tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Дмитриева Тамара Юрьевна,
главный библиотекарь отдела редких книг
Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

Наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского, в фонде Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

Необычайно богата и интересна история формирования и бытования книжного фонда Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Наиболее интересная и значимая часть его хранится сегодня в отделе редких книг. Наряду с коллекциями наших дарителей, прижизненными работами выдающихся писателей, ученых, государственных и общественных деятелей, старопечатными книгами и современными альбомами по искусству, в фонде отдела представлена православная литература о церковных и религиозных деятелях. К ним относится святитель Феофан Затворник (10 (или 8) января 1815 – 6 января 1894) — в миру Георгий Васильевич Говоров — епископ Православной Российской Церкви, выдающийся русский духовный писатель, богослов, подвижник и учитель христианской жизни, церковно-государственный деятель. Личность его весьма значима, как для Тамбовского края, так и для России в целом.

С 1859 года начинается тамбовский период в деятельности святителя Феофана в качестве епископа Тамбовского и Шацкого. Служа на Тамбовской кафедре, он прославился как замечательный проповедник и просветитель. Проводит он и поистине подвижническую деятельность: устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботясь тем самым о повышении образования, как духовенства, так и всего населения епархии.

В 1866 году по прошению святитель Феофан уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены — они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель Феофан посвящал письменным трудам, отмечая: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

После Пасхи 1872 года святитель Феофан уходит в затвор, проводя своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. Впрочем, находясь в затворе, Феофан Затворник утверждал, что затворился он «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Именно в это время он создаетсвои основные литературно-богословские и переводные труды, в которых обобщен духовный опыт многих подвижников Церкви и которые являются сегодня поистине драгоценным духовно-литературным наследием.

Феофан Затворник не писал специально догматических трудов. Основные темы его сочинений — нравственное богословие и аскетика. Именно он сыграл ключевую роль в знакомстве русского Православия с древнехристианской аскетической литературой. Святителю Феофану принадлежит множество толкований Священного Писания, переводов творений древних отцов и учителей. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Особый вид литературных трудов святителя Феофана Затворника представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.

Некоторые документы из духовно-литературного наследия святителя Феофана Затворника сегодня бережно хранятся в отделе редких книг. Прежде всего, хотелось бы сказать о его книге «Толкование первых восьми глав Послания Святого апостола Павла к римлянам», изданной в Москве в 1890-м году. На титульном листе ее значится: «издание второе Афинскаго Русскаго Пантелеймонова монастыря». Это достаточно объемный труд (560 страниц), состоящий из Предисловия, Вероучительной части, Нравоучительной части и Послесловия. Книга в полукожаном переплете, с тиснением на корешке заглавия и экслибриса «ОНБ», который говорит нам о том, что она находилась в составе фонда Особой Нарышкинской библиотеки. Учитывая значимость личности автора этого сочинения и дату его выхода из печати (1890 год, т.е. при жизни автора), мы без сомнения, можем отнести это издание к книжным памятникам регионального уровня.

Говоря о духовно-литературном наследии Святителя Феофана, нельзя не сказать о таком интереснейшем периодическом издании, как «Тамбовские Епархиальные ведомости». Именно епископ Тамбовский и Шацкий Феофан осуществил подготовку и благословил начало издания «Епархиальных ведомостей» в 1861-м году. Вероятно поэтому на страницах «... ведомостей» в разные годы особое место отводилось публикации его Речей и Проповедей, Слов и Наставлений, других произведений. Так, во 2-м томе Прибавлений к «Тамбовским Епархиальным ведомостям» за 1861/1862 годы опубликованы его следующие Слова: в неделю по просвещении, в неделю о Мытаре и Фарисее, на Сретение Господне, в неделю о блудном сыне, в неделю мясопустную, в неделю сыропустную, о покаянии, о причащении Святых Тайн, в день преподобнаго Алексия Божия человека, в 3-ю неделю Великаго Поста, в 4-ю неделю Великаго Поста, в 5-ю неделю Великаго Поста, на освящение храма во имя Св. Предтечи в Тамбовском Казанском монастыре, надгробное слово — речь, сказанная 26 апреля 1862 года при отпевании артиллерии генерал-майора Валентина Алексеевича Колобова.

В № 5 (С. 278–302) «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1871 год опубликованы выдержки из брошюры святителя Феофана «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из 4-х Евангелий одну последовательную евангельскую историю»; здесь же в качестве приложения имеется «Наглядный конспект Евангельской истории в 4-х параллельных столбцах: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна». А на странице 172 в № 7 за этот же год напечатана информация о продаже всей брошюры. В информации значится: «Выручка предназначена автором в пользу Тамбовского училища девиц духовнаго звания». В «Прибавлениях ...» к № 11 «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1871 год на страницах 613–620 напечатано: «Слово по освящении храма на Екатерининском заводе его превосходительства Е. Д. Нарышкина, 26 октября 1871 года, Сказанное Епископом Феофаном».

В «Прибавлении...» к «Тамбовским Епархиальным ведомостям» в №№ 9, 11, 12 за 1872 год опубликованы выдержки из «Толкования перваго послания к солунянам», автором которого является святитель Феофан, а в Неоффициальной части №№ 7, 8, 9, 12 «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1875 год — выдержки из его «Толкования послания апостола Павла к филиппийцам».

В Неоффициальной части №№ 3 и 4 «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1874 год напечатаны выдержки из интереснейшего сочинения Феофана Затворника «Несколько слов о жизни и писаниях Святаго Антония».

Особое внимание хотелось бы обратить на выпуски номеров «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1915 год — год столетия со дня рождения святителя Феофана. Так, в Неоффициальном отделе №№ 1–5 опубликован интересный очерк П. Смирнова «Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник» (Ко дню 100-летия рождения). В очерке весьма обстоятельно рассматриваются основные этапы деятельности и трудов покойного святителя. Автор очерка приводит его изречения, в которых выразил свой взгляд на сущность и идеал христианской жизни. Этими же словами определяется весь смысл, характер и направление жизненного подвига самого святителя Феофана: «Не тяготейте к земле. Все тленно — только одно счастье загробное вечно, неизменно, верно. И это счастье зависит от того, как мы проживем эту нашу жизнь»; «Не собирай других сокровищ, кроме мудрости, добродетели и благочестия. Это — единственное благо, котораго не отнимет никакая перемена счастья».

В Неоффициальном отделе № 7 за этот же год опубликована статья под названием «Поминовение Святителя Феофана — Затворника. В день столетия со дня его рождения, в Вышенской пустыни». Автор ее Шацкий уездный миссионер священник Василий Бельский рассказывает о праздновании 100-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана в Вышенской пустыни.

Конечно же, представленный материал «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за различные годы, является далеко не полным, но сегодня нам ясно одно: это уникальное краеведческое периодическое издание из нашего фонда является ценнейшим источником для изучения жизни и деятельности святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Ко всему сказанному остается добавить, что несмотря на весьма почтенный возраст изданий, о которых мы сегодня говорим, (а им 100 и более лет), они хорошо сохранились. Книга имеет хорошую сохранность и комплект «Тамбовских Епархиальных ведомостей» был отреставрирован в 2007 году на средства, выделенные в рамках программы «Культура Тамбовской области (2006–2010 гг.)». Думается, что еще не один десяток лет послужат эти источники и библиотекарям, и читателям, среди которых историки, научные сотрудники, краеведы, служители церкви, напоминая всем нам о таких подвижниках веры и благочестия, оказавших глубокое влияние на духовное возрождение общества как святитель Феофан Затворник.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю