tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Суслова Ольга Александровна,
заведующий информационно-сервисным центром
ТОГБУК «ТОУНБ им. А. С. Пушкина»

Литературные проекты библиотек: «Дискуссия в молодёжной среде: тактика библиотекаря»

Дискуссионная площадка «Тамбовские диалоги» стала новаторским направлением в работе областной библиотеки им. А. С. Пушкина, так как для проекта была выбрана форма творческой дискуссии. Такой тип близок библиотекам как исторически, так и по их просветительским, общественным задачам, но встречается довольно редко, как представляется, по причине сложности его внедрения: похожий на импровизационный театр, он требует специфических умений от модератора и определенного настроения, опыта от дискутирующих. Особенно сложно проводить такие встречи со школьниками, которым не всегда доверяют высказать свое мнение на уроках. Трудная задача — научить современного подростка внятно и вежливо формулировать, а затем выражать свою точку зрения, приводить аргументы, отвечать на вопросы, стала стимулом к продвижению проекта.

Все методики автор проекта разрабатывал самостоятельно на основе психологических и педагогических приемов. Выбранный формат стал залогом успеха «Тамбовских диалогов». После окончания проекта в 2013 году его можно было признать не только удачным, но и важным для библиотеки. Поэтому работа площадки перешла на постоянную основу. Дискуссии проходили в 2014 и 2015 годах и запланированы на 2016 год.

Останавливаясь более подробно на этапах претворения проекта в жизнь, стоит обрисовать проблемную ситуацию, ставшую толчком к возникновению идеи. В ходе работы библиотеки было замечено, что учащиеся школ и студенты гуманитарных специальностей ощущают острую потребность в получении навыков искусства диалога, однако в рамках учебного процесса такой практики недостаточно, и она всегда зависит от учителя и сформированных за время обучения стереотипов поведения и распределения ролей внутри учебной группы. Создание такой площадки на независимой территории, где модераторами выступят не преподаватели, а незнакомые профессионалы, позволит вывести диалог за рамки «вопрос-ответ». Умение высказывать свои мысли, спорить, не переходя границы и соблюдая сдержанность, отстаивать свою точку зрения, подбирая аргументы и выстраивая определенную линию поведения, — навыки, необходимые любому человеку, а для учащихся гуманитарных направлений такие умения — часть будущей профессии, определяющие степень успешности.

Основной темой для проведения дискуссий было выбрано краеведение, значение которого в формировании отношения школьника или студента к людям, зданиям, событиям, природе и культуре места, где он живет, трудно переоценить. Но принципиально новым стал угол, под которым освещается эта тема. Названия всех дискуссий напрямую связаны с деятелями и событиями, важными для Тамбовского края. Однако, в работе площадки не звучат исторические выкладки, не высказываются призывы к изучению той или иной краеведческой темы. В центре — всегда личность: личность автора, художника, характер персонажа, его индивидуальные качества. Прерогатива оценить и обсудить принадлежит молодому участнику дискуссии — школьнику, который и становится главным героем происходящего творческого диалога. Через параллели или противопоставления, выстраиваемые совместно с модератором, и возникает это чувство сопричастности, близости с человеком из истории. Такой эмоциональный подход обеспечивает затем неподдельный интерес у некоторых (конечно, не у всех) к той или иной вехе нашей истории.

Местом проведения «Тамбовских диалогов» может быть любое помещение: библиотека, школа, дом культуры. Так, графическая дискуссия «Сергей Рахманинов: Дом там, где сердце» с учащимися одной из тамбовских школ состоялась в музее-усадьбе «Ивановка».

Создан перечень самых удачных и востребованных тем, каждая из которых реализуется по своей методике. Это психологическая дискуссия о биографии Евгения Боратынского «Благословлённый быть несчастным», игровая дискуссия по поэме Михаила Лермонтова «Загадка тамбовской казначейши», театральная дискуссия о деяниях Гавриила Державина «Гражданин, поэтом облачась», упомянутая дискуссия о Сергее Рахманинове, дискуссия-фантазия «Лучший город на земле».

Говоря о конкретных примерах, стоит отметить, что обсуждение темы «Гражданин, поэтом облачась» наиболее сложное. Оно требует от учащихся многих знаний, а, главное, собственных суждений. На этапе выявления общественных проблем тем не менее участники показывают себя взвешенными, разносторонними, вдумчивыми людьми, которые внимательно наблюдают за всем происходящим во взрослом мире и справедливо ощущают себя его важной частью. Модератор предлагает всем дискутирующим примерить на себя различные социальные роли, разнящиеся по своим материальным, творческим, общественным возможностям, и представить способности каждой из ролей решать ключевые проблемы.

Самая популярная и востребованная тема творческого обсуждения посвящена Евгению Боратынскому, его интересной, сложной судьбе, тонко отразившейся в поэзии, и сегодняшнему восприятию черт человеческого характера. Учащиеся принимают участие в эмоциональном типе дискуссии — игровом конфликте, задача которого — побудить высказать свое мнение каждого участника, вне зависимости от его темперамента. Итог подобных встреч — возникновение поводов для дальнейших размышлений о ценностях современного общества. В целом, активные формы взаимодействия с аудиторией, направленные на развитие критического мышления, — основной метод работы дискуссионной площадки «Тамбовские диалоги».

Проект, оставаясь в границах определенных методик и приемов, показывает свою уверенную способность к трансформации, отклик на изменения и ожидания. Авторы продолжают разрабатывать новые темы, среди которых спорные фрагменты тамбовской истории и интересные для современного читателя произведения. Было замечено, что дискуссии способны оказывать некий терапевтический эффект на учителей и на отношения внутри классов. В процессе работы возникают не опробованные ранее форматы дискуссий, в которых отражены сегодняшние особенности общения молодёжи.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю