Конференции и совещания
К материалам конференцииКарпова Татьяна Николаевна,
заведующий отделом по работе с детьми
МБУК «Межпоселенчесчкая центральная библиотека Инжавинского района»
Библиотека для детей: векторы развития
В данной статье рассматриваются перспективы развития муниципальных детских библиотек. А также анализируется опыт работы отдела по работе с детьми Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Инжавинского района».
Ключевые слова
Детская библиотека, векторы развития, услуги, ресурсы, качество.
На сегодняшний день детские библиотеки повсеместно — практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей, их родителей и тех, кто о детях заботится. Это уникальный социальный институт, равно необходимый как отдельному индивидууму, так и обществу в целом. Уровень благосостояния библиотек — наглядная демонстрация степени экономического благополучия государства и зрелости общества [1, с. 3].
В то же время специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, существенно отличающиеся от потребностей взрослого человека и соответствующие духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребёнка. Дети имеют право на свою суверенную территорию, спроектированную как открытая, саморазвивающаяся система, способная к трансформации. Чтобы быть востребованной, библиотека для детей должна быть безопасным, комфортным, свободным пространством для неформального развития личности, чтения, образования, развивающей игры, творчества, общения и досуга, навигатором в цифровом мире [2, с. 25].
Смысл и стиль, профессионализм и креативность — это своеобразная концепция успеха. Ресурсы, услуги, качество — это своеобразный вектор развития библиотек. А как стать именно такой библиотекой, имея слабую
Идеология нашей детской библиотеки — слушать, слышать ребенка и наблюдать за ним. Что и почему читают современные дети. Почему они не читают? Чему мы можем научиться у ребенка? Сойдем с пьедестала взрослости и встанем рядом с ребенком [3, с. 19].
В поселке Инжавино проживает 1200 детей до 14 лет, включая 287 детей, посещающих детский сад, а также 45 детей — учащихся вспомогательной
В зоне обслуживания отдела по работе с детьми — Инжавинская средняя общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) общеобразовательная
Организовано полноценное библиотечное обслуживание
Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием — задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме.
В процессе продвижения книг к пользователю мы тоже внесли элементы новизны. Сегодня популяризируем книгу, используя наиболее действенные формы работы: уличные акции (
Именно эти мероприятия стали настоящим событием, как для самой библиотеки, так и для жителей, заставили говорить о них на улице, в СМИ.
Мы начали работать над реализацией библиотерапевтической услуги для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Используем одну из разновидностей «
Библиотека совместно с отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Инжавинского района и инспекции ПДН отдела Министерства внутренних дел России по Инжавинскому району была организатором
Экспансия библиотечных услуг за пределы своих стационаров становится настоятельной необходимостью, которая заставляет библиотеки реформировать, оптимизировать свою структуру, создавать нечто новое, мобильное и востребованное. Эта необходимость подтолкнула и нас к созданию услуги «библиодесант».
Она нацелена, прежде всего, на так называемого «внешнего» пользователя, находящегося вне числа постоянных читателей.
Среди новых услуг для пользователей — библиотечная продленка, с помощью которой родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг, в нее привлекаем детей-волонтеров; библиодесант, посещение библиотекарями социальных учреждений.
Инжавинский район единственный в Тамбовской области, на территории которого функционируют 2 детских дома и специальная (коррекционная) общеобразовательная
Библиотекари оказывают помощь в социальной адаптации воспитанников, используя все библиотечные и информационные ресурсы. Но самое главное в библиотеке всегда добрая, сердечная атмосфера.
Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека всё больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга.
Как работать с новыми типами пользователей, какие виды и формы библиотечных услуг нужны читателям, как изменить технологии в организации библиотечного обслуживания? [2, с. 142].
Эти и другие вопросы все чаще задаем себе мы — библиотечные специалисты.
Среди наиболее требовательных пользователей библиотеки — подростки. Они продвинуты, самодостаточны и ждут от библиотек нового видения, новых видов коммуникаций. Какие формы могут быть востребованы ими, на какие мероприятия они «пойдут», как идут на любимую
Для себя мы выбрали следующие:
Особенно хочется выделить проведение «Библиосумерек» в библиотеке.
Участников «Библиосумерек на улице Советской в доме № 52» было так много, что с трудом уместились в читальном зале. Они участвовали в викторине «Пещера Большого Краба» и литературном перформансе «Бюро находок» с участием Буратино. Дети отвечали на вопросы с подвохом, разгадывали загадки, фотографировались в салоне «В тридевятом царстве». Им по душе пришелся мини-спектакль по сказке Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок», представленный детской театральной студией «Софит». Но, пожалуй, самым впечатляющим для ребят было участие в
А маленькие искусницы под руководством педагога центра дополнительного образования «Радуга» лепили из соленого теста, а затем раскрашивали поделки.
В завершение ребят ждали фейерверк и веселая дискотека, на которой они танцевали по полной программе. Им так у нас понравилось, что они не хотели покидать гостеприимные стены библиотеки, хотя на поселок уже опустилась ночь...
Автоматизация библиотеки выступает как ключевой инструмент модернизации и средство достижения стратегических целей развития детской библиотеки. Необходимо ускорить темпы компьютеризации и увеличить объемы сетевого взаимодействия библиотек, обслуживающих детей, обеспечить обучение персонала и пользователей работе в высокотехнологичном
Позиционируя себя как ресурсный,
Эффективным способом рекламы библиотеки и ее услуг стало использование социальных сетей, блогов, сайтов, форумов, чатов — это сегодняшние реалии [4, с. 22].
Наша библиотека пока использует только сеть «Одноклассники»,
И еще это не только огромная читательская аудитория, но прекрасное средство общения, отличные технические возможности для демонстрации возможностей библиотеки.
Для юных читателей в библиотеке работает клуб «Смайлик», где дети знакомятся с азами компьютерной грамотности. Имеют возможность посещать безопасные сайты и поиграть в лицензионные игры. Надеемся на подключение к Национальной электронной библиотеке для детей в ближайшем будущем.
В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное расширение задач, стоящих перед детской библиотекой. Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека всё больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга. Необходимо развивать социальное партнёрство с различными группами населения, местными администрациями, некоммерческими организациями и представителями бизнеса. Его цель — решение задач, значимых для всего локального сообщества: формирование единого
Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум, а инновации — необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Библиотечные инновации не возникли на пустом месте, они являются результатом осмысления каждым собственного «Я», прошлого своей библиотеки и ее недалекого будущего. Наши профессиональные амбиции являются своеобразным «двигателем прогресса» в отдельно взятой библиотеке и стимулируют удовлетворение потребности «быть лучше, быть нужной!».
Список литературы
1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на
2. Голубева, Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: [
3. Кабачек, О. Л. Культура vs Цивилизация: детская библиотека: парадигмы развития? // Библиотечное дело. – 2012. – № 18. – С.
4. Плохотина, Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке / Т. М. Плохотина // Библиотечное дело. – 2012. – № 6. – С.
5. Потехина, Ю. В. Возможность сайта детской библиотеки по рекомендации лучших образцов мировой художественной литературы / Ю. В. Потехина // Библиотековедение. – 2010. – № 4. – С.
6. Труфанова, Е. В. «Особые» дети: коррекционные методики и сказкотерапия / Е. В. Труфанова // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С.
7. Колосова, Е. А. Информационная безопасность детства и задачи библиотек / Е. А. Колосова, В. П. Чудинова // Библиотечное дело. – 2013. – № 14. – С.
8. Иванова, С. Библиотечный профессионал: компетентность, креативность, коммуникабельность // Ваша библиотека. – 2013. – № 7. – С.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: