Конференции и совещания
К материалам круглого столаМакарова Наталия Анатольевна,
заведующая Региональным центром доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина
Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина
Православные издания в книжной коллекции А. С. Пушкина
Современные светские и духовные (епархиальные, приходские) библиотеки, православные электронные ресурсы,
Библиотека Пушкина является ценнейшим источником изучения литературных, научных, философских, общественных, книговедческих интересов поэта, его читательской активности,
Судьба библиотеки прослеживается лишь после смерти поэта. Разобрать книги и бумаги в кабинете поэта было поручено А. А. Краевскому, который пригласил в помощники И. П. Сахарова. Точных сведений о том, чем окончилась разборка библиотеки нет, но достоверно известно, что в это дело вмешалась опека, учреждённая над детьми и имуществом Пушкина.
11 февраля 1837 г. опека приступила к описи всего имущества.
В её задачи входило также составление описи раритетной библиотеки. Известно, что все книги, значившиеся по описи, были запечатаны в 24 ящика и находились в ведении опеки вплоть до 1841 г. И только спустя 4 года книги вместе с другими вещами поэта были переданы Н. Н. Пушкиной. Впоследствии отслежено распыление библиотеки, уже никем не оберегаемой. Претерпев ряд перевозок с места на место, она, наконец, в 1906 г. была приобретена Академией наук.
Библиотека Пушкина — одна из немногих, удостоенных тщательного изучения. Выдающийся пушкинист Борис Львович Модзалевский провёл уникальное исследование: изучил книжное собрание А. С. Пушкина. В 1910 г. появилось его издание «Библиотека А. С. Пушкина. Библиографическое описание» — результат его трудоёмкого изыскания. Участники Питиримовских чтений могут познакомиться с репринтным изданием Модзалевского. Радость общения с этой книгой мы получили благодаря тамбовскому краеведу, экслибрисисту, библиофилу В. А. Свирщевскому (к сожалению, теперь его нет с нами). Этот человек знал ценность каждой книги и считал, что такой подарок обязательно принесёт пользу. С помощью Владимира Антоновича мы узнали что такое «перфеличе» и теперь более обстоятельно познаем библиотеку Пушкина.
Проработав систематизированный по различным признакам каталог книг из библиотеки А. С. Пушкина на русском языке, хочется отметить то, что данная часть книжного собрания содержит небольшое количество источников православного и религиозного содержания — всего 26 наименований изданий. Исследовательские ожидания не оправдались. Возможно, большинство раритетов представлено на иностранных языках; худшие предположения: книжные памятники утрачены, расхищены в своё время.
В основном каталоге отражены следующие православные источники:
1. Алексеев, П. Церковный словарь, или истолкование славенских, также маловразумительных древних и иноязычных речений, положенных без перевода в Священном Писании, и содержащихся в других церковных и духовных книгах, с присовокуплением некоторых церковных Ирмосов, в российском переводе... – изд.
2. Алексеев, П. Дополнение к церковному словарю, сочиненное московскаго Архангельскаго собора протоиереем, императорского московскаго университета катехизатором. – М., 1776.
3. Алексеев, П. Продолжение Церковного словаря. – 1779 г.
4. Иоаннов, А. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах. О их учении, делах и разногласиях. Собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святаго Духа, что на большой Охте / протоиерей Андрей Иоаннов. – изд.
5. Любопытный месяцеслов московский и всероссийския церкви, заключающий в себе двенадцать месяцев, расположенные по числам господские, Богородичные праздники и всех святых, с их жизнеописанием, под оными заключающиеся крестные ходы, с бытописанием, также торжества и поминовения царския, с достопамятным произшествием оных, наконец во имя тех праздников, или святых находящиеся в россии монастыри, с историею оных. Азбучным порядком расположенные. На сей 1794 г. – М., Университетская тип., 1794. – 557 с.
6. Малов, А. Краткий священный словарь, составленный императорской Российской академии членом, потоиереем Алексеем Маловым. – СПб. : В тип. Императ. Рос. акад., 1835. – 406 с.
7. [Муравьев, А. Н. ] Путешествие ко святым местам в 1830 г. В 2 ч. – СПб. : В тип., состоящей при III Отделении собственной его императорского величества канцелярии, 1832. – 552 с.
8. [Муравьев, А. Н. ] Путешествие ко святым местам в 1830 г. Ч. 1. – Изд.
9. Месяцослов на (высокосный) 1836 год. – СПб. : При императорской Академии наук. – 300 с.
10. Новый завет господа нашего Иисуса Христа. Напечатан на сербском языку, иждивением российского библейского общества. По переводу Афанасия Стойковича. – СПб. : В тип. Рос. Библейского общества, 1824. – 636 с.
11. [Орлов яков Васильевич] Описание монастырей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам. Также храмовых праздников и достопамятных произшествий, случившихся в них; с присовокуплением известий о всех Соборных, монастырских, ружных и приходских церквах, в столичных городах Москве и
12. Орлов яков Васильевич. Памятник событий в церкви и Отечестве, содержащий в себе: историю церковных праздников, жития святых, историческое изображение состояния
13. Собрание древних Российских пословиц / печатаны при Императорском Московском университете. – 1770. – 322 с.
Многие пословицы отмечены карандашом, крестиком, а именно:
В дураке и Бог не волен.
Денежка манна и попа в яму завела.
Не всякой в старцы стрижется для Иисуса, иной и для хлеба куса.
Не верь вору, что божится, он и кнута не боится.
Не грози попу церковью.
Одна пословица приписана рукой Пушкина и актуальна даже в наши дни: «В кабак далеко, да ходить легко — в церковь близко да ходить склизко».
14. [Соколов Петр Иванович] Общий
Из книг, бывших в библиотеке Пушкина, но не сохранившихся Модзалевский выделяет:
1. Две Библии — какие из изданий не установлено.
2. От Матфея святого благовествование — очень редкое издание на 96 страницах.
3. Иеромонах Павел. Краткое историческое описание Святотроицкия Сергиевы лавры с приложением знатных происшествий, случившихся во оной. Сочиненное оныя Лавры Наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1872. – 68 с.
4. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки. В 2 кн. Кн. 1. Мудрыя сказания в святочные вечера разумной ключницы боярина Растоплюхина, тетушки моей Соломониды Патрикеевны. – М. : Тип. М. Пономарева, 1836. – 122 с.
5. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки. В 2 кн. Кн. 2. Пересказки старостина племянника, Артамона Фалалеева. – М.: тип. М. Пономарева, 1836. – 50 с.
6. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / [Эристов, кн. Д. А. и Яковлев М. Л.]. – СПб., 1836. – [330] с.
7. [Шушерин Иван] Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. В
8. [Шушерин Иван] Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. В
9.
Из партии подаренных Пушкиным книг:
1. Четырехтомник «Торжество Евангелие» (СПб., 1821 г.) — подарено сестре Ольге Сергеевне Павлищевой.
2. «Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря». ( М., 1815) — подарено А. Н. Муравьеву
В собрании можно встретить и экземпляры религиозного содержания, свидетельствующие о разносторонних интересах владельца. Это «Коран» на французском языке и книга Жана Дю План Карпина «Любопытнейшее путешествие монаха Францисканского Ордена Жана Дю План Карпина, посыланного в 1246 г. в достоинстве Легата и Посла от Папы Иннокентия IV к татарам; им самим написанное, и заключающее в себе достоверные известия о тогдашнем в Европе и Азии могуществе татар; об одежде их, пище и питии; о политическом и гражданском правлении; об образе Богопочитания их; о поведении их на войне; об обрядах, наблюдаемых при свадьбах и погребениях, и о многих достопамятных произшествиях, касающихся до Российских великих князей» (Москва, 1800).
Интересы Пушкина были поистине всеобъемлющими, и это наложило яркий отпечаток на характер его библиотеки, содержащей книги по истории России, источники о народностях и обычаях. Библиотека поражает многосторонностью интересов его владельца, не превращаясь при этом в собрание случайно подобранных книг. К сожалению, неизвестно как были расставлены книги поэта, кто занимался расстановкой, систематизацией собрания. Но даже те сведения, которые мы получили, значительно расширяют наш кругозор.
Благодаря исследованию Бориса Львовича Модзалевского наши современники могут изучать систематизированную книжную коллекцию с различных позиций. Научная работа Модзалевского — целостное библиографическое исследование, воссоздавшее образную (имиджевую) картину наполнения уникального книжного собрания А. С. Пушкина.
Тема «Православные издания из личной библиотеки А. С. Пушкина» требует дальнейшей проработки. Необходимо изучить вторую часть книжного собрания — каталог книг и периодических изданий на иностранных языках, выявить в электронных библиотеках и цифровых коллекциях для того, чтобы каждый желающий, имея ссылку на
ИСТОЧНИКИ:
Модзалевский, Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина [Текст]. – Репринт. воспр. изд., вышедшего в 1910 г. – М. :
Модзалевский, Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина [Текст] : прил. к репринт. изд. – Москва : Книга, 1988. – 116 с.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: