tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Житин Руслан Магометович,
главный библиограф отдела краеведческой библиографии
ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина»

Пореформенное дворянство в системе благотворительной помощи церкви (на примере семьи Орловых-Давыдовых).

В какой-то мере современное положение церкви напоминает ту картину церковного развития, которая сложилась в начале ХХ века. Процессы социальной модернизации оказывают существенное влияние на разные стороны жизни российского общества, затрагивая, в том числе, и общественное восприятие религии. Исходя из этого, особенно актуальным выглядит подробный анализ вопросов и направлений благотворительной помощи церкви, традиционно являвшейся одной из важнейших составляющих её восприятия в обществе.

Особый интерес вызывает опыт прошлого и прежде всего деятельность практиков-филантропов из среды высшего сословия, дававшая самые существенные пожертвования церкви. При их финансовой помощи возводились монастыри и строились храмы, поддерживались приходы.

В данной работе предприняты попытки освящения мотивов дворянской церковно-направленной благотворительности на материалах деятельности отдельно взятой семьи Орловых-Давыдовых. Анализ благотворительных устремлений Орловых-Давыдовых позволит продемонстрировать степень и методы участия достаточно обеспеченных людей в развитии Русской Православной Церкви.

Несмотря на то, что феномен дворянской благотворительности уже достаточно изучен в отечественной историографии, вопросы помощи и поддержки высшим сословием церкви вплоть до настоящего времени еще не получили достаточной разработки. В дореволюционной историографии данная тема анализировалась преимущественно в контексте более широкой государственной и частной благотворительности. Подробно освещались примеры дворянской помощи, выделения значительных средств на строительство храмов. Немалый интерес представляют статистические очерки Н. Н. Кафтанова, В. И. Межова, В. И. Ильинского, в которых описываются благотворительные общества России, организованные при участии дворян, приведена обширная библиография дворянского меценатства [1].

В советской историографии изучение истории благотворительности уделялось мало внимания. По сути, само явление филантропии рассматривалось с негативной стороны. По мнению В. И. Ленина, благотворительность — «это ни что иное, как помощь неограниченного правительства, которая не нужна народу» [2]. В этой связи и на дворянскую поддержку низов смотрели как на «жалкие объедки с барского стола», предназначенные только для «отвлечения крестьянства от классовой борьбы» [3].

На современном этапе историографии интерес к проблемам благотворительности возрождён. В фундаментальных исследованиях А. Н. Боханова, М. В. Фирсова, Б. Н. Миронова содержится подробнейший анализ мотивов и роли дворянского меценатства, представлен позитивный взгляд на историю дворянской филантропии [4]. Однако сюжеты церковно-направленной благотворительности носят всего лишь вспомогательный характер и лишены серьезного анализа.

В качестве источниковой базы выступили документы и материалы из фондов РГАДА (Фонд 1273) [5] и ГАТО (Фонд № 195) [6]. Материалы первого проливают свет на историю благотворительности в семье Орловых-Давыдовых, материалы второго конкретизируют меценатскую деятельность рода историей отдельно взятого Ново-Покровского имения. Многие используемые нами материалы впервые вводятся в научный оборот.

Вся жизнь представителей Орловых-Давыдовых была тесно связана с высшим светом, многие члены этой семьи входили в Свиту Его Императорского Величества [7]. Орловы-Давыдовы являлись одними из самых значительных землевладельцев России, имея как минимум 16 вотчин в восьми губерниях страны [8]. В Тамбовской губернии семья имела крупное Ново-Покровское имение.

Интересно, что процессы обезземеливания, затронувшие во второй половине ХIХ века в том числе и представителей высшей дворянской аристократии не коснулись четы Орловых-Давыдовых. Вплоть до революции 1917 года их земельные владения только росли. В представителях семьи мы видим прагматичных владельцев, заинтересованных в получении прибыли от своих экономий.

Хозяйственный прагматизм и желание иметь доходные экономии согласовывались с весьма щедрыми актами социального меценатства и филантропии. Орловы-Давыдовы известны как одни из самых крупных благотворителей дореволюционной России. На средства членов семьи в Симбирске было построено реальное училище [9]. В разгар русско-японской войны Орловы-Давыдовы выделяют 1 млн. руб. на постройку отечественного торпедного корабля [10]. На территории их имений достаточно распространённым было строительство крестьянских школ и больниц, практиковалась прямая финансовая помощь наиболее бедным жителям окрестных деревень [11].

Небезучастны были Орловы-Давыдовы и к судьбе церкви. В 1882 году Мария Владимировна Орлова-Давыдова создала целую общину милосердия, где вскоре появился монастырский комплекс с огромным храмом, школой, приютом для детей [12]. Практически в каждом из своих вотчин представители рода строили храмы. Таким образом, благотворительность Орловых-Давыдовых имела разнонаправленный характер и была адресована различным слоям населения.

Однако, чем руководствовались Орловы-Давыдовы в выборе целей своей благотворительности, было ли милосердие среди главных мотивов их помощи, и в чём отличалась церковная сфера от других направлений меценатства данного рода?

Во многом, ответы на данные вопросы мы получаем из анализа особенностей филантропической деятельности Орловых-Давыдовых в Ново-Покровском имении.

Имеющиеся у нас данные позволяют утверждать, что расходы на благотворительные нужды сопутствовали всей истории развития Ново-Покровской экономии. Они предусматривались бюджетом вотчины и заранее учитывались при планировании расходов имения на каждый год. Выделение средств происходило после прямых обращений нуждающихся в экономию. Прошения поступали на имя владельца и по средствам главноуправляющего перенаправлялись на его утверждение. Как правило, Орлов-Давыдов удовлетворял все просьбы нуждающихся.

Анализируя мотивы выплат, нельзя сбрасывать со счетов фактор личного участия и милосердия владельца имения, однако, стоит все же обратить внимание на следующее обстоятельство. Интересы развития помещичьего хозяйства требовали значительного количества рабочей силы и приводили к возникновению более тесной взаимосвязи владельческого и крестьянского хозяйств. Землевладелец был заинтересован в стабильной социальной среде в районе расположения своего имения, что , очевидно, обуславливало выгодность создания и поддержания достаточного материального уровня благосостояния рядового населения. Исходя из этого, видимо, совсем не случайным кажется отсутствие случаев нападения крестьян на Ново-Покровское имение во время бунтов 1905 года.

Довольно часто к Орлову-Давыдову попадали и письма церковнослужителей. Характерными оказываются следующие случаи. В 1884 году священник села Ново-Покровского обратился к графу Анатолию Владимировичу с просьбой оказать ему денежную поддержку по случаю замужества его дочери, «объясняя, что он имеет восемь человек детей и что средства его..., в связи с неурожаем и двумя пожарами ... ничтожны» [13]. В последующем, письма с аналогичными прошениями от других священников повторяются.

Отметим, что мотивы прошений священства, как правило, не были связаны с бедностью приходов, а определялись экстраординарными ситуациями, такими как неурожаи или пожары. Частое обращение священников по поводу свадеб объясняется многодетностью служителей церкви и традиционно высокими расходами на свадебные торжества.

Помощь церкви носила и самостоятельное со стороны владельцев имения решение. Так, именно на средства Орловых-Давыдовых был полностью отремонтирован храм в селе Ново-Покровском, устроен новый иконостас [14]. При строительстве храма в селении Шеншиновка часть Ново-Покровского леса на безвозмездной основе ушла на возведении домов местного клира [15]. Аналогичная система церковной помощи, судя по нашим данным, имелась в других имениях рода.

Благотворительные усилия, строительство церквей расширяли расходную часть хозяйства Ново-Покровского, что явно не соответствовало характеру деятельности Орловых-Давыдовых, не привыкших расходовать средства без явной пользы.

Анализ причин такого поведения, как нам кажется, возможен через проникновение в психологию рассматриваемой семьи. Крайне интересной теорией, способной по нашему мнению объяснить деятельность графов может служить подходы Эрика Берна в области транзакционного анализа [16].

Не углубляясь в теорию транзакций, отметим, что ключевым положением подхода является теория сценариев, согласно которому процессы социализации каждого человека происходят согласно той модели поведения, которую в него заложили родители (так называемое родительское программирование). При этом каждый человек подсознательно усваивает те нормы и правила поведения, которые характеризовали и его родителей. Для нас важно и то, что каждая черта характера, запрограммированная в человеке, так или иначе, проявляется в его поведении.

Схожесть в поведении и привычках прослеживается у всех представителей рода Орловых-Давыдовых. Так, последнего хозяина Ново-Покровского А. А. Орлова-Давыдова, его отца, деда и прадеда современники характеризовали практически в одинаковых тонах. Среди объединяющих качеств отмечалось прагматичное мышление, внутренний порядок, умение распоряжаться своим временем, любовь к техническим наукам, способность довольствоваться малым, обладая огромными средствами. Вместе с тем, в практичный ум вплетались понятия о сословной чести и представление о дворянстве как служивом сословии. Так все представители рода сознательно выбирали военную службу, отличились в боях, имели награды. Вера в семье также имела особое значение. Согласно воспоминаниям, граф В. П. Орлов очень любил читать Новый Завет, постоянно носил с собой выписки из Евангелия. Часто повторял, что любовь без Бога, а вера без дел мертвы [17]. Все эти качества передавались в семье из поколения в поколение, усваивались и проявлялись в остальных представителях рода.

Исходя из теории сценариев, возможно предположение, что основные направления благотворительной помощи Орловых-Давыдовых соответствовали тем ценностям и принципам, которые характеризовали эту семью. Поддержка образования соответствовала любви к знаниям и наукам, помощь военным — уважении и высокой оценке военного ремесла. Вместе с тем, в мотивах благотворительности присутствовали и элементы прагматического расчёта, в целом свойственные характеру семьи Орловых-Давыдовых. По отношению к крестьянам социальное меценатство обеспечивало нормальные условия развития хозяйства имения. Мотивы церковной благотворительности, по-видимому, объединяли в себе христианское милосердие и стремления обрести незримую поддержку в хозяйственных делах. Последнее было свойственно, в какой-то мере, и российскому купечеству.

Таким образом, основанием для благотворительной деятельности семьи Орловых-Давыдовых стала тесная взаимосвязь религиозных факторов и стремления получить практическую пользу в результате своих благотворительных инициатив. Однако подчеркнем, что какими бы внутренними мотивами не руководствовались филантропы из дома Орловых-Давыдовых, их деяния помогали облегчить жизнь конкретных людей, оказывались полезными для церковной жизни.


Список источников:

1. Благотворительность в России : библиографический указатель книг и статей на русском языке, вышедших в России в период царствования императора Александра II, с приложением каталога библиотеки Императорского Человеколюбивого общества / сост. В. И. Межов. – СПб., 1883; Общественная благотворительность в России к 1889 г. / сост. Н. Н. Кафтанов. М., 1888; Ильинский В. И. Благотворительность в России (история и настоящее положение) / В. И. Ильинский. – СПб., 1908.

2. Ленин, В. И. Избранные сочинения. – М., 1987. – Т. 2. – С. 102.

3. Анфимов, А. М. Карловское имение Мекленбург-Стрелицких в конце XIX начале XX в. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. – 1962. – № 5.

4. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). – СПб., 2000. – Т. 1.; Боханов, А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989 ; Антология социальной работы. – В 5 т. История социальной помощи в России / сост. М. В. Фирсов. М., 1994. – Т. 1.

5. РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1, ч. 1 – 4. (Орловы-Давыдовы). 3384 ед. хр.

6. ГАТО. Ф. 195. Оп. 1. (Ново-Покровская контора имений и свеклосахарного и рафинадного завода графа А. А. Орлова-Давыдова). 1113 ед. хр.

7. Панчулидзев, С. А. Сборник биографий кавалергардов, 1724-1908 Электрон. данные. Режим доступа : http://adjudant.ru/cavaler/25-3.htm, свободный. Загл. с экрана. Просм. 10.09.2012.

8. Минарик, Л. П. Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России конца ХIX – начала ХХ в. – М., 1971. – С. 56.

9. Мартынов, П. Город Симбирск за 250 лет существования.

10. Симоненко, Н. А. Тайны графской усадьбы. М, 2010. – С. 79.

11. Панчулидзев, С. А. Сборник биографий кавалергардов, 1724-1908 Электрон. данные. Режим доступа : http://adjudant.ru/cavaler/25-3.htm, свободный. Загл. с экрана. Просм. 10.09.2012.

12. Симоненко, Н. А. Тайны графской усадьбы. – М, 2010. – С. 91.

13. Ф. 195. Оп. 1. Д. 3. Л. 70.

14. Ф. 195. Оп. 1. Д. 30. Л. 4.

15. Ф. 195. Оп. 1. Д. 87. Л. 33.

16. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. А. А. Грузберга. – М., 2004.

17. Симоненко, Н. А. Тайны графской усадьбы. – М, 2010. – С. 57.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю