Конференции и совещания
К материалам круглого столаПротоиерей Владимир Кленин,
секретарь Ученого совета
Тамбовской Духовной семинарии
Путь спасения и путь погибели человека по трудам Святителя Феофана Затворника
Россия — страна богатейших
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий Говоров,
Указывая путь ко спасению, святитель Феофан, как истинный пастырь Церкви Христовой, заботливо предостерегает людей от пути гибельного. Если путь спасения является стремлением человека к Богу, к обретению живого союза с Ним; то гибельный путь отличается противоположным настроением духа — когда самонадеянный человек избирает жизнь по своей воле без Бога или невниманием к Нему и Его закону.
На вопрос: «Почему человеку свойственно искать Бога и какое благо от богообщения?», — святитель Феофан отвечает так: «Созданный по образу и подобию Божию человек по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода... он не может не искать общения с Богом не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом. Потому-то сердце наше бывает довольна в Боге, и ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но все это, наконец, должен признать суетою и крушением духа (Еккл. 1: 8, 17, 18; 3: 10, 11; 8: 17)» [2]. В живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом есть наше благо и конечная цель. Об этом святитель Феофан вместе с епископом Феодором Едесским учит так: «Цель жизни нашей есть блаженство, или, что все равно, Царство Небесное, или Царство Божие, которое состоит не только в том, чтобы зреть царственную, так сказать, Троицу, но и в том, чтобы получать Божественное влияние и как бы принимать обожение..., то есть получать восполнение недостатков и несовершенств посредством Божественного влияния» [3]. Более того, по мнению святого Вышенского старца, через это общение душа человека приобретает полнейшую и скорейшую силу действовать по воле Божией, свобода получает простор и широту.
Что же случается с человеком, ставшего на иной путь — путь богозабвения и безбожного своеволия? В согласии со Священным Писанием святитель Феофан отвечает: «Источником несчастья в Слове Божием почитается богозабвение (Втор. 32: 18) и отступление от Бога (см. там же, 15)» [4]. Подвергшийся всестороннему расстройству вследствие грехопадения, человек может злоупотребить данной ему свободой и начать своевольничать. Но, поскольку все устроено и запечатлено по определенным законам воли Божественной, «идущий путем чуждым воле Божией началам, непременно войдет в противоречие и с собой и с миром: будет расстраивать себя и подвергнется бедственному влиянию совне, то есть будет бедствовать и страдать». И еще вместе со святителем Тихоном Задонским добавляет: «Непокорные Богу подпадают под тяжкое иго мучителя — диавола и греха, делаются беднейшими пленниками страстей и состоят под клятвой законной» [5].
Между тем и после падения человек может возвратиться на добродетельный путь хождения в воле Божией, но ему необходима Божественная чрезвычайная помощь. Поэтому Триединый Бог Отец, через Единородного Сына Своего и Святого Духа, благоволил устроить на земле благодатное царство, где отпавший от Бога человек может воссоединяться с Ним, припасть к источнику истинной жизни. Эту возможность святитель Феофан поясняет так: «Обессилившая свободная самонадеятельность человека восстановляется Божественной благодатью; недостаток исполнения закона восполняется верой во Христа Спасителя; чувство зависимости от Бога и решимость ходить в воле Его воскрешаются в покаянии. Вследствие покаяния, по вере в Господа Иисуса Христа, нисходит на человека в Таинствах Божественная Благодать, которая, возрождая его, соединяет с Богом» [6]. При этом истинная молитва в составе добрых дел помогают человеку восходить от силы в силу на пути доброделания. Святитель Феофан об этом свидетельствует так: «Приложением молитвы к добрым делам и понуждением себя на них, несмотря на сопротивление сердца, по святому Макарию, христианин скоро востекает на верх добродетелей и начинает творить заповеди Божии уже без всякого труда, с охотой и услаждением (Краткие поучения)» [7].
Возраст нравственной жизни христианина в добром направлении святитель Феофан Затворник, сообразно со Священным Писанием, определяет как: младенческий, юношеский и мужеский, или совершенный (1 Ин. 2, 12 — 14; Евр. 5, 13. 14); а так же единодушно с учением святых отцов означает: новоначальные, успевающие и совершенные (Лествица. 26). «Младенческий возраст — это начало жизни христианской, которому свойственны, как младенцу, нетвердость, незрелость, детское рассуждение и детские слова.... У святого Иоанна Лествичника приписываются этим новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и другое (
Жизнь грешная так же имеет свои возрасты. При этом весь ход или способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью и изображается так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость и, наконец, дело. Святитель Феофан так характеризует эти греховные звенья порочной цепи: «Прилог есть простое представление вещи. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Внимание есть установление сознания на родившемся образе с тем, чтобы смотреть его, как бы побеседовать с ним. Услаждение есть приложение к предмету вслед за умом и сердца. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех. От услаждения один шаг до желания, когда душа склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. От желания еще одной чертой отличается решимость: желающий изрек согласие на дело, им все осмотрено и решено. Когда же, наконец, и это будет совершено, тогда кончается все делопроизводство греха и является дело — плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие вовне» [9]. В Слове Божием грешник сравнивается, по противоположности с мужем, ублажаемым в первом псалме, идущим на совет нечестивых, остановившемся на пути грешных и садящимся на седалище губителей (Пс. 1, 1). «Последнее выражение, — говорит святитель Феофан Затворник, — можно принять за характеристические черты греховных возрастов. Их тоже три: младенческий, юношеский, мужеский. В первом грешник только пошел в грех, во втором остановился в нем, в третьем стал распорядителем в его области. Младенческий возраст — это период образующейся греховной жизни, не установившейся в своих формах, колеблющийся, время борьбы остатков внутреннего добра и света с вступающим злом и темнотой. Грех еще кажется шуткой, игрушкой. Но в этом чаду, в этом состоянии кружения невидимо полагаются основы будущему ужасному состоянию грешника: начинает слепнуть ум, расслабляться и нерадеть воля, черстветь и проникаться нечувствием сердце. Возраст юношеский — это период пребывания в грехе, или стояния на пути грешных в слепоте, нечувствии и нерадении. Грешник иногда просыпается, хотел бы оставить все, но боится начать это дело, так застращивается человек тиранством греха, что о возмущении против него и подумать не смеет. Возраст мужеский — это период самостоятельного, настойчивого действования в пользу греха, против всего доброго, что приводит к ожесточению и отчаянию. Отделившись от Бога, человек через грех ввергает себя в бесконечное зло и присоединяется к полчищу сатаны» [10].
Наглядно показывая нам путь жизни и путь смерти, подробно указывая последствия и плоды доброй христианской жизни, и жизни, противоположной ей, святитель Феофан, как премудрый учитель и христианского жития наставник, вместе с Боговидцем Моисеем, святыми угодниками и всеми людьми доброй воли по отечески убеждает нас и призывает: «Изберите жизнь, и будете живы вы и потомство ваше (Втор. 30, 19)» [11].
1 Архим. Георгий (Тертышников). Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана. Богословские труды № 31, 1992, с. 53.
2 Свят. Феофан Затворник. Начертание Христианского Нравоучения. Книга 1. М.,2008 с.
3 Там же, с. 45.
4 Там же, с. 60.
5 Там же, с. 53.
6 Там же, с.
7 Там же, с. 116.
8 Там же, с.
9 Там же, с.
10 Там же, с.
11 Там же, с. 51.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: