tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Карпова Татьяна Николаевна,
заведующий отделом по работе с детьми
МБУК «Межпоселенчесчкая центральная библиотека Инжавинского района»

Библиотека для детей: векторы развития

В данной статье рассматриваются перспективы развития муниципальных детских библиотек. А также анализируется опыт работы отдела по работе с детьми Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Инжавинского района».

Ключевые слова
Детская библиотека, векторы развития, услуги, ресурсы, качество.

На сегодняшний день детские библиотеки повсеместно — практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей, их родителей и тех, кто о детях заботится. Это уникальный социальный институт, равно необходимый как отдельному индивидууму, так и обществу в целом. Уровень благосостояния библиотек — наглядная демонстрация степени экономического благополучия государства и зрелости общества [1, с. 3].

В то же время специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, существенно отличающиеся от потребностей взрослого человека и соответствующие духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребёнка. Дети имеют право на свою суверенную территорию, спроектированную как открытая, саморазвивающаяся система, способная к трансформации. Чтобы быть востребованной, библиотека для детей должна быть безопасным, комфортным, свободным пространством для неформального развития личности, чтения, образования, развивающей игры, творчества, общения и досуга, навигатором в цифровом мире [2, с. 25].

Смысл и стиль, профессионализм и креативность — это своеобразная концепция успеха. Ресурсы, услуги, качество — это своеобразный вектор развития библиотек. А как стать именно такой библиотекой, имея слабую материально-техническую базу (это беда библиотек всей нашей страны)? Только имея грамотных специалистов, сплоченную команду единомышленников. Статус детской библиотеки зависит от тех, кто в ней работает [8, с. 47].

Идеология нашей детской библиотеки — слушать, слышать ребенка и наблюдать за ним. Что и почему читают современные дети. Почему они не читают? Чему мы можем научиться у ребенка? Сойдем с пьедестала взрослости и встанем рядом с ребенком [3, с. 19].

В поселке Инжавино проживает 1200 детей до 14 лет, включая 287 детей, посещающих детский сад, а также 45 детей — учащихся вспомогательной школы-интерната.

В зоне обслуживания отдела по работе с детьми — Инжавинская средняя общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, детский сад «Березка».

Организовано полноценное библиотечное обслуживание детей-дошкольников, которые посещают библиотеку вместе с родителями, что даёт нам возможность задействовать семью к привлечению к чтению, культуре, творчеству.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием — задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме.

В процессе продвижения книг к пользователю мы тоже внесли элементы новизны. Сегодня популяризируем книгу, используя наиболее действенные формы работы: уличные акции (флеш-мобы), читательские акции «Хорошую книгу — в хорошие руки» (для летних детских лагерей), «Читаем всем двором», «Скажи книге «Да!»; литературные туры; библиосумерки «Вечерняя сказка на улице Советской в доме № 52», Неделя детской и юношеской книги; летние чтения, новогодний праздник, фотоконкурс «Пойман за чтением», бенефисы читателей и другие.

Именно эти мероприятия стали настоящим событием, как для самой библиотеки, так и для жителей, заставили говорить о них на улице, в СМИ.

Мы начали работать над реализацией библиотерапевтической услуги для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Используем одну из разновидностей «арт-терапии» — сказкотерапию. В основе ее заложен один из самых древних способов — поддержать человека с помощью слова. Сказка становится хорошим помощником родителям в преодолении детских страхов, коррекции качеств личности ребенка. Хорошо зарекомендовали себя громкие чтения «Сказка на полчасика», проводимые библиотекарями с детьми и их родителями. Многие родители признавались потом, что стали регулярно читать с детьми сказки (и не только) на ночь [6 , с. 3].

Библиотека совместно с отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Инжавинского района и инспекции ПДН отдела Министерства внутренних дел России по Инжавинскому району была организатором 6-го районного фестиваля творческих работ учащихся «Криминальные страшилки». Одной из задач данного мероприятия было усвоение обучающимися навыков поведения, способствующих обеспечению личности и имущества, а также норм поведения, не противоречащих административному и уголовному законодательству РФ.

Экспансия библиотечных услуг за пределы своих стационаров становится настоятельной необходимостью, которая заставляет библиотеки реформировать, оптимизировать свою структуру, создавать нечто новое, мобильное и востребованное. Эта необходимость подтолкнула и нас к созданию услуги «библиодесант».

Она нацелена, прежде всего, на так называемого «внешнего» пользователя, находящегося вне числа постоянных читателей.

Среди новых услуг для пользователей — библиотечная продленка, с помощью которой родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг, в нее привлекаем детей-волонтеров; библиодесант, посещение библиотекарями социальных учреждений.

Инжавинский район единственный в Тамбовской области, на территории которого функционируют 2 детских дома и специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Существует некоторая территориальная изолированность данных учреждений. Школа-интернат находится на окраине поселка, Красивский детский дом в с. Красивка, Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г. В. Чичерина в с. Караул. Отдел по работе с детьми сотрудничает с детскими домами и школой-интернатом на протяжении нескольких лет.

Библиотекари оказывают помощь в социальной адаптации воспитанников, используя все библиотечные и информационные ресурсы. Но самое главное в библиотеке всегда добрая, сердечная атмосфера.

Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека всё больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга.

Как работать с новыми типами пользователей, какие виды и формы библиотечных услуг нужны читателям, как изменить технологии в организации библиотечного обслуживания? [2, с. 142].

Эти и другие вопросы все чаще задаем себе мы — библиотечные специалисты.

Среди наиболее требовательных пользователей библиотеки — подростки. Они продвинуты, самодостаточны и ждут от библиотек нового видения, новых видов коммуникаций. Какие формы могут быть востребованы ими, на какие мероприятия они «пойдут», как идут на любимую рок-группу, любимый блокбастер или спортивное состязание? Конечно на те, которые им близки по духу, по форме проведения и интерактивному накалу.

Для себя мы выбрали следующие: вечера-коктейли, литературные вечеринки, библиокафе, День книжных открытий.

Особенно хочется выделить проведение «Библиосумерек» в библиотеке.

Участников «Библиосумерек на улице Советской в доме № 52» было так много, что с трудом уместились в читальном зале. Они участвовали в викторине «Пещера Большого Краба» и литературном перформансе «Бюро находок» с участием Буратино. Дети отвечали на вопросы с подвохом, разгадывали загадки, фотографировались в салоне «В тридевятом царстве». Им по душе пришелся мини-спектакль по сказке Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок», представленный детской театральной студией «Софит». Но, пожалуй, самым впечатляющим для ребят было участие в квест-игре «Пиратские сумерки» — поиске сундука с сокровищами. В то время как самые маленькие читатели собрались в «Мастерской Марьи-искусницы», дети постарше, пройдя испытание «Логово Паука», высыпали на крыльцо. Возглавляемые пиратом Джеком Воробьем они отправились на поиски сокровищ. В наступивших сумерках аккуратно передвигались по «тропе» — проложенным дощечкам, пристально разглядывали обозначения с пиратскими знаками, а затем поочередно бросали дротиками в мишень, набирая очки. Еще они перетягивали канат и путешествовали по карте, продвигаясь к заветной цели. Делали все это азартно, разделившись на группы. Но нашли заветный сундук те, кто следовал за пиратом. Восторгу не было предела — каждый получил что-то из «сокровищ» — разные безделушки, детские украшения, книжечки, буклеты, наборы картинок, фишек и так далее.

А маленькие искусницы под руководством педагога центра дополнительного образования «Радуга» лепили из соленого теста, а затем раскрашивали поделки. Мини-панно из этих работ сейчас украшает читальный зал библиотеки.

В завершение ребят ждали фейерверк и веселая дискотека, на которой они танцевали по полной программе. Им так у нас понравилось, что они не хотели покидать гостеприимные стены библиотеки, хотя на поселок уже опустилась ночь...

Автоматизация библиотеки выступает как ключевой инструмент модернизации и средство достижения стратегических целей развития детской библиотеки. Необходимо ускорить темпы компьютеризации и увеличить объемы сетевого взаимодействия библиотек, обслуживающих детей, обеспечить обучение персонала и пользователей работе в высокотехнологичном библиотечно-информационномx пространстве [5, с. 40].

Позиционируя себя как ресурсный, библиотечно-информационный центр, мы нацеливаем наши услуги на обеспечение доступа к информации детей и подростков [7, с. 36].

Эффективным способом рекламы библиотеки и ее услуг стало использование социальных сетей, блогов, сайтов, форумов, чатов — это сегодняшние реалии [4, с. 22].

Наша библиотека пока использует только сеть «Одноклассники», веб-страницу на сайте Межпоселенческой библиотеки и сайт партии «Единая Россия». Теперь всегда есть возможность сообщить о важном библиотечном событии, поделиться полезной информацией, провести анкетирование, выставить буктрейлер собственного производства.

И еще это не только огромная читательская аудитория, но прекрасное средство общения, отличные технические возможности для демонстрации возможностей библиотеки.

Для юных читателей в библиотеке работает клуб «Смайлик», где дети знакомятся с азами компьютерной грамотности. Имеют возможность посещать безопасные сайты и поиграть в лицензионные игры. Надеемся на подключение к Национальной электронной библиотеке для детей в ближайшем будущем.

В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное расширение задач, стоящих перед детской библиотекой. Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека всё больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга. Необходимо развивать социальное партнёрство с различными группами населения, местными администрациями, некоммерческими организациями и представителями бизнеса. Его цель — решение задач, значимых для всего локального сообщества: формирование единого культурно-информационного и интеллектуально-досугового пространства, помощь в социализации детей [1, с. 18].

Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум, а инновации — необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Библиотечные инновации не возникли на пустом месте, они являются результатом осмысления каждым собственного «Я», прошлого своей библиотеки и ее недалекого будущего. Наши профессиональные амбиции являются своеобразным «двигателем прогресса» в отдельно взятой библиотеке и стимулируют удовлетворение потребности «быть лучше, быть нужной!».

Список литературы

1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг.: принята Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XIX Ежегодная сессия, 22 мая 2014 года, г. Рязань / Рос. библ. ассоц., Рос. гос. дет. б-ка. – М.: РГДБ, НФ «Пушкинская библиотека», 2014. – 32 c.
2. Голубева, Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: [науч.-метод. пособие] / Н. Л. Голубева. – М.: Литера, 2009. – 160 с. – (Современная библиотека; вып. 42).
3. Кабачек, О. Л. Культура vs Цивилизация: детская библиотека: парадигмы развития? // Библиотечное дело. – 2012. – № 18. – С. 18–21.
4. Плохотина, Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке / Т. М. Плохотина // Библиотечное дело. – 2012. – № 6. – С. 20–22.
5. Потехина, Ю. В. Возможность сайта детской библиотеки по рекомендации лучших образцов мировой художественной литературы / Ю. В. Потехина // Библиотековедение. – 2010. – № 4. – С. 38–41.
6. Труфанова, Е. В. «Особые» дети: коррекционные методики и сказкотерапия / Е. В. Труфанова // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 2–4.
7. Колосова, Е. А. Информационная безопасность детства и задачи библиотек / Е. А. Колосова, В. П. Чудинова // Библиотечное дело. – 2013. – № 14. – С. 37–38.
8. Иванова, С. Библиотечный профессионал: компетентность, креативность, коммуникабельность // Ваша библиотека. – 2013. – № 7. – С. 46–56.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю