tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам совещания

Головкова Валентина Анатольевна,
заведующая научно-методическим отделом
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»

Современный подход к методическому сопровождению библиотек области.

В современных условиях библиотека не является монополистом информации. Чтобы стать востребованной в среде конкуренции необходимо искать новые пути развития, хорошо ориентироваться в изменениях, постоянно двигаться вперёд.

Огромную роль в развитии библиотеки играют кадры: их профессионализм, интеллектуальный уровень, имидж, способность находить и работать с социальными партнёрами, умение позиционировать библиотеку в обществе.

Современной библиотеке необходимы специалисты, владеющие новыми информационными технологиями, основами менеджмента и маркетинга. Ведущие специалисты в области библиотековедения отмечают, что преимущество перед другими имеют те библиотеки, которые вкладывают средства в отбор и подготовку сотрудников. В основе кадровой политики учреждения лежит система непрерывного библиотечного образования. В это понятие входят: получение специального образования, повышение квалификации, самообразование.

Повышение квалификации — это процесс совершенствования профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков и умений библиотекарей. Повышение квалификации это форма обучения, которая базируется на ранее приобретённых знаниях и умениях. Приведение этих знаний в соответствие с требованиями современности, как правило, проводится по инициативе организации, заинтересованной в профессиональном росте сотрудников. Понятно, что повышение квалификации сотрудников — это одна из стратегических задач любой библиотеки, это залог её жизнеспособности.

Социально экономические изменения в стране, и в библиотечном деле в частности, заставляют нас постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствовать качество методической деятельности.

Организацией системы повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми, занимается научно-методический отдел нашей библиотеки. Реализацией же методической функции занимается практически весь коллектив нашей библиотеки в соответствии со спецификой своей работы.

Современное методическое сопровождение библиотек области включает: методический мониторинг; аналитическую и исследовательскую деятельность; рекламно-информационную деятельность и организацию областных мероприятий по продвижению чтения; повышение профессионального мастерства библиотекарей, издание методико-библиографических пособий, консультационно-методическую и практическую помощь библиотекам области.

Ежегодно на основе мониторинга основных показателей и направлений деятельности детских библиотек области издаётся информационно-аналитический обзор «Детские библиотеки области». Систематические исследования, организуемые для оценки эффективности методического обеспечения и информационных потребностей библиотекарей, позволяют вносить коррективы в работу методической службы. Например, экспертный опрос «Эффективность методического обеспечения детских библиотек Тамбовской области», организованный кафедрой библиотековедения и документоведения ТГУ им. Г. Р. Державина и областной детской библиотекой показал, что методическая помощь востребована, библиотекари часто в своей работе нуждаются в помощи методистов, постоянно используют методические материалы, регулярно участвуют в мероприятиях по повышению квалификации. Среди приоритетных направлений совершенствования методического обеспечения деятельности детских библиотек в регионе библиотекари выделили помощь в освоении компьютерных технологий, в развитии инновационной деятельности, организацию не только внутрирегиональных, но и межрегиональных встреч библиотекарей с целью обмена опытом и повышения квалификации. За последние два года в библиотеке состоялись межрегиональные форумы: круглый стол «Воспитать патриота: традиции, проблемы, их решение в библиотечном формате» и научно-практическая конференция «Развитие гуманистической миссии детской библиотеки в условиях информационного общества». Детские библиотекари имели возможность познакомиться с опытом работы коллег из Волгограда, Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Воронежа, Липецка, Пензы.

Организация широкомасштабных областных акций: профессиональных и читательских конкурсов, фестивалей не только продвигает книгу и чтение, но и стимулирует библиотекарей активнее пользоваться ресурсами: личными, библиотечными, окружающего социума. Идёт творческое развитие, повышается квалификация, в случае победы — самооценка. На библиотеки начинают обращать большее внимание власти и отдельные представители общества, так как зачастую оказываются втянутыми в её мероприятия. В наших конкурсах и акциях участвуют библиотекари независимо от опыта, удалённости, материально-технической базы. Активное участие библиотекари области приняли в конкурсах: «Читающая семья», на лучшую электронную выставку по произведениям героико-патриотической тематики. Традиционно наши специалисты участвуют в организации конкурсов для школьных библиотекарей.

При активном участии библиотек: г. Моршанска, г. Тамбова, Тамбовского района, г. Жердевки и Жердевского района, г. Уварово и Уваровского района, Староюрьевского, Бондарского, Ржаксинского районов состоялся областной конкурс творческих работ «Здесь Родины моей начало...» (к 375-летию г. Тамбова). В конкурсе приняли участие школьники и студенты от 11 до 18 лет. На конкурс поступило 200 творческих работ: стихи, прозаические произведения, рисунки, поделки.

Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась в областной детской библиотеке на празднике лучших читателей года. На празднике присутствовал писатель Альберт Анатольевич Лиханов.

8 октября 2011 года в 12 часов состоялась областная акция «Детство — территория закона» совместно с областной прокуратурой и прокуратурами районов и городов области. Каждая детская библиотека области организовала встречу с представителями прокуратуры.

В рамках акции «Детство — территория закона» проведено около 30 просветительских мероприятий, участие в которых приняли свыше 1000 детей и подростков. В библиотеках были организованы книжные выставки, обзоры законодательных документов и литературы по правовому воспитанию и просвещению детей и подростков.

15 — 18 ноября в Тамбовской области состоялся уже пятый Фестиваль книги и чтения «Книжная радуга над Цной». Цель фестиваля — пропаганда чтения среди детей и молодёжи, популяризация книги как объекта досуга современного человека.

В преддверии Фестиваля книги и чтения «Книжная радуга над Цной» прошёл литературный конкурс творческих работ для читателей библиотек Тамбовской области «Читать — это модно!»

Конкурс был организован по инициативе областной детской библиотеки при поддержке Управления культуры и архивного дела Тамбовской области.

Участниками конкурса стали школьники 1–11-х классов из Тамбова и самых отдалённых уголков Тамбовской области. В соответствии с положением о Конкурсе ими были предоставлены тематические творческие работы в форме эссе (эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма свободного стиля).

Общее количество конкурсантов составило около 600 человек, наиболее активными стали читатели среднего школьного возраста. Центральные, детские, сельские библиотеки оказывали активную информационную, методическую и кураторскую поддержку участникам литературных конкурсов.

Продолжилась организация творческих лабораторий на базе районных и городских детских библиотек. Творческие лаборатории помогают в поиске приоритетных направлений и перспективных форм работы с литературно одарёнными детьми и руководителями детского чтения. В Никифоровской детской библиотеке проведена творческая лаборатория с презентацией сборника детских стихов. Сборник издан при помощи администрации района.

Многие школьники уже несколько лет участвуют в творческих лабораториях, и результаты систематических занятий положительно сказываются не только на творчестве, но и на общей грамотности, умении публичного выступления.

К участию в лаборатории привлекаются школьники разного возраста, учителя, специалисты отдела образования, родители, местные поэты, сельские библиотекари, СМИ, администрация. В ходе организации творческих лабораторий выявляются литературно одарённые дети, с ними проводится индивидуальная работа. С библиотекарями проводятся консультации по методике работы с одарёнными детьми.

Важным направлением работы методической службы является издательская деятельность. Для детских библиотек областная детская библиотека подготовила методико-библиографические пособия (36 названий): методические материалы и рекомендации, информационно-аналитические обзоры деятельности детских библиотек, календари знаменательных дат, консультации, обобщение опыта, памятки читателям, рекламные листки и буклеты, библиодайджесты, обзоры, книжные закладки. Пакет методических пособий мы вручаем библиотекарям на семинарах. Кроме того, вся наша издательская деятельность представлена на сайте в разделе «Для коллег». Списки изданий можно посмотреть, начиная с 2000 года и заказать необходимое издание по телефону или электронной почте, а скачать нужный материал в формате PDF — с 2009 года. Статьи из профессиональных периодических изданий, а мы стараемся выписывать весь спектр, расписываются в СКС, которая отражена в электронном каталоге на сайте.

Библиотекам области оказывается регулярная консультативная и обучающая помощь (в форме устных/письменных консультаций и практикумов) по вопросам изучения и сохранности библиотечного фонда, организации каталогов, планирования работы, внедрения новых форм работы с пользователями, автоматизации библиотечных процессов, составления годовых отчетов и т.п.

Итак, на протяжении многих лет в областной детской библиотеке сложилась определённая система методического сопровождения библиотек, в которую постоянно вносятся коррективы в соответствии с новыми задачами меняющегося времени. Чтобы соответствовать этим задачам наши специалисты постоянно учатся. Это курсы компьютерной грамотности, дистанционные курсы, обучающие семинары.

В библиотеке систематически проходят занятия по профессиональной учёбе на методическом вторнике. В рамках профессиональной учёбы сотрудники нашей библиотеки знакомятся с новыми учебно-методическими пособиями, направлениями деятельности, профессиональными периодическими изданиями, новинками детской литературы, опытом работы других библиотек России.

Специалисты библиотеки постоянно участвуют во всероссийских библиотечных мероприятиях (творческих лабораториях, НПК, семинарах, совещаниях). В прошедшем году смогли повысить свою квалификацию семь сотрудников по разным направлениям работы в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Пензы, Рязани.

Особое внимание Тамбовская областная детская библиотека как методический центр уделяет работе по удовлетворению образовательных потребностей библиотечных специалистов области и продвижению инновационных процессов в практику работы библиотек. Этому способствуют обучающие мероприятия. Для библиотекарей по их заявкам организуются практикумы по определённым темам.

Ежегодные семинары для детских, школьных библиотекарей (а также мы приглашаем библиотекарей средних специальных учебных заведений) проходят в форме тренингов, мастер-классов с приглашением преподавателей с кафедры библиотековедения и документоведения ТГУ им. Г. Р. Державина.

Помимо традиционной библиотечной деятельности, директор и сотрудники НМО помогают решать проблемы взаимоотношений библиотек области с местной властью. Как научно-методический и координационный центр для библиотек области областная детская библиотека участвует в формировании политики в области библиотечного дела, обеспечивает помощь библиотекам и органам власти в реализации библиотечных законов, областных и федеральных программ развития библиотечного дела.

В прошедшем году, пересмотрев систему повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми, мы пришли к выводу, что необходима определённая её модернизация. Сейчас библиотекарям особенно требуются, помимо традиционных, специальные знания, связанные с взаимодействием ребёнка и компьютера, чтения и новых технологий, компьютерной, информационной, медиаграмотности, «сетевой грамотности» юных пользователей.

В области большое количество библиотек находятся в сельской местности, в удалённости от областного центра. Специалисты этих библиотек не имеют возможности часто посещать профессиональные мероприятия, поэтому нуждаются в особом внимании со стороны методического центра.

На сегодняшний день почти все детские библиотеки области оснащены компьютерной техникой. Но, к сожалению, уровень технической оснащенности не является показателем эффективности использования информационных технологий в библиотечной практике. В информатизации библиотек необходимо использовать все возможности информационных компьютерных технологий с целью привлечения современных читателей, максимального использования и раскрытия библиотечных ресурсов. Специалисты, зачастую, не владеют навыками работы на компьютере, не видят перспективы использования компьютерной техники. Одно из главных направлений деятельности ТОДБ — оказание помощи (консультативной, методической, ресурсной и пр.) библиотечным специалистам области в разработке и внедрении инноваций.

Анализ отчётов показал, что в области очень мало проводится библиотечных исследований, что мешает качественной оценке состояния библиотечного обслуживания детей и юношества.

В систему методической поддержки было решено внести новые формы работы, расширить её за счёт организации обучающих семинаров на базе центральных и детских библиотек области.

Особое внимание решено было уделить адаптации молодых сотрудников, не имеющих библиотечного образования, расширению профессиональных знаний персонала областной детской библиотеки.

В 2011 году НМО был разработан и реализован проект «Профессия — библиотекарь».

Цели:

Совершенствование действующей системы методического обеспечения библиотек области, обслуживающих детей.

Развитие профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков, умений библиотекарей в современных условиях.

Формирование позитивного социального и профессионального имиджа современного библиотекаря, стимулирование творческих интересов, аналитических способностей библиотечных специалистов.

Задачи:

Выявление информационных профессиональных потребностей библиотекарей, работающих с читателями-детьми;

Оказание методической помощи молодым коллегам и их адаптирование в современной профессиональной среде через систему тематических занятий;

Создание моделей информационного и образовательного пространства для повышения профессионального мастерства библиотекарей;

Изучение состояния обслуживания читателей-детей в области и его прогнозирование на основе анализа деятельности, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом;

Оказание помощи библиотекам области по внедрению новых информационных технологий;

Методическое консультирование специалистов библиотек области по всем направлениям библиотечной деятельности и предоставление возможности стажировок в отделах ТОДБ.

Проект предполагал широкое участие библиотекарей области в разных формах повышения квалификации. На базе 5-и центральных или детских библиотек были проведены семинары. В организации семинаров использовались различные формы профессиональной подготовки наших специалистов, в т. ч. техническое образование по специальности «информатик-экономист».

Ежегодный мониторинг статистических и информационных данных деятельности детских библиотек проводился с более широким анализом деятельности сельских филиалов по обслуживанию читателей-детей, а также данных об организации профессиональной учёбы в детских библиотеках области. Итоги мониторинга и интересный опыт работы библиотек будет обобщён в ежегодном информационно-аналитическом обзоре «Детские библиотеки области».

Для молодых специалистов областной детской библиотеки работала Школа-практикум «Постижение мастерства». Занятия в Школе велись по специальной программе. Молодые специалисты знакомились с основами деятельности библиотеки с учётом организационно-технологических и методических решений, особенностями развития библиотеки в связи с внедрением автоматизации библиотечно-библиографических процессов; с основными документами библиотеки, правилами, положениями, инструкциями.

План Школы включал лекции, экскурсии, мастер-классы, тест-опросы, практические занятия.

Занятия Школы проводились руководителями структурных подразделений, главными специалистами, курирующими основные направления деятельности нашей библиотеки.

Среди индивидуальных форм повышения квалификации было организовано обучение детских библиотекарей по их заявкам на практикумах.

Библиотеки получили пакет методико-библиографических пособий в помощь повышению квалификации и по организации работы с читателями детьми. Это материалы научно-практической конференции «Развитие гуманистической миссии детской библиотеки в условиях информационного общества», деловое досье «Побуждая к творчеству»: современные формы и методы в системе повышения квалификации библиотечных специалистов.

Основные этапы проекта, инновационный опыт работы библиотек освещались на сайте областной детской библиотеки.

В подготовительный этап была налажена координация с центральными библиотеками, разработан и подписан двусторонний Договор о совместной деятельности с центральными библиотеками в области методической, исследовательской и информационной работы. Изучались информационные потребности библиотек области, отбирались площадки для проведения обучающих семинаров. Была подготовлена программа семинаров и сформирована рабочая группа из специалистов областной детской библиотеки для проведения выездных семинаров. Подготовлены методико-библиографические пособия для сельских и детских библиотек.

Было проведено исследование среди специалистов центральных, детских и сельских библиотек «Информационная культура библиотекаря». Исследование проводилось методом анкетирования и устного опроса. Общее количество участников составило 150 человек.

Задачи исследования состояли в том, чтобы выявить источники профессиональной информации библиотекарей, уровень профессиональных знаний, наиболее приемлемые формы повышения квалификации.

Участников исследования попросили дать определение понятию: «Информационная культура библиотекаря». 7% участников оставили вопрос без ответа. Из ответивших, более половины (57%) убеждены, что информационная культура библиотекаря — это «умение работать с различными компьютерными программами и активно использовать их в работе с читателями». Остальные считают, что информационная культура библиотекаря — это «необходимость времени».

Шире понятие «информационная культура» никто не раскрыл.

Напомню, что в современных источниках ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА определяется, как — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

О том, какие профессиональные качества необходимы современному библиотекарю, одна треть (32%) опрошенных ответили:

внимательное отношение к каждому читателю

коммуникабельность, вежливость.

10% — уверены, что современному библиотекарю важно быть инициативным и эрудированным.

70% респондентов думают, что им как профессионалам не хватает знаний компьютерных технологий и навыков работы на современной электронной технике (компьютер, сканер, принтер, ксерокс, видеотехника и др. аппаратура).

8% библиотечных специалистов не назвали нужных им в работе качеств и умений. 5% считают, что современный библиотекарь, в первую очередь, должен быть образованным и грамотным.

Из ответов на вопрос: К каким периодическим изданиям обращаются библиотекари для удовлетворения своих профессиональных информационных потребностей? — мы узнали, что опрошенные библиотекари предпочитают профессиональные журналы «Библиотека», «Библиополе», «Читаем, учимся, играем», а также центральные и местные (областные, районные) газеты. Респондентов (а их — 90%) вполне устраивают те периодические издания, которые выписывают их библиотеки (сельские и районные).

Среди методической литературы по библиотечному делу, которая помогает нашим библиотекарям в самообразовании, были названы, преимущественно (80% ответов) методико-библиографические издания ТОДБ, ТОУНБ.

Повышают свой профессиональный уровень библиотечные специалисты и с помощью Интернет-ресурсов (7%).

13% — не ответили на вопрос.

Что касается форм повышения квалификации, то подавляющему большинству (75%) кажется достаточным участие в работе областных и районных библиотечных семинаров. Оптимальным для своего развития некоторые посчитали обзоры литературы (15% ответов) и «лекции вузовских преподавателей» (10% ответов).

Когда участники последний раз повышали свою квалификацию?:

1/3 ответов (32%) —5-8 лет назад;

1/3 ответов (33%) — 1-3 года назад;

1/3 (35%) — более 15-20 лет.

Среди тем и направлений, по которым библиотекари хотели бы приобрести дополнительные профессиональные знания, 79% назвали «компьютерные технологии», 21% — «новые формы работы в сельской библиотеке».

Среди опрошенных нами было равное количество специалистов, владеющих персональным компьютером и не умеющих им пользоваться. Из 50% ответивших «да», 25% — честно признались, что знают только азы работы на компьютере.

Уровень собственной информированности больше половины (59%) библиотекарей оценили как «среднюю», остальные (41%) — как «недостаточную».

В опросе участвовали библиотекари со стажем работы:

30-40 лет — 60%

15-25 лет — 29%

от 2 до 10 лет — 11%

Результаты исследования показали, что большинство библиотекарей оценивают свою профессиональную информированность как среднюю и недостаточную. Основная масса опрошенных библиотекарей считает необходимым систематическое повышение профессионального уровня. Но многие думают, что овладение компьютерной грамотностью — наивысшая планка в достижении профессионального мастерства сегодня.

Исследование выявило некоторую пассивность библиотекарей, недооценивание ими самообразовательной работы.

Основной этап проекта состоял из серии обучающих семинаров. Это семинар и мастер-классы по библиотечным проектам по теме: «Библиотека как развивающая среда детства» для детских библиотекарей; семинар и мастер-классы «У духовных истоков России» для школьных библиотекарей; выездной семинар-тренинг «Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения и воспитания читателей».

Участников выездных семинаров-тренингов мы познакомили с особенностями поиска информации и основами безопасности в Интернете, образовательными сайтами и порталами. Особый акцент был сделан на правилах поведения детей в пространстве Интернета. Познакомили с методикой организации электронных выставок и презентаций, как новых способов представления информации. Библиотекари, используя алгоритм создания электронной выставки, смогли потренироваться в составлении выставок на разные темы. Библиотекарям показали возможности анализа информации в программе Microsoft Office Excel и построения наглядных графиков и диаграмм по материалам исследований и статистическим данным. С большим интересом специалистами была воспринята методика организации медиатеки и использование медиаресурсов в работе с читателями. Участников семинаров познакомили с периодическими изданиями и литературой по информационным технологиям в помощь самообразованию.

Опыт реализации этого проекта мы считаем достаточно успешным. Семинары-тренинги состоялись в Ржаксинском, Бондарском, Токарёвском, Тамбовском, Староюрьевском районах. Участниками семинаров стали почти 150 библиотекарей, многие из которых получили и индивидуальные консультации.

Организация обучающих семинаров позволит библиотекарям использовать новые информационные технологии в работе по привлечению к чтению, в поиске дополнительных материальных ресурсов, в модернизации библиотеки, в формировании информационной культуры пользователей.

В этом году проект «Профессия — библиотекарь» будет продолжен. Планируются выездные семинары и Школа-практикум для библиотекарей. Мы будем рады принять от вас приглашения для проведения семинаров. Тема выездного семинара «Развитие информационных технологий в библиотеке». Мы постараемся познакомить слушателей с необходимыми программами, основами сайтостроения, дать навыки практической работы.

Презентация в формате PPT

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю