tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Макарова Наталия Анатольевна,
заведующая Региональным центром доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина
Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

Православные издания в книжной коллекции А. С. Пушкина

Современные светские и духовные (епархиальные, приходские) библиотеки, православные электронные ресурсы, духовно-нравственные, патриотические источники играют важную роль в формировании гражданских и нравственных позиций личности, духовном взрастании подрастающего поколения. Не менее важную миссию выполняют личные библиотеки, которые мы рассматриваем как компонент формирования и развития духовно-нравственных качеств личности. Огромный интерес для исследователей, библиотекарей, книголюбов, библиофилов представляет личная библиотека А. С. Пушкина.

Библиотека Пушкина является ценнейшим источником изучения литературных, научных, философских, общественных, книговедческих интересов поэта, его читательской активности, духовно-нравственного потенциала. Известно, что поэт читал много и жадно, тратил на книги немалые суммы. О его исключительной начитанности ходили легенды. Известно также, что Пушкин являлся владельцем богатейшей библиотеки с изданиями 1596–1837 гг. После его смерти многие книги были утрачены, удалось сохранить лишь 4000 экз., которые хранятся в Санкт-Петербурге, в библиотеке Пушкинского дома Российской Академии наук. Большая часть коллекции на иностранных языках, лишь 527 из этих книг на русском языке.

Судьба библиотеки прослеживается лишь после смерти поэта. Разобрать книги и бумаги в кабинете поэта было поручено А. А. Краевскому, который пригласил в помощники И. П. Сахарова. Точных сведений о том, чем окончилась разборка библиотеки нет, но достоверно известно, что в это дело вмешалась опека, учреждённая над детьми и имуществом Пушкина.

11 февраля 1837 г. опека приступила к описи всего имущества.

В её задачи входило также составление описи раритетной библиотеки. Известно, что все книги, значившиеся по описи, были запечатаны в 24 ящика и находились в ведении опеки вплоть до 1841 г. И только спустя 4 года книги вместе с другими вещами поэта были переданы Н. Н. Пушкиной. Впоследствии отслежено распыление библиотеки, уже никем не оберегаемой. Претерпев ряд перевозок с места на место, она, наконец, в 1906 г. была приобретена Академией наук.

Библиотека Пушкина — одна из немногих, удостоенных тщательного изучения. Выдающийся пушкинист Борис Львович Модзалевский провёл уникальное исследование: изучил книжное собрание А. С. Пушкина. В 1910 г. появилось его издание «Библиотека А. С. Пушкина. Библиографическое описание» — результат его трудоёмкого изыскания. Участники Питиримовских чтений могут познакомиться с репринтным изданием Модзалевского. Радость общения с этой книгой мы получили благодаря тамбовскому краеведу, экслибрисисту, библиофилу В. А. Свирщевскому (к сожалению, теперь его нет с нами). Этот человек знал ценность каждой книги и считал, что такой подарок обязательно принесёт пользу. С помощью Владимира Антоновича мы узнали что такое «перфеличе» и теперь более обстоятельно познаем библиотеку Пушкина.

Проработав систематизированный по различным признакам каталог книг из библиотеки А. С. Пушкина на русском языке, хочется отметить то, что данная часть книжного собрания содержит небольшое количество источников православного и религиозного содержания — всего 26 наименований изданий. Исследовательские ожидания не оправдались. Возможно, большинство раритетов представлено на иностранных языках; худшие предположения: книжные памятники утрачены, расхищены в своё время.

В основном каталоге отражены следующие православные источники:

1. Алексеев, П. Церковный словарь, или истолкование славенских, также маловразумительных древних и иноязычных речений, положенных без перевода в Священном Писании, и содержащихся в других церковных и духовных книгах, с присовокуплением некоторых церковных Ирмосов, в российском переводе... – изд. 4-е. вновь пересмотренное, исправленное и противу прежних трех изданий весьма знатным количеством слов и речений приумноженное. – СПб., 1817–1819.

2. Алексеев, П. Дополнение к церковному словарю, сочиненное московскаго Архангельскаго собора протоиереем, императорского московскаго университета катехизатором. – М., 1776.

3. Алексеев, П. Продолжение Церковного словаря. – 1779 г.

4. Иоаннов, А. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах. О их учении, делах и разногласиях. Собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святаго Духа, что на большой Охте / протоиерей Андрей Иоаннов. – изд. 4-е. – СПб. : Тип. И. Глазунова, 1831.

5. Любопытный месяцеслов московский и всероссийския церкви, заключающий в себе двенадцать месяцев, расположенные по числам господские, Богородичные праздники и всех святых, с их жизнеописанием, под оными заключающиеся крестные ходы, с бытописанием, также торжества и поминовения царския, с достопамятным произшествием оных, наконец во имя тех праздников, или святых находящиеся в россии монастыри, с историею оных. Азбучным порядком расположенные. На сей 1794 г. – М., Университетская тип., 1794. – 557 с.

6. Малов, А. Краткий священный словарь, составленный императорской Российской академии членом, потоиереем Алексеем Маловым. – СПб. : В тип. Императ. Рос. акад., 1835. – 406 с.

7. [Муравьев, А. Н. ] Путешествие ко святым местам в 1830 г. В 2 ч. – СПб. : В тип., состоящей при III Отделении собственной его императорского величества канцелярии, 1832. – 552 с.

8. [Муравьев, А. Н. ] Путешествие ко святым местам в 1830 г. Ч. 1. – Изд. 3-е. – СПб. : В тип. III отделения собств. Е. И. В. Канцелярии, 1835.

9. Месяцослов на (высокосный) 1836 год. – СПб. : При императорской Академии наук. – 300 с.

10. Новый завет господа нашего Иисуса Христа. Напечатан на сербском языку, иждивением российского библейского общества. По переводу Афанасия Стойковича. – СПб. : В тип. Рос. Библейского общества, 1824. – 636 с.

11. [Орлов яков Васильевич] Описание монастырей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам. Также храмовых праздников и достопамятных произшествий, случившихся в них; с присовокуплением известий о всех Соборных, монастырских, ружных и приходских церквах, в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге находящихся, когда оныя построены и в какие числа бывают храмовыя праздники. – Изд. 4-е. – М. : В тип. С. Селивановскаго, 1817. – [336] с.

12. Орлов яков Васильевич. Памятник событий в церкви и Отечестве, содержащий в себе: историю церковных праздников, жития святых, историческое изображение состояния Греко-российския Церкви и Духовенства, деяния всех Российских государей, славные подвиги полководцев, жизнь знаменитых Министров и Ученых мужей, отличныя дела людей всякого состояния, и вообще Отечественные достопамятности каждого дни в году, случившаяся от времен Рурика до вторичного вступления в Париж с победоносным воинством Государя Императора Александра первого. Сочиненный всеобщей и церковной истории Профессором, надворным советником и кавалером Яковом Орловым. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : В тип. С. Селивановского, 1818. – [1947] c.

13. Собрание древних Российских пословиц / печатаны при Императорском Московском университете. – 1770. – 322 с.

Многие пословицы отмечены карандашом, крестиком, а именно:

В дураке и Бог не волен.
Денежка манна и попа в яму завела.
Не всякой в старцы стрижется для Иисуса, иной и для хлеба куса.
Не верь вору, что божится, он и кнута не боится.
Не грози попу церковью.

Одна пословица приписана рукой Пушкина и актуальна даже в наши дни: «В кабак далеко, да ходить легко — в церковь близко да ходить склизко».

14. [Соколов Петр Иванович] Общий церковно-славяно-российский словарь, или собрание речений как отечественных, так и иностранных, в церковно-славянском и российском наречиях употребляемых, каковы суть: названия богословские, философские, математические, к естественной истории принадлежащие, юридические, военные, относящиеся до торговли, художеств, ремесел и проч. По поручению Комитета устройства учебных заведений, составленное П...С... с присовокуплением таблиц склонений и спряжений, заимствованных из Грамматики Г. Востокова, напечатанной в 1832 году и введенной в употребление в нижних и средних учебн. Заведениях. – СПб. : в тип. Императорской Российской Академии, 1834. – 3518 стб.

Из книг, бывших в библиотеке Пушкина, но не сохранившихся Модзалевский выделяет:

1. Две Библии — какие из изданий не установлено.

2. От Матфея святого благовествование — очень редкое издание на 96 страницах.

3. Иеромонах Павел. Краткое историческое описание Святотроицкия Сергиевы лавры с приложением знатных происшествий, случившихся во оной. Сочиненное оныя Лавры Наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1872. – 68 с.

4. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки. В 2 кн. Кн. 1. Мудрыя сказания в святочные вечера разумной ключницы боярина Растоплюхина, тетушки моей Соломониды Патрикеевны. – М. : Тип. М. Пономарева, 1836. – 122 с.

5. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки. В 2 кн. Кн. 2. Пересказки старостина племянника, Артамона Фалалеева. – М.: тип. М. Пономарева, 1836. – 50 с.

6. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / [Эристов, кн. Д. А. и Яковлев М. Л.]. – СПб., 1836. – [330] с.

7. [Шушерин Иван] Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. В Санкт-Петербурге печатано при Императорской Академии Наук иждивением издателя 1784 года. – 225 с.

8. [Шушерин Иван] Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. В Санкт-Петербурге печатано при Императорской Академии Наук иждивением издателя 1817 года.

9. Юнг-Штиллинг, И. Г. Победная повесть, или торжество веры христианской, творение И. Г. Юнг-Штиллинга. – СПб.: В Морской тип., 1815. – [470] с.

Из партии подаренных Пушкиным книг:

1. Четырехтомник «Торжество Евангелие» (СПб., 1821 г.) — подарено сестре Ольге Сергеевне Павлищевой.

2. «Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря». ( М., 1815) — подарено А. Н. Муравьеву

В собрании можно встретить и экземпляры религиозного содержания, свидетельствующие о разносторонних интересах владельца. Это «Коран» на французском языке и книга Жана Дю План Карпина «Любопытнейшее путешествие монаха Францисканского Ордена Жана Дю План Карпина, посыланного в 1246 г. в достоинстве Легата и Посла от Папы Иннокентия IV к татарам; им самим написанное, и заключающее в себе достоверные известия о тогдашнем в Европе и Азии могуществе татар; об одежде их, пище и питии; о политическом и гражданском правлении; об образе Богопочитания их; о поведении их на войне; об обрядах, наблюдаемых при свадьбах и погребениях, и о многих достопамятных произшествиях, касающихся до Российских великих князей» (Москва, 1800).

Интересы Пушкина были поистине всеобъемлющими, и это наложило яркий отпечаток на характер его библиотеки, содержащей книги по истории России, источники о народностях и обычаях. Библиотека поражает многосторонностью интересов его владельца, не превращаясь при этом в собрание случайно подобранных книг. К сожалению, неизвестно как были расставлены книги поэта, кто занимался расстановкой, систематизацией собрания. Но даже те сведения, которые мы получили, значительно расширяют наш кругозор.

Благодаря исследованию Бориса Львовича Модзалевского наши современники могут изучать систематизированную книжную коллекцию с различных позиций. Научная работа Модзалевского — целостное библиографическое исследование, воссоздавшее образную (имиджевую) картину наполнения уникального книжного собрания А. С. Пушкина.

Тема «Православные издания из личной библиотеки А. С. Пушкина» требует дальнейшей проработки. Необходимо изучить вторую часть книжного собрания — каталог книг и периодических изданий на иностранных языках, выявить в электронных библиотеках и цифровых коллекциях для того, чтобы каждый желающий, имея ссылку на Интернет-ресурс, мог читать и листать виртуальные страницы книжных памятников православного и религиозного содержания, которые отобрал для своей библиотеки сам Александр Сергеевич Пушкин. Работники Регионального центра Президентской библиотеки ведут поиск электронных копий перечисленных изданий в фонде Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

ИСТОЧНИКИ:

Модзалевский, Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина [Текст]. – Репринт. воспр. изд., вышедшего в 1910 г. – М. : Изд-во «Книга», 1988. – 442 с. – Вых. дан. ориг. : Модзалевский, Б. Л.  Библиотека А. С. Пушкина (библиографическое описание) : отдельный оттиск из издания «Пушкин и его современники», вып. IX–X. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1910. – 442 с.

Модзалевский, Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина [Текст] : прил. к репринт. изд. – Москва : Книга, 1988. – 116 с.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю