tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник – суббота: с 10:00 до 18:00
Выходной день: воскресенье

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Л. Н. Шипулина,
преподаватель фортепиано
ДШИ № 3 г. Тамбова

П. И. Юргенсон: вчера, сегодня, завтра

Отмечая юбилей российского нотопечатания, мы перелистываем страницы его истории, останавливая свое внимание на главных вехах его развития, говорим о тех, кто способствовал сохранению и развитию лучших традиций русской культуры. Одним из главных в этой связи необходимо назвать имя Петра Ивановича Юргенсона — известнейшего нотоиздателя, организатора и пропагандиста русского музыкального искусства, мецената и благотворителя.

Петр Иванович Юргенсон родился 5 июля 1836 года в Ревеле ( ныне Таллин) в очень бедной семье. Его отец, Иоган Кирс (принявший позднее девичью фамилию своей жены — Юргенсон), эстонец, шкипер рыбачьего судна, и мать Аэта — оба тяжелым трудом зарабатывали на хлеб семье, состоявшей из двух дочерей и трех сыновей. Отец вскоре умирает и все заботы о семье ложатся на плечи вдовы. Детские годы ребенка протекают в гнетущей обстановке, окрашенной отчаянной борьбой за существование.

Получив образование в Ревеле в местном городском училище, мальчик сильно пристрастился к чтению. Молодой и пытливый ум жадно ищет объяснения окружающего реального мира в книгах, зарабатывая деньги на абонемент в библиотеку ношением воды для соседей.

В 14-летнем возрасте Петра Юргенсона отправляют в Петербург, где сообразительный подросток осваивает гравирование нот в известной нотопечатне М. Бернара. Затем он несколько лет служит приказчиком в нотном издательстве Ф. Т. Стеловского, а в 1859 году получает место управляющего в издательстве К. Шильдбаха в Москве.

Профессионализм молодого руководителя издательского дела, его стремление к освоению нового, сочетавшиеся с честностью и порядочностью, привлекли к нему внимание видных представителей музыкального мира Москвы. В 1861 году Петр Иванович при финансовой помощи Н. Г. Рубинштейна открывает небольшое предприятие, положившее начало крупнейшему нотоиздательству страны (магазин открылся 10 августа на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка, в конце 1880-х переехал в Неглинный проезд 14, ныне улица Неглинная). По мнению самого Петра Ивановича, эта поддержка стала «неоценимым подарком в его судьбе».

В 1862 году Юргенсон издает полное (первое в то время) собрание фортепианных сочинений Мендельсона, в период 1862–64 гг. — сборники романсов Шуберта и Шумана (первое). В 1873 году — полное собрание сочинений Шопена. Его дело быстро развивается. Он скупает более 20 мелких издательских фирм (Мелье, Эрланда, Бернара и других) и к концу XIX века издательство Юргенсона становится крупнейшим в России. Этот успех определили с одной стороны, использование новых технологий и современного оборудования, подготовка собственных квалифицированных кадров, а с другой стороны, предпринимательские качества и музыкальная интуиция ее главы, издававшего востребованные обществом музыкальные произведения.

В 1878 году Юргенсон понизил цену своих изданий почти на половину, чем повлиял на удешевление нотной литературы в России в целом. Он уделяет особое внимание издаваемому репертуару, ежегодно пополняя каталог фирмы. Уже к 1911 году, то есть через 50 лет после ее основания, каталог насчитывал несколько тысяч музыкальных произведений: десятки партитур опер, прежде практически не издававшихся в России из-за своей нерентабельности, 300 оркестровых партитур, более двухсот книг по музыке, 900 томов так называемого дешевого издания.

В 1897 году он открывает филиал в Лейпциге, затем в Париже, Лондоне, налаживает торговые связи с Америкой, Мексикой, Аргентиной, Австралией и некоторыми другими странами. Это не только увеличивало объем продаж и приносило доход, но и способствовало распространению русского музыкального искусства в мире.

Развитие предприятия зависело во многом от установленных личных связей и сотрудничества с крупнейшими русскими композиторами и исполнителями: М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и др. Он печатал как уже известных авторов, так и только начинающих, о которых еще никто ничего не знал: И. Стравинского, С. Танеева, Н. Метнера, С. Рахманинова. Юргенсон оказывал материальную поддержку начинающим композиторам, например, А. Глазунову и А. Ляпунову.

Особое значение имели отношения издателя с П. И. Чайковским, которые со временем переросли в многолетнюю искреннюю дружбу. П. И. Юргенсон высоко ценил дарование П. И. Чайковского и стремился не столько к получению прибыли от издания его произведений, сколько к созданию материальных условий для его творчества. Он стал коллекционером произведений великого композитора, сохраняя их как национальное достояние. Сотрудничество издателя и композитора было основано на бескорыстной дружбе. Юргенсон был душеприказчиком композитора и свидетелем при составлении им завещания, а Петр Ильич стал крестным отцом старшего сына Юргенсона — Бориса. Об этой тесной дружбе говорит тот факт, что Чайковский посвятил Петру Ивановичу романс «Слеза дрожит».

[Прослушивание фрагмента романса в исполнении Д. Хворостовского].

С 1862 года П. И. Юргенсон тесно сотрудничает с московским отделением Русского музыкального общества, а с 1875 года входит в состав директоров организации и в течение 30 лет занимается решением ее организационных и финансовых вопросов.

С 1872 по 1908 год фирма получила 15 наград на международных и российских промышленных и книжных выставках. За «полезную деятельность на поприще отечественной промышленности...» П. И. Юргенсон был награжден орденом Святой Анны III-й степени и получил привилегию ставить Государственный герб российской империи на свою продукцию.

После смерти Юргенсона 20 декабря 1903 года его фирма по наследству перешла сыновьям: Борису (ставшему главой фирмы) и Григорию. В ноябре 1918 года комитет фирмы во главе с Б. П. Юргенсоном постановил передать издательство (с нотопечатнями) и торговлю советской власти.

В декабре 1918 года на базе издательства при содействии братьев Юргенсон был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомпроса, при котором было образовано Государственное музыкальное издательство (Госмузиздат). Позднее его реорганизовали в «Музгиз» ( в 1930 г.), а с 1964 г. в издательство «Музыка». Эта издательская фирма на протяжении многих десятилетий является главным производителем нотных и книжных музыкальных изданий, продолжая миссию распространения и пропаганды в России музыкальной культуры.

Начиная с 2001 года в Москве при поддержке Министерства культуры РФ, Благотворительного фонда П. И. Юргенсона, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского проходит Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (1 раз в два года, возраст участников не должен превышать 35 лет). Главной целью проведения конкурса является выявление и поддержка молодых одаренных музыкантов.

В заключении хочется сказать, что издательское дело поистине являлось главной любовью и делом всей жизни П. И. Юргенсона. В своем завещании он написал: «Я всей душой предавался служению этому делу, оно мне очень близко к сердцу было не только по выгоде, но как создание мое, приносящее пользу не только мне, но и очень многим». К юбилею выдающегося русского музыкального издателя в 2011 году был снят документальный фильм «Петр Юргенсон: вчера, сегодня,завтра» — режиссер-постановщик внучка знаменитого издателя — Анастасия Юргенсон.

Презентация

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю