tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Балашова Елена Николаевна,
доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
Института гуманитарного и социокультурного образования ТГУ имени Г. Р. Державина

Психология чтения духовной литературы

Когда рассматривают психологические особенности восприятия книги, различают чтение художественной и специальной литературы. Необходимо выяснить, какой подход требуется применить к литературе духовного содержания. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» среди изданий по целевому назначению духовно-просветительское издание: издание религиозного содержания, разъясняющее постулаты мировоззрения, основанного на вере в существование высших божественных сил. (В предыдущих стандартах такого вида изданий предусмотрено не было). Вместе с тем, трудно согласиться с подобным обособлением духовной литературы с точки зрения целевого назначения, поскольку среди материалов религиозного содержания можно выделить и научные (издания по богословию), и научно-популярные (проповеди священников, издания катехизаторского плана и т.д.), справочные («Православная энциклопедия»), производственно-практические (Служебник, который содержит чинопоследование вечерни, утрени, литургии и т.д.), художественная литература («Флавиан» и многое другое). Особенность последней группы изданий духовного содержания является большой процент книг документально-художественного плана (например, «зеленая серия», начавшаяся с книги митр Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые и др. рассказы», включающая «Страну чудес и другие рассказы» прот. Андрея Ткачева и т.д.). Иными словами, особенностью литературно-художественных изданий духовного содержания является отсутствие вымысла, реальные персонажи и события, послужившие основой произведения (исключение составляют притчи).

У людей, воспитанных на постулатах советского периода, порой вызывает сомнение сам факт существования научных религиозного содержания. Для них парадоксом является тот факт, что наука в средние века развивалась в монастырях. Мендель, основатель генетики, был монахом, высаживал на монастырских грядках горох разных сортов и проводил научный анализ, легший в основу его открытий. Наука изучает законы природы, данные этому миру Богом. Познавая эти законы, мы познаем Творца.

Таким образом, мы выяснили, при анализе литературы духовного содержания требуется раскрыть как литературу художественную, так и нежудожественную. Психологию восприятия специальной (нехудожественной литературы) до 70-х гг. 20 в. не рассматривали. Считалось, что работа с ней не предполагает эмоциональных проявлений. В какой-то степени это верно, но духовная литература в этом плане является исключением — ее восприятие всегда эмоционально окрашено: либо положительно, либо отрицательно (нейтралитет сохранить трудно).

Восприятие книги во многом зависит от мотивов, по которым человек обращается к ней. Различают несколько уровней мотивации: если сказать упрощенно, мы читаем по обязанности, по интересу либо и по обязанности и по интересу. Мотивы чтения по обязанности: внешняя необходимость, ожидание награды либо общественного одобрения и.т.д. Читательская деятельность может проходить трудно, требовать волевого напряжения, существует психологическое напряжение; информация может «в одно ухо влетать, в другое вылетать». Мотивы чтения по интересу: любознательность, стремление к самосовершенствованию. Восприятие характеризуется положительными эмоциями, желанием рассмотреть тот или иной вопрос. Однако неустойчивый интерес угасает, если не сформировано желание глубоко ознакомиться с темой, читательская деятельность не является систематической. Вспоминается Евангельская Притча о сеятеле, где говорится, в частности, о семенах, упавших на каменистое место с неглубокой почвой, не пустивших глубокие корни и вскоре погибших.

Третий уровень мотивации — и по обязанности и по интересу сочетает мотивы первых двух уровней. Чтение рассматривается одновременно и как деловое, и как самообразовательное.

«Человек читающий» проходит несколько фаз работы с книгой: фазу выбора, восприятия и оценки прочитанного.

1. Предфаза формируется в зависимости от социально-демографических данных читателя, его социального статуса, жизненной позиции. Мотивом обращения к книге могут выступить и сам текст, и его автор, рекомендация других читателей, направленность личности (мировоззрение, ценностные ориентации, интересы, мотивы и т.д.). При выборе духовной литературы мы очень часто ориентируемся даже не на тематику, а на автора. Вопрос взаимоотношений автора и читателя особенно ярко проявляется. При чтении книги светского содержания мы порой и не помним, кто ее автор. Восприятие книги духовного содержания — это, прежде всего, разговор с духовным наставником, созвучным человеком.

Говоря о проблеме выбора книги, нужно обратить особое внимание на необходимость отбирать для чтения литературу, заслуживающую доверия. Для выбора литературы духовного содержания это особенно важно. Недалеко от стен Троице-Сергиевой лавры бородатый благообразный человек продавал книги о «святом» Григории Распутине. Брошюра «Молитвы за детей» — молитвы вперемешку с заговорами. Приобретая книгу, нужно обязательно смотреть либо благословение святейшего Патриарха (для книг более ранних лет), либо для современных — гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Остро стоит проблема выбора электронных изданий, в которые возможно незаметно внести изменения, и пословица «Что написано пером, не вырубишь топором» не работает. Особенно страшно это применительно к духовной литературе.

От выбора книги человек переходит к непосредственному восприятию текста. Вторая фаза: собственно чтение или восприятие (операционная фаза — процессуально-результативная). Его определяют: цель чтения, уровень знаний читателя и автора текста, психологические особенности читателя (внимание, память, воображение, воля и т.д.), условия, в которых осуществляется чтение, степень организованности внимания. Остановимся на проблеме соотношения уровней знания читателя и автора текста. Восприятие ХЛ строится на «законе соответствия» уровней знания автора и читателя, работа со специальным текстом подчиняется «закону несоответствия» — если в тексте для читателя нет ничего нового, восприятие книги неэффективно. А когда мы обращаемся к духовной литературе, у нас работает «закон соответствия» и при восприятии художественной, и нехудожественной литературы. Мы знаем Евангельские события, знаем суть праздников, но тем интереснее нам читать, например, проповеди отца Иоанна Крестьянкина.

Третья фаза чтения: постфаза (результативно-оценочная). На этой фазе чтение закончено, происходит оценка содержания текста и самого результата чтения, степени достижения поставленной цели.

На основе достигнутых результатов и их оценки начинается «воспроизводство» читательской деятельности, то есть человек снова возвращается к предфазе — к выбору следующей книги для чтения. Однако это не есть «движение по кругу», но «по спирали» вверх, где с каждым новым витком человек приближается к пониманию духовных истин.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю