tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Коробов Владимир Сергеевич,
студент IV курса
Тамбовской Духовной семинарии

Православное понимание духовности в творениях святителя Феофана Затворника

Наследие свт. Феофана Затворника как основание современного богословского знания о духовности есть неоспоримое доказательство того, что стремление православной личности к Богу — ответ на вневременный, внепространственный и предвечный Промысел о человеке, ибо сказано в Евангелии: «Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш Небесный, совершен есть» (Мф.5:48). Изучение трудов и жития святого помогает нам осознать и осмыслить духовные истины Православия. Правильная духовная жизнь имеет огромное значение для каждого человека, ведь духовное состояние определяет весь порядок его действий, мыслей и желаний.

Понятие «духовность» происходит от греческого, включающего понятия: Дух (Божий), дух (как часть человеческой личности), духовное начало, жизнь, дыхание [1]. В самом общем смысле оно отражает совокупность проявления духа в мире и человеке, в более узком — порыв к жизни, к ее Источнику — Богу. Истинный и абсолютный Источник духовности заключен в Боге — «Бог есть дух» (Ин.4:24). В беседе с самарянкой Господь говорит, что нужно поклоняться Отцу «духом и истиною, ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему» (Ин.4:23). Следовательно, стремление к Богу, стяжание Святого Духа делает человеческую личность духоносною, духовною. Человек, приняв благодать Духа Святого, становится Его носителем.

Согласно христианскому учению, человек занимает центральное место в мироздании, а его духовность рассматривается на основании сотворения «по образу и подобию Божию» (Быт.1:26). Что же составляет в человеке этот «образ» и «подобие»?

Отцы Церкви по-разному отвечали на этот вопрос, подчеркивая многочисленные аспекты этой темы. Свт. Василий Великий считал, что образ заключается в разумности души [2]. Для свт. Иоанна Златоуста это, прежде всего, способность властвовать и господствовать над животными и силами природы [3]. Василий Селевкийский усматривает образ Божий в творческих силах, в способности создавать [4]. Для св. Иоанна Дамаскина образ Божий запечатлевается наличием свободной воли [5]. Одним из наиболее интересных для нас мнений является отображение Божественного триединства в тройственности душевных сил: ума, сердца и воли. Данную концепцию можно найти в творениях свт. Григория Паламы. Если образ Божий состоит из сил души человека, данных ему от рождения, то подобие — это способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу. Это скорее дарованная человеку Богом возможность стать богоподобным путем свободных личных усилий; богоподобие заключается в духовном совершенствовании человека, в добродетелях и святости, в стяжании даров Духа Святого. «Выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» [6].

Следовательно, человек, будучи сотворенным «по образу и по подобию», имеет в своей жизни цель — приобщиться к Божеству, стать «Божественнаго причастницы естества» (2Пт.1:4), или, выражаясь словами свт. Афанасия Александрийского, «стать богом по благодати» [7].

С т. з. свт. Феофана Затворника образ Божий состоит «в естестве души» [8]. Святитель характеризует его как систему следующих свойств души: невещественность, простота, духовность, бессмертие, разум и свобода [9]. К подобию Божию ведет не сама система как таковая, а правильное употребление этих свойств. «А когда она [душа] должным употреблением разума и свободы познает истину и станет искренно содержать ее...сердце же украсит всякими добродетелями, как-то: кротостью, милосердием, воздержанием, миролюбием, терпением и тому подобным, — тогда эти качества составят в ней подобие Богу» [10]. Т.е. если такие свойства души как ум, воля, чувства, являясь некой заданностью человеческого естества приобретают правильное направление, то они становятся богоподобными.

Главную и определяющую силу в духовной жизни Православной Церкви всегда составляли старцы. В свете вышесказанного мы хотим кратко изложить на примере духовного наследия и жития свт. Феофана, как выдающиеся представители Православия смотрели на Евхаристию, которая есть сердце и венец всего богослужения, а также на молитву как жизнь духа человеческого, как главный стимул духовной жизни христианина.

Святое Причастие занимало в жизни свт. Феофана Затворника особое место. Следует заметить, что вопреки общему порядку, свойственному ХIХ веку, особо чтимые народом святые того времени держались мысли о необходимости частого Причащения. Среди них был и свт. Феофан Затворник. Вот, что он пишет: «На всякой литургии священнослужитель приглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите". Следственно, на всякой литургии и можно приступать. Тем более можно приступать часто. У нас иные говорят даже, что грех часто причащаться; иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме этих, и другие есть в сем отношении неправости. Не обращайте внимания на эти толки и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся» [11].

Особая опасность, подстерегающая стремящихся причащаться часто, определена свт. Феофаном как принятие фарисейского духа «трубления пред собой». Вот его ответ на вопрос о частом причащении: «Можно. Желание ваше хорошо и спасительно. Помоги вам Господи исполнить его. Но смотрите, — подымется опять труба пред собой. Поопаситесь и так себя наладьте, чтоб для сей трубы воздуха недоставало» [12]. И ещё: «Опасность для вас возможна одна — как бы не возмечтать о себе высоко. Этого бойтесь. Ибо тогда лишены будете всякого плода от Св. Причастия, и самое причащение будет не безгрешно. Боже упаси вас!» [13].

Учение святителя не отменяет необходимость аскетических упражнений накануне приобщения Святой Чаше, но выводит главнейшее, без чего никакие труды не станут плодотворными: «Причастились св. Христовых Таин и по милости Божией получили мирное и утешительное настроение духа. Затем прибавляете, что приготовляясь к Св. Причастию, довольно потрудили себя. — Се добре! И никогда не забывайте сего делать, по силе и сверх силы. За то и утешение дается причастникам. Не будь труда и лишений, и утешение не будет дано, разве по особой какой милости Божией. Так Бог устроил. Не забывайте, однако ж, что не один труд достигает сего, но в соединении с истинным духом, в каком надлежит обращаться к Богу. То и другое нужно» [14].

Т.о., мы видим, что и житие, и научное наследие свт. Феофана Затворника свидетельствуют о том, что он видел в Евхаристии залог сохранения духовности, и идти следует узким путем, избегая крайностей буквального (формального) установления и произвольного обращения к величайшему из Таинств.

В жизни святителя Феофана молитва занимала исключительное место, поэтому свт. Феофан обращает внимание на то, что вся жизнь христианина есть молитва. Т.е., продолжая заповедь апостола о непрестанной молитве (1 Сол. 5, 17), святитель говорит, что «христианин продолжает и оканчивает каждое дело молитвою» [15]. Молитве, как и любому другому делу необходимо учиться. Следуя учению предшествовавших ему святых отцов, святитель обращает внимание на должное приготовление к молитве, как на основу этого делания. Нельзя приступать к молитве, имея в сердце обиду. Вернее полагать, что потраченное время не будет иметь должного результата, а может даже оказать отрицательное воздействие: «совесть чистая пред Богом и людьми есть условие к тому» [16]. Одна из главных составляющих молитвы, по учению святых отцов — это внимание. «Устной гласной молитве, как и всякой другой, должно непременно сопутствовать внимание» [17]. Трудность этого условия хорошо знакома каждому христианину. Рассеянность ума и блуждание помыслов также делают молитву бесплодной. Бороться с этим предстоит каждому, и здесь свт. Феофан дает следующий совет: «Вина будет тогда, когда кто, заметив блуждание мыслей, будет продолжать блуждать ими. А надо так: как только замечено отбегание мысли, тотчас ворочать ее на свое место» [18]. Свт. Феофан советует чаще навыкать «молиться своею молитвою» [19]. Действительно порой слова молитвы, произнесенные от чистого сердца, бывают искреннее. Вот как об этом пишет святитель: «Все это и подобное можно изрекать пред Богом и своими словами, не прибегая к молитвеннику. Попробуйте; если пойдет, можно оставить молитвенник совсем, а если не пойдет, надо с молитвенником молиться, ибо иначе можно остаться совсем без молитвы» [20]. Для того чтобы не привыкнуть к правилу и не гнаться за количеством прочитанных молитв, святитель определяет не их количество, а время, обычно затрачиваемое на молитвенное правило. «Иные вот как делают: назначают себе на молитву четверть часа, или полчаса...затем, становясь на молитву, не заботятся о прочитывании стольких молитв, а лишь о том, чтобы к Господу вознестись» [21]. Хорошим средством к приобретению внимания является заучивание молитв наизусть, об этом неоднократно упоминает святитель в своих письмах: «Можно заучить сии молитвы наизусть и читать на память, внятно сердцу и Господу» [22]. Для того, чтобы было легче понимать смысл слов необходимо их заранее прочувствовать: «Чтобы это успешнее совершать. Потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, Вам известны были святые помышления и чувства, созерцающиеся в них» [23]. Святитель как бы указывает, что внешние факторы, такие как свет, молитвослов и т. д. отвлекают во время молитвы: «Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о молитвеннике и свете» [24].

Внимание и отеческая забота свт. Феофана Затворника о том, чтобы духовные чада умели молиться, понимали молитву, развивали в себе духовную молитвенную практику говорят о том, что святой указывал на нераздельную зависимость духовных качеств христианина с уровнем культуры молитвы, воспитанной в нем.

Святителя Феофана Затворника по праву считают ученым-богословом, явившим в своём духовном наследии высоты спасительного знания о духовности как качестве православной культуры, как условии существования православного народа, хранимого Русской Православной Церковью.

1 Греческо-русский словарь Нового Завета. М. 2000. С. 171.
2 Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. С. 147.
3 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста. В 12 т. Т. 4. Почаев. 2005. С.69.
4 Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. С. 198.
5 Там же.
6 Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение Православной веры. С.176.
7 Православная энциклопедия. М. 2002. Т. 4. С. 41.
8 Созерцание и размышление. Образ и подобие Божие. М. 2007. С. 323.
9 Созерцание и размышление. Образ и подобие Божие. М. 2007. С. 323.
10 Там же.
11 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. Письмо 69. С. 421–422.
12 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. Письмо 15. С. 98.
13 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. Письмо 69. С. 422.
14 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. Письмо 56. С. 387–388.
15 Феофан Затворник Вышенский, свт. Начертание христианского нравоучения. М. 2008. С. 115.
16 Феофан Затворник Вышенский, свт. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Письмо 5. М. 2008. С. 438.
17 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т.2. М. 1993. С. 185.
18 Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письмо 31. М. 2008. С. 121.
19 Там же. Письмо 31. М. 2008. С. 121.
20 Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? С. 121.
21 Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письмо 71. М. 2008. С. 267.
22 Феофан Затворник Вышенский, свт. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Письмо 4. М. 2008. С. 437.
23 Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письмо 47. М. 2008. С. 179.
24 Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письмо 47. М. 2008. С. 179.

Список источников

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами [Текст]. – М. : Изд-во Рос. библ. о-ва, 2005. – 1660 с.
2. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? [Текст] : письма / свт. Феофан Затворник. – М. : Отчий дом, 2008. – 302 с.
3. Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения [Текст] / свт. Феофан Затворник Вышенский. – М. : Лепта Книга, 2008. – 800 с. — (Путь святости. Вып.3).
4. Феофан Затворник Вышенский. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения [Текст] / свт. Феофан Затворник Вышенский. – М. : Лепта Книга, 2008. – 800 с. – (Путь святости. Вып.4).
5. Феофан Затворник. Письма к разным лицам [Текст] / свт. Феофан Затворник. – М. : Благовест, 2001. – 511 с.
6. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. [Текст] : Краткие поучения / свт. Феофан Затворник. – М. : Правило веры, 2007. – 639 с.
7. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты [Текст]. В 2 т. Т. II. / свт. Игнатий Брянчанинов. – М. : Правило веры, 1993. – 414 с.
8. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста [Текст]. В 12 т. Т. 4. – Почаев : Изд-во Св.-Успен. Почаев. Лавры, 2005. – 936 с.
9. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры [Текст] / преп. Иоанн Дамаскин. – М. : Изд-во Срет. монастыря, 2007. – 591 с.

Список литературы

1. Греческо-русский словарь Нового Завета [Текст] / пер. с англ. Б. М. Ньюмана. М. : Изд-во Рос. библ. о-ва, 2000. – 238 с.
2. Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы [Текст] / архим. Киприан (Керн). – Киев : Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. – 434 с.
3. Фокин, А. Р. Афанасий I Великий. Учение об обожении [Текст] // Православная энциклопедия. – М., 2002. – Т.4. – С. 41.
4. Лука (Степанов). Евхаристия в жизни и учении святителя Феофана Затворника [Электронный ресурс] / игум. Лука (Степанов) // Полное собрание творений свт. Феофана Затворника Вышенского / Издательский совет Русской Православной Церкви. – М., 2011 – . – Электрон. данные. – Режим доступа : http://theophanica.ru /, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 09.02.2014.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю