tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Самсонов Василий Геннадиевич,
студент II курса
Тамбовской Духовной семинарии

Тема христианской любви в творениях свт. Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник Вышенский (в миру — Георгий Васильевич Говоров), известный православному миру как епископ Русской Православной Церкви, публицист-проповедник, истолкователь источников богословия, глубоко знавший Cвященное Писание и Cвященное Предание, прекрасный переводчик, духовно-нравственный писатель, богослов, — оказал заметное влияние на русское общество эпохи великих перемен и на современное общество, отнюдь не преодолевшее проблем духовного становления, основанием которого является богословский концепт любви к ближнему.

Святитель Феофан Затворник оставил нам бесценное сокровище в виде более шестидесяти духовных произведений, большинство из которых написано им во время двадцативосьмилетнего затвора в Выше и которые он завещал перед своей смертью всему русскому народу. Наиболее важными трудами святителя являются «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения». В них раскрывается христианская любовь, признаки любви и способы, как научиться любить.

Стиль и приемы изложения, которых придерживается святитель, характеризуют его как духовного наставника, желающего быть понятным большинству читателей, не обладающих глубоким знанием богословской науки. В этом факте и обретается аргумент, доказывающий, что Преосвященный Феофан горел подлинной любовью к ближнему и видел в ней путь духовного совершенствования, к которому и зовет сборник богословских трудов отцов Церкви — «Добротолюбие». Это ли не свидетельство действенной любви святителя к ближнему, спасение души которого интересовало ученого-богослова прежде всего.

Перевод «Добротолюбия» свт. Феофана отличается от перевода «Добротолюбия» прп. Паисия Величковского тем, что Владыка Феофан желал был понятным и полезным как можно более широкому кругу читателей. Феофаново «Добротолюбие» рассчитано на современного ему читателя. Преподобный Паисий переводит для монахов и только для монахов, о чем свидетельствует прямое указание переводчика: не давать перевод внешнему читателю, «внешним это вредно». Эта мысль читается в тексте доклада историка и философа Н.Н. Лисового, духовно и биографически связанного с Вышей, Тамбовом [1].

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин.4:16). Бог есть Любовь, потому что в Боге действие всех сил находится в гармонии и во внешнем проявлении своем Бог руководствуется Любовью. В личностном творении имеется также гармония этих сил и в личностном творении рождается ответная любовь к Богу, но если по своей греховности человек утрачивает гармонию духовных сил, тем самым, отделяя себя от любви Божией, то и в этом случае Любовь Божия не перестает действовать к тем, кто этой любви недостоин. И называется это — Божия милость. Безличное творение не лишено Любви Божией, которая к ним со стороны Бога проявляется в виде благости.

Эти Божественные, непререкаемые, неизменяемые истины не теряют своей актуальности на всем протяжении существования человеческого рода и не потеряют никогда. Господь наш, Иисус Христос, Сам определяет цель Своего прихода в грешный мир так: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17)». Иными словами, Он пришел не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его, всячески дополнить. Что же для этого требовалось? Конечно же, Любовь Божия к нам грешным. И вот Господь дает нам главнейшую заповедь: «<...> один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35–40). Видите, на первое место Господь ставит заповедь любви по отношению к Богу, как к Творцу, Вседержителю, а потом уже по отношению к человеку. Все наши проблемы, болезни и страдания от того, что мы забываем, кто мы и для чего находимся на этой земле. От того, что зачастую у нас происходит подмена понятий: мы свое собственное, личное «Я» ставим на первое место, отодвигая при этом Истинного Бога на второе. Мы любим больше человека, чем Бога. Этот грех, который заставляет нас угождать себе и другим людям, противопоставляя себя Богу, называется — себялюбием. В своих творениях святитель Феофан подробно разбирает этот грех и анализирует его. Он пишет: «Господь начинает укор Своим современникам с того, что они не радят «о суде и любви Божией» (Лк. 11, 42). Иссякновение правды и любви есть корень всякого нестроения, как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия, или эгоизма. Если эгоизм вселится в сердце, то в нем расплодится целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующие самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек, по сердечному строю, негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк. 11, 42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, что и внешнее поведение его безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он есть «гроб скрытый», над которым люди ходят и не знают того (Лк. 11, 44). Начало самоисправления есть начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстанавливается правота и любовь, а от них потом начинают оживать, одна за другой, и все прочие добродетели. Человек, по сердечному строю, становится тогда благообразным перед очами Божиими, хотя внешне для людей может иногда казаться довольно невзрачным. Но суд людской — не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас» [2].

Господь всех нас любит и никогда не оставит, наоборот, Он хочет, чтобы мы спаслись и прибывали в Его вечной Любви. В покаянной молитве свт. Василия Великого мы слышим такие слова: «Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим, яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» [3], т. е. Бог как Творец и Вседержитель ждет от нас всего лишь одного — искреннего покаяния и обращения к Нему. Именно из-за своей неизмеримой Любви к роду человеческому Бог пошел на Крест для того, чтобы Искупить наш грех и через Крестную смерть спасти нас. Почему же мы не любим Господа и ближнего своего так, как повелевает нам Спаситель: от всей души, от всего помышления, от всех наших сил? Потому что мы свое «Я» проявляем во всем, и через это страсти берут над нами верх, а именно с ними и учил нас бороться великий христианский учитель — Преосвященный Феофан. Если бы мы умели следовать заветам Любви, если бы все люди любили сначала Бога, а потом ближних, то мир находился бы в состоянии Божественной Любви и блаженства, но Любовь — это одно из самых сокровенных имен Божиих: «Бог есть любовь» (1 Ин.4:16). В Новом Завете о любви говорится как о Духе Божием: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.5:5). В Евангелии мы слышим слова Христа Спасителя, которые также одновременно являются призывом к жертвенной любви, не щадя себя самого, но быть готовым умереть за других людей. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13)». Этот евангельский завет расцвел многочисленными примерами жертвенной любви ко Господу и ближним, явленными веками истории Православия. К такой любви и взывают святительские труды, в которых владыка Феофан выражает любовь как «полноту добродетелей и отвержение всех страстей» [4].

Выражение богословского опыта осмысления концепта «христианская любовь» в сочинениях святителя необходимо и полезно всем жаждущим спасения и не может быть воспринято кроме как с благоговением и душевным трепетом. Ревнитель благочестия руководствуется в своих сочинениях христианской любовью и показывает, что «любовь к Богу сродна естеству нашему» [5], она даже не угасает в грешниках, и призывает их всегда к покаянию. Любовь начинается тогда, когда в покаянии проявляются чувства служить Господу, не щадя себя. Эта любовь несет разные понятия, разные оттенки. «<...> иной любит Бога, потому что имеет от Него много добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него какого-либо добра; иной любит Бога, ради того, что чает от Него всякого добра; иной любит Бога, потому что Он Бог...другой все делает для Бога, а иной и себя, и все свое приносит в жертву Богу безусловно» [6]. Преосвященный Феофан убеждает этим, что самопожертвование без всяких видов, есть чистая, искренняя любовь. «Действительно, любовь сильнее всего, она выше всего: всех законов и добродетелей. Любовь загорается от прикосновения Господа к сердцу, духовное горение сердца Господу есть любовь к Нему, есть рай духовный. Любовь, в своем истинном виде, есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, не как гость, на время посещающий нашу душу, но расположение постоянное, твердое, глубоко укорененное, существенно неотъемлемое, как, например, дыхание или биение сердца» [7]. Далее святитель называет и иные качества и свойства любви. «В ком внедрено это чувство или эта сила, тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством. Пусть он и в постоянном труде, но ни труда, ни скорбей, ни препятствий не видит и не ощущает; ибо самые трудности в путях любви не умаляют, а возвышают любовь, как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламя огня. Да, любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там; видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни. Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви» [8].

Из размышления видно, что путь к полной совершенной любви не близок и не легок, но мы должны при этом усердно стремиться к ней.

Святитель хорошо объясняет значение христианской любви на примере первого послания Апостола Павла к Коринфянам, изъясняя его следующим образом: «Любовь милосердствует: как же она будет в сердце, когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других? Любовь не завидует: как же она будет в сердце, когда там живет завистность? Любовь не превозносится и не гордится: как же она будет в сердце, когда там властвуют гордость и тщеславие? Любовь «не ищет своих си»: как же она будет в сердце, в котором исходное начало деятельности — самолюбие? Любовь не бесчинствует: как же она будет в сердце, полном страстей бесчиния? Любовь не радуется о неправде: как же она будет в сердце, склонном к злоречию, пересудам и клеветам? Искорените прежде эти злые древа страстей, и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее и цвет, и плод любви. Но только начните искоренять страсти, и вы неизбежно вступите в путь тесный и прискорбный, встретитесь с необходимостью облекаться во всеоружии подвигов и лишений, должны будете проходить все освятительные, исправительные и руководительные законоположения Церкви Божией; то есть, прежде чем вступите в единство любви, должны будете подъять многие труды и обращать силы свои на многие занятия, пройти как бы лес, чтобы вступить в отрадную, усеянную цветами поляну любви» [9].

Отсюда следует, что в его творениях можно найти ответы на вопросы: как научится любить Господа, ближнего; Признаки христианской любви и как преуспеть в ней. Письма святителя показывают важность любви в жизни христианина. Любовь есть блаженное и ублажающее чувство, когда она есть настоящая к Богу любовь.

Таким образом, творения Преосвященного Феофана полны любовью. Через них он проявлял свою пастырскую заботливость ко всем людям. Любовь, которой исполнена была душа его, изливалась широким потоком на всех — и на сродников по плоти, и вообще на ближних. Святитель не любил разбирать дел человеческих и говорить о чем-либо суетном и тленном. Своим примером, он призывает всех людей к любви, к служению Богу. Мы в свою очередь должны вынести главный урок изучая творения святителя Феофана — это урок любви к Богу и ревности по Боге, которую каждому из нас необходимо беречь в нашей душе. Читая его труды, человек поймет, что любовь к Богу заключается не в словах, а в глубоком внутреннем процессе, происходящем в человеке. У человека любовь к Богу возникает тогда, когда он не завидует, не осуждает, не желает плохого ближнему своему, а видит в ближнем Христа и хочет Ему послужить. А что бы приобрести такую любовь нужно постоянно работать над собой изучая Священное Писание и Творения Святых отцов.

1 Лисовой, Н. Н. Две эпохи два «Добротолюбия» : преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник [Электронный ресурс] : [доклад на VI Феофановских чтениях] // theophanica.ru/051012/08_Lisovoy.php
2 Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М. 2009. С. 323.
3 Православный молитвослов. М. 2004. С. 200.
4 Феофан Затворник. Толкование Послания Апостола Павла к Коринфянам первого. М. 2006. С. 605.
5 Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними. М. 2003. С. 270.
6 Там же.
7 Феофан Затворник. Богоугодная жизнь вообще. М. 2010. С. 68–69.
8 Там же.
9 Феофан Затворник. Богоугодная жизнь вообще. М. 2010. С. 68–69.

Список источников и литературы

Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. – 2-е изд., испр. и доп. – Калуга : Изд-во Введен. Оптиной Пустыни, 2003.
Лисовой, Н. Н. Две эпохи два «Добротолюбия» : преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник [Электронный ресурс] : [доклад на VI Феофановских чтениях] // Полное собрание творений Святителя Феофана Затворника Вышенского : [некоммер. сайт] / Издат. Совет. Рус. Православ. Церкви. – М., 2011 – . – Электрон. данные. – Режим доступа : theophanica.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 03.02.2015.
Православный молитвослов. – М. : Изд-во Срет. монастыря, 2004.
Феофан Затворник. Богоугодная жизнь вообще : из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859–1866 гг. – М. : Отчий дом, 2010.
Феофан Затворник. Мудрые советы. – Минск : Изд-во Белорус. Экзархата Русской Православной Церкви, 2004.
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Краткие поучения. – М. : Правило веры, 2009.
Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними. – М. : Данилов. благовестник, 2003.
Феофан Затворник. Толкование Послания Апостола Павла к Коринфянам первого. – М. : Правило веры, 2006.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю