Конференции и совещания
К материалам круглого столаБалашова Елена Николаевна,
доцент кафедры
Института гуманитарного и социокультурного образования ТГУ имени Г. Р. Державина
Психология чтения духовной литературы
Когда рассматривают психологические особенности восприятия книги, различают чтение художественной и специальной литературы. Необходимо выяснить, какой подход требуется применить к литературе духовного содержания. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» среди изданий по целевому назначению
У людей, воспитанных на постулатах советского периода, порой вызывает сомнение сам факт существования научных религиозного содержания. Для них парадоксом является тот факт, что наука в средние века развивалась в монастырях. Мендель, основатель генетики, был монахом, высаживал на монастырских грядках горох разных сортов и проводил научный анализ, легший в основу его открытий. Наука изучает законы природы, данные этому миру Богом. Познавая эти законы, мы познаем Творца.
Таким образом, мы выяснили, при анализе литературы духовного содержания требуется раскрыть как литературу художественную, так и нежудожественную. Психологию восприятия специальной (нехудожественной литературы) до
Восприятие книги во многом зависит от мотивов, по которым человек обращается к ней. Различают несколько уровней мотивации: если сказать упрощенно, мы читаем по обязанности, по интересу либо и по обязанности и по интересу. Мотивы чтения по обязанности: внешняя необходимость, ожидание награды либо общественного одобрения и.т.д. Читательская деятельность может проходить трудно, требовать волевого напряжения, существует психологическое напряжение; информация может «в одно ухо влетать, в другое вылетать». Мотивы чтения по интересу: любознательность, стремление к самосовершенствованию. Восприятие характеризуется положительными эмоциями, желанием рассмотреть тот или иной вопрос. Однако неустойчивый интерес угасает, если не сформировано желание глубоко ознакомиться с темой, читательская деятельность не является систематической. Вспоминается Евангельская Притча о сеятеле, где говорится, в частности, о семенах, упавших на каменистое место с неглубокой почвой, не пустивших глубокие корни и вскоре погибших.
Третий уровень мотивации — и по обязанности и по интересу сочетает мотивы первых двух уровней. Чтение рассматривается одновременно и как деловое, и как самообразовательное.
«Человек читающий» проходит несколько фаз работы с книгой: фазу выбора, восприятия и оценки прочитанного.
1. Предфаза формируется в зависимости от
Говоря о проблеме выбора книги, нужно обратить особое внимание на необходимость отбирать для чтения литературу, заслуживающую доверия. Для выбора литературы духовного содержания это особенно важно. Недалеко от стен
Остро стоит проблема выбора электронных изданий, в которые возможно незаметно внести изменения, и пословица «Что написано пером, не вырубишь топором» не работает. Особенно страшно это применительно к духовной литературе.
От выбора книги человек переходит к непосредственному восприятию текста. Вторая фаза: собственно чтение или восприятие (операционная фаза —
Третья фаза чтения: постфаза (результативно-оценочная). На этой фазе чтение закончено, происходит оценка содержания текста и самого результата чтения, степени достижения поставленной цели.
На основе достигнутых результатов и их оценки начинается «воспроизводство» читательской деятельности, то есть человек снова возвращается к предфазе — к выбору следующей книги для чтения. Однако это не есть «движение по кругу», но «по спирали» вверх, где с каждым новым витком человек приближается к пониманию духовных истин.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: