tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник – суббота: с 10:00 до 18:00
Выходной день: воскресенье

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

С. В. Волкова,
преподаватель фортепиано
ДШИ № 3 г. Тамбова

Нотопечатание в России. Истоки

В 2017 исполняется 340 лет нотопечатания в России. Этой знаменательной дате посвящено наше заседание.

Сегодня, в век изобилия печатной и нотной продукции мы не задумываемся, каким долгим и трудным был путь совершенствования от первых безлинейных нотных знаков до современного нотного письма, от первых гравюр на меди до современных печатных машин.

Начало нотопечатания в России относится к 1677 году. Основоположником стал Симон Матвеевич Гутовский — заметная фигура в истории российской культуры. Поляк по происхождению, он много лет служил при царском дворе. Работал в Оружейной палате, занимался изготовлением больших органов для Кремля, а также стал организатором оркестра из крепостных музыкантов, который играл в местном театре. Но, кроме того, прославился как человек, открывший путь для российского нотопечатания. Руками Симона Гутовского был сооружен первый в России станок для изготовления гравюр на меди. На нем же впоследствии печатались и ноты. В документах московской Оружейной палаты имеется запись от 22 ноября 1677, что он «сделал стан деревянный, который печатает листы фряжские» (т. е. гравюры на меди). Таким образом, в России в конце 17 в. были освоены оба распространённых в то время на Западе способа нотопечатания: набор и гравировка.

В 1700 во Львове был опубликован «Ирмолог» — первый печатный памятник русского знаменного пения (с линейным нотным письмом). Шрифт для него был создан печатником И. Городецким. По словам В. Ф. Одоевского, эта книга — «неоценённое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе».

Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала Синодальной типографии и Придворной певческой капелле.

Нотные издания светских муз. сочинений стали печататься в России с 1730 г. в С.-Петербурге в типографии А. Н. Первым изданием явилась «Песнь к торжественному празднованию коронации императрицы Анны Иоанновны».

С 70-х гг. 18 в. нотопечатание в России быстро развивается. Появляются многочисленные частные издательские фирмы. Ноты печатаются в различных журналах и альманахах. В русском нотопечатании применялись все передовые достижения полиграфической техники.

Как я уже говорила, нотная запись не сразу появилась в том виде, оторым мы пользуемся сегодня. На протяжении многих веков она претерпевала многочисленные изменения. На Руси в далекие времена ноты писались крюками или невмами. Они состояли из значков типа черточек, точек, запятых и проставлялись над словесным текстом. Позднее они стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно зарождалась линейная нотация. В XI в. она была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д’Ареццо. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящих из четырёх горизонтальных параллельных линий. Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей. В нач. 17 в. в России осуществляется постепенный переход от крюкового письма к 5-линейной нотной системе, которой мы пользуемся сегодня.

Первые частные издатели появились в России в XVIII в. в среде купцов, занимавшихся книжной торговлей. Развитие частных нотоиздательских фирм было связано с указом Александра I от 1801 г. о возобновлении деятельности частных типографий, закрытых Екатериной II в 1796 г.

В кон. XVIII – нач. XIX в. становление нотоиздательского дела в России было связано с деятельностью иностранцев, которые получали привилегии на открытие типографий и почетные звания поставщиков императорского двора.

В частности, основным издателем в этот период является Оноре-Жозеф Дальмас, который открыл 1800 г. в С.-Петербурге музыкально-издательскую фирму.

Дальмас, в частности, печатал все сочинения Бортнянского, оперные партитуры французских и итальянских композиторов. Но, пожалуй, самым крупным предприятием того времени стало издание 4-томного собрания военных маршей императорской Российской гвардии для военного духового оркестра.

Началом активного развития нотоиздательского дела в России считаются 50-е годы XIX в., когда стали открываться новые нотопечатни, типографии и т. п. (А. Б. Гутхейля, Блохина, Беляева и др.). На волне общественного подъема в период реформ 60-х гг. появились крупные издательские, полиграфические и книготорговые фирмы, увеличилось и количество печатной продукции в связи с повышением спроса. Во 2-й пол. XIX в. появление массового читателя дало возможность выпускать более дешевые издания увеличенными тиражами. Характерной чертой этого времени становится развитие специализированных издательств, в т. ч. музыкальных. Ноты печатали не только ното- и книгоиздатели, но и авторы, издававшие свои музыкальные произведения на собственные средства.

Крупнейшим издателем во 2-й пол. XIX в. стала фирма П. И. Юргенсона. За время своего существования музыкальное издательство Юргенсона выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов, в том числе: Алябьева, Аренского, Балакирева, Бородина, Глинки, Глиэра, Гречанинова, Даргомыжского, Прокофьева, Рахманинова, Римского-Корсакова, Скрябина, Танеева, Чеснокова и многих, многих других. П. И. Юргенсон выпустил почти все сочинения. П. И. Чайковского.

Из зарубежных композиторов П. И. Юргенсон издал полные собрания фортепианных сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена, все сонаты Бетховена, оперы Вагнера, сочинения Баха, других деятелей западной музыкальной культуры.

Другим известным предприятием было издательство Александра Богдановича Гутхейля, основанное в 1859 г. в Москве. В течение нескольких десятков лет издательство Гутхейля публиковало сочинения А. Балакирева, Бортнянского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова.

В XX в. делаются попытки механизации процесса изготовления нот, т. к. процесс этот был очень трудоемкий и экономически невыгодный. В основе нотного издательства лежал ручной труд каллиграфов-переписчиков нотных знаков. Искусство нотопечатания оставалось уделом узкого круга профессионалов.

В XX веке нотопечатание стало вестись фотомеханическим способом. С нач. 70-х гг. XX в. получают повсеместное распространение фотонаборные машины для текстового набора, т. к. они высокопроизводительны и работа на них не вредна для здоровья.

К середине ХХ столетия советская «индустрия» нотопечатания стала одна из самых мощных в мире. В настоящее время изготовление нотных оригиналов производится с помощью компьютерных программ и специальных нотных шрифтов.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю