tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Протоиерей Владимир Кленин,
секретарь Ученого совета
Тамбовской Духовной семинарии

Путь спасения и путь погибели человека по трудам Святителя Феофана Затворника

Россия — страна богатейших духовно-нравственных и культурных ценностей, которые во все жизненные обстоятельства и трудности воспитывали в людях чувство беззаветного служения истине, Родине и Богу, которые во все времена помогали решать самые насущные проблемы современного общества. Вот почему так необходимо сегодня эти высокие духовные, нравственные и культурные начала, хранимые Православной Церковью на протяжении веков, возрождать и развивать, делать достоянием всего нашего народа.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий Говоров, 1815–1894), является одним из выразителей святоотеческого наследия, которого богослужебные тексты именуют «премудрым учителем и христианского жития наставником» (см. Акафист). Жизненный путь и подвижнические труды этого удивительного богомудрого архипастыря тесным образом связаны с нашим Тамбовским краем. Здесь он с 1859 по 1963 год был Правящим Архиереем епархии, а с 1866 по 1894 год (то есть до дня кончины — 6 января 1894 г.) святитель Феофан пребывал в Вышенской пустыни (тогда входившую в состав Тамбовской епархии), в начале в качестве настоятеля, а с 1872 года — затворником. «Как человек, сам переживший и перегоревший в горниле духовного опыта и причастный духовной жизни, он мог говорить с людьми о духовной жизни с такой вдохновенной всепобеждающей силой, которая проникает прямо в сердце, возбуждает духовную энергию и порождает готовность на духовные подвиги», — свидетельствуют исследователи житийной, душепопечительной и литературной деятельности святителя Феофана [1]. Через свои одухотворенные письменные труды Святитель-затворник, для каждого возраста духовного и для каждой степени образования, в доступной форме мог обильно проливать лучи света Божественного, вразумлять и пробуждал грешника от усыпления и погибели. До сегодняшнего дня его труды по истолкованию Священного Писания, аскетические творения, духовные письма, нравственные систематические наставления и проповеди просвещают души людские и направляют их ко спасению.

Указывая путь ко спасению, святитель Феофан, как истинный пастырь Церкви Христовой, заботливо предостерегает людей от пути гибельного. Если путь спасения является стремлением человека к Богу, к обретению живого союза с Ним; то гибельный путь отличается противоположным настроением духа — когда самонадеянный человек избирает жизнь по своей воле без Бога или невниманием к Нему и Его закону.

На вопрос: «Почему человеку свойственно искать Бога и какое благо от богообщения?», — святитель Феофан отвечает так: «Созданный по образу и подобию Божию человек по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода... он не может не искать общения с Богом не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом. Потому-то сердце наше бывает довольна в Боге, и ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но все это, наконец, должен признать суетою и крушением духа (Еккл. 1: 8, 17, 18; 3: 10, 11; 8: 17)» [2]. В живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом есть наше благо и конечная цель. Об этом святитель Феофан вместе с епископом Феодором Едесским учит так: «Цель жизни нашей есть блаженство, или, что все равно, Царство Небесное, или Царство Божие, которое состоит не только в том, чтобы зреть царственную, так сказать, Троицу, но и в том, чтобы получать Божественное влияние и как бы принимать обожение..., то есть получать восполнение недостатков и несовершенств посредством Божественного влияния» [3]. Более того, по мнению святого Вышенского старца, через это общение душа человека приобретает полнейшую и скорейшую силу действовать по воле Божией, свобода получает простор и широту.

Что же случается с человеком, ставшего на иной путь — путь богозабвения и безбожного своеволия? В согласии со Священным Писанием святитель Феофан отвечает: «Источником несчастья в Слове Божием почитается богозабвение (Втор. 32: 18) и отступление от Бога (см. там же, 15)» [4]. Подвергшийся всестороннему расстройству вследствие грехопадения, человек может злоупотребить данной ему свободой и начать своевольничать. Но, поскольку все устроено и запечатлено по определенным законам воли Божественной, «идущий путем чуждым воле Божией началам, непременно войдет в противоречие и с собой и с миром: будет расстраивать себя и подвергнется бедственному влиянию совне, то есть будет бедствовать и страдать». И еще вместе со святителем Тихоном Задонским добавляет: «Непокорные Богу подпадают под тяжкое иго мучителя — диавола и греха, делаются беднейшими пленниками страстей и состоят под клятвой законной» [5].

Между тем и после падения человек может возвратиться на добродетельный путь хождения в воле Божией, но ему необходима Божественная чрезвычайная помощь. Поэтому Триединый Бог Отец, через Единородного Сына Своего и Святого Духа, благоволил устроить на земле благодатное царство, где отпавший от Бога человек может воссоединяться с Ним, припасть к источнику истинной жизни. Эту возможность святитель Феофан поясняет так: «Обессилившая свободная самонадеятельность человека восстановляется Божественной благодатью; недостаток исполнения закона восполняется верой во Христа Спасителя; чувство зависимости от Бога и решимость ходить в воле Его воскрешаются в покаянии. Вследствие покаяния, по вере в Господа Иисуса Христа, нисходит на человека в Таинствах Божественная Благодать, которая, возрождая его, соединяет с Богом» [6]. При этом истинная молитва в составе добрых дел помогают человеку восходить от силы в силу на пути доброделания. Святитель Феофан об этом свидетельствует так: «Приложением молитвы к добрым делам и понуждением себя на них, несмотря на сопротивление сердца, по святому Макарию, христианин скоро востекает на верх добродетелей и начинает творить заповеди Божии уже без всякого труда, с охотой и услаждением (Краткие поучения)» [7].

Возраст нравственной жизни христианина в добром направлении святитель Феофан Затворник, сообразно со Священным Писанием, определяет как: младенческий, юношеский и мужеский, или совершенный (1 Ин. 2, 12 — 14; Евр. 5, 13. 14); а так же единодушно с учением святых отцов означает: новоначальные, успевающие и совершенные (Лествица. 26). «Младенческий возраст — это начало жизни христианской, которому свойственны, как младенцу, нетвердость, незрелость, детское рассуждение и детские слова.... У святого Иоанна Лествичника приписываются этим новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и другое (26-я степень). Юношеский возраст — это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждение добрых расположений. Это не значит, чтобы в младенческом возрасте зло допускалось, но что оно теперь преследуется систематически, неукаснительно.... У святого Иоанна Лествичника (там же) им усвояются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие. Возраст мужеский — это время, когда внутренняя борьба утихает и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ... Святой Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь (там же)» [8].

Жизнь грешная так же имеет свои возрасты. При этом весь ход или способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью и изображается так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость и, наконец, дело. Святитель Феофан так характеризует эти греховные звенья порочной цепи: «Прилог есть простое представление вещи. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Внимание есть установление сознания на родившемся образе с тем, чтобы смотреть его, как бы побеседовать с ним. Услаждение есть приложение к предмету вслед за умом и сердца. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех. От услаждения один шаг до желания, когда душа склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. От желания еще одной чертой отличается решимость: желающий изрек согласие на дело, им все осмотрено и решено. Когда же, наконец, и это будет совершено, тогда кончается все делопроизводство греха и является дело — плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие вовне» [9]. В Слове Божием грешник сравнивается, по противоположности с мужем, ублажаемым в первом псалме, идущим на совет нечестивых, остановившемся на пути грешных и садящимся на седалище губителей (Пс. 1, 1). «Последнее выражение, — говорит святитель Феофан Затворник, — можно принять за характеристические черты греховных возрастов. Их тоже три: младенческий, юношеский, мужеский. В первом грешник только пошел в грех, во втором остановился в нем, в третьем стал распорядителем в его области. Младенческий возраст — это период образующейся греховной жизни, не установившейся в своих формах, колеблющийся, время борьбы остатков внутреннего добра и света с вступающим злом и темнотой. Грех еще кажется шуткой, игрушкой. Но в этом чаду, в этом состоянии кружения невидимо полагаются основы будущему ужасному состоянию грешника: начинает слепнуть ум, расслабляться и нерадеть воля, черстветь и проникаться нечувствием сердце. Возраст юношеский — это период пребывания в грехе, или стояния на пути грешных в слепоте, нечувствии и нерадении. Грешник иногда просыпается, хотел бы оставить все, но боится начать это дело, так застращивается человек тиранством греха, что о возмущении против него и подумать не смеет. Возраст мужеский — это период самостоятельного, настойчивого действования в пользу греха, против всего доброго, что приводит к ожесточению и отчаянию. Отделившись от Бога, человек через грех ввергает себя в бесконечное зло и присоединяется к полчищу сатаны» [10].

Наглядно показывая нам путь жизни и путь смерти, подробно указывая последствия и плоды доброй христианской жизни, и жизни, противоположной ей, святитель Феофан, как премудрый учитель и христианского жития наставник, вместе с Боговидцем Моисеем, святыми угодниками и всеми людьми доброй воли по отечески убеждает нас и призывает: «Изберите жизнь, и будете живы вы и потомство ваше (Втор. 30, 19)» [11].

1 Архим. Георгий (Тертышников). Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана. Богословские труды № 31, 1992, с. 53.
2 Свят. Феофан Затворник. Начертание Христианского Нравоучения. Книга 1. М.,2008 с. 42–43.
3 Там же, с. 45.
4 Там же, с. 60.
5 Там же, с. 53.
6 Там же, с. 65–66.
7 Там же, с. 116.
8 Там же, с. 185–190.
9 Там же, с. 213–217.
10 Там же, с. 238–246.
11 Там же, с. 51.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю