Конференции и совещания
К материалам круглого столаДмитриева Тамара Юрьевна,
главный библиотекарь отдела редких книг
Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина
Наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского, в фонде Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина
Необычайно богата и интересна история формирования и бытования книжного фонда Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Наиболее интересная и значимая часть его хранится сегодня в отделе редких книг. Наряду с коллекциями наших дарителей, прижизненными работами выдающихся писателей, ученых, государственных и общественных деятелей, старопечатными книгами и современными альбомами по искусству, в фонде отдела представлена православная литература о церковных и религиозных деятелях. К ним относится святитель Феофан Затворник (10 (или 8) января 1815 – 6 января 1894) — в миру Георгий Васильевич Говоров — епископ Православной Российской Церкви, выдающийся русский духовный писатель, богослов, подвижник и учитель христианской жизни,
С 1859 года начинается тамбовский период в деятельности святителя Феофана в качестве епископа Тамбовского и Шацкого. Служа на Тамбовской кафедре, он прославился как замечательный проповедник и просветитель. Проводит он и поистине подвижническую деятельность: устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботясь тем самым о повышении образования, как духовенства, так и всего населения епархии.
В 1866 году по прошению святитель Феофан уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены — они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель Феофан посвящал письменным трудам, отмечая: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
После Пасхи 1872 года святитель Феофан уходит в затвор, проводя своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. Впрочем, находясь в затворе, Феофан Затворник утверждал, что затворился он «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Именно в это время он создаетсвои основные
Феофан Затворник не писал специально догматических трудов. Основные темы его сочинений — нравственное богословие и аскетика. Именно он сыграл ключевую роль в знакомстве русского Православия с древнехристианской аскетической литературой. Святителю Феофану принадлежит множество толкований Священного Писания, переводов творений древних отцов и учителей. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Особый вид литературных трудов святителя Феофана Затворника представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.
Некоторые документы из духовно-литературного наследия святителя Феофана Затворника сегодня бережно хранятся в отделе редких книг. Прежде всего, хотелось бы сказать о его книге «Толкование первых восьми глав Послания Святого апостола Павла к римлянам», изданной в Москве в 1890-м году. На титульном листе ее значится: «издание второе Афинскаго Русскаго Пантелеймонова монастыря». Это достаточно объемный труд (560 страниц), состоящий из Предисловия, Вероучительной части, Нравоучительной части и Послесловия. Книга в полукожаном переплете, с тиснением на корешке заглавия и экслибриса «ОНБ», который говорит нам о том, что она находилась в составе фонда Особой Нарышкинской библиотеки. Учитывая значимость личности автора этого сочинения и дату его выхода из печати (1890 год, т.е. при жизни автора), мы без сомнения, можем отнести это издание к книжным памятникам регионального уровня.
Говоря о
В № 5 (С.
В «Прибавлении...» к «Тамбовским Епархиальным ведомостям» в №№ 9, 11, 12 за 1872 год опубликованы выдержки из «Толкования перваго послания к солунянам», автором которого является святитель Феофан, а в Неоффициальной части №№ 7, 8, 9, 12 «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1875 год — выдержки из его «Толкования послания апостола Павла к филиппийцам».
В Неоффициальной части №№ 3 и 4 «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1874 год напечатаны выдержки из интереснейшего сочинения Феофана Затворника «Несколько слов о жизни и писаниях Святаго Антония».
Особое внимание хотелось бы обратить на выпуски номеров «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за 1915 год — год столетия со дня рождения святителя Феофана. Так, в Неоффициальном отделе №№
В Неоффициальном отделе № 7 за этот же год опубликована статья под названием «Поминовение Святителя Феофана — Затворника. В день столетия со дня его рождения, в Вышенской пустыни». Автор ее Шацкий уездный миссионер священник Василий Бельский рассказывает о праздновании
Конечно же, представленный материал «Тамбовских Епархиальных ведомостей» за различные годы, является далеко не полным, но сегодня нам ясно одно: это уникальное краеведческое периодическое издание из нашего фонда является ценнейшим источником для изучения жизни и деятельности святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Ко всему сказанному остается добавить, что несмотря на весьма почтенный возраст изданий, о которых мы сегодня говорим, (а им 100 и более лет), они хорошо сохранились. Книга имеет хорошую сохранность и комплект «Тамбовских Епархиальных ведомостей» был отреставрирован в 2007 году на средства, выделенные в рамках программы «Культура Тамбовской области (
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: