистов;

— выяснить степень значимости и приоритетные формы и направления системы повышения квалификации;

— наметить основные проблемы и пути совершенствования кадрового состояния библиотек.

На вопрос «Вы удовлетворены тем, что работаете в библиотеке?» большинство респондентов ответили полностью удовлетворены работой в библиотеке — 54 %. Процент тех, кто не в полной мере удовлетворён работой в библиотеке также достаточно высок и составляет — 44,6 %, совсем не удовлетворёны своей работой — 1,4 % респондентов.

Работа в библиотеке привлекает половину респондентов — 77 % общением с людьми, 33,6 % — отметили в качестве достоинства доступ к информации, состояние психологического климата в коллективе отметили — 23,7 %, 16 % — культурный и профессиональный рост, 3,3 % — ценят социальную защищённость. Получается, что большинство сотрудников привлекают традиционные представления о профессии, связанные с любовью к книге, чтению, работой с людьми.

Ответы респондентов о причинах возможной неудовлетворённости работой в библиотеке обусловлены преимущественно социально-экономическими причинами и распределились следующим образом: низкая заработная плата − 65,4 %; слабая материально-техническая база библиотеки − 43,2 %; непрестижность профессии − 22,7 %; отсутствие перспектив в будущем − 14,9 %; высокая текучесть кадров − 0,8 %.

Популярна ли библиотечная профессия в настоящее время? Подавляющее большинство респондентов — 87,3 % считают библиотечную профессию непопулярной.

Основной причиной непопулярности профессии, по мнению 52,5 % респондентов, является низкая заработная плата, 48,4 % отметили снижение интереса к чтению, 30,9 % — наблюдают низкую социальную значимость профессии в обществе.

Ответы на вопрос «Повторили бы Вы свой профессиональный выбор?» показали что процент библиотекарей, затруднившихся с ответом и не желающих получить профессию в настоящее время довольно высок и составляет соответственно — 24,5 и 27 %. Оставшаяся половина респондентов — 48,5 % повторили бы свой профессиональный выбор.

Низкий статус профессии в обществе и у самих специалистов стал предопределяющим для результатов следующего вопроса. Итак, на вопрос «Если представится удобный случай, то Вы поменяете профессию?» 34,6 % ответили отрицательно, они довольны выбранной профессией, уверенно чувствуют себя на рабочем месте и не имеют намерения его менять. Однозначно сменить профессию хотели бы 5,7% опрошенных. Необходимо отметить, что большинство библиотекарей — 56 % отметили вариант о возможной смене профессии.

В последнее время перспектива получения библиотечного образования привлекает всё меньше абитуриентов, вследствие чего библиотеки столкнулись с определёнными трудностями в пополнении штата молодыми и квалифицированными сотрудниками. Ответы на вопрос «Часто ли приходят молодые специалисты на работу в Вашу библиотеку?» подтверждает эту негативную тенденцию. А именно, 89 % респондентов ответили на данный вопрос отрицательно, и всего лишь 11 % порадовали положительным ответом. В большинстве случаев в ходе анализа анкет, молодые специалисты приходят на работу в центральные городские библиотеки.

На вопрос открытого типа «Как Вы считаете, чем может привлечь молодого специалиста работа в библиотеке?» большинство библиотекарей — 45,7 % считают необходимым возможность достойной заработной платы. 8,3 % респондентов отметили наличие технического оснащения и современного дизайна библиотек, 3,4 % — престиж профессии, по 2,2 % респондентов отметили карьерный рост и социальную защищённость. Среди остальных вариантов ответов : «доступ к информации», «призвание», «работа с людьми». Однако для 8,3 % респондентов вопрос оказался затруднителен.

Необходимость профессионального образования для работы в библиотеке отметили большинство опрошенных — 78,5 %. Однако среди респондентов присутствует немалый процент — 20,2 % — возможно, тех, кто не имеет специальных навыков работы, не поддерживает точку зрения большинства респондентов в вопросах образования.

На вопрос «Какими дополнительными знаниями, помимо специальных библиотечных, должны владеть современные библиотекари?» большинство респондентов — 88,2 % уверены, что библиотекарям необходимы навыки и знания в области психологии общения. 75 % респондентов считает, что для успешной работы в библиотеке, необходимы знания компьютера и Интернета. Вопросы авторского права и библиотечного законодательства актуальны для 72,3 %. На последнем месте у 68,8 % респондентов расположились знания в области маркетинга, пиар-технологий.

Достаточно неутешительные сведения мы получили о карьерных притязаниях опрашиваемых. К сожалению, показатель «возможность карьерного роста» среди основной массы респондентов — 86 % получил неудовлетворительную оценку. Перспективы карьерного роста ощущают только 11,2 % респондентов. Затруднились с ответом 2,8 % библиотекарей.

Анализируя ответы на вопрос «Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своей библиотеке?», очевидно, что исследовательская деятельность плотно входит в жизнь библиотек области. Приятно сознавать, что многие библиотекари с увлечением выбирали по несколько проектов из предложенных вариантов. Видимо это связано с тем, что в современных условиях библиотекари ценят значимость и эффективность организации данной работы. Лидируют проекты по продвижению книги и чтения — 54,2 %, на втором месте — проекты, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма — 34,8 %, на третьем — на создание творческих клубов — 21,7 %, и на четвёртом месте — на экологическое просвещение читателей — 17,9 %. Кроме того, респонденты хотели бы реализовать в своей работе проекты, связанные с внедрением информационных технологий, пропагандой здорового образа жизни, улучшением материально-технической базы, комнату сказок.

В настоящее время основным критерием работы является квалификация сотрудника. На вопрос «Заинтересованы ли Вы в повышении своей квалификации?» большинство опрошенных — 75,5 % ориентированы на повышение своей квалификации, хотя 11,6 % библиотекарей не испытывают необходимости в профессиональном развитии.

На вопрос «С какой периодичностью Вы принимаете участие в областных мероприятиях по повышению квалификации?» вариант ответа «последние пять лет не принимал (а) участие» оказался выбранным большинством респондентов — 58 %. Ежегодно принимают участие в областных мероприятиях по повышению квалификации 8,3 %, с периодичностью раз в пять лет — 17,4 % респондентов.

Самой популярной формой профессионального совершенствования, по мнению 53 % респондентов, оказались курсы повышения квалификации. По значимости мероприятия по повышению квалификации, библиотекари расположили следующим образом: районные (городские) семинары 41 %; самообразование 28 %; межрегиональные семинары 10 %; научно-практические конференции 9 %.

Вопрос «Читаете ли Вы профессиональную литературу?» позволил выявить, что подавляющее большинство респондентов — 76,5 % обращаются к профессиональной литературе и считают её важным условием для профессионального роста. 7 % опрошенных совсем не читают профессиональную литературу. Одной из оправдательных причин является слабое комплектование фондов библиотек профессиональными изданиями.

Полученные ответы на вопрос «По каким направлениям деятельности библиотеки Вам необходима методическая помощь?» свидетельствуют о том, что 43,4 % опрошенным необходима методическая помощь по использованию в работе информационных технологий, 21,3 % — нуждаются в знаниях по применению рекламы, 20 % — по организации обслуживания населения, 18 % — по методической и справочно-библиографической работе, 13 % — краеведческие знания, 11 % — организация фондов и каталогов.

На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, основные направления развития и совершенствования кадрового состояния библиотек?» половина респондентов — 68,6 % считает приоритетным направлением развития и совершенствования кадрового состояния библиотек, и это не стало неожиданностью наличие достойной заработной платы. Далее, по мнению 24 % респондентов, стоит основательно задуматься о привлечении молодых сотрудников, развивать непрерывное профессиональное образование призывают 23,5 % библиотекарей. И меньше всего — 21,6 % опрошенных интересует получение профессионального образования. Это не удивляет, так как среди опрошенных библиотекарей достаточно большой процент людей — 31,7 % — с непрофессиональным образованием.

В результате проведённого опроса были решены основные поставленные задачи. Выяснено, что в библиотечной профессии большинство респондентов привлекает работа с людьми, доступ к информации, благоприятный психологический микроклимат в коллективе. Несмотря на низкую заработную плату, непрестижность профессии, слабую материально-техническую базу половина респондентов считают работу библиотекаря своим призванием и повторили бы свой профессиональный выбор. Однако среди второй половины опрошенных наметилась тенденция при случае смены профессии.

В настоящее время для поднятия престижа профессии в обществе необходимо с помощью средств массовой информации, раскрыть важность и значимость деятельности библиотекаря в повышении общего культурного уровня государства, практического вклада библиотек в развитие науки и производства.

Результаты анкетирования ориентируют обратить особое внимание на вопросы, связанные с положением молодых в библиотечных коллективах, проводить как можно больше мероприятий по их адаптации, материальному стимулированию, дальнейшему закреплению в профессии. Работа с молодыми кадрами должна стать одним из приоритетных направлений внутрибиблиотечной кадровой политики.

Респонденты практически единогласно оценили значимость профессионального специального образования.

Как показало исследование, непрерывное профессиональное образование играет важную роль в деятельности любого специалиста и очень часто влияет на его карьерный рост. Особенно в силу того, что постоянно увеличивается количество библиотечных работников, которые не являются специалистами в своей профессиональной деятельности, то есть не имеют профильного, библиотечного образования, и испытывают потребность в дополнительных образовательных курсах, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.

При определении основных направлений развития и совершенствования кадрового состояния библиотек подавляющее большинство опрошенных, как и следовало ожидать, на первое место выдвинули такой показатель, как «достойная заработная плата», затем «привлечение молодых сотрудников», «непрерывное профессиональное образование», «получение профессионального образования».

Таким образом, опрос выявил определённый профессиональный потенциал у работников общедоступных (публичных) муниципальных библиотек области, выражающийся в стремлении работать в библиотеке, учиться, самосовершенствоваться и реализовывать творческие замыслы в своей трудовой деятельности. Подобные исследования позволяют понять и оценить достоинства и недостатки существующей библиотечной кадровой политики области, а также скоординировать работу в данном направлении.

Презентация в формате PPT

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю