tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам совещания

Терехова Валентина Николаевна,
ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 11 им. В. В. Маяковского
МБУ «Центральная библиотечная система» города Тамбова

Библиотека в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотека сегодня не только выполняет просветительские и социокультурные функции, но и активно помогает реабилитации детей-инвалидов, их адаптации в обществе.

В числе читателей нашей библиотеки есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся на домашнем обучении и работа с ними преимущественно индивидуальная. В библиотеке ведётся специальная картотека, где обязательно указываются интересы и читательские предпочтения этих детей, которые мы выявляем путём проведения социологических исследований. На основе результатов анкетирования составляются планы чтения и рекомендательные списки для каждого ребёнка, они согласовываются с их родителями, через которых преимущественно осуществляется связь с детьми. С помощью электронной почты выполняются запросы читателей и ведётся информирование о новых поступлениях.

Библиотека сотрудничает с Центром лечебной педагогики и дифференцированного обучения, где учатся дети с отклонениями в умственном развитии и нарушениями психических процессов. Специалисты считают, что не поддаются коррекции только те дети с задержкой развития, в основе дефекта которых лежат генетические или тяжёлые социальные причины. А таких примерно 30 %, остальные же 70 % страдают от телесных (соматических) причин. Эти ребята не безнадёжны и библиотекари пытаются помочь им раскрыть то, что запрятано в глубинах их сознания. По причине особенностей внимания, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы такие дети обладают низкой познавательной активностью. Они менее любопытны и плохо ориентируются в окружающем их мире. Именно поэтому эти дети нуждаются в повышенном внимании и работа с ними требует особой, тщательно продуманной предварительной подготовки.

С целью оказания помощи разработана программа «Через тернии — к звёздам», согласованная с педагогами и библиотекарем Центра. В рамках этой программы работа с детьми ведётся по проектам: «О павших за Родину память храним», «Золотые купола России» и другим. Программа долгосрочная, поэтому тематика проектов изменяется по мере необходимости. Ребята принимают участие в различных мероприятиях — литературных часах, познавательно-развлекательных играх, обзорах, презентациях книг. При проведении мероприятий учитывается, что память таких детей характеризуется малым объёмом, невысокой точностью и прочностью запоминаемого словесного материала. Поэтому методика работы с этими детьми, конечно, особая: адаптируются все проводимые с ними мероприятия в соответствии с особенностями их развития. У этих ребят более развито непроизвольное запоминание, то есть их память фиксирует то, что привлекает взгляд: что-то яркое, необычное. Специалисты-психологи рекомендуют в работе с такими детьми использовать мультимедийные технологии, которые поднимают мероприятия на более высокий уровень и помогают делать их более наглядными, интересными и доступными для восприятия и понимания ребят.

По рекомендации специалистов и педагогов Центра используются в работе такие методы, как музыкотерапия, библиотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия и игротерапия.

Библиотерапия — это коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения. При этом мультимедийные сказки читаются такими детьми с большим удовольствием, равно как и мультимедийные библиотечные уроки запоминаются ими лучше.

Терапия творчеством позволяет такому ребёнку максимально реализовать свои возможности, свободнее выражать мысли и чувства, развивает эстетический вкус. С этой целью проводятся такие мероприятия, как урок-игра «В стране Рисовандии», урок эстетики «Расписная игрушка» и т. п. Мы стараемся помочь детям поверить в себя, в то, что они способны не только видеть красоту, но и создавать её. Дети из Центра принимают участие в городских творческих конкурсах, организуемых ЦБС города Тамбова, таких как «Книги открывают мир». Они искренне радуются тому, что их работы не хуже, чем у других ребят.

Но самыми эффективными методами работы с детьми с отставанием в развитии считаются игротерапия и сказкотерапия. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность. Мероприятия, проводимые с ребятами в форме игр, привлекают их гораздо больше. Например, такие, как «Поле чудес» «Виртуозы полёта» или познавательно-развлекательная игра «Про Деда Мороза и Новый год» и т. д.

Даже книжную выставку можно организовать в виде игры. Так, например, была создана виртуальная игра «Книжный червяк».

Не менее эффективна и сказкотерапия. У сказки отсутствуют возрастные ограничения. Сказка содержит скрытое внушение, она учит детей радоваться, сочувствовать, развивает их речь. Используя в мероприятиях сказочные сюжеты, особое внимание уделяется упражнениям на развитие речи, дифференциации звуков, используя скороговорки, стихи-небылицы, загадки, потешки.

Игро- и сказкотерапия чаще всего дополняют друг друга. С помощью медиаигр для детей устраиваются путешествия в сказочный мир образов и сюжетов: «Созвездие сказок Андерсена», «За семью печатями», «Путешествие в страну Детства» и др.

Но прежде всего очень важно помочь этим ребятам запомнить и закрепить простейшие бытовые навыки, что осуществляется с помощью уроков здоровья. Часто используются на таких уроках игровые упражнения, развивающие мелкую моторику: «Колечко», «Клубочек».

Кроме того, в коррекционной работе с такими детьми очень хорош метод моделирования воспитывающих ситуаций. Например, на уроках по правилам дорожного движения («Добрая дорога детства»). Детям создаются такие условия, когда им приходится выбирать определённое решение из нескольких предложенных вариантов. Один раз в месяц дети из Центра посещают наш библиотечный экологический клуб «Муравейник», где знакомятся с миром животных и растений и приобретают навыки поведения в природе. И здесь использование метода моделирования ситуаций особенно важно, например, на уроках из цикла «Школа выживания».

Для продвижения детей с отклонениями в общем развитии и в усвоении ими знаний, умений и навыков учитываются заложенные в них положительные возможности. Целью в работе с ними является не приспособление к их дефектам, а, наоборот, помощь в преодолении отставания в развитии, насколько это возможно. С детьми из Центра проводятся интеллектуальные игры по особой методике, такие как, игра-викторина «Всеведы» по русскому языку. В результате, дети чувствуют себя всё знающими и умеющими.

На мероприятиях по экологии применяется метод анималотерапии — созерцание образов животных. Оно расслабляет и умиротворяет детей. Никого из ребят не оставит равнодушными такой, к примеру, познавательный час, как «Животные в боевом строю».

Ещё один метод, который используется в работе с этими детьми, — музыкотерапия: использование музыки в качестве средства коррекции их эмоциональных отклонений и речевых расстройств. Музыка настраивает детей на тему мероприятия, делает их более восприимчивыми. Прекрасно дополняют любое мероприятие музыкальные слайды и клипы: они подсказывают о чём пойдёт речь и вносят элемент релаксации.

После массовых мероприятий детям для закрепления материала раздаются памятки, книжные закладки: «Как читать сказку», «Как учить стихи», «Как читать рассказ», «Юному читателю» и др.

В Центре лечебной педагогики созданы хорошие условия для жизни и обучения детей, есть здесь и своя библиотека. И всё-таки каждое посещение работников библиотеки-филиала № 11 воспринимается воспитанниками с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь из своего замкнутого маленького мира, возможность общаться с другими людьми. От нас же требуется, прежде всего, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с ними с учётом их возможностей и фиксация даже малейших их успехов.

Оказание помощи таким детям — это уже не только задача работников детской библиотеки, но и естественная нравственная человеческая потребность.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю