tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Емельянова Лариса Петровна,
главный библиотекарь методико-библиографического отдела
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека»

От исследования к чтению: выбор библиотекаря и читателя

Предметом разговора автора являются читательские предпочтения детских библиотекарей и самих детей. Речь идёт о результатах исследования профессионального чтения детских библиотекарей Тамбовской области 2014 года «Библиотекарь как читатель» и детского конкурса-голосования 2015 года «Нравится детям Тамбовской области».

В последнее время в профессиональных журналах встречается хорошая мысль, что в библиотеке главное не фонд (и не информация, и не компьютеры), а её читатели. Каков наш сегодняшний читатель — человек до 14 лет? Компьютизированный, информированный, свободолюбивый, незакомплексованный и всё равно растущий, познающий, нуждающийся в чьей-то поддержке.

Такую поддержку в социализации и социокультурной адаптации всегда оказывала маленькому человеку детская библиотека, потому что чтение — это мощный фактор развития личности. Но чтение — это и одна из профессиональных составляющих работы библиотекаря. Ведь в нашей стране библиотекарь всегда был проводником в мире книг, своеобразным экспертом в области литературы.

Вопросы профессионального чтения, информационной и читательской культуры детских библиотекарей Тамбовской области были предметом недавних исследований методической службы Тамбовской областной детской библиотеки в рамках реализуемого проекта «Профессия — библиотекарь».

Наши исследования не претендуют на репрезентативность, они не были такими масштабными. Мы просто предприняли попытку проанализировать, как относятся к чтению люди, от которых напрямую зависит читательское развитие детей.

В исследовании 2014 года «Библиотекарь как читатель» участвовало 130 библиотечных работников из детских и некоторых сельских библиотек 22-х муниципальных образований Тамбовской области. Из общего количества респондентов большую часть составили сотрудники отделов обслуживания — 65 %, руководители детских библиотек, заместители директоров по работе с детьми — 23 % участников, заведующие отделами обслуживания — 8 %, библиографы и методисты — 4 %.

Участниками исследования стали детские библиотекари всех возрастов, с разным стажем библиотечной работы и образованием. Высшее образование имеют 65 % участников, средне-специальное — 35 %. Преобладающее число детских библиотекарей (66 %) имеет стаж работы более 20 лет. 19 % составили специалисты с опытом работы от 10 до 20 лет. Молодые библиотекари, чей стаж менее 10 лет представлены в количестве 15 %.

Как видим, смена библиотечных кадров является серьёзной проблемой: специалистов в возрасте до 30 лет в детских библиотеках Тамбовской области всего 15 %.

Инициаторы исследования ставили ряд задач:

— выявить специфику профессионального чтения современного работающего библиотекаря,
— определить, как используется личный читательский опыт детского библиотекаря в его профессиональной деятельности,
— выявить источники информации о новой литературе, к которым прибегают библиотекари и используют в своей работе.

Библиотека, особенно детская, — это безопасная среда для маленького человека, где он встречается с внимательным и добрым к себе отношением. Поэтому нас порадовал тот факт, что практически половина респондентов (47 %) главной причиной прихода на работу в детскую библиотеку назвали любовь к детям.

Одна треть участников (35 %) сознательно получили профессиональное библиотечное образование, так как всегда хотели работать именно в библиотеке. Среди других мотивов прихода на работу в детскую библиотеку респонденты указали:

— любовь к чтению — 26 %,
— посоветовали знакомые — 8 %,
— устроил график — 5 %,
— нужно было трудоустроиться — 5 %

Можно сказать, что среди библиотекарей практически нет случайных людей: больше 80 % участников исследования имели положительный настрой на работу в библиотеке.

На вопрос: что для вас означает понятие «читающий библиотекарь»? — большинство (60 %) наших коллег ответили: «это библиотекарь, профессионально компетентный, отслеживающий новые тенденции в литературном творчестве, новые имена авторов. Значительная часть коллег акцентирует внимание на главной обязанности библиотечного работника (особенно детского) — руководстве чтением:

— «читаю книги, которые рекомендую читателям»,
— «я должна знать всё, что предлагаю своим читателям»,
— «библиотекарь должен иметь свой читательский вкус и способствовать формированию его у детей ».

Суммируя ответы коллег, скажем, что «читающий библиотекарь» — значит развивающийся, думающий, открытый для нового, увлекающий за собой.

Что же читают тамбовские библиотекари?

Отметим, что палитра читательских впечатлений и предпочтений библиотекарей оказалась богатой.

Наши библиотекари активно читают и новые мировые бестселлеры, и книги, отмеченные премиями «Русский Букер», «Книгуру», «Заветная мечта».

Значительное число респондентов увлечено русской прозой: классической и советской, а также современной российской. Задавая вопрос о последней прочитанной книге, оставившей след в душе, мы надеялись услышать имена современных авторов и названия книг, изданных не более 20 лет назад. Поэтому, опуская упомянутые респондентами классические произведения, назовём лидеров тения из современной прозы:

— П. Дашкова «Пакт»
— Т. Устинова «Неразрезанные страницы»
— В. Аксёнов «Остров Крым»
— Т. Корсакова «Час перед рассветом»
— А. Василенко «Камчатское одоление»
— Т. Тронина «На тёмных аллеях»
— Е. Вильмонт «Прощайте, калибри!»
— И. Кошкин «В августе 41-го»

Самым читаемым зарубежным автором, согласно анкетам, оказался Пауло Коэльо.

Фонды детских библиотек сегодня пополняются качественной историко-художественной литературой православной тематики, в том числе для детей. Десятая часть библиотекарей активно читают эти книги. Лидером чтения по числу голосов стала книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Характер профессиональных обязанностей наложил отпечаток на приоритетность книг, выбираемых нашими коллегами для чтения: 40 % библиотекарей регулярно читают произведения детской литературы. По популярности на первом месте у библиотекарей оказались книги Альберта Лиханова.

В «десятку» самых впечатляющих детских книг, по мнению библиотекарей, вошли следующие:

— Р. Бредбери «Всё лето в один день»
— Э. Эмден «Дом с волшебными окнами»
— В. Каверин «Два капитана»
— Т. Михеева «Не предавай меня!»
— Е. Ракитина «Серёжик»
— А. Жвалевский, Е. Пастернак «Москвест»
— Л. Воронкова «Девочка из города»
— О. Колпакова «Бука сама боится»
— А. Усачёв «Чудеса в Дедоморозовке»
— П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Итоговое процентное соотношение книг по содержанию, названных участниками исследования (круг чтения тамбовских библиотекарей):

40 % — литература для детей (российская и зарубежная, классическая и новейшего времени)
20 % — русская (российская) литература для взрослых (классика, советского периода и новейшая)
15 % — зарубежная литература для взрослых (классика и современность)
10 % — краеведческая, историческая, мемуарная литература
10 % — художественно-историческая литература христианской (православной) направленности
5 % — поэзия

Итак, вопреки распространённому мнению о незнании современными библиотекарями новой литературы, всё-таки, подавляющее большинство наших коллег, детских библиотекарей, регулярно читают новую художественную литературу и неплохо ориентируются в ней. Правда, при рекомендации книг юному читателю они нередко предпочитают не современные, а классические произведения.

Что является приоритетным для детского библиотекаря при рекомендации книги читателю?

Судя по ответам, «интересный момент в содержании», сюжет или тема произведения — это главный критерий для библиотечного специалиста при рекомендации книг ребёнку. Такой ответ дали 67 % наших коллег.

Для библиотекаря как неизменного руководителя детского чтения важными являются:

— интересы и увлечения конкретного ребёнка — 58 % голосов
— его индивидуальные и психологические особенности — 5 % голосов
— возраст —13 % голосов.

Традиционно детская книга всегда была наглядной, изображение преобладало над текстом, активизируя восприятие, творческие, игровые способности детей. Поэтому третья часть респондентов (28 %) считают важным внешнее оформление детских книг: хорошие иллюстрации, художественно-эстетическое оформление и полиграфическое исполнение. 8 % коллег обращают внимание на шрифт.

Чтение как работа души напрямую связано с качеством художественной литературы. При выборе книг для рекомендации 22 % детских библиотекарей, в первую очередь, обращают внимание на имя автора, его нравственную и гражданскую позицию.

Над вопросами: добрая ли книга? чему учит она ребёнка? какие чувства пробуждает? — задумываются 13 % детских библиотекарей.

Опираясь на читательский опыт коллег, мы предприняли попытку составить «золотую полку» детских книг для дошкольников и младших школьников, для подростков и старшеклассников. В итоге получилась следующая картина.

1. Рейтинг детских книг и авторов, предложенных библиотекарями, для дошкольников и младших школьников (по убывающей):

— Сказки (народные, литературные, зарубежные и русские), из них 50 % голосов отдано сказкам А. С. Пушкина
— К. Чуковский
— В. Драгунский
— Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
— А. Усачёв
— А. Барто
— Б. Заходер
— С. Маршак
— Н. Сладков
— Е. Чарушин
— Т. Александрова «Домовёнок Кузька»
— В. Бианки «Чей нос лучше?»
— И. Токмакова
— О. Колпакова «Занимательная биология»
— Е. Ракитина «Серёжик»
— Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково»

2. Рейтинг книг и авторов для подросткового возраста (по убывающей):

— В. Каверин «Два капитана»
— В. Осеева «Динка»
— Л. Чарская «Сибирочка»
— А. Лиханов «Чистые камушки»
— А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
— А. Алексин «Повести»
— В. Крапивин «Повести»
— Б. Алмазов «Я иду искать»
— В. Железников «Чучело»
— Е. Владимирова «Полоса препятствий»
— А. Гайдар «Повести и рассказы»
— В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»
— Г. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»
— В. Распутин «Прощание с Матёрой»
— О. Колпакова «Большое сочинение про бабушку»

Среди других, предложенных коллегами книг для подросткового чтения, были названы классические произведения зарубежной литературы (Ж. Верн, А. Линдгрен, М. Твен, Д. Лондон и др.).

Очень важный момент, на который пришлось обратить внимание: в списках рекомендуемых книг очень мало произведений современных российских авторов — всего 15,5 %. Предполагаем, что причина — в отсутствии таковых в детских библиотеках.

Что советуют библиотекари поставить на «золотую полку» для чтения старшеклассников?

Библиотечные специалисты солидарны в том, что старшеклассники должны читать классику (русскую и зарубежную). За классические произведения проголосовало большинство наших коллег.

В рейтинге других рекомендуемых произведений представлены русские (российские) авторы, среди которых (по убывающей):

— А. Лиханов «Солнечное затмение»
— Ю. Вознесенская «Путь Кассандры»
— В. Шукшин «Светлые души»
— Л.Симонова «Лабиринт»
— Т. Крюкова «Мир кино. Костя+ Ника»
— И. Шмелёв «Лето Господне»
— Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
— В. Добряков «Повести»
— Т. Михеева «Не предавай меня»
— Т. Воробей «Свидание вслепую»
— Г. Щербакова «Вам и не снилось»
— М. Самарский «Радуга для друга»
— Ю. Сотник «Ясновидящая, или Эта ужасная улица»
— А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
— А. Рыбаков «Дети Арбата»

Особую роль в чтении старшеклассников библиотекари отводят поэтическим произведениям русской литературы.

Как видим, круг чтения детских библиотекарей достаточно широк, но для большинства наших коллег приоритетным является чтение детской литературы. Личный читательский опыт детские библиотекари с успехом используют в своей работе, чаще отдавая предпочтение не современным, а классическим произведениям. Не секрет, что издаётся всё больше книг, которые мы не хотели бы рекомендовать своим читателям. В связи с этим прозвучало конструктивное предложение о необходимости совместного обсуждения качества детской литературы, с приглашением специалистов-филологов.

Медиасреда сегодня во многом меняет поведение и определяет развитие подрастающего поколения. «Дети не читают», — говорят взрослые. Но дети, как и взрослые, бывают разные.

Читают или не читают, лучше спросить у самих детей. Так решили специалисты нашей библиотеки и провели в 2015 году на сайте Тамбовской областной детской библиотеки конкурс-голосование «Нравится детям Тамбовской области». На предложение высказать своё мнение о книгах современных российских авторов откликнулось более 900 ребят со всей области в возрасте от 7 до 16 лет.

Оказалось, что школьники знакомы с новыми книгами, изданными за последнее десятилетие, они их читают и убедительно обосновывают свой выбор. Уже на I этапе конкурса детьми был сформирован список из 45 книг, размещённый на сайте библиотеки. В результате интерактивного голосования и обсуждения в детском читательском жюри список сократился до 10-ти книг современных российских авторов. В «золотую» десятку, вошли:

— А. Гиваргизов «Записки выдающегося двоечника», «Хитрый Зубов»
— М. Гришин «Приключения Витьки Картошкина»
— Е. Мурашова «Класс коррекции»
— Д. Сабитова «Цирк в шкатулке»
— О. Рой «Хранители», «Повелитель книг»
— Н. Щерба «Часодеи»
— А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
— А. Усачёв «Котобой, или Коты выходят в море»
— Д. Емец «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев»
— С. Востоков «Не кормить и не дразнить»

К нашей радости и удивлению, вторую позицию с небольшим отрывом от Артура Гиваргизова занял тамбовский автор Михаил Гришин и его книга «Приключения Витьки Картошкина».

Разговоры о том, что современные дети не читают — это заблуждение некомпетентных взрослых, и практика нашей работы — тому подтверждение.

И последнее.

Наши дети активно используют новые технологии, ориентируясь в мире информации лучше нас. Общаясь и развлекаясь с помощью Интернета, ребята и чтению отводят тоже немало времени: читают электронные книги и обсуждают литературу в Интернете.

Но неравнодушных взрослых и библиотекарей беспокоит другая проблема: нередко дети и подростки читают далеко не самые лучшие книги. Эта проблема опять возвращает нас к сущности детской библиотеки. Чтобы отвечать требованиям современного читателя, детскому библиотекарю необходима компетентность в различных вопросах, и уровень медиаграмотности библиотекаря играет не последнюю роль.

Мы знаем скромные технические возможности многих детских библиотек нашей области, проблемы с комплектованием и кадровым составом, но всё равно призываем не останавливаться в своём профессиональном развитии, потому что без постоянного самообразования никакие внешние организационные формы обучения не сделают нас современными и необходимыми для читателей.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю