tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Макарова Наталия Анатольевна,
заведующая Региональным центром доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Православные издания из электронных коллекций Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

Одно из приоритетных направлений деятельности современных библиотек — создание электронных копий изданий и обеспечение доступа в электронной среде к большим массивам документов.

В Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина создан Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, призванный предоставлять доступ к электронному фонду Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Основное направление деятельности Президентской библиотеки — обеспечение свободного доступа к культурному наследию России в цифровом формате, в том числе к источникам православного содержания, ранее мало доступным широкому кругу пользователей.

Портал Президентской библиотеки обеспечивает удаленный доступ через сеть Интернет к уникальному фонду электронных документов по истории российской государственности, истории и теории права, русскому языку как государственному языку РФ, православию и др. В данный момент на сайте библиотеки представлено свыше 75 тысяч единиц цифрового контента. С интегрированным ресурсом Президентской библиотеки, включающим документы библиотек, архивов, музеев, знакомят каталог фондов и 96 выделенных коллекций. Коллекции связаны с определенным историческим событием, регионом, персоной, организацией, темой и практически каждая включает электронные копии православных изданий, например, о православных святынях, святых, о жизни епархии конкретного региона или копии православных книг, выявленных по определенной тематике отдельно взятой коллекции.

Издания представлены в формате 2D и 3D. Благодаря этим форматам книги обретают вторую жизнь, создаётся эффект живой книги. Для исследователей, библиотечных специалистов, заботящихся о сохранении раритетных изданий, видеть старопечатные издания, пергаментные книги, рукописи в цифровом формате, работать с ними — это, конечно, большая радость.

Обратимся к коллекции «Это интересно». С особым трепетом перелистываем страницы книжных памятников Руси. Это «Киевская Псалтирь 1397 года» и «Остромирово Евангелие 1056–1057 гг.» (1057).

«Киевская Псалтирь 1397 года» занимает особое место среди книжных сокровищ России. Рукописной, «Киевской» она названа потому, что была написана в Киеве, хотя её создатель протодиакон Спиридоний и епископ Михаил (по его наставлению писалась «Псалтырь») приехали в Киев из Москвы, где проживали полтора года, будучи в служении митрополита Московского Киприана. Книга украшена изящными миниатюрами, восходящими к утраченному греческому оригиналу XI века. Таким образом, «Киевская Псалтирь 1397 года» представляет интерес для изучения не только русской, но и византийской художественной культуры. Долгое время это удивительное рукописное издание находилось в Литве и Польше. Графом С. Д. Шереметевым она была куплена у владельца частного собрания рукописей и подарена Обществу любителей древней письменности. Вместе с другими рукописями, собранными Обществом, в 1932 году «Киевская Псалтирь» поступила в Государственную Публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«Остроми́рово Ева́нгелие» — хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник древнерусского извода старославянского языка, считается древнейшим памятником древнерусского языка. «Остромирово Евангелие» было написано по заказу новгородского посадника Остромира. Создатель — диакон Григорий, в пространной приписке на последнем листе книги сообщает, что трудился над ней с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. Запись на первом листе — «Евангелие софейское апракос» — говорит о том, что рукопись была вкладом Остромира в Новгородский Софийский собор. Дальнейшая судьба памятника документально прослеживается лишь с начала XVIII века. «Остромирово Евангелие» упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля, составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра I собирались сведения о древних грамотах и рукописных книгах, сохранившихся в церквях и монастырях. И в этом же году «Остромирово евангелие» было отослано из Москвы в Санкт-Петербург. Затем след памятника вновь теряется на 85 лет, и только в 1805 году его обнаруживают среди вещей императрицы Екатерины II. Найденную рукопись император Александр I распорядился передать в рукописное отделение Публичной библиотеки.

Пергаментная рукопись (30×35 см) с высокохудожественными миниатюрами, искусно орнаментированная, написана кириллицей. В языке древнейшей книги отражены черты болгарских протографов и русского языка XI в. «Остромирово Евангелие» — ценнейший источник по истории южно-славянских и восточно-славянских языков, древне-славянской палеографии, русского искусства, содержащий недельные евангельские чтения (т. н. краткий апракос).

Коллекция «Святые места Палестины» предлагает нашему вниманию географические и исторические описания, путеводители и архивные документы о почитаемых православных святынях Израиля и материалы о паломничестве XII — начала XX вв. В подборку включён документальный фильм, рассказывающий о Ново-Иерусалимском монастыре близ села Воскресенское, чьи ландшафтные условия полностью соответствуют своему первообразу на Святой земле.

Создатели церковнославянского языка православные проповедники Кирилл и Мефодий сыграли важнейшую роль в развитии славянской письменности и культуры. Представленные в коллекции «Кирилл и Мефодий» исследования, очерки, речи рассказывают об их жизни и деятельности. Также в подборку включены фотография с изображением памятника Кириллу и Мефодию в Киеве и Указ Президента РФ о праздновании Дня славянской письменности и культуры. Одним из первых источников коллекции демонстрируется книга Константина Петровича Зеленского «О языке церковно-славянском, его начале, образователях и исторических судьбах» (Одесса, 1846). Материалы данного издания будут хорошим подспорьем семинаристам в углублённом изучении орфографии церковно-славянского языка.

В числе 14 документов коллекции «Тамбовская область» представлено одно православное: «Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского женского монастыря» Николая Молчанова (Тамбов, 1883).

В коллекцию «История русской православной церкви» вошли электронные копии книг, рассказывающие о зарождении и становлении Русской Православной Церкви, — фундаментальные труды известных церковных деятелей и историков церкви. С восторгом просматриваются рукописные лекции по истории русской церкви известного богослова и историка Антона Владимировича Карташёва (Санкт-Петербург, 1901). В материалах охвачен домонгольский период. Предметом изучения автора лекций стали становление и эволюция церковного управления, возникновение епархий и епископств, различных органов епархиального управления, вопросы материального содержания церкви, влияние христианства на русскую жизнь.

В исследовании Петра Васильевича Знаменского «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Казань, 1873) история церкви рассматривается в тесной связи с проявлениями «внешней» народной и общественной жизни. Особое внимание уделено церковному закону и его влиянию на народную жизнь, религиозно-нравственным настроениям русского общества. Книга охватывает период с момента начала распространения христианства на Руси до ХVIII века. Из этого издания мы немало узнаем и о духовных школах Петровских времен: «Духовные школы, через которые светским людям было всего удобнее получить доступ к духовному званию, стали постепенно замыкаться с самого же начала своего существования. По мысли Петра, они должны были выпускать не одних только хороших пастырей, но также гражданских чиновников, хороших солдат, вообще людей „готовых к службе“, до которой угодны и позваны будут указом государевым. С этою целью расширена была и программа их курса введением в преподавание разных светских наук и даже обучения „водному на регулярных судах плаванию“, геометрическим размерам, строению регулярных крепостей. С этой целью кроме детей духовенства в них принимались ученики из всех званий...».

«Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных» (Москва, 1888) из коллекции «Политика и власть» включает фрагменты речей митрополита Московского Филарета (Дроздов Василий Михайлович), одного из крупнейших российских богословов XIX в. Предметом изучения автора стали христианские представления о возникновении царской власти, её богоустановленности и наследственности. На страницах издания описываются церковные обряды миропомазания и венчания на царство, разъясняется обязанность подданных почитать царя, молиться за него, служить ему, приведены «исторические доказательства непосредственного Божьего управления царствами человеческими», дан образец молитвы в царские праздники.

Множество просматриваемых изданий коллекции «Древности в русском искусстве» посвящено иконописи. Хочется привести как пример электронный вариант книги «Вопросы живописи» (Москва, 1917). Исследователь А. Грищенко изучает и описывает русские иконы. В работе дается общая характеристика древнерусской иконы, рассматриваются основные особенности новгородской, псковской, московской школ иконописания, рассказывается о мастерах-иконописцах (Андрей Рублев, Дионисий Глушицкий), уделяется внимание иконам московских кремлёвских соборов, частных московских собраний (собрание И. С. Остроухова, А. В. Морозова), общественных собраний (Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Музей Александра III в Петрограде), а также иконам старообрядческих и единоверческих церквей Москвы.

Коллекцию «Дореволюционные издания для начальной школы» непременно стоит изучать родителям вместе с детьми. Приведу только один пример. Книга Александры Осиповны Ишимовой (1804–1881) «История России в рассказах для детей» является одним из первых изданий по русской истории для детей. Оно вышло в свет в 1837–1840 гг. В первой части рассказывается о жизни восточных славян в I тысячелетии, о возникновении государственности, о феодальной раздробленности Руси, о монголо-татарском нашествии и его последствиях. Во второй части охватывается период от Смутного времени 1609 г. до правления Петра III. Изложены основные сюжеты истории XVII века, рассказывается о крупных государственных деятелях того времени. Подробно рассматриваются реформы Петра I и Петербург как символ его достижений. В третьей части описываются события царствования Екатерины II, Павла I и Александра I. Рассказывается об их приближённых, крупных государственных деятелях. Подробно рассматриваются войны с Турцией, Швецией, Францией, восстание Е. Пугачёва, Отечественная война 1812 г. Повествования данной книги снабжены биографиями князей и дополнены стихотворениями. Вместе с историческими сведениями в трёхтомнике собран богатейший материал о крещении Руси, русских святых и подвижниках церкви. С большой любовью к Родине описываются важнейшие исторические события. Особая речевая стилистика приковывает внимание с первой страницы. Впитывая историю из таких источников, дети не только много узнают о жизни соотечественников в различные периоды истории, но и слышат исконно русский язык, учатся «красиво и просто» излагать свои мысли.

На примере восьми коллекций Президентской библиотеки, одной из особенных российских библиотек, мы рассказали лишь о некоторых копиях уникальных дореволюционных православных изданий в цифровом формате. На сайте Президентской библиотеки http://www.prlib.ru на сегодняшний день представлены 2585 православных изданий, познакомиться с которыми может каждый житель РФ, в том числе и тамбовчане. Поиск документов возможен не только с помощью обращения к коллекциям, но и через строку поиска, тематический каталог сайта. Все заинтересованные пользователи, исследователи имеют возможность работать с уникальными документами различных фондодержателей.

В Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина есть действующий храм для работников и прихожан. И это очень значимо и показательно, поскольку мы видим не только применение инновационных информационных технологий в области библиотечного дела, но и стремление к сохранению русской национальной культуры, православных традиций и ценностей. И, наверное, именно такими должны быть современные библиотеки, поскольку в настоящее время они являются информационными и организационными центрами по работе с духовно-нравственной литературой.


Список источников:

1. Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина [Электронный ресурс] : офиц. некоммер. сайт ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина». – СПб, 2009- . – (Коллекции). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.prlib.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 28.11.2012.

2. Лифшиц, А. Л. Об одной графической особенности Киевской Псалтыри 1397 г. [Текст] // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы ХIV-ХV вв. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. – С. 338–341.

3.Ульянов, О. Г. Происхождение Остромирова Евангелия: к реконструкции древнейшего Устава на Руси [Текст] // Кириллица. От возникновения до наших дней. – СПб., 2011. – С. 164–195.

4.Киевская Псалтирь 1397 года [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия : офиц. некоммер. сайт. – Россия, 2011- . – Электрон. данные. – Режим доступа : http://ru/wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 27.11.2012.

5.Остромирово Евангелие [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия : офиц. некоммер. сайт. – Россия, 2011- . – Электрон. данные. – Режим доступа : http://ru/wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 26.11.2012.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю