tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Киреев Владимир Андреевич,
студент III курса
Тамбовской Духовной семинарии

Деятельность святителя Питирима, епископа Тамбовского и Козловского, на Тамбовской кафедре в 1686–1697 годах

Святитель Питирим родился 27 февраля 1644 году в городе Вязьме Смоленской губернии, во времена патриаршества V Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и в царствование Царя и Великого Князя Михаила Федоровича Романова, первого царя из династии Романовых. Родителей святителя Питирима (Прокопия) звали Алексей и Евдокия.

По окончании учения Прокопий исполнил давнее желание своего боголюбивого сердца и стал послушником Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря.

Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии и начальства, и вот на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, в честь великого подвижника преподобного Питирима, Великопермского чудотворца. С 30 января 1677 года Питирим становится настоятелем монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита. Ему было всего 32 года.

Предтечев монастырь был основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским в юго-западном предместье города Вязьмы, вблизи реки Бебри.

По делам монастыря архимандриту Питириму, без сомнения, приходилось часто бывать в Москве у Крутицкого митрополита и у самого патриарха. Оба иерарха не могли не оценить выдающихся административных и хозяйственных способностей архимандрита Питирима, его ревности о церковном благолепии, которую он обнаружил в деле об иконе Аркадия Вяземского. Эти достоинства и остановили внимание патриарха на Вяземском архимандрите, когда потребовался епископ для Тамбовской кафедры.

Тамбовская епархия была образована незадолго до прибытия на Тамбовскую кафедру святителя Питирима. Первым епископом Тамбовским стал епископ Леонтий (епископ Леонтий пробыл в Тамбове епископом 8 месяцев и 7 дней — с 24 ноября 1683 года по 1 июля 1684 года).

Патриарху предстояла теперь нелегкая задача — избрать нового епископа для отдаленной и скудной по размерам и средствам нашей епархии. Конечно, из ближайших кандидатов на епископство — настоятелей Московских монастырей — в то время никто бы не пожелал поехать в Тамбовский край. Для многих провинциальных архимандритов сан Тамбовского епископа тогда не представлял ничего привлекательного. Поэтому, кода выбор пал на архимандрита Питирима, последний не мог особенно охотно согласиться на предложение патриарха. Притом, вместе с мыслью о трудностях и невзгодах предстоящего служения, архимандрита Питирима удерживала ещё естественная привязанность к родным местам и особенно — к Предтечеву монастырю. И если он, все-таки, принял назначение в Тамбов, то, во всяком случае, не по каким-либо расчётам честолюбия, а только по своему необыкновенному смирению и особому настоянию патриарха.

Предание, записанное на гробнице святителя Питирима, говорит, что он был назначен на Тамбовскую кафедру 1 сентября 1684 года.

В официальной записке о поставлении архимандрита Питирима в епископы в Тамбов, от 1685 года, о самом поставлении сказано следующее: «Февраля въ 15 день, въ день недельный, повеленіемъ государей царей и великихъ князей Іоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великія и малыя и белыя Россіи самодержцовъ, великій господинъ святейшій Іоакимъ патріархъ Московскій и всея Россіи поставилъ во епископы въ Тамбовъ изъ Вязьмы Предтечева монастыря архимандрита Питирима въ соборной церкви Успенія Пресвятыя Богородицы (въ Москве). А во время действа, по указу великихъ государей, въ соборной церкви были: окольничей князь Степанъ Феодоровичъ Львовъ, думной дворянинъ Максимъ Исаевичъ Сунбуловъ, думной дьякъ Григорій Карповъ сынъ Богдановъ. А после действа и литургіи за нимъ, епископомъ, какъ онъ былъ у нихъ великихъ государей и до подворья провожали его вышеписанные думной дворянинъ и думной дьякъ, а окольничему быть невелено».

При открытии епархии, Тамбовскому епископу назначены были «во удовольствование» два монастыря: Троицкий и Мамонтов; за ними, по переписи 1678 года, значилось 130 дворов.

16 апреля 1685 года святитель Питирим «вошелъ съ прошеніемъ къ благовернымъ государямъ и великимъ князьямъ Іоанну и Петру Алексеевичамъ и соцарствовавшей имъ, великой княжне, Софье Алексеевне, прося ихъ даровать на содержаніе ему и Спасо-Преображенскому собору, вместо прежнихъ скудныхъ монастырей, Троицкаго и Мамонтовскаго, другіе более состоятельные».

После довольно продолжительной переписки указом от 10 декабря 1685 года Чернеев монастырь был отдан Преосвященному Питириму «на пропитание со всем причтом».

Путь из Москвы в Тамбов лежал через первый город назначенной ему епархии — Козлов. Святитель Питирим въехал в город Козлов в день своего рождения 27 февраля 1686 года, где посетил Свято-Троицкий мужской монастырь. Епископ Питирим провёл в монастыре не менее трёх дней, проникся нуждами здешней братии. Есть мнение, что святитель Питирим при первом своём свидании, расположил козловцев «соорудить в Троицкой обители новый, каменный храм».

Не без участия святителя Питирима в 1686 году Троицкому монастырю государевым указом были приписаны покосные земли, хлебные поля и права на владение Кривополянской мельницей, а также сенные покосы за Польным Воронежем. С целью административной близости к Владыке в начале 1687 года монастырь обрел дворовое место (подворье) в Тамбове. Ввиду этого архимандрит Дорофей и обратился к святителю за новой грамотой, которая была выдана ему не 5 апреля 1686 года, а 3 апреля 1687 года, то есть уже спустя год по приезду святителя Питирима в Тамбов.

В первую пасху 1686 года святитель Питирим устроил в Тамбове крестные ходы в подражание Вязьме, где они существуют по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона с 1655 года. «Лета 7194 (1686 года) апреля в 13 день постави сей образ распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на градских вратах преосвященный Питирим, епископ Тамбовский на поклонение всему православному миру».

Преосвященный Питирим 19 августа 1692 года послал от себя в новоотстроенный храм на благословение обители благолепный образ Живоначальной Троицы «в окладе с венцами и гривнами златыми».

Святитель Питирим позаботился устроить для несчастных жителей села Донское церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 15 сентября 1688 года святитель Питирим «заложил монастырь и посвятил его предтечи и Крестителю Господню Иоанну, в память того монастыря, где начал подвизаться он сам и где провел все время подвижнической жизни до самого своего вступления в управление Тамбовскою паствою».

При содействии святителя Питирима было отведено 135 десятин пахотной земли и 15 десятин сенных покосов. В 1691 году Григорий Мартынов «с товарыщи» сдали монастырю «из оборку своей бортной ухожью с бортной делью, старыми и молодыми пчелами, с рыною и со звериною ловлею, с озеры и с истоки и со всяким вотчиным погодьем».

В этом же 1691 году храм был освящен сами Преосвященным Питиримом — основателем обители. Новоустроенный монастырь назван Трегуляевым Предтеченским монастырем.

Женская обитель была построена на левом берегу реки Студенца, неподалеку от собора, вне черты города. В 1690 году здесь был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня, от чего и монастырь был назван девичьим Вознесенским монастырем. Первой настоятельницей монастыря стала родная сестра Преосвященного Питирима, Екатерина, которую он вызвал из Вяземского (Ильинского) монастыря. При учреждении епархии кафедральным собором в Тамбове сделалась соборная церковь Преображения Господня, стоявшая в крепости и современная самому основанию города. Ко времени приезда епископа Питирима деревянный Тамбовский собор, за целые 50 лет своего существования, должен был сильно обветшать. Поэтому, о построении нового собора, который соответствовал бы достоинству кафедрального города, надо полагать, занимала святителя с самых первых дней его жизни в Тамбове. Но недостаток средств не позволял тотчас приняться за постройку собора. Преосвященный Питирим терпеливо ждал и, вероятно, постепенно готовил нужные материалы: камень, известь, кирпичи. Наконец, почти через 8 лет по прибытии в епархию, с благословения Святейшего Патриарха Адриана, Преосвященный Питирим «застроил» новый каменный собор, приняв за образец план и фасад рязанского собора, только уменьшенный в несколько раз. При заготовленных заранее средствах быстро пошла постройка нового храма. Несмотря на его массивность (27 аршин в квадрате, кроме алтарей), и толщину стен (3 аршина) в одно почти лето возведены были стены в вышину на двадцать аршин. Постройка шла под надзором самого святителя. При этой постройке святитель вполне показал свое усердие к храму Божию, равно как искреннее, неподдельное смирение и простоту, достойную избранных Божиих. Заведовав и распоряжаясь постройкой, во всё вникая сам и следя постоянно за ходом работы, он в тоже время был работником — подавал и носил кирпичи работающим и вообще принимал участие в работе, где только мог сделать что-либо для пользы строящегося храма.

За время правления святителя Питирима число церквей в Тамбовской епархии увеличилось на 9 (в 1683 году в Тамбовской епархии числилось 159 церквей, а в 1699 году — 168 церквей). Пастырская ревность святителя, без сомнения, не могла ограничиваться заботами об одном лишь «врученном ему Богом стаде». В интересах своей паствы святитель Питирим должен был, с одной стороны, обратить внимание на остатки язычества в пределах его епархии, с другой — принять меры против усиления раскола.

От своего предшественника по кафедре преосвященный Питирим не получил никакого хозяйственного наследства. Своими личными хлопотами в Москве он достиг пожалования «для всякой домовой нужды и пропитания» трех монастырей. Но когда святитель Питирим покидал Москву, эти монастыри еще не были надлежащим образом укреплены за Тамбовской кафедрой. Их вотчины были «отказаны» и отказные книги присланы в Приказ Большого Дворца; но жалованной грамоты на них святитель Питирим еще не получил. 16 апреля 1686 года святитель Питирим обратился к правительству с челобитной о выдаче грамоты, которая была дана ему 11 сентября 1686 года.

1 февраля 1693 года, святитель Питирим писал о том, чтобы за его кафедрой был отдан и закреплён Чернеев Николаевский мужской монастырь.

На этот раз ходатайство Преосвященного Питирима было уважено. Поместный приказ во главе с боярином Петром Васильевичем Шереметевым отписал Тамбовской кафедре все вотчины по вкладной Матвея Колмака, и, кроме того, по данной монастырского крестьянина Ивашки Карачанского бортный ухожей по Хопру, по обе стороны от медвежья истоку по перевозный исток, а на сколько верст какого угодья, то это в писцовых книгах написано не было.

С этого времени древний Чернеев монастырь вышел из-под опеки Донского казачества и стал Тамбовскою кафедральною вотчиною вечно. «И какъ къ вамъ, писали Донскому войску цари Иоанн и Петр Алексеевичи — ся наша великихъ государей грамота придетъ и вы бъ, атаманы и казаки, въ вотчины преосвященнаго Питирима не вступались подъ жестокимъ своимъ войсковымъ приговоромъ накрепко».

Одновременно с хлопотами по укреплению и ограждению вотчин, преосвященный Питирим вёл очень сложные дела о новых пожалованиях. В 7194 (1686 году) 8 июля Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский, писал Великим Государям Царям и Великим Князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу всей великой, и малой и белой России самодержцам: «Въ Тамбовскомъ уезде въ лесу Талинская Поляна внизъ по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше внизъ же по обе стороны лежитъ порозжа ковыльная земля; а ему въ Тамбовскомъ уезде подъ пашню и селитьбу крестьянъ земли нигде ничего не дано; просилъ ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему въ домъ подъ пашню и селитьбу».

Приказ Большого Дворца потребовал от Тамбовского воеводы обстоятельных сведений о земле и угодьях. «И по той грамоте Алексей Лутохинъ и после сего стольникъ и воевода Лаврентій Дуловъ что учинили, о томъ до переменъ своихъ ничего не писали и сыска и досмотра не присылали».

Желая поселить на этой земле крестьян и завести, таким образом, правильное хозяйство, Преосвященный Питирим в следующем (7200) 1692 году просил о выдаче «ввозной грамоты» на Талинскую поляну, а сам распорядился построить здесь «двор» и прорубить дорогу через заповедный Цнинский лес.

Таким образом, Преосвященный Питирим приобрел и эти нужные ему владения. Но скоро ему пришлось испытать некоторое искушение: подаренную ему землю хотели у него отбить и святителю Питириму поэтому, снова приходилось вести долгие бумажные сношения с правительством. Но и тут святитель Питирим проявил достаточную ревность и свойственную ему энергию, желая обеспечить свою кафедру не для себя только и своего времени, но и для своих преемников — на последующее время.

Опасаясь при новом отводе за целость своего участка, святитель Питирим поспешил подать «спорное прошение», и ходатайствовал о выдаче ему выписи на землю по урочищам. 22 декабря 1694 года выпись была выдана, а 19 сентября 1695 года по челобитной Преосвященного Питирима его владения на Талинской поляне отмежеваны от соседних «поместных» дач тамбовцев, дворян и боярских детей.

Приказ Большого Дворца не был уведомлен об окончательном результате по этому делу до 1694 года, и только в 1694 году, великими князьями просимая Преосвященным епископом Питиримом земля, окончательно отдана была ему в полное его распоряжение и владение. В следующем 1695 году, по просьбе святителя Питирима, ему была дана форменная выпись из отказных книг от Большого Дворца, а в 1696 году просимая земля была уже окончательно отмежевана, с полным её ограждением, как собственности Тамбовской архиерейской кафедры... Скольких же трудов и беспокойств это стоило неутомимому труженику, святителю Питириму!

Другим, не менее хлопотливым, делом для святителя Питирима было приобретение 600 десятин земли в пользу Вышинской пустыни. В 1686 году святитель Питирим просил в Поместном приказе приписать к Вышинской пустыни дикое поле по реке Ките «в дачу статейнаго пожалования». Но так как это поле прилегало к владениям Кириллова монастыря, то челобитье святителя Питирима, без сомнения по воздействию Кирилловых властей, долго лежало без движения. Через 5 лет святитель Питирим подал новое прошение, и дело было решено в пользу Вышинской пустыни.

Рассказав об этих приобретениях святителя Питирима, постараемся теперь, насколько возможно, выразить в цифрах размеры его владений. Как видно из жалованной грамоты, Чернеев монастырь поступил в распоряжении Преосвященного Питирима, имея 4 села: Чернеево, Княжево, Высокое, Покровское, и монастырскую слободку. В этих селах — 638 дворов крестьян, 748 четвертей пашни, 274 десятины сенных покосов, большой «черный» лес, 2 мельницы, рыбные ловли и бортные места по разным рекам. За Успенским монастырем, что на Проломе, было 17 дворов крестьян, 49 четвертей пашни, 6 десятин сенных покосов и 2 десятины леса. Вышинская пустынь имела 89 четвертей пахотной земли, 70 десятин покосов и рыбные ловли по реке Цне и Выше. Если к этому прибавить 1200 четвертей земли в Тамбовском уезде и столько же по реке Ките, то вотчинные владения нашей кафедры при Преосвященном Питириме в общем итоге составят 655 дворов и 1993 десятины земли (пахотной и луговой).

По официальным данным Савальская вотчина приносила Тамбовскому епископу 30 возов рыбы и более 20 пудов меда в год, и это несмотря на то, что донские казаки постоянно опустошали эту вотчину, ловили в ней рыбу, рубили бортные деревья и за два года выдернули 32 роя пчел. Таким образом, доходами с монастырских вотчин нужды Тамбовской кафедры были вполне обеспечены.

Из других хозяйственных предприятий святителя Питирима явилось построение им в Тамбове архиерейского дома и при нём различных служб. На берегу реки Цны, за кафедральным собором, святитель Питирим выстроил небольшой одноэтажный каменный дом в 5 комнат, со сводами, железными дверями и ставнями. По другую сторону собора были помещены различные хозяйственные постройки: кладовые, погреба и прочее. К сожалению, все эти здания до настоящего времени не сохранились.

Кончина святителя Питирима вызвала искренние слёзы у всех его духовных чад. По словам одной рукописи «вся паства, от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме как об отце родном». Это трогательное единодушие в скорби о почившем святителе Питириме объясняется, конечно же, теми высокими добродетелями, в которых, как сообщает нам Тамбовская летопись «успевал» святитель. К прискорбью всей Тамбовской паствы очень рано отошел к Господу из этой жизни благочестивый и деятельный архипастырь: постоянные, неусыпные труды, изнурительные работы, а вместе с тем строгое воздержание, пост и неусыпные моления сократили его драгоценную жизнь, исполненную преизбытком его добрых плодов. Святитель Питирим скончался, не достигнув настоящей старости, на пятьдесят четвёртом году своей жизни, правив Тамбовской епархией 13 лет, 5 месяцев и 13 дней. Кончина святителя Питирима последовала 28 июля (10 августа по н.с.) 1697 года. Благодарственные современники, дорожа памятью достойного святителя, увековечили не только день, но час кончины святителя Питирима. С поворотом солнца к западу, ровно в 12 часов дня, склонилось к западу светило Тамбовское, как бы в ознаменование будущей судьбы Тамбовской паствы, которая вскоре после смерти святителя Питирима целые 58 лет, оставалась без архипастыря. Над тем местом, где было положено тело святителя Питирима, после его кончины, была поставлена деревянная резная, по краям крашеная золотом, гробница. Обозначив на гробнице время поступления Преосященнейшего святителя Питирима для управления Тамбовской паствой, его прибытие в Тамбов, всё его время управления Тамбовской епархией, время кончины, благодарная паства в ознаменование особого благочестия своего архипастыря, желая более увековечить достойную память святителя, на этой же гробнице была сделана надпись некоторых особенно поразительных стихов, вполне соответствующих христианскому смирению и кротости архипастыря, чистоте и святости его жизни и вместе с его стремлением к нескончаемому, вечному блаженству праведных:

«Божиею милостию преосвященный Питирим, епископ Тамбовский, его же честное тело и многотрудное положено в сем месте. Аминь».

«Духовная моя братия и спостницы! Не забудите мя, егда молитеся; но видевше мой гроб, поминайте мою любовь и молитеся Христу, да учинит дух мой с праведными».

«Воспоминаю вам, братие мои и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу. Молю, прошу и мли ся дею: навыкайте сим в память, и плачите мене день и нощь ,якоже Иов к другом, реку к вам: седите, паки рещи аллилуия».

«В вере и надежде и любви пожил еси, приснопамятне; тем же тя Превечный Бог, Ему же и работал еси сам, вчинит дух в месте светле и красне, идеже праведнии упокоеваются, и получиши на суде Христове оставление и велию милость». Этими стихами гробница святителя Питирима была исписана со всех трёх сторон, обращенных к молящимся. Четвёртая сторона гробницы не была исписана, так как была прислонена к стене храма. Над гробницей для постоянной, неизгладимой памяти самих черт лица святителя Питирима был помещён портрет.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю